Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Праздники на основе вековых традиций как основа российской современной культуры

Культурология
03.06.2020
1596
Поделиться
Библиографическое описание
Сидорова, М. Е. Праздники на основе вековых традиций как основа российской современной культуры / М. Е. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 680-682. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71051/.


В статье рассматривается понятие «традиции» в контексте многих ученых. Их анализ требует терминологического уточнения. Автор углубляется в понятийный аппарат и систематизирует его. Также дает свое определение традициям, и показывает значимость в сохранении интереса к народным традициям и укреплении межпоколенческих связей в современном культурном пространстве.

Ключевые слова: вековые традиции, традиции, праздники, культура.

Праздник, как феномен культуры, на протяжении многих лет привлекает внимание исследователей самых разных областей гуманитарного знания — от этнографии до философии, поскольку праздничная культура сопровождает человеческое общество с самых ранних стадий развития и является неотъемлемой составляющей культуры в целом. Праздник одновременно и формирует социокультурную ситуацию, и бытийствует в соответствии с ней.

Такой зрелищный вид искусства как праздники, за свою историю претерпели ряд изменений Культура праздника основана на вековых традициях и уходит далеко в глубь.

Исследование истории народных празднеств является важнейшей задачей российской культуры для возрождения и укрепления народной традиций, сохранения связи между поколениями и создания самобытной и многогранной социокультурной среды.

Для того, чтобы сохранить интерес к народным традициям и укреплять межпоколенческие связи в современном культурном пространстве, делающие российскую культуру самобытной и многогранной, необходимо изучать вековые традиции и создавать на их основе празднества и гуляния для современной молодежи.

Данную тему освещали К. В. Чистов, А. Л. Кребер, Э. Шилз, И. В. Суханов, Ю. А. Левада Л. В. Демина и многие другие. Но несмотря на то, что народные традиции являются предметом изучения многих исследователей, но праздники и гуляния на их основе недостаточно изучены и являются большой темой для научного анализа.

Что мы понимаем под традицией и зачем она нужна? Вот какое определение даёт советский и российский философ, специалист в области социальной философии, доктор философских наук, профессор И. В. Суханов: «Традиции — это не регламентируемые юридическими установлениями, поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни данного класса, общества идеологических отношений (политических, нравственных религиозных, эстетических)». [1.3]. В своей книге «Обычаи, традиции и преемственность поколений», И. В. Суханов приводит пример революционных традиций, и определяет их как: «..процесс воспроизводства у новых поколений советских людей тех морально-политических качеств, которые были выработаны российскими рабочим классом в период трёх революций и гражданской войны. Конечная цель традиций сводится к тому, чтобы ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений» [1.4].

Согласно, определению советского и российскому социолога и политолога, доктора философских наук, профессора Ю. А. Левады: «традиция представляет собой «механизм воспроизводства социальных институтов и норм, при котором поддержание последних обосновывается, узаконяется самим фактом их существования в прошлом; термин «традиция» нередко распространяется также на сами социальные установления и нормы, которые воспроизводятся подобным образом» [2.11]. Понятием традиции интенсивно пользуются представители не только социальной и политической философии, но и преимущественно культурологии, культурной и социальной антропологии, социологии, истории эзотеризма, этнографы, искусствоведы и фольклористы. В современной российской и советской науке к понятию традиции также периодически проявляется исследовательский интерес, фокусирующийся главным образом вокруг проблемы определения.

В книге «Народные традиции и фольклор», определение «традиции» дал советский и российский фольклорист и этнограф, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН Кирилл Васильевич Чистов: «традиция -это сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершаются определенный отбор, стереотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем опять воспроизводятся». [3.47].

А известный американский антрополог Алфред Луис Крёбер пишет, что; традиция — это «трансляция культурных особенностей во времени» [4]. Он отождествляет общество и корпус традиции и утверждает, что: «темпоральная непрерывность составляет основу социальной идентичности». [4]. Э. Шилз в отличие от Кребера утверждает: «Традиция обладает изменчивостью и стремится учитывать фактор субъективной интерпретации». По его мнению, феномены традиционного ряда «претерпевают изменения в процессе передачи традиции и в результате ее интерпретаций» [5]. В определении Шилза традиция «в самом элементарном смысле... — это всё то, что передается из прошлого в настоящее». В этой же работе Шилз пытается обосновать временные критерии традиционности: «Чтобы стать традицией, нечто должно длиться на протяжении по крайней мере трех поколений» [6]. Объектного подхода при исследовании традиции придерживаются исследователи широкого поля гуманитарных дисциплин. Например, британский философ Г. Б. Актон понимает традицию как «убеждение или практику, передаваемые от одного поколения к другому и принимаемые вследствие ее авторитета без возражений» [7], исследователь культуры Д. Гросс — как «совокупность верований или образов мышления, существующих в настоящем, но пришедших к нам из прошлого» [8];

К. Поппер — как «единообразие человеческих позиций, форм поведения, целей, ценностей и вкусов» [9.228]. Схожий смысл придается традиции в Большой советской энциклопедии, в которой данная категория рассматривается в качестве «элемента социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и сохраняющегося в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени» [10, 135].

Г. Лебон рассматривает традиции как один из важнейших факторов, обуславливающих психологию народа и психологию толпы как субъекта исторического процесса. «В традициях выражаются идеи, потребности и чувства прошлого расы, в них заключается синтез расы, всей своей тяжестью, давящий на нас... Великое изменение произойдет в исторической науке, когда идея о влиянии прошлого получит большее распространение. Народ — это организм, созданный прошлым, и как всякий организм, он может быть изменен не иначе, как посредством долгих наследственных накоплений. Люди руководствуются традициями особенно легко тогда, когда находятся в толпе, причем меняются легко одни только внешние формы. Без традиций не может быть ни национальной души, ни цивилизации» [11, 47–48].

Итак, рассмотрев различные научные подходы к определению традиции приходим к выводу:

− традиция — это культурный продукт, созданный или продолженный прошлыми поколениями, который, будучи принят и переосмыслен последующими поколениями, дошел до настоящего времени

− роль каждого очередного поколения в развитии традиции, таким образом, состоит в сохранении полученного наследия

− традиции — это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение, и сохраняющиеся в определённом сообществе в течение длительного времени

− «традиция» в полной мере относится к всеобъемлющей культурной традиции, то есть к традиции религиозного, национального типа, которая охватывает все аспекты человеческой жизни.

Таким образом, мы приходим к выводу, что при условии сохранения вековых традиций и популяризации хорошо забытых старых праздников, проблема сохранения интереса к народным традициям и укреплении межпоколенческих связей в современном культурном пространстве, будет решена.

Литература:

  1. И. В. Суханов «Обычаи, традиции и преемственность поколений»
  2. Предмет и позиция исследователя (сборник) (Ю. А. Левада, 2016)
  3. К. В. Чистов «Народные традиции и фольклор» (1986),
  4. А. Л. Кребер. «Природа культуры» (1952).
  5. А. Л. Кребер. «Природа культуры» (1952).
  6. Э. Шилз статья «Традиция и свобода»
  7. Acton, 1952–1953
  8. Gross, 1992
  9. Поппер, 2004, 228.
  10. Большая советская энциклопедия, 1977, т. 26, 135.
  11. Лебон Г. Психология масс. // В кн.: Психология масс. — Самара, 1998. — С. 47–48.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
вековые традиции
традиции
праздники
культура
Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 680-682):
Часть 9 (стр. 657-737)
Расположение в файле:
стр. 657стр. 680-682стр. 737

Молодой учёный