Роль дистанционного обучения иностранным языкам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 06.04.2015

Статья просмотрена: 1952 раза

Библиографическое описание:

Курбонов, А. М. Роль дистанционного обучения иностранным языкам / А. М. Курбонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 969-971. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17038/ (дата обращения: 16.12.2024).

В начале XXI века в нашем мире произошли огромные изменения, связанные с глобализацией социальных отношений и формированием нового типа общественного устройства — информационного общества, одним из важных направлений развития которого выступает информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и методикой оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на процесс управления образованием и реализацию психолого-педагогических целей обучения. Этот процесс стремительно нарастает и будет нарастать ещё стремительнее, потому что в его основе лежат объективные законы развития человеческой цивилизации.

Во всех развитых странах обучение направлено на самообучение, самообразование, умение самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы и искать пути их решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. Идеальная система обучения:

-        формирует у студентов желание учиться;

-        обеспечивает каждого студента индивидуально — адаптированными учебными пособиями;

-        даёт каждому студенту возможность занятий по индивидуальному графику;

-        непрерывно оценивает результаты обучения.

«Дистанционным образованием», или как его ещё называют — обучением на расстоянии, занимаются университеты открытого типа, которые получают средства на развитие от государства и находятся далеко от Северной Америки. При таком обучении используется ряд возможностей радио, телевидения, современных компьютерных технологий, а программы для высшего дистанционного образования уже разработаны в тридцати и более странах мира. Развитие дистанционного образования в Европе приходится на семидесятые годы прошлого столетия, когда создавался ряд университетов открытого типа для дистанционного образования. На сегодняшний день каждая страна Европы имеет учебные заведения, которые занимаются именно реализацией программ дистанционного обучения, методики которых отработаны на профессиональном уровне. Самый большой интерес при обучении вызывают программы, где используются новейшие информационные технологии, компьютеры и мультимедиа, спутниковое цифровое телевидение и сетевые технологии. Примером может послужить Испанский Национальный Университет Дистанционного Образования «Universidad National de Educacion a Distancia» (UNED), которому уже около двадцати лет со дня основания. Это крупнейший ВУЗ Испании, который имеет в своём составе пятьдесят восемь учебных центров внутри страны, а так же девять за её пределами. Это в таких странах как Италия, Германия, Англия, Франция, Португалия, США и другие. Около половины учебных программ из области управления для магистров в Великобритании используют методику дистанционного «удалённого» обучения. Открытая бизнес-школа при Английском университете занимает лидирующие позиции среди европейских организаций в данной области образования. Когда в дистанционном обучении не используется метод обратной связи, тогда вся необходимая информация для лекций и семинаров собирается и записывается на любого рода видеоносители и звуковые носители (диски, кассеты, мр3). После сбора и записи всей информации она рассылается почтой или через сеть Интернет по всем учебным заведениям, где она нужна для получения знаний и дальнейшего образования. Такой метод применим во Французской Национальном центре Дистанционного Обучения «Centre National D'enseignement a Distance» (CEND), который основан в тридцать девятом году прошлого столетия. В стенах этого ВУЗа проходят дистанционное обучение порядка тридцати пяти тысяч слушателей из 120-ти стран мира. Около пяти тысяч квалифицированных преподавателей участвуют в разработке и создании большого цикла учебных курсов.

Одним из перспективных направлений развития дистанционного обучения является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно ориентированной системе образования.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном обучении обеспечивают более интерактивный способ обучения по сравнению с заочным обучением. Контакты учащихся с преподавателем интерактивны.

Для того, чтобы эффективно обучаться в системе дистанционного образования, необходимы некоторые стартовые знания и аппаратно-техническое обеспечение. Необходимо иметь не только компьютер с выходом в Интернет, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться, необходима предварительная подготовка.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т. е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.

Принцип является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации системы дистанционного обучения. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии дистанционного образования, присуща «детская болезнь» увлечения средствами новых информационных технологий, особенно Интернетом. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к фетишизации, а как следствие- к неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения. [6]

Современные желающие учиться должны сами уметь добывать необходимые знания. С этой целью необходимо использовать дидактические свойства, предоставляемые новыми информационными технологиями.

Дидактическими свойствами новых компьютерных информационных технологий являются:

-        подготовка, хранение, обработка и распечатка информации;

-        демонстрация информации на экране дисплея;

-        подключение к любым электронным банкам и базам данных;

-        приём и передача информации с компьютера на компьютер;

-        синхронный обмен информацией с партнёром;

Одним из средств, способствующих повышению эффективности обучения, является широкое внедрение компьютеров в учебный процесс, в частности процесс обучения иностранным языкам.

