В статье рассматривается понятие «традиции» в контексте многих ученых. Их анализ требует терминологического уточнения. Автор углубляется в понятийный аппарат и систематизирует его. Также дает свое определение традициям, и показывает значимость в сохранении интереса к народным традициям и укреплении межпоколенческих связей в современном культурном пространстве.
Ключевые слова: вековые традиции, традиции, праздники, культура.
Праздник, как феномен культуры, на протяжении многих лет привлекает внимание исследователей самых разных областей гуманитарного знания — от этнографии до философии, поскольку праздничная культура сопровождает человеческое общество с самых ранних стадий развития и является неотъемлемой составляющей культуры в целом. Праздник одновременно и формирует социокультурную ситуацию, и бытийствует в соответствии с ней.
Такой зрелищный вид искусства как праздники, за свою историю претерпели ряд изменений Культура праздника основана на вековых традициях и уходит далеко в глубь.
Исследование истории народных празднеств является важнейшей задачей российской культуры для возрождения и укрепления народной традиций, сохранения связи между поколениями и создания самобытной и многогранной социокультурной среды.
Для того, чтобы сохранить интерес к народным традициям и укреплять межпоколенческие связи в современном культурном пространстве, делающие российскую культуру самобытной и многогранной, необходимо изучать вековые традиции и создавать на их основе празднества и гуляния для современной молодежи.
Данную тему освещали К. В. Чистов, А. Л. Кребер, Э. Шилз, И. В. Суханов, Ю. А. Левада Л. В. Демина и многие другие. Но несмотря на то, что народные традиции являются предметом изучения многих исследователей, но праздники и гуляния на их основе недостаточно изучены и являются большой темой для научного анализа.
Что мы понимаем под традицией и зачем она нужна? Вот какое определение даёт советский и российский философ, специалист в области социальной философии, доктор философских наук, профессор И. В. Суханов: «Традиции — это не регламентируемые юридическими установлениями, поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни данного класса, общества идеологических отношений (политических, нравственных религиозных, эстетических)». [1.3]. В своей книге «Обычаи, традиции и преемственность поколений», И. В. Суханов приводит пример революционных традиций, и определяет их как: «..процесс воспроизводства у новых поколений советских людей тех морально-политических качеств, которые были выработаны российскими рабочим классом в период трёх революций и гражданской войны. Конечная цель традиций сводится к тому, чтобы ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений» [1.4].
Согласно, определению советского и российскому социолога и политолога, доктора философских наук, профессора Ю. А. Левады: «традиция представляет собой «механизм воспроизводства социальных институтов и норм, при котором поддержание последних обосновывается, узаконяется самим фактом их существования в прошлом; термин «традиция» нередко распространяется также на сами социальные установления и нормы, которые воспроизводятся подобным образом» [2.11]. Понятием традиции интенсивно пользуются представители не только социальной и политической философии, но и преимущественно культурологии, культурной и социальной антропологии, социологии, истории эзотеризма, этнографы, искусствоведы и фольклористы. В современной российской и советской науке к понятию традиции также периодически проявляется исследовательский интерес, фокусирующийся главным образом вокруг проблемы определения.
В книге «Народные традиции и фольклор», определение «традиции» дал советский и российский фольклорист и этнограф, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН Кирилл Васильевич Чистов: «традиция -это сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершаются определенный отбор, стереотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем опять воспроизводятся». [3.47].
А известный американский антрополог Алфред Луис Крёбер пишет, что; традиция — это «трансляция культурных особенностей во времени» [4]. Он отождествляет общество и корпус традиции и утверждает, что: «темпоральная непрерывность составляет основу социальной идентичности». [4]. Э. Шилз в отличие от Кребера утверждает: «Традиция обладает изменчивостью и стремится учитывать фактор субъективной интерпретации». По его мнению, феномены традиционного ряда «претерпевают изменения в процессе передачи традиции и в результате ее интерпретаций» [5]. В определении Шилза традиция «в самом элементарном смысле... — это всё то, что передается из прошлого в настоящее». В этой же работе Шилз пытается обосновать временные критерии традиционности: «Чтобы стать традицией, нечто должно длиться на протяжении по крайней мере трех поколений» [6]. Объектного подхода при исследовании традиции придерживаются исследователи широкого поля гуманитарных дисциплин. Например, британский философ Г. Б. Актон понимает традицию как «убеждение или практику, передаваемые от одного поколения к другому и принимаемые вследствие ее авторитета без возражений» [7], исследователь культуры Д. Гросс — как «совокупность верований или образов мышления, существующих в настоящем, но пришедших к нам из прошлого» [8];
К. Поппер — как «единообразие человеческих позиций, форм поведения, целей, ценностей и вкусов» [9.228]. Схожий смысл придается традиции в Большой советской энциклопедии, в которой данная категория рассматривается в качестве «элемента социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и сохраняющегося в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени» [10, 135].
Г. Лебон рассматривает традиции как один из важнейших факторов, обуславливающих психологию народа и психологию толпы как субъекта исторического процесса. «В традициях выражаются идеи, потребности и чувства прошлого расы, в них заключается синтез расы, всей своей тяжестью, давящий на нас... Великое изменение произойдет в исторической науке, когда идея о влиянии прошлого получит большее распространение. Народ — это организм, созданный прошлым, и как всякий организм, он может быть изменен не иначе, как посредством долгих наследственных накоплений. Люди руководствуются традициями особенно легко тогда, когда находятся в толпе, причем меняются легко одни только внешние формы. Без традиций не может быть ни национальной души, ни цивилизации» [11, 47–48].
Итак, рассмотрев различные научные подходы к определению традиции приходим к выводу:
− традиция — это культурный продукт, созданный или продолженный прошлыми поколениями, который, будучи принят и переосмыслен последующими поколениями, дошел до настоящего времени
− роль каждого очередного поколения в развитии традиции, таким образом, состоит в сохранении полученного наследия
− традиции — это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение, и сохраняющиеся в определённом сообществе в течение длительного времени
− «традиция» в полной мере относится к всеобъемлющей культурной традиции, то есть к традиции религиозного, национального типа, которая охватывает все аспекты человеческой жизни.
Таким образом, мы приходим к выводу, что при условии сохранения вековых традиций и популяризации хорошо забытых старых праздников, проблема сохранения интереса к народным традициям и укреплении межпоколенческих связей в современном культурном пространстве, будет решена.
Литература:
- И. В. Суханов «Обычаи, традиции и преемственность поколений»
- Предмет и позиция исследователя (сборник) (Ю. А. Левада, 2016)
- К. В. Чистов «Народные традиции и фольклор» (1986),
- А. Л. Кребер. «Природа культуры» (1952).
- А. Л. Кребер. «Природа культуры» (1952).
- Э. Шилз статья «Традиция и свобода»
- Acton, 1952–1953
- Gross, 1992
- Поппер, 2004, 228.
- Большая советская энциклопедия, 1977, т. 26, 135.
- Лебон Г. Психология масс. // В кн.: Психология масс. — Самара, 1998. — С. 47–48.