Статья посвящена исследованию обрядовой практики якутского праздника ысыах. В работе рассматриваются традиционные и инновационные элементы в ритуалах, выявляются этнические символы и интеграция культуры в рамках современности.
Ключевые слова: традиция, новация, ысыах, ысыах Туймаады, Ус Хатынг, синтез традиционного и современного мировоззрения.
Ысыах — якутский национальный праздник испокон веков традиционно сопровождается проведением комплекса обрядов и ритуалов — благословением алгыс, ритуалом кумысопития тунах, обрядом встречи солнца кюню кюрсюю, обильными угощениями, традиционными круговыми танцами осуохай, спортивными состязаниями и конными скачками. Возрождение национальной культуры, активное обращение к этническим ценностям послужило своеобразным толчком к внедрению в современную культуру новых форм традиционных обрядов. Данное исследование посвящено изучению этого явления, которое интегрируется как синтез традиционного и современного мировоззрения, путем «включенного наблюдения» празднества республиканского (городского) Ысыаха Туймаады-2014.
В настоящее время в местности Ус Хатынг для проведения праздника устраивают тюсюлгэ, которое окружают свежесрубленными березками чэчир. В настоящее время молодые деревца стараются заменить искусственными деревьями или деревянными шестами с вырезанными на них листочками. Для праздника ысыах поляну окуривают дымом можжевельника, тем самым очищая пространство от всего нечистого. Современные якуты вместо можжевельника локально применяют очищение дымом — на костре, который разжигают возле центрального входа у тюсюлгэ, жгут сухой кизяк, и в него кидают мучные лепешки лэпиэскэ. Также гостям предлагается пройти обряд сакрального очищения — при входе с двух сторон стоят якутки в национальных костюмах, которые обмахивают посетителей комаромахалками дэйбиир и произносят благопожелания алгыс. Считается, что махалка дэйбиир из конского волоса очищает пространство и обладает магической силой. Расположение двумя рядами в виде аллеи по правой и левой сторонам символизирует своеобразную защиту людей от злых духов.
Открытие современного праздника ысыах начинается с прохождения через ворота Аан Аартык, которые олицетворяют пересечение границы мира небесных божеств и мира людей. Подойдя к самой арке Аан Аартык мужчины должны пройти по правой стороне, а женщины по левой, что регламентируется традицией деления на две половины.
По периметру от главного входа Аан Аартык раскидана свежескошенная трава как символ наступившего лета. По нашим наблюдениям многие из посетителей на ысыахе Туймаады подходили к копнам скошенной травы, оставленным по краям площадки, и брали пучки травы с собой. По-видимому, сено выполняло определенную очистительную функцию — при подготовке к ысыаху весь пол в доме устилался свежим сеном, а пучки травы привязывали у дымового отверстия (Романова, 1994, с. 88). Дорожка из зеленой травы приводит к воротам аар багах, на которых подвешены пучки конского белого волоса и колокольчик чоран — перед тем как пройти через ворота необходимо позвонить в него. Пройдя очищение звоном колокольчика, все приступают к обряду подношения духу огня. Для этого, присутствующие должны обмакнуть в топленом масле пучок конского волоса и кинуть его в огонь, затем обойти костер три раза по ходу солнца. Таким образом, многие внедренные ритуалы и атрибуты, предлагаемые посетителям на празднике, выполняют оградительную и очистительную функции.
Центральное место в проведении ысыаха занимает мировое дерево Аар Кудук чэрчи мас, символ модели Вселенной. В местности Ус Хатынг сооружен Аар Кудук чэрчи мас из ствола лиственницы, на которой соединены перекладины в виде распростертых крыльев орла. На концах перекладин вырезаны головы лошадей, а по бокам прикреплены резные фигурки птицы стерх. Согласно мифологическим преданиям якутов, в старину после прочтения посвятительного алгыса над тюсюлгэ появлялись лебеди и стерхи. Это были, по мнению якутов, посланцы божеств айыы, вестники их благосклонности (Алексеев, 2008, с. 85).
В 2013 году якутскими исследователями были зафиксированы новые обряды — сначала каждый прикасался ладонью к поверхности Аар Кудук чэрчи мас, и уже к концу дня каждый прислонялся спиной к грани сооружения (всего 6 граней) (Алексеева, Яковлева, 2014, с. 222). На следующий год были зафиксированы «стихийные» ритуалы возле Аар Кудук чэрчи мас — войдя в урасу под священным деревом, необходимо было прикоснуться к деревянным эмблемам. Каждая эмблема (их насчитывает ровно 9) имеет круглую форму и на ней вырезаны орнаменты, символизирующие божества айыы. Посетители проходили по кругу, прикасались ладонями к эмблемам, можно было потереть орнамент, при этом мысленно обратиться за благословлением к определенным божествам.
Инновационным обрядовым действием явилась церемония обращения солнцу. Для этого была выложена дорожка из круглых ступенек, которые разделены на три этапа по 9, затем по 10 и далее по 11 ступенек. Участник праздника, наступая босыми ногами на каждую ступеньку, возносит руки кверху и мысленно произносит пожелания благополучия для себя и родных, на следующем отрезке дорожки — пожелания умножения и процветания своего рода, а затем на последнем этапе произносят пожелания здоровья. После прохождения данного обряда, предлагается вытянуть алгыс — пожелание на полоске бумаги, украшенной узким кусочком бересты с одной стороны, и пучком белого конского волоса сиэл с другой. Это является современной подачей традиции гадания — в конце праздника якуты гадали о счастье и благополучии, подбрасывая жертвенную ложку.
Самой важной частью проведения праздника ысыах является церемония встречи солнца. Большинство современных якутов стремятся попасть именно на этот обряд, считается, что полученной энергии хватит на весь год, загаданные желания исполнятся, индивид получит особое благословение от божеств (Алексеева, Яковлева, 2014, с. 222). В местности Ус Хатынг организован центр встречи Солнца кюню корсуу, где располагается Алтан сэргэ — медная коновязь с 8 гранями. Возле него адаптирована новая традиция — каждый должен подойти к коновязи, прикоснуться лбом, затем прислониться спиной. Таким образом, считается, что каждый обращается к солнцу, просит благополучия и изобилия, заряжается космической и божественной энергией.
Сформировавшись в среде ранних кочевников Южной Сибири и Центральной Азии этот праздник сохранил архаичный ритуал коллективного моления Небу, Солнцу, силам Природы. В целом ритуальная часть ысыаха не претерпела больших изменений, однако с годами сложились современные традиции ысыаха, актуализирующие каноны древнего обрядового комплекса ысыах. Проведенное исследование позволяет выявить тенденции, наметившиеся в развитии данной формы современной праздничной культуры. Нововведенные этнические символы способствуют объединению людей и укрепляют национальное самосознание. Поэтому ысыах представляет собой многоплановый праздник, который объединяет в себе как ритуальные моменты, причем довольно архаические, так и зрелищно-развлекательные.
Литература:
1. Алексеев Н. А. Этнография и фольклор народов Сибири. — Новосибирск, 2008.
2. Алексеева А. Н., Яковлева К. М. Ритуал в современной повседневной жизни якутов // Круговой танец: природа-человек-космос. — Якутск, 2014. — С. 221–224.
3. Романова Е. Н. Якутский праздник ысыах. Истоки и представления. — Новосибирск, 1994.