В этой статье рассматривается проблема повышения уровня знания студентов медицинского профиля, общей культуры профессиональной квалификации и духовно богатой личности. А также рассматриваются аспекты, суть которых заключается в обновлении знаний, изучении новейших достижений науки и техники, овладевание современными методами научных исследований.
Ключевые слова: интеллектуальность, образованность, активный гражданин, культура, духовность, личность, духовно-нравственное воспитание, молодое поколение, современный специалист.
Формирование нового человека было и остается предметом особой заботы нового Узбекистана. Совершенствование общественных отношений в независимом Узбекистане неразрывно связано со всесторонним и гармоничным развитием молодого человека не только как главной производительной силы, но и как активного гражданина, духовно богатой, нравственно зрелой личности.
Формирование нового человека самым тесным образом связано со всем комплексом хозяйственных, социальных проблем. Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности идейная зрелость людей невозможна, как невозможна она без соответсвующей материально-технической базы. А это значит, что формирование нового человека является не только результатом, но и важнейшим условием строительства нового Узбекистана.
Эффективность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во многом зависит от знания и учета всех тенденций, характеризующих сегодня процесс социального роста, процесс становления личности выпускника узбекской медицинской высшей школы.
В условиях нового Узбекистана вопросы социального образования и знаний молодого поколения, в том числе студенческой молодежи, приобретают особенно большое значение. Первостепенная задача медицинских вузов — готовить специалистов, обладающих основательными знаниями в фундаментальных областях медицинской науки, сочетающимися с достаточной широтой эрудиции, именно это позволяет выпускнику высшей медицинской школы идти в ногу с научно-техническим прогрессом, сравнительно легко адаптироваться к производственной обстановке. Но в нынешных условиях этого тоже недостаточно. Современный специалист должен постоянно обновлять свои знания, изучая новейшие достижения науки и техники, овладевая современными методами научных исследований.
Поэтому одна из важнейших социальных проблем перед медицинской высшей школой в деле подготовки специалиста нового типа, — это проблема разрешения противоречия меджу объёмом и содержанием образования и теми требованиями, которые предъявляет ускоряющейся научно-технический и социальный прогресс и специалисту высшей квалификации.
Эффективность и темпы стратегии развития Узбекистана во многом зависят от уровня идейно-политического воспитания различных категорий узбекской молодёжи, в том числе студентов-медиков.
Идейно-политическое воспитание является основой нравственного становления личности, утверждения новых нравственных принципов ее деятельности. Получаемый в институте большой объём знаний сам по себе еще не является гарантией становления высоконравственной личности с высоким уровнем развития нравственного самосознания. Процесс этот противоречив: с одной стороны, профессиональные знания, показатель общей культуры человека, и естественно, что на этой основе интерес к моральным нормам и принципам выше их усвоения происходит сознательно. С другой стороны, формализация научного знания и узкая специализация приводят к сужению сферы эмоциональных переживаний человека, что тормозит процесс развития нравственных чувств и соотвественно нравственного самосознания. Усложнение задач идейно-воспитательной работы Президентом Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёевым обусловило практические реализации исторических задач и формирование научного мировозрения у всех членов общества. Это естественно требует новых подходов в руководстве и организации идеологической деятельности, дальнейшего размаха политико-воспитательной работы, такого расширения ее рамок, которые бы позволили многообразными средствами идейного влияния дойти до каждого человека.
Прежде всего и главным образом он означает учёт и сознательное осуществление как всей совокупности взаимосвязей между различными направлениями, формами и методами этой работы, так и его взаимодействие с другими процессами, в этом плане комплексный подход правомерно рассматривать как метод организации практических действий.
Качество этой работы часто не отвечает современным требованиям. Во многих медицинских вузах слабо налажена информации студентов, некоторые острые вопросы, нерешенные проблемы замалчиваются, недостает гласности, открытого обсуждения трудностей и недостатков, что сказывается на активности подрастающего поколения. Нередко духовно-нравственной работе недостает глубоких теоретических обобщений, вдумчивого анализа, деловых предложений, убедительной аргументации, доверительности, открытости и эмоциональности в воспитании молодежи.
