Применение интерактивных методов в процессе обучения иностранным языкам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шавкиева, Д. Ш. Применение интерактивных методов в процессе обучения иностранным языкам / Д. Ш. Шавкиева, Н. А. Абдукадырова, Д. К. Камалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 450-451. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11949/ (дата обращения: 16.12.2024).

В условиях международного сотрудничества Узбекистана в области экономики, политики, образования и культуры возрастает необходимость государства в компетентных, мобильных и конкурентоспособных специалистах, которые способны самостоятельно решать задачи на международном уровне. Сегодня рынок труда диктует острую необходимость модернизации высшего образования. Большую роль в этом играет иностранный язык, владение которым на современном этапе является непременным атрибутом успешного специалиста в современном мире. Современная система образования требует усовершенствования методов обучения, так как меняются тенденции в образовании, которое становится открытым, инновационным, интерактивным, происходит огромный рывок в развитии технических средств [1].

Целью обучения студентов иностранным языкам является достижение свободного выражения ими своих мнений и рассуждений на иностранном языке, ознакомления с материалами зарубежных газет и журналов, научных изданий для последующего использования полученных знаний в сфере своей специальности. Применение при обучении иностранным языкам современных педагогических технологий приносит свои результаты.

Иностранный язык — это учебный предмет, который в силу своей специфичности (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому не удивительно, что в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” — это “взаимный”, “act” — действовать. Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Некоторые авторы отождествляют его с коммуникативным подходом, считая, что «интерактивная модель овладения языком предполагает, что обучение происходит во время и в процессе участия в языковых актах (speech events)». Другие определяют интерактивный метод как модифицированный прямой метод, включающий ряд других методов. [4]

Использование интерактивных методов на практических занятиях по иностранному языку облегчает процесс обучения не только преподавателям, но и студентам. Каждый интерактивный метод используется для решения определенных целей. Инновационные технологии направлены на достижение поставленной цели на основе обеспечения высокой степени активности студентов на занятиях. Как подчеркивает О. Н. Алексеенко, занятие с использованием интерактивных методов обучения называется тренингом. Тренинг (от английского train — воспитывать, учить, приучать) — это процесс формирования умений и навыков в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка. Тренинг позволяет дать его участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения. Неоспоримым достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех студентов в процесс обучения [3].

На занятиях по английскому языку в целях закрепления новых слов можно использовать различные интерактивные методы. Например, при использовании метода «Найди слово» преподаватель сажает одного студента спиной к доске. Второго студента вызывает к доске и даёт задание написать одно слова из только что изученной новой темы или нарисовать картинку это слова. Затем просит объяснить значение этого слова сидящему на стуле студенту, не называя его. Сидящий на стуле студент должен назвать это слово. Этот метод формирует у студентов способности и навыки правильного написания слов, их правильного произношения, правильного говорения и прослушивания. К примеру, можно взять слово “boxing” (бокс). Вызванный к доске студент, написав слово или нарисовав к нему картинку, может дать такое пояснение: «It is a sport, in which two fighters battle with their fists» или «They wear heavily padded gloves and fight in ring». Сидящий на стуле студент угадывает слово и называет его, затем поворачивается и проверяет правильность своего ответа. Можно также дать ему задание написать транскрипцию этого слова [2].

Ещё одним эффективным интерактивным методом считается работа в парах. Обоим студентам даются тексты, в которых пропущены некоторые слова. Они должны задав вопрос, найти эти слова, записать их в текст в правильной форме и перевести текст. Затем проверяют у друг друга ошибки и исправляют их. Этот метод улучшает навыки письма, чтения, нахождения ошибок и их исправления. В процессе работы над текстом закрепляется также тема «Виды вопросительных слов».

Как известно, при обучении и изучении иностранных языков основное внимание уделяется грамматике и лексике языка. Исходя из этого преподавателю целесообразно на каждом занятии иметь в виду, что студенты должны стремиться самостоятельно понимать новую тему, анализируя предложения в заданном тексте; текст должен быть интересным и соответствовать теме занятия; студенты должны самостоятельно выполнять различные упражнения; подготовленные преподавателем задания и раздаточный материал должны быть понятны студентам.

Исходя из вышеизложенного можно заключить, что в содержании курса “Иностранный язык” следует учитывать потребности, интересы и личностные особенности обучаемых как полноправных участников процесса обучения, построенного на принципах сознательного партнерства и взаимодействия с преподавателем, что непосредственно связано с развитием самостоятельности студентов, их творческой активности и личной ответственности за результативность обучения [3]. У интерактивных методов обучения есть свои положительные и отрицательные стороны. К положительным можно отнести высокую степень мотивации, расширение ресурсной базы, максимальную индивидуализацию обучения, широкие возможности для творчества, прочность усвоения материалов. К отрицательным сторонам можно отнести строгий лимит обучающихся, небольшой объем изученного материала, уделение большого количества времени, сложность индивидуального оценивания и др. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит такие конкретные цели, как, например, создание условий для интерактивного обучения, включенность студентов в учебное взаимодействие и сотрудничество с преподавателем и друг с другом, что делает процесс обучения продуктивным и эффективным.

Литература:

1.      Обсков А. В. К проблеме организации интерактивного обучения иностранному языку в вузе // URL http://cyberleninka.ru

2.      Xorijiy til ta’limini modernizatsiya qilish muammolari mavzusidaqi respublika ilmiy-metidik konferensiya materiallari. 1-qism. — Toshkent, 2012. 309–310 b.

3.      Алексеенко О. Н. Использование интерактивных методов на профильно-ориентированных занятиях по иностранному языку// URL http://festival.1september.ru/

4.      http://www.phil.pu.ru/depts/02/anglistikaXXI_01/0.htm

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, слово, студент, интерактивное обучение, интерактивный метод обучения, процесс обучения, занятие, интерактивный метод, преподаватель, текст.


Задать вопрос