Обучение иностранному языку учащихся средних общеобразовательных школ с позиций компетентностного подхода
Автор: Рузметова Мухаббат Шакировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)
Статья просмотрена: 1144 раза
Библиографическое описание:
Рузметова, М. Ш. Обучение иностранному языку учащихся средних общеобразовательных школ с позиций компетентностного подхода / М. Ш. Рузметова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 100-103. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3549/ (дата обращения: 16.12.2024).
Формирование ключевых компетенций обучающихся является одной из важнейших задач, стоящих перед школой в связи с модернизацией образования. Изменение общественно-политической ситуации, развитие международных контактов во всех сферах, международная интеграция привели к росту роли и значения умений и навыков реального иноязычного общения. Изменилось и само понимание этого общения в языковой педагогике и шире — в образовании в целом. В связи с этим актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании.
Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают несколько классификаций компетенций. По одной из них (автор А. В. Хуторской) (1), ключевыми образовательными компетенциями являются:
Ценностно-смысловая.
Общекультурная.
Учебно-познавательная.
Информационная.
Коммуникативная.
Социально-трудовая.
Личностного совершенствования.
Данная классификация оказалась наиболее отвечающей требованиям компетентностного подхода, так как составлена на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика.
Ценностно-смысловая компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Она демонстрирует, каковы его ценностные ориентиры, способен ли он понимать свою роль и предназначение в мире, может ли выбирать установки для своих решений и поступков, ответственно ли ученик относится к выбору решения. Ученики овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.
Общекультурная компетенция позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, выяснить культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки в жизни человека. Одновременно данная компетенция показывает, насколько ученик компетентен в бытовой и культурно — досуговой сфере (например, при организации свободного времени).
В плане изучения иностранных языков речь идёт о формировании социокультурной компетенции. Современные УМК по иностранным языкам направлены как раз на формирование социокультурной компетенции, которая рассматривается как:
готовность и способность находить общее и культуроспецифическое в моделях развития изучаемого и родного языков,
находить, сравнивать и обобщать культуроведческую информацию, получаемую из разных источников и на разных языках,
строить речевое взаимодействие в соответствии с нормами, принятыми в той или иной культуре, с учетом речевой специфики.
Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда относятся знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Так, например, учащимся предлагается еще раз проверить собственную работу (грамматический тест, сочинение), уже проверенную учителем, но без исправленных ошибок. Учитель подробно обсуждает с ними причины появления ошибок, учащиеся выполняют работу над ошибками, проделывают еще ряд упражнений, направленных на лучшее усвоение материала, анализируют неточности стиля и формы. На следующем этапе они выполняют повторную работу с учетом всех предыдущих замечаний.
Информационная компетенция обеспечивает навыками деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Именно информационная компетенция в современном мире является залогом успешной реализации в различных сферах общения, в том числе и профессиональной. Для этого нужно:
находить нужную информацию в различных источниках, как на бумажных, так и на электронных носителях, на разных языках,
отбирать необходимую информацию, выделяя главное и второстепенное,
определять степень достоверности информации путем сравнения с информацией из других источников и ставить ее под сомнение,
эффективно использовать полученную информацию,
сохранять информацию, защитив ее от нежелательных пользователей.
Коммуникативная компетентность включает знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Дети овладевают данной компетенцией в ролевых играх, при написании анкет и писем.
Социально-трудовая компетенция тесно связана с коммуникативной компетенцией. Социально-трудовая компетенция направляет умение владения различными социальными ролями в сферу гражданско-общественной и социально — трудовой деятельности. Основной способ — ролевая игра, в ходе которой ученики не просто практикуются в использовании языковых навыков, но и готовят себя к будущим социальным ролям.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. В данной формации большую роль играет сам учитель, его стиль общения с людьми, его духовные ценности и приоритеты.
В основе обучения иностранному языку в большей степени находятся не предметные компетенции (хотя они имеют отражение в государственных стандартах), а ключевые компетенции, как более универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности.
Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников иностранному языку без создания условий для самостоятельного приобретения и осмысления ими знаний. Задача современного учителя — не преподносить знания школьникам в готовом виде, а создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения состоит в формировании коммуникативной компетентности, то есть способности и готовности осуществлять непосредственное иноязычное общение. Сотрудничество учителя и учащегося предполагает умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую школьнику, которая ведет к целеполаганию автономизации его познавательной деятельности как основы личностного становления и развития.
Как известно, иноязычная коммуникативная компетентность — это готовность учащихся пользоваться приобретенными знаниями, навыками, умениями в иностранном языке для решения жизненных практических и теоретических задач. В то же время любые умения приобретаются в процессе деятельности, следовательно, формирование компетентности возможно лишь в ходе разнообразной познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся и студентов. Именно поэтому компетентностностный подход направлен на получение ими опыта такой деятельности, на придание самому процессу обучения деятельностного характера. Главное — уметь приобретать знания не пассивно, а деятельно (активно), то есть, прилагая к тому усилия, и уметь пользоваться этими знаниями в повседневной жизни, как в пределах, так и за пределами обучения.
Таким образом, мы считаем, что подготовка учащихся средних общеобразовательных школ с узбекским языком обучения по иностранному языку, с позиций компетентностного подхода, должна обеспечивать не только определенный уровень знаний, навыков и умений в иностранном языке, но и формировать их готовность к выполнению иноязычной деятельности в процессе решения практических задач, а также для дальнейшего саморазвития и самообразования, т. е. иноязычную коммуникативную компетентность.
