Модели развития страхования в регионах мира | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 14.02.2015

Статья просмотрена: 1471 раз

Библиографическое описание:

Вахрамеева, Н. С. Модели развития страхования в регионах мира / Н. С. Вахрамеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 349-352. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15697/ (дата обращения: 19.12.2024).

Ключевые слова: мировые тенденции страхования, страхование, страховой рынок, страховой бизнес, интеграция, глобализация, страховой продукт, страховые премии страховые выплаты, лидеры страхового рынка.

 

Для того чтобы в полной мере изучить страховой рынок, необходимо изучить тенденции его развития в регионах мира, а также изучить наиболее выдающийся регион мира. Таким образом, рассмотрим основные тенденции развития страхового рынка в мировом масштабе, а также на примере европейских стран. Наиболее важный эпизод главы — исследование страхового рынка в европейских странах.

Мировые тенденции развития страхования

Страхование берет истоки из глубокой древности. Во время рабовладельческого строя были добровольные соглашения, имеющие черты современного договора страхования. Например, изданные царем Вавилонии законы 18-го века до н. э., предусматривающие заключение соглашения между купцами и погонщиками о совместном несении убытков, случающихся в пути при нападении разбойников, краж и т. п.

Похожие договоры были у мореплавателей, предусматривающие механизм распределения ущерба от кораблекрушений и аварий.

Во время великих географических открытий, способствующих бурному развитию судоходства и международной торговли, появились объединения купцов и судовладельцев на базе взаимного страхования. Когда отправлялся один караван сухопутным или морским путем, при совместном строительстве портовых сооружений или кораблей, заключалось соглашение о совместном несении ответственности за принесенный ущерб в случае его наступления.

Следовательно, страхование стало рассматриваться как комплекс мер по защите опасностей и негативных проявлений, возникающих в жизни граждан, в деятельности участников рыночных отношений, в функционировании государства.

В экономически развитых странах, на страховой рынок приходится значительная доля в валовом национальном продукте, а также страхование занимает важное место в построении системы социальной защищенности населения, кроме того еще и является элементом комплексной защиты от непредвиденных опасностей и катастроф природного, техногенного и иного характера. Помимо вышеперечисленного страхование способствует укреплению финансовой системы страны и формирует существенные источники инвестирования.

По данным агентства SwissRe на глобальном страховом рынке по данным 2012 года лидирует США — 27,55 % от мирового рынка страхования (в 2011 году эта доля составляла 26,22 %). Далее следует Япония — 14,18 %. На третьем месте оказалась Великобритания — 6,75 %. Также в первой пятерке лидеров расположились Китай (5,32 %) и Франция (5,26 %), годом ранее Германия входила в топ-5 мировых лидеров, а в 2012 году оказалась на 6 месте — 5,03 %.

Страховой рынок России в мировом рейтинге оказался на 24-м месте — $26,027 млрд. — что составляет всего 0,56 %.

Сегодня на мировом рынке происходит усиленная интеграция страхового бизнеса как следствие глобализационного процесса, поэтому унифицируются условия страхования и перестрахования. Актуально как прямое заимствование технологий и механизмов страхования менее развитых стран у более развитых, так и через внедрение западных компаний-гигантов на новые национальные рынки других стран. Важную роль в заимствовании механизмов страхового бизнеса играет участие различных партнеров страховщиков: перестраховщиков, аварийных комиссаров, ассистантных служб и т. д.

Но очевидна тенденция к тому, что интеграционные процессы затрагивают не только страховой рынок, а также заметно взаимное проникновение страхового и банковского сектора. Основными причинами является то, что такое объединение позволяет активно использовать инфраструктуру обслуживания консолидирующей компании и также диверсифицировать перечень как страховых, так и банковских продуктов, плюс ко всему множество банковских продуктов, например, автокредит или ипотека требуют страхового сопровождения по автокаско и страхования имущества соответственно, а некоторые банки требуют еще и страхование жизни от своих клиентов. Для самих компаний плюсом является то, что такие сделки зачастую повышают рыночную стоимость объединившихся компаний.

Для самих компаний терять такую тенденцию к объединению или освоению новых рынков означает потерять лидирующие позиции завтра.

