Обучение иностранному языку
Автор: Мазенцева Елена Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)
Дата публикации: 27.11.2018
Статья просмотрена: 993 раза
Библиографическое описание:
Мазенцева, Е. А. Обучение иностранному языку / Е. А. Мазенцева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14672/ (дата обращения: 16.12.2024).
Обучение иностранному языку — взаимосвязанная система на начальной, средней и старшей ступени обучения, поэтому переход с одной ступени на другую не является для ребенка стрессом. Учащиеся с удовольствием учат язык, поскольку в процессе работы находят применение своим талантам и склонностям, потребности общаться, изучать окружающий мир, проявить себя художником или мыслителем, попробовать ранее незнакомые образы и роли. На каждой ступени обучения выстраивается учебный процесс так, чтобы дать детям возможность реализовать себя.
Обучение иностранному языку и воспитание толерантности в процессе изучения иностранного языку — это творческий процесс, где нет предела совершенства. Многое уже сделано в формировании у учащихся ключевых компетенций, а именно в формировании учебных навыков и учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности; готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Но это лишь начало пути. У учащихся могут возникать несоответствия между личными ощущениями при усвоении иностранного языка в профессиональной деятельности и реальным уровнем его компетентности возникает проблема — потребность личности в самосовершенствовании, его личных достижениях. Здесь необходимо опираться на личную составляющую его успеха и достижений. Что позволяет ученикам быстро адаптироваться к меняющимся требованиям.
И. А. Зимняя подчеркивает, что для выделения составляющих компетенции учеников служат сформированные в отечественной психологии положения относительно того, что:
а) человек есть субъект общения, познания, труда;
б) человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В. Н. Мясищев);
в) профессионализм включает компетентность (А. К. Маркова).
При современном подходе к обучению иностранным языкам можно выделить 3 блока компетенций учащихся,проявляющихся в ценностном отношении: к самому себе как к самосовершенствующейся личности,которым присущи такие личностно и значимые качества, как ответственность, организованность, целеустремленность, взаимодействие с другими людьми на иностранном языке.
Образование, будучи социальным процессом, формирует определенное количество необходимых социальных и личностных компетенций. Все виды компетенций должны быть включены в учебные планы в различных формах обучения с применением методик активного обучения: деловых игр, тренингов различного уровня, интегрированных уроков.
Современный подход к изучению иностранного языка на всех этапах обучения должен сочетать в себе микс всех видов компетенций т. к. каждая играет определенную роль при работе над иностранным языком. Учебно-познавательная компетенция формирует навыки учебной деятельности. Ученики особенно старшего звена считают, что знание иностранного (даже уже не одного языка) необходимо для достижения высоко уровня обученности овладения определенным словарным запасом слов, грамматическими структурами, идиоматическими выражениями, правилами написания определенного рода писем и правила составления резюме необходимо, а в дальнейшем это возможно совершенствовать. В старших классах достаточно развита система самооценки знаний, что особенно актуально при выборе ЕГЭ. Такая система формирования адекватной самооценки должна работать на всех этапах обучения. В младшей школе ученикам на уроках английского языка предлагается анкета: «Оцени свою работу на уроке! «Можно использовать два цвета: красный и синий. Красный — отлично, синий — плохо. Они ставятся в анкете напротив заданий, которые были на уроке. Ребёнок объективно оценивает знания, которые он приобретает. Такую же работу и анкетирование можно провести и при групповой работе учеников. Что убеждает и учит учеников работать в группе, создавая возможность дифференцированного подхода к обучению иностранного языка. Ведь обучаясь в одной группе, в одном классе, работая по одним рабочим программам и по учебникам учащиеся усваивают материал по-разному. Определяющим является минимум образовательного стандарта. Но каждый ученик при этом должен видеть перспективу своего роста, результат своей работы и знания на каждом этапе усвоения нового материала, используя уже полученные знания. Иметь возможность планировать свою дальнейшую учебную деятельность, исправляя и корректируя свои учебные успехи и неудачи.