Духовно-нравственные воспитание в значительной мере определяет формирование и развитие этих качеств, сливающихся в конечном итоге в готовность, волю и умение строить новый Узбекистан. Будучи основополагающим в формировании нового человека, высоко духовное воспитание не только не снимает огромного значения трудового и нравственного воспитания как относительно самостоятельных звеньев воспитательного процесса, но и предполагает, что именно в трудовой сфере и в сфере нравственного сознания и поведения молодого человека проверяются, укрепляются и приобретают дополнительную силу идейно-политические качества личности.
Сегодня как никогда ранее важно личное участие руководящих кадров, преподавателей, кураторов в идейно-воспитательной работе среди студенческой молодежи.
Воспитательное воздействие руководителя на массы многогранно.
Во-первых, воспитание словом. Это значит, что руководитель должен обладать элементарными навыками пропагандиста, агитатора, то есть быть идеологическим работником; во-вторых, воспитание делом, то есть руководитель должен хорошо владеть техническими и экономическими вопросами, быть организатором, уметь поставить так производительный процесс, чтобы он способствовал сплочению коллектива, создавал условия для творческого труда, который должен каждому принести радость; в-третьих, воспитание личным примером, и это особенно важно, поскольку действия руководителя воспринимаются подчиненными как норма поведения.
Таким образом, процесс подготовки и воспитания студенчества, обусловленный целями и задачами общества на современном этапе развития нового Узбекистана, не может быть оторван от интересов и потребностей вузовской молодежи.
Естественно, что, учитывая уже сложившиеся интересы студенчества, важно заметить перспективу; какие из них надо поощрять, какие гасить, а какие формировать заново, чтобы воспитать всесторонне развитую, духовно богатую, деятельную личность.
Литература:
- Послание Президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёева Олий Мажлису. Газета Правда Востока от 23 декабря 2017, стр. 3
- Мирзиёв Ш. М. Билимли авлод — буюк келажакнинг, тадбиркор халқ — фаровоон ҳаётнинг, дўстона ҳамкорлик эса тараққиётнинг кафолатидир: Ўзбекистон Республикаси Конституцияси қабул қилинганининг 26 йиллигига бағишланган тантанали маросимдаги маъруза // www.uza.uz. — Ўзбекистон Миллий ахборот агентлиги веб-сайти.
- Djalilova Z. O. Comparative Analysis Of Uzbek Men's And Women's Speech Through The Prism Of Gender Linguistics // CENTRAL ASIAN JOURNAL OF LITERATURE, PHILOSOPHY AND CULTURE. — 2021. — № 2. — С. 22–26.
- Zarnigor Djalilova Obidovna STUDIES ON GENDER LINGUISTICS IN THE FIELD OF UZBEK LANGUAGE // Academic research in educational sciences. — 2021. — № 3.
- D. Z. Obidovna, S. Denis FORMULAS OF SPEECH ETIQUETTE IN A GENDER-ENGINEERED COMMUNICATION STRATEGY // CENTRAL ASIAN JOURNAL OF THEORETICAL & APPLIED SCIENCES 2 (6), 5–11
- Sadullaev, Denis Bakhtiyorovich Terminology as a separate scientific field and its actual position in modern linguistics // ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, Year: 2020, Volume: 10, Issue: 11, p. 1964–1973, Article DOI: http://dx.doi.org/10.5958/2249–7137.2020.01486.X
- Шадманов Курбан Бадриддинович, Садуллаев Денис Бахтиерович Из истории становления системы основных понятий английской философии // Наука и образование сегодня. 2019. № 10 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-stanovleniya-sistemy-osnovnyh-ponyatiy-angliyskoy-filosofii.
- Садуллаев Д. Б. Форма существования языка //81.2 г (5У) Ш 16. — 2019. — С. 201.
- Sadullaev, Denis B. «Problems of Understanding Philosophical Text as a Linguistic Phenomenon». JournalNX, vol. 6, no. 06, 2020, pp. 128–136.
- Sadullaev D. B. (2020). Historical reality concepts. ISJ Theoretical & Applied Science, 04 (84), pp. 414- 419
- Sadullaev D. B. Philosophical understanding of terms and concepts by an author as an object of linguistic investigations //Молодой ученый. — 2020. — №. 22. — С. 627–631.