Составляющей частью формирования мирового страхового рынка является формирование международного страхового законодательства — унифицированного и стандартизированного. Основные стандарты формируются Международной ассоциацией органов надзора за страховой деятельностью (International Associatioon of Insurance Supervisors) и положениями Международных стандартов финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards)

Мировой рынок страхования сейчас является динамичной отраслью, где лидирующую позицию занимает европейский рынок с долей в 33 % как показано на карте. Сюда входит также страховой рынок России и Украины и в общем это составляет 1 %, что говорит об отставании рынков этих двух стран от динамичных стран Европы, где основной капитал приходится на перестраховочные компании, а так же эти самые перестраховочные компании сотрудничают со страховыми компаниями России и Украины.

Далее догоняют Европейский регион Северная Америка и Азия с отставанием всего на 3 % и 4 % соответственно (с долями на мировом рынке в 30 % и 29 %). На долю остальных регионов приходится менее 10 % — Южная Америка и страны Карибского бассейна — 4 %, также, как и Австралия и Океания — тоже 4 %.

Рис. 1. Страхование в регионах мира [1]

 

Для наиболее явного исследования причин вышеуказанного мирового распределения страхового рынка посмотрим на то как шло развитие страхового сектора в регионах мира начиная с начала 2000-х годов.

Динамика суммы страховых премий показывает, что до 2004 года Северная Америка являлась лидером по данным параметрам, но после 2004 года Европейский рынок с внушительными темпами прироста до 2007 года увеличился в 2,3 раза по сравнению с 2001 годом, что на 32 % больше, чем сумма страховых премий Северной Америки в 2007 году. Однако кризисные явления 2008 и 2009 года отразились на страховом секторе Европы и Северной Америки, Европы кстати в большей степени, но при этом Европейский рынок не потерял своих лидерских позиций. К 2012 году сумма страховых выплат увеличилась в 2 раза и составила 1535 млрд. долларов. Сумма страховых премий к 2012 году в Северной Америке увеличилась в 1,5 раз по сравнению с 2001 годом и составил 1393 млрд. долларов. Интересно то, что так как Азиатский регион не был затронут кризисом 2008 года, то и отрасль страхования не имела спадов с 2001 года, а с 2007 года темпы роста увеличились и к 2012 году сумма страховой премии увеличилась в 2,3 раза и составила 1346 млрд. долларов, что всего на 189 млрд. долларов меньше чем в Северной Америке. В других регионах объёмы страховой премии медленно растут, спадов не замечено, общая сумма увеличилась в 3,25 раз.

Рис. 2. Динамика суммы страховых премии в регионах мира за 2001–2012 годы, млрд. долларов

Источник: Составлено автором по статистическим данным сайта: www.insuranceeurope.eu

 

Мировой показатель динамики суммы страховых премий иллюстрирует тенденцию к росту с 2001 до 2012 года с замедлением с 2007 и небольшим спадом в 2009 году, однако уже в 2010 году общая сумма собранных страховых премий по всему миру обогнала показатели докризисного периода на 116 млрд. долларов. С 2001 года по 2012 сумма увеличилась в 1,9 раз.

Рис. 3. Динамика суммы страховых премий в мире за 2001–2012 годы, млрд. долларов

Источник: Составлено автором по статистическим данным сайта: www.insuranceeurope.eu

 

Сегодня мировой страховой рынок развивается с замедленными темпами. И основной тенденцией с 2013 года является «переход на продажи через прямые каналы продаж — интернет и мобильную связь» [2]. Это является крупнейшим рычагом страховых компаний, поэтому в эти направления идут колоссальные инвестиции, следовательно страховщики должны содержать затраты на приобретение, поэтому идет спад чистой прибыли. Посредники — агенты и брокеры, однако, продолжают господствовать на рынках многих стран.

США, Франция и Германия были самыми успешными в улучшении своих позиций по сбору страховых премий в 2013 году. Что касается рынка Японии, Канады, Италии и Бельгии, то здесь нет особых изменений, а вот «Бразилия показала наибольшее ухудшение — спад 6,2 %» [2]. В 2014 году «страховая отрасль выходит из комбинации финансовых потрясений» [3] и экономической неопределенности, хотя нельзя утверждать, что трудные времена позади. В Азиатско-Тихоокеанском регионе растет личный доход, а также и происходит старение населения, что дает тенденцию к повышению спроса на страхование, но также и на рост страховых выплат, особенно это касается сегмента страхования жизни. Латинская Америка является потенциалом роста спросу на страхование. В США, Европе и Канаде, многие страховщики восстановили свои позиции после финансового кризиса. В целом, «отрасль стоит на пороге гораздо лучших времен» [3]. Тем не менее, сложности впереди — ужесточаются международные нормы и правила страхования, а также изменение законодательства, которое до сих пор не определено.

