Проблемы создания интерактивной языковой среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.

Дата публикации: 21.06.2017

Статья просмотрена: 188 раз

Библиографическое описание:

Сулейманова, Г. Н. Проблемы создания интерактивной языковой среды / Г. Н. Сулейманова, В. Х. Газиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 314-316. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44795/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная статья рассматривает некоторые теоретические вопросы создания интерактивной языковой среды в процессе обучения студентов иностранным языкам,атакжепреграды, возникающие при применении методики интерактивного обучения.

Сегодня глобальный рынок трудовых ресурсов, включая республиканский, требует интенсификацию процесса модернизации и демонстрирует острую необходимость повышения эффективности высшего образования. Большая работа в этом направлении ведётся и в нашей Республике.

Первостепенную роль в области подготовки квалифицированных кадров играет иностранный язык, владение которым на современном этапе обеспечивает востребованность на рынке труда и карьерный рост. Знание нескольких языков является одним из определяющих характеристик успешного специалиста.

Это объясняется тем, что всё чаще появляется потребность в кадрах, способных на профессиональном уровне не только вести переговоры и осуществлять сотрудничество в рамках международных проектов, но и продвигать национальные проекты на глобальный рынок, участвовать в международных форумах, публиковать свои труды в известных специализированных изданиях и т. д.

Современная система образования демонстрирует стремление разрабатывать усовершенствованные методы преподавания, и прилагать их в процессе обучения студентов иностранным языкам. При этом первостепенным является реагирование на меняющиеся тенденции в сфере подготовки профессиональных кадров. Они, как правило, характеризуются большей открытостью, внедрением инновационных технологий, интерактивностью и теми возможностями, которые создаются благодаря прогрессивным инновациям в развитии информационных и мобильных технологий. В связи с этим, возникает целый ряд вопросов, находящихся в центре внимания и жарких дебатов в среде методистов и участников образовательного процесса. В первую очередь, следует остановиться на проблеме имеющее непосредственное отношение к сущности понимания языковой среды или nativelanguageenvironment. Вторым важным аспектом является логическое осознание того, каким образом можно поднять эффективность вовлечения обучаемых студентов в языковую среду. Прежде всего, необходимо изменить траекторию понимания и в какой-то степени, отойти от восприятия языковой среды с точки зрения определения функционирования того или иного языка только в территориальных, профессиональных и прочих рамках. Это объясняется тем фактором, что языковая среда не может складываться без языкового сообщества, которое представляет собой совокупность людей, движимых и объединенных общими социальными, экономическими и культурными связями. Всё это позволяет им осуществлять в повседневной жизни коммуникативные контакты на основе одного языка или разных языков.

Известные зарубежные исследователи интерактивного подхода Л. В. Лиер, Е. Хэтч, приравнивают его к методу, основанному на развитии коммуникативных навыков. Определение понятия «интерактивный метод» складывается на основе понятия «метод» и ассоциируется со способом целенаправленного взаимодействия преподавателя и учащихся для достижения поставленных в ходе занятия целевых установок и решения педагогических задач.

Сегодня идея создания интерактивной языковой среды требует научной и теоретической доработки, поскольку в интерактивном обучении на лицо ряд проблем в их числе:

− отсутствие четкой теоретической концепции;

− смешивание различных подходов, поскольку принятые методы не сформированы в единой классификации;

− существует немало барьеров в использовании интерактивных методов.

Зарубежные специалисты, выделяют следующие преграды, возникающие при применении методики интерактивного обучения:

− невозможно охватить весь запланированный по теме лексический, грамматический и стилистический объём на парах;

− очень высоки временные затраты;

− представляется не эффективным использование активных методов обучения в группах более 10 человек;

− возможность негативных последствий в силу того, что даже в группе максимально соответствующей определённому уровню, есть разный микроуровни знаний, т. е. у кого-то больше развит речевой навык, у кого-то слуховое восприятие лучше и т. д.

Все вышеперечисленные факторы могут вызывать некоторое недовольство студентов при настойчивом следовании преподавателем принципу интерактивного взаимодействия. Поэтому эти моменты необходимо учитывать при планировании своего урока и быть готовыми прилагать определенные усилия по их преодолению и совмещать некоторую настойчивость с разъяснением нередко даже в ущерб своему имиджу.

Опираясь на существующие в этой области исследования и личный опыт, хотелось бы отметить, что к числу основных педагогических и интерактивных условий реализации эффективного обучения иностранным языкам следует выделить следующие:

− оснащённость аудиторий необходимыми техническими средствами и мультимедийными возможностями для создания активной языковой среды на всех уровнях зрительного аудио-визуального и мультисенсорного восприятия; (наличие у преподавателей и студентов в подавляющих случаях мобильных и компьютерных гаджетов облегчает решение этого вопроса);

− комплексное и компетентное владение преподавателем традиционными, мультимедийными и виртуальными средствами позволяющими создавать интерактивную среду;

− наличие правильно подобранной базы мультимедийных ресурсов и рекомендуемых высококачественных веб-ресурсов для внеаудиторной работы;

− взаимное общение на иностранном языке с разъяснением необходимого количества новых слов и терминов;

− совместная деятельность, характеризующаяся взаимосвязью производителя информации, получателя информации и ситуативного контекста, то есть, включая, так называемый совместный или командный креатив, создание совместных публикаций, проектов и т. д.;

− критическое осмысление ситуации, его мотивов, качества и результатов, как со стороны преподавателя, так и учащихся.

