Методика обучения иностранным языкам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (431) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 09.09.2022

Статья просмотрена: 238 раз

Библиографическое описание:

Барсуков, И. Н. Методика обучения иностранным языкам / И. Н. Барсуков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/431/94794/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевая цель изучения иностранных языков в школе: создание у школьников возможности к осуществлению иноязычного межличностного и межкультурного общения с носителями языка, то есть формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Достижению обозначенной цели содействует поднятие культурной и общественной направленностей обучения иностранным языкам, направленность на укрепление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на вовлечение школьников в коммуникацию культур. Все это способствует приобщению обучающихся к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к особенностям иной культуры, помогает им лучше понять характерные черты культуры собственной страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка. Коммуникативная компетенция в сфере иностранного языка предполагает работу над ведущими видами речевой деятельности для формирование коммуникативных умений: понимание воспринимаемого на слух, разговорная речь, письмо и чтение. Такие сферы общения, как социально-бытовая, социально-культурная, учебно-трудовая, а также ситуации общения и сформулированные на их базе тематики общения формируют предметное содержание речи. То есть, компоненты содержания обучения — это не только социокультурные познания и навыки, но и другие различные аспекты, например: предметное содержание речи и эмоционально-ценностное отношение к нему (ценностные ориентации); языковые познания и навыки; коммуникативные умения в названных видах речевой деятельности; учебно-познавательные и компенсаторные умения.

В учебно-воспитательном процессе по дисциплине «Иностранный язык» обучающиеся попадают в особую ситуацию взаимодействия культур, когда родная культура сталкивается с культурой изучаемого иностранного языка, а иногда происходит и взаимодействие трех культурных пространств, если ребенок изучает два иностранных языка. Основной задачей преподавания иностранных языков в России в настоящее время является обучение языку как реальному и полноценному средству общения. В целом функционировавшие в XX в. методы могут отличаться или совпадать:

– по общепедагогическим и частнометодическим целям и принципам обучения;

– по соотношению родного и иностранного языков и роли грамматики в обучении;

– по организации языкового и речевого материала иностранного языка;

– по типу организации деятельности и роли учителя и обучающихся в учебном процессе;

– по использованию различных психических состояний обучающихся и степени интенсивности обучения иностранному языку.

Можно также классифицировать методы преподавания иностранных языков, выделяя все основные способы обучения, которые в них используются:

– по используемому языку пояснений (родной, иностранный, смешанный);

– по способу подачи материала (натуральный (М. Берлин, М. Вальтер, Ф. Гуэн), прямой (О. Есперсен, В. Фиестер, Д. Шестаков), переводной (В. Гумбольдт, П. Глейзер, Ж. Ж. Жакото, Г. Лангеншейд, Э. Петцольд, Ш. Туссен);

– по степени активности преподавателя (активная, пассивная, смешанная) (Ф. Аронштейн, И. А. Грузинская, А. А. Любарская, Э. Отто);

– по основным каналам воздействия информации на обучающегося (вербальный, аудиальный, визуальный, кинестетический, двухканальный, поликанальный, учитывающий индивидуальные особенности, личностный подход) (Л. Блумфилд, Л. И. Божович, Ж. Гугенгейм, А. С. Запесоцкий, Е. И. Исаев, В. С. Мерлин, Р. Мишеа, И. П. Павлов, П. Риван, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков);

– по доминирующему полушарию головного мозга обучающегося (логическое, интуитивное) (В. Н. Данюков, Т. В. Дубовицкая, И. П. Павлов, Л. В. Яссман);

– по способу концентрации обучающегося на изучаемом учебном материале (интеллектуальные, эмоциональные, подсознательные, коммуникативные, деятельностные, коммуникативно-деятельностные, переключательные, перегрузочные, использующие специальные воздействия, использующие непроизвольное внимание) (В. Д. Аракин, И. М. Берман, А. Дистервег, А. В. Монигетти, Е. И. Пассов, И. В. Рахманов, С. К. Фоломкина, З. М. Цветкова, В. С. Цетлин,);

– по количеству участников взаимодействия в процессе обучения (индивидуальные, парные, групповые) (В. В. Архипова, А. С. Границкая, Г. О. Громыко, В. К. Дьяченко, В. Б. Лебединцев, И. Г. Литвинская, М. А. Мкртчян, В. В. Минеев, Е. Паркхарст, И. Унт);

– по преимущественным видам языковой деятельности и порядку их освоения обучающимися (аудирование, говорение, чтение, письмо) (И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. Потебня, А. Н. Соколов);

– по интенсивности обучения (низкоинтенсивные, обычные, форсированные, интенсивные, полное погружение) (Р. М. Грановская, Г. А. Китайгородская, Г. К. Лозанов, И. Ю. Шехтер).