Современное обучение иностранных языков невозможно без использования компьютерных обучающих программ, мультимедийных средств, аудио и видео вспомогательных учебных систем все это позволяет ученикам 21 века работать с языком более продуктивно, используя все это для собственного самосовершенствования. Практика показывает, что это имеет немало преимущества перед традиционными методами. В младшей школе очень большую роль играют слайды и презентации с песнями на английском языке или маленькие стихотворения, особенно ученики 2-х классов при работе над английским алфавитом спрашивают: А можно спеть? Запоминают гораздо легче и на более длительный срок. Это можно отнести к элементам индивидуализации обучения и интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению их познавательной активности и мотивации. Тренировка звуков, букв, фраз и интонации фраз и выражений, тренировка на слух, работа с простейшими диалогами (2–4 фразы), скороговорки все это вызывает живой интерес к изучению иностранного языка. В среднем звене предлагается самим подготовить презентации по одной из разговорных тем: «Моя малая Родина», Праздники, Знаменитые люди и другие. Здесь формируется умения искать самостоятельно материал, организовывать, искать, анализировать и выстраивать общую линию презентаций. Данные виды работ обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, которая содержится вокруг нас, в окружающем нас мире.
Изучая язык, учащиеся реализуют важнейшую функцию — коммуникативную. Добиться формирование коммуникативной компетенции можно, лишь последовательно и системно продвигаясь по следующим направлениям. Всегда в любой ситуации человек должен уметь заявить о себе, представить себя, сообщить о себе определенную информацию. Это может быть как в форме монологической речи. Так и в системе вопрос- ответ т. е. вести определенный диалог. Сложность высказываний усложняется и расширяется в зависимости от ступени обучения. Все данные виды работ практикуются на уроках. Готовятся и монологические высказывания и диалогические, привязанные к повседневной жизни: «В магазине», «На почте», «В турагентстве» и другие. Данные виды речевой деятельности помогает современному школьнику использовать минимум языковых единиц при получении и сообщении необходимой информации, способствует частично формированию компенсаторной компетенции. О формировании коммуникативной компетенции можно говорить, когда ученик может заполнять различные виды простых анкет, социологических опросов, составить резюме или правильно сообщить о себе информацию, которая необходимо. Составление и написание различных видов письма как личного, так и делового характера. Коммуникативная компетенция — является одной из важнейших составляющих в обучении и усвоении иностранного языка.
Еще один вид компетенции, которая является необходимой составляющей это-социально- трудовая компетенция. Коммуникативная и социально — трудовая составляют одно целое. Ведь овладение коммуникативной компетенцией означает владение определенными ролями человека в современной обществе. Поэтому умение вести диалог- очень важно получить ту информацию, в которой ты заинтересован, чтобы правильно продолжить общение на любом уровне. Бывая за границей, всегда вызываешь уважение у людей, с которыми общаешься, что знаешь хоть самые бытовые примитивные фразы и выражения. Общекультурная компетенция –это круг вопросов, по которым ученик должен быть хорошо осведомлен, здесь сфера знаний очень обширна и объёмна: особенности национальной и общечеловеческой культуры, просветительство и основы духовно- нравственной основы жизни, отдельных наций и народностей, знать историю и культуру и своей страны, а также о стране изучаемого языка. Уважать и уметь правильно рассказать о традициях и обычаях нашей страны. Область знаний, входящую в эту компетенцию многосторонняя и разнообразная.
Особое место при обучении иностранному языку занимает компетенция личностного самосовершенствования- знание языков обогащает любого человека, раскрывает новые горизонты при выборе профессий, поднимает знания и самореализацию, самосовершенствование учащихся на новую ступень развития и получения знаний. Реальным объектом в этом случае является сам ученик. Сюда входят различные вопросы, которые стремятся реализовать и на уроках иностранного языка тоже: сюда даже можно отнести комплекс знаний, связанных с вопросами безопасности жизнедеятельности личности. Используя грамматические темы: «Повелительное наклонение», Неличные формы глагола: «Инфинитив» и сослагательное наклонение все это является часть повторения и закрепления элементов метапредметных связей.