В этой связи крайне важным представляется последовательное совмещение принципа разъяснения с принципом полураскрытой проблематики, что предполагает следование известной и часто применяемой ведущими методистами и практиками: “дверь к знаниям” необходимо приоткрывать настолько, насколько позволит обучающему, идти дальше самостоятельно, обогащая свой потенциал.

Таким образом, преподносимый лексический, стилистический и другого рода материал следует предлагать обучающимся в незавершённом виде, предназначенном не для зазубривания и запоминания, особенно когда речь идёт об обогащении словарного запаса, а для формирования активности самого студента в результате самостоятельной работы.

Литература:

  1. Рахманов И. В. Обучение устной речи на иностранном языке. М., 1980.
  2. Harmer J. «Practice of English language teaching». New York: Longman Publishers House. 1991. p. 23.
  3. Diamond S. & Gutlohn. Learning Vocabulary through Activities. Cambridge: Cambridge University Press. 2006. p. 34.
Основные термины (генерируются автоматически): языковая среда, интерактивное обучение, глобальный рынок, иностранный язык, интерактивная языковая среда, процесс обучения студентов, язык.


Похожие статьи

Особенности организации текущего контроля в разноуровневой группе

Автор статьи предлагает краткий обзор трудностей психологического и организационного характера, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты в учебном процессе по иностранному языку в разноуровневой группе. Подробно изложены способы организации т...

К вопросу об обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается современные технологии обучения иностранным языкам в средней школе, использование которых позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранного языка и позволяет решать целый ряд дидактических задач.

Некоторые особенности работы в электронной образовательной среде MOODLE при обучении иностранному языку

Авторами выявляются проблемы, препятствующие эффективной и быстрой интеграции электронных образовательных сред; предлагаются некоторые стратегические инициативы по их решению.

Использование идиом в обучении английскому языку в средней школе

Данная статья посвящена использованию идиом при обучении английскому языку. Применение идиом на занятиях не только способствует решению практических задач изучения иностранного языка, но и помогает учащимся познакомиться с жизнью и культурой народа, ...

Интерактивные средства обучения иностранному языку

В данной статье рассматривается применение средств информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Онлайн-платформа Quizlet. Её сущность, плюсы и минусы в образовательном процессе

В наше время владение иностранными языками является важным аспектом жизни современного человека. Иностранный язык тесно связан со всеми сферами жизнедеятельности, в том числе профессиональной деятельностью. Изучение иностранного языка оказывает благо...

Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье освещены теоретические и практические вопросы использования игры в качестве средства экономического воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации.

Способы реализации интерактивных форм обучения в преподавании лексических аспектов китайского языка учащимся младших классов средних образовательных учреждений

С развитием общества возрастают его потребности в непрерывном развитии качества получаемых услуг, и сфера образования не является исключением. Курс иностранного языка в среднем образовательном учреждении является коммуникативно-ориентированным процес...

Реалии как лингвистическое явление

В статье анализируются реалии: содержащие в своём составе компоненты, относящие их к той или иной лингвокультуре; раскрывается сущность понятии реалии с точки зрения разных педагогов, а также проблема у учащихся при переводе реалий и безэквивалентной...

К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов

В статье исследуются теоретические аспекты эмоционального интеллекта студентов. Раскрыта сущность понятия «эмоциональный интеллект», проанализированы предпосылки развития, его составляющие и компоненты, а также возможности развития эмоционального инт...

Похожие статьи

Особенности организации текущего контроля в разноуровневой группе

Автор статьи предлагает краткий обзор трудностей психологического и организационного характера, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты в учебном процессе по иностранному языку в разноуровневой группе. Подробно изложены способы организации т...

К вопросу об обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается современные технологии обучения иностранным языкам в средней школе, использование которых позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранного языка и позволяет решать целый ряд дидактических задач.

Некоторые особенности работы в электронной образовательной среде MOODLE при обучении иностранному языку

Авторами выявляются проблемы, препятствующие эффективной и быстрой интеграции электронных образовательных сред; предлагаются некоторые стратегические инициативы по их решению.

Использование идиом в обучении английскому языку в средней школе

Данная статья посвящена использованию идиом при обучении английскому языку. Применение идиом на занятиях не только способствует решению практических задач изучения иностранного языка, но и помогает учащимся познакомиться с жизнью и культурой народа, ...

Интерактивные средства обучения иностранному языку

В данной статье рассматривается применение средств информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Онлайн-платформа Quizlet. Её сущность, плюсы и минусы в образовательном процессе

В наше время владение иностранными языками является важным аспектом жизни современного человека. Иностранный язык тесно связан со всеми сферами жизнедеятельности, в том числе профессиональной деятельностью. Изучение иностранного языка оказывает благо...

Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье освещены теоретические и практические вопросы использования игры в качестве средства экономического воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации.

Способы реализации интерактивных форм обучения в преподавании лексических аспектов китайского языка учащимся младших классов средних образовательных учреждений

С развитием общества возрастают его потребности в непрерывном развитии качества получаемых услуг, и сфера образования не является исключением. Курс иностранного языка в среднем образовательном учреждении является коммуникативно-ориентированным процес...

Реалии как лингвистическое явление

В статье анализируются реалии: содержащие в своём составе компоненты, относящие их к той или иной лингвокультуре; раскрывается сущность понятии реалии с точки зрения разных педагогов, а также проблема у учащихся при переводе реалий и безэквивалентной...

К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов

В статье исследуются теоретические аспекты эмоционального интеллекта студентов. Раскрыта сущность понятия «эмоциональный интеллект», проанализированы предпосылки развития, его составляющие и компоненты, а также возможности развития эмоционального инт...

Задать вопрос