Научные исследования И. М. Бермана, В. А. Бухбиндера, П. Б. Гурвич, Б. А. Лапидуса, И. И. Халеевой, С. В. Колядко, Л. Я. Ереминой, Л. В. Макар, М. К. Шлангмана, Т. В. Ежовой, И. Л. Плужника, Е. И. Воробьевой, Д. С. Мельниковой, Э. В. Бибиковой, Н. Ф. Радионовой, В. А. Исаева, Э. Ф. Зеера, В. А. Болотова, В. В. Серикова, В. И. Байденко, Ю. Г. Татура и других учёных посвящены проблемам повышения эффективности процесса обучения иностранным языкам. В них решение проблемы видится в оптимизации содержания обучения и обучения иноязычной устной речи на основе компетентностного подхода, обучении профессионально-ориентированному общению в формировании различных компетентностей: профессиональной, общекультурной, межкультурной, страноведческой и социокультурной. Однако в методической литературе отсутствуют работы, рассматривающие данную проблему с точки зрения изменения самого подхода к обучению иностранным языкам в средних общеобразовательных школах с узбекским языком обучения и переосмысления его с позиций современной образовательной парадигмы.
Исследование проблемы обучения иностранному языку, с позиции которой рассматриваются все остальные явления и процессы, связанные с обучением языку, в средних общеобразовательных школах с позиций компетентностного подхода в современных условиях является методической проблемой.
Актуальность данного исследования определяется: необходимостью изменения существующего подхода к обучению ИЯ с учетом современных теоретических достижений методики обучения иностранным языкам; недостаточной разработанностью теоретических и практических основ компетентностного подхода к обучению иностранным языкам в средних общеобразовательных школах с узбекским языком обучения; важностью и необходимостью поиска новых приемов, средств и форм обучения иностранному языку в средних общеобразовательных школах с узбекским языком обучения.
В постановлении Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» (от 10 декабря 2012 года) указано на необходимость «кардинального совершенствования системы обучения подрастающего поколения иностранным языкам, подготовки специалистов, свободно владеющих ими, путем внедрения современных педагогических и информационно — коммуникационных технологий и на этой основе создания возможностей для широкого их доступа к достижениям мировой цивилизации и мировым информационным ресурсам».
В этой связи поиск и внедрение новых подходов в системе обучения иностранным языкам мы рассматриваем как социальных заказ общества.
Объектом нашего исследования является процесс обучения иностранному языку учащихся средних общеобразовательных школ с узбекским языком обучения их иноязычная речевая деятельность.
Целью исследования является раскрыть сущность компетентностного подхода применительно к обучению иностранному языку учащихся средних общеобразовательных школ, определить изменения, которые должны быть осуществлены в системе обучения иностранному языку и разработать научно-обоснованную методику обучения иностранному языку с учетом компетентностного подхода.
Технология обучения английскому языку учащихся средних общеобразовательных школ с узбекским языком обучения представляет собой последовательность процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную методическую систему, реализация которой в практике обучения приводит к достижению гарантированных целей обучения, т. е. к формированию иноязычной коммуникативной компетентности учащихся.
Материалом для разработки заданий и упражнений, грамматических явлений, тем для общения и др. выступают учебные материалы, включенные нами в электронное мультимедийное учебное пособие.
Являясь практической инновацией, обучающая компьютерная программа, на наш взгляд — это наиболее подходящий для данного этапа развития, вариант оптимального обучения (оптимального с точки зрения задач обучения, воспитания, развития, связанных с учетом целей, содержания, условий организации учебно-познавательной деятельности), качественно отличный по стилю, формам, средствам.
Широкое использование компьютеров и компьютерных технологий в системе образования Республики Узбекистан является актуальной задачей. Разработка электронных учебников и учебных пособий в нашей стране в рамках практики высокоразвитых стран и программ системы образования — это требование времени. Нужна разработка и испытание стандартов создания электронных учебников и учебных пособий, отвечающих современным социальным и психологическим требованиям системы народного образования нашей республики.
Таким образом, нами сделана попытка решить одну из проблем повышения качества обучения учащихся средних общеобразовательных школ с узбекским языком обучения Республики Узбекистан на основе инновационных педагогических условий — обучения иностранному языку с учетом компетентностного подхода.
Литература:
Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№ 2.-С.3–11
Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. — http://www.eidos.ru/journal/2005/09.1012. htm
Лебедев, В. В. Структурирование компетенций — перспективное направление в решении проблем образования/ В. В. Лебедев //Школьные технологии.-2007.-№ 2.-С.97–103.
Л. О. Филатова. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования//Дополнительное образование.-2005.-№ 7.-С.9–11.
А. В. Хуторской. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов». — http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
Л. Н. Нугуманова. Компетентностный подход в профильном обучении// Педагогическое образование и наука.-2008.-№ 6.-С.9–15.
Осипова, О. Формирование ИКТ — компетентности учителя начальной школы/ О.Осипова //Народное образование.-2008.-№ 1.-С.116–121.
Н. Д. Гальскова. Современная методика обучения иностранным языкам: пособия для учителя. М.: АРКТИ, 2000–165с.
Н. Д. Гальскова, Н. И.Гез Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учебное пособие. М.: Академия, 2007. -336с