Одним из самых ярких преимуществ, которым обладают информационные технологии, является дистанционное обучение. Согласно определению, это — образовательный процесс, во время которого преподаватель и студенты находятся в различных географических точках. В результате педагогический процесс выходит за рамки традиционных ограничений на единство места и времени. Основной принцип дистанционного обучения — не желающие учиться должны двигаться к знаниям, а знания к желающим учиться. Важно отметить то, что дистанционное обучение не подменяет, а эффективно дополняет традиционную систему образования, давая возможность студенту учить то, что он хочет, когда и где хочет. Иными словами, дистанционное обучение направлено на организацию продуктивной самостоятельной, учебно-познавательной деятельности студента.

Главное при изучении предметов — освоит фундаментальные понятия каждой из её областей, ориентироваться в их взаимосвязи, приобрести навыки практической работы с важнейшими техническими и программными средствами.

В последнее время большой интерес вызывает дистанционное обучение иностранным языкам, так как это форма обучения с использованием компьютерных телекоммуникаций, получившая широкое распространение в мире. На наш взгляд, самым привлекательным в данной форме обучения является предоставление свободы выбора условий обучения: места, времени; независимость от возраста, социального положения; обеспечение содержания, качества результатов и др. Эта черта дистанционного обучения соответствует принципу свободного формирования личности в современном обществе.

Целью дистанционного обучения иностранным языкам является предоставление обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования возможности освоения основных и дополнительных образовательных программ непосредственно по месту жительства или временного пребывания.

Средства телекоммуникаций являются основным звеном в системе дистанционного обучения, позволяющим обеспечить максимальную пространственную и временную независимость обучаемых и преподавателей. Такое обучение доступно практически для каждого человека и каждый имеет возможность выбрать курс обучения в соответствии со своими интересами, способностями, уровнем знаний.

Для практического внедрения дистанционного обучения иностранным языкам важно решить задачу организации учебной деятельности как каждого обучаемого в отдельности, так и группы учащихся по индивидуальному графику. Исходя из этого графика, должна производиться рассылка учебных материалов или организация доступа по информационным каналам. Материалы должны содержать:

-        образовательную программу;

-        учебно-методические пособия;

-        список литературы;

-        контрольные вопросы или тесты для самопроверки к практической работе;

-        упражнения и задания для выполнения;

-        тесты для итогового контроля.

Теоретическую часть учебных материалов необходимо предоставлять как в печатном виде, так и в виде электронных гипертекстовых пособий.

Система дистанционного обучения иностранным языкам отличается от традиционных форм обучения высокой динамичностью, связанной с гибкостью выбора учебных курсов, большим объемом самостоятельной работы, разнообразием форм учебно-методического обеспечения, что дает возможность резко повысить эффективность образовательных процессов независимо от места проживания обучаемых.

Наиболее важные отличительные черты дистанционного метода обучения иностранным языкам это: развитие творческих способностей и формирование человеческой личности; формирование целостной картины мира; изучение фундаментальных законов природы и общества, а также природы и познания самого человека.

И так, приобретая новые знания и новую информацию, мы приспосабливаемся к динамичной жизни и применяем их в практической работе. Показателями дистанционного обучения являются его информативность, наглядность, сознательность, систематичность и последовательность.

В последние годы все большее распространение получают три вида дистанционного обучения, основанных на:

1.      интерактивном телевидении (two-way TV);

2.      компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (с использованием текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций);

3.      сочетании технологий компакт-дисков и сети Интернет.

Самый распространенный способ организации дистанционного обучения связан с использованием компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов региональных сетей, а также сети Интернет. При такой организации предусматривается по возможности использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех информационных ресурсов Интернета, включая видео и аудио конференции.

 

Литература:

 

1.      Дистанционное образование. Лекции http://www.iet.mesi.ru/dis/oglo.htm

2.      Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. — М.: Изд. ИНТ, 2004, с 13.

3.      Тихомиров В. П. ДО: история, экономика, тенденции.//Дистанционное обучение 1997. № 2. С. 69

4.      Хуторский А. В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. — М.: ИОСО РАО, 2000

5.      Жидаль Р. Ф. «Дистанционное обучение школьников»

6.      http://festival.1september.ru/articles/571052/

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, дистанционное образование, практическая работа, CEND, UNED, индивидуальный график, открытый тип, процесс обучения, прошлое столетие, форма обучения.


Задать вопрос