Среди многих других отметим также структурно-функциональный метод (А. П. Старков, В. А. Слободчиков, А. П. Шапко), смешанные методы (А. В. Щерба, И. В. Рахманов), методическую концепцию Московской школы обучения иностранным языкам (Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина, И. Л. Бим, И. А. Зимняя, Б. А. Лапидус), социально-коммуникативный метод (П. Б. Гурвич, А. А. Миролюбов). На рубеже XX-XXI веков наблюдалось появление следующих инновационных методов обучения: лингвосоциокультурный метод (С. Г. Терминасова, В. А. Маслова), метод активизации резервных возможностей личности и коллектива Г. А. Китайгородской, экспресс-метод И. Давыдовой, интелл-метод (интеллектуальный метод), эмоционально-смысловой метод И. Шехтера, case-метод, метод Д. Рунова, метод В. Милошевича, метод чтения И. Франка, система Supreme Learning М. Шестова, авторская программа Д. Никуличевой, курс иностранного языка И. М. Румянцевой [1]. Необходимо также упомянуть следующие методы в обучении иностранным языкам: коммуникативный метод обучения иноязычному говорению Липецкой школы (В. П. Кузовлев, Е. И. Пассов), методика В. Левенталя, методика Н. Замяткина, метод Т. Байтукалова (матричная методика), методика А. Драгункина, метод проектов [2].

Одним из наиболее распространенных является коммуникативный метод обучения иноязычному говорению Е. И. Пассова, в соответствии с которым "...практическая речевая направленность ‒ не только цель, но и средство, где и то и другое диалектически взаимообусловлены». Отметим, что многие методы основаны на попытках использовать психологические особенности человека, воздействовать на его сознание. В каждом методе есть то положительное, что можно использовать, развивать, совершенствовать. Изменение целей образования, разработка ФГОС нового поколения "...требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиске инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий». Таким образом, преподаватель иностранных языков имеет хорошую основу для использования различных методов. Зная и понимая историю и эволюцию методик обучения, современный учитель использует данную информацию для более эффективного обучения. Он фактически применяет множество методов и методик обучения в соответствии с контекстом обучения и целями, разрабатывая при этом свои уроки таким образом, чтобы облегчить понимание нового изучаемого языка. В рамках ФГОС второго поколения предположено применение интерактивных и активных методов:

Кейс-метод. Учитель предлагает максимально приближенную к реальности или реальную ситуацию. Учащимся необходимо провести анализ ситуации, озвучить варианты ее решения, остановить свой выбор на лучшем, по их мнению, из возможных решений.

Метод проектов заключается в самостоятельном анализе предложенной ситуации и в умении находить пути решения поставленной проблемы. Для проектного метода характерно объединение исследовательских, поисковых, творческих методов и приемов обучения по ФГОС.

Проблемный метод подразумевает постановку проблемы, которой может являться какая-либо ситуация или какой-либо вопрос, а затем поиск способов решения данной проблемы посредством анализа подобных явлений (ситуаций, вопросов).

Метод развития критического мышления с активным привлечением письма и чтения. Данный метод направлен на формирование критического (логического, самостоятельного, творческого) мышления. В методику включена определенная структура уроков, которая состоит из этапов вызова, осмысления и размышления.

Эвристический метод — объединяет различные игровые приемы в формате конкурса, деловой и ролевой игры, соревнования, исследования. Исследовательский метод имеет общие параллели с проблемным методом обучения. Но в исследовательском методе преподаватель сам задает проблему, а задачей учеников является организация исследовательской работы по изучению проблемы.

Метод модульного обучения. В данном методе происходит распределение содержания обучения по дидактическим блокам-модулям. Объем каждого модуля ограничивается темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором [3].

Литература:

  1. Писаренко В.И. Инновационное обучение иностранным языкам в техническом вузе; монография; под ред. А.В. Непомнящего. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007. С.38.
  2. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс: учеб. пособие / Е. Н. Соловова. – 2–е изд. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 271 с.
  3. Сакаева Л.Р., Баранова А.Р. Методика обучения иностранным языкам (учебное пособие для студентов Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского по направлению «педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»). – Казань, КФУ, 2016. 27-40 с.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, язык, XX-XXI, иноязычное говорение, интенсивность обучения, исследовательский метод, коммуникативный метод обучения, метод проектов, предметное содержание речи, речевая деятельность.


Задать вопрос