 

Литература:

 

1.                  Публикация Statistics N°48 «European Insurance in Figures» February 2014, С. 13 (www.insuranceeurope.eu)

2.                  Публикация «World Insurance Report 2014 from Capgemini and Efma»

3.                  Публикация «Global insurance outlook 2014 EY» (www.ey.com)

Основные термины (генерируются автоматически): страховой рынок, Северная Америка, Европейский рынок, регион мира, страхование, страховой бизнес, США, мировой рынок, мировой страховой рынок, страховая премия.


Похожие статьи

Программы развития страховой отрасли в России

Особенности и методы продвижения на промышленных рынках

Предпосылки для ускоренного развития экономики Азербайджана

Проблемы системы управления рисками на предприятиях Казахстана и специфика их совершенствования

В статье анализируется существующая практика и подходы в области управления рисками в компаниях — лидерах казахстанского рынка, позволяющие оценить текущее состояние, проблемы и перспективы дальнейшего развития риск-менеджмента в стране.

Рейтинговые агентства как показатель уровня конкурентоспособности банковского сектора экономики России

В статье рассмотрены основные понятия конкуренции, определенны основные подходы к оценке конкурентоспособности организации и банковского сектора и рассмотрен рейтинговый подход, как основной показатель надежности для контрагентов и клиентов.

Современные тенденции развития брендинга в рыночных условиях

Рассмотрены понятие, инструменты и тенденции развития особенности брендинга. Представлены основные составляющие, уровни качества и классификация брендов.

Проблемы становления и развития малого бизнеса в России и Германии, методы государственной поддержки

Маркетинговые стратегии и инновации гостиничного предприятия

Инновационная логистика как один из ключей в развитии экономики

Раскрывается понятие инновационной логистики, ее роль и влияние на развитие отечественной экономики. Произведен анализ сегодняшнего состояния логистических инноваций и формирования логистики, сформулированы свои трудности, плюсы и перспективы в стано...

Роль образования в формировании человеческого капитала и его влияние на экономику

В статье автор рассматривает, как образование формирует человеческий капитал, его воздействие на трудовой рынок и экономическую производительность, а также какие вызовы и перспективы существуют в этой области.

Похожие статьи

Программы развития страховой отрасли в России

Особенности и методы продвижения на промышленных рынках

Предпосылки для ускоренного развития экономики Азербайджана

Проблемы системы управления рисками на предприятиях Казахстана и специфика их совершенствования

В статье анализируется существующая практика и подходы в области управления рисками в компаниях — лидерах казахстанского рынка, позволяющие оценить текущее состояние, проблемы и перспективы дальнейшего развития риск-менеджмента в стране.

Рейтинговые агентства как показатель уровня конкурентоспособности банковского сектора экономики России

В статье рассмотрены основные понятия конкуренции, определенны основные подходы к оценке конкурентоспособности организации и банковского сектора и рассмотрен рейтинговый подход, как основной показатель надежности для контрагентов и клиентов.

Современные тенденции развития брендинга в рыночных условиях

Рассмотрены понятие, инструменты и тенденции развития особенности брендинга. Представлены основные составляющие, уровни качества и классификация брендов.

Проблемы становления и развития малого бизнеса в России и Германии, методы государственной поддержки

Маркетинговые стратегии и инновации гостиничного предприятия

Инновационная логистика как один из ключей в развитии экономики

Раскрывается понятие инновационной логистики, ее роль и влияние на развитие отечественной экономики. Произведен анализ сегодняшнего состояния логистических инноваций и формирования логистики, сформулированы свои трудности, плюсы и перспективы в стано...

Роль образования в формировании человеческого капитала и его влияние на экономику

В статье автор рассматривает, как образование формирует человеческий капитал, его воздействие на трудовой рынок и экономическую производительность, а также какие вызовы и перспективы существуют в этой области.

Задать вопрос