Поликультурное образование как неотъемлемая часть педагогической культуры преподавателя иностранного языка
Автор: Валеева Светлана Анваровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)
Статья просмотрена: 1301 раз
Библиографическое описание:
Валеева, С. А. Поликультурное образование как неотъемлемая часть педагогической культуры преподавателя иностранного языка / С. А. Валеева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 65-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2479/ (дата обращения: 16.11.2024).
Язык – средство познания картины мира, приобщения к ценностям, созданными другими народами. Одновременно язык – это ключ для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических достижений представителей других культур.
К настоящему времени в российской системе языкового образования произошли значительные позитивные изменения. В частности, существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков. Значительно выросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и ВУЗе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.
Приоритетную значимость приобрело обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов. Стал особенно актуальным интерактивный подход к обучению родному и иностранному языкам в школе, особенно в области развития культуры речи.
Как следствие, основными целями обучения иностранному языку в школе стали:
1.Формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, т.е. формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции; обучение нормам межкультурного общения на иностранном языке; развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке в условиях официального и неофициального общения.
2. Социокультурное развитие учащихся, т.е. изучение родного языка и родной культуры и иностранных языков и культур других народов, развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
3. Формирование у школьников уважения к другим народам и культурам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.
4. Развитие мотивации к изучению второго иностранного языка.
5.Развитие самообразовательного потенциала учащихся с учетом многообразия современного многоязычного и поликультурного мира.
6. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения языков и культур.
В таких условиях учитель должен помочь учащимся осознать что:
в мире существует множество ценностей;
некоторые из этих ценностей отличаются от их собственных;
любые ценности коренятся в традициях того или иного народа и являются для него закономерным плодом его опыта и исторического развития.
При этом важно помнить, только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую.
Очевидно, что в условиях многокультурного мира и полиэтнического российского общества поликультурное образование становится неотъемлемой частью педагогической культуры преподавателя. Оно включает в себя:
культурологические, этноисторические знания,
понимание важности культурного плюрализма,
умение выделять и вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира,
а также умение организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве.
В этих целях, на первой ступени обучения иностранному языку большое значение имеет:
стимулирование потребностей в ознакомлении с миром зарубежных сверстников и использование иностранного языка для этих целей;
формирование элементарных умений межличностного общения на иностранном языке с опорой на родной язык.
На второй ступени обучения большое значение имеет изучение иностранного языка как средства международного общения посредством:
социокультурного развития школьников;
культуроведческого и художественно-эстетического развития школьников при ознакомлении с культурным наследием стран изучаемого языка;
формирования умений представить родную культуру и страну в условиях иноязычного межкультурного общения.
На завершающей, третьей ступени обучение иностранному языку должно способствовать иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование иностранного языка в ситуациях официального и неофициального общения. При этом в центре внимания – углубление культуроведческих знаний об образе и стилях жизни в странах изучаемых языков.
Необходимо также отметить, что задачи и содержание иноязычного учебного общения старшеклассников расширяются за счет междисциплинарного подключения иностранного языка к изучению других предметов.
Средняя школа также должна создавать условия и стимулировать школьников к изучению нескольких иностранных языков.
Основная задача, которая стоит перед учителем иностранных языков – это обучение детей и подростков умению жить, а значит умению общаться.
Следовательно, поиск самых доступных, перспективных и интересных для учащихся методов обучения – главная цель любого творчески работающего учителя.
Перечислю некоторые методы обучения, которые предполагают современные инновационные педагогические технологии:
обучение в сотрудничестве;
проектная методика;
тандем – метод;
языковой портфель;
интерактивная доска;
мультимедийные программы;
интернет – ресурсы, которые предлагают базовый набор услуг: электронная почта, телеконференции, видеоконференции, возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение ее на Web – сервере, доступ к информационным ресурсам (справочные и поисковые системы), разговор в сети.
Каждая из методик имеет свои специфические черты. Что касается практического применения методов, я считаю, что вовсе не обязательно использовать только один метод. Лучше всего было бы интегрировать несколько методов, объединив их лучшие стороны, применительно к учащимся, так как на данный момент не существует универсального метода.
На мой взгляд, на современном этапе развития методики происходит интеграция методов. Можно сказать, что началось образование комплексного метода, который вбирает в себя лучшие элементы разных методов и не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль.
Однако любые инновации будут успешными только при условии охвата всех ступеней образования: младшей, средней и старшей, а также, если в процесс вовлечен весь педагогический коллектив.
Приведу пример на основе проектной деятельности – метода проектов. Линия проектной методики образовательного учреждения может быть выстроена следующим образом:
начальная школа – проектная задача;
среднее звено – групповые, парные и индивидуальные учебные проекты;
старшее звено – индивидуальная образовательная программа старшеклассника как завершающий весь этап школьного образования – кульминационный личностно значимый проект.
По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к активной деятельности над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений – от освоения отдельных учебных предметов, как уже упоминалось, к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения, направленных на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), что означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта – в частности, опыта межкультурного общения, формирования поликультурной компетентности.