Все это вместе обеспечивает не только отдельное предметное, но и целостное компетентностное образование. Все это закладывает основу многофункциональной значимости современного поколения. Практика показывает, что интерес к предмету вырабатывается тогда, когда ученику понятно, о чем говорит и что объясняет учитель. Задания и упражнения, интересные по содержанию, побуждают учеников к творчеству, самостоятельно овладевать новыми знаниями. В этом случае любой ребенок видит перспективу применения полученных знаний, развивает свои индивидуальные способности. Проведение учебных занятий по формированию ключевых компетенций — это мощный стимул в обучении. Такие уроки активизируют психические процессы учащихся: восприятие, внимание, развитие памяти и мышления, быстрее и активнее идет формирование познавательного интереса к предмету. Поскольку ученики все разные (аудиовмзуалы, визуалы, кинестетики) большая часть материала усваивается посредством зрения, а уже потом подключаются остальные анализаторы запоминания материала. Дидактически правильно разработанный урок английского языка позволяет дать эффект присутствия: Я это видел на уроке, я это запомнил. На уроках каждый должен чувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность, все ученики должны вовлекаться в учебный и рабочий процесс на уроке. Можно использовать такие методы и приемы как:
– предстоящее домашнее задание:
– групповая работа (умение работать в группе, где каждый отвечает за свой участок работы)
– презентации
– ролевые игры (работа с диалогической речью)
– творческие задания + сообщение на английском языке.
Развитие коммуникативной компетенции — актуальная проблема в целом. В современном обществе, где превалирует воспитание свободной личности, расширение ее прав, переход от «бессловесного» исполнения к умению выразить свое мнение как на родном языке, так и на иностранном языке в корректной и лаконичной форме приводят к осознанию необходимости овладения коммуникативными навыками. Потребность общества в человеке культуры, расположенным к правильному построенному монологическому высказыванию. а также умению вести и поддержать диалог га любом уровне общения, усиливает значимость общения в современном мире. Проблема заключается еще и в том, что к современному человеку предъявляются требования уже с позиций компетентностного подхода, поэтому на развитие этих навыков современная школа должна обратить более пристальное внимание. Коммуникативные навыки должны правильно применяться на должном уровне общения, поэтому они и являются одним из базовых критерий речевого общения. В практической деятельности и работы с учащими необходимо обращать внимание на становление и включение в учебный процесс элементов правильного речеведения на иностранном языке, использование в учебно- воспитательном процессе форм, которые активизируют и суммируют знания учащихся по разговорным темам, организация и учебного исследования (особенно в старших классах), в среднем звене можно плодотворно использовать метод –проектов. Но, эти направления не являются кардинально новыми, но можно создать и работать в таких условиях, когда эти направления дадут более серьезные результаты. Это соблюдение таких условий в учебном процессе как: превращение деятельности педагога в совместную работу с учеником, создание коммуникативной и мотивационной среды, использование персонального витального опыта учащихся, создание образовательной среды сопровождения и поддержки учеников на всем этапе обучения иностранному языку.
Вероятно, нет такой образовательной технологии, которая бы в полной степени обеспечивала бы выполнение всех этих задач, но возможностей в современном информационно- обучающем пространстве много, и их необходимо использовать в полной мере и объеме.
Литература:
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. — М.: АРК-ТИ, 2010–136 с.
- Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М.,2007.
- Абрамова Л. П. ТашГТУ.: Статья в сборнике научных трудов. Роль интенсивного курса в обучении иностранному языку.- 2011 г.
- Гомзякова Т. М. Развитие коммуникативной компетенции у учащихся и студентов. Научная статья: приложение к ежемесячному теоретическому и научно- методическому журналу № 1- 2012 г.