Семейные праздники и их значение в воспитании: традиции и новые форматы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 15.08.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Беззубова, С. В. Семейные праздники и их значение в воспитании: традиции и новые форматы / С. В. Беззубова, Т. Н. Матвиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — URL: https://moluch.ru/archive/532/117102/ (дата обращения: 16.08.2024).

Препринт статьи



В статье исследуется важность семейных праздников в культурной и социальной жизни, а также их эволюция в условиях современного общества. Автор рассматривает, как традиционные семейные праздники формируют и укрепляют семейные ценности, поддерживают связь между поколениями и способствуют развитию детей. В статье также обсуждаются новые форматы праздников, которые адаптируются к изменяющимся условиям жизни, сохраняя при этом свою основополагающую роль в создании атмосферы радости и духовного обогащения. Особое внимание уделено культурному значению праздников, их связи с традицией и роли в трансляции социальных и эстетических ценностей.

Ключевые слова: семейные праздники, традиции, семейные ценности, культурное наследие, воспитание детей, адаптация традиций

Семейные праздники занимают особое место в жизни каждого человека, являясь неотъемлемой частью культурного наследия и жизненных традиций. Они не только объединяют поколения, но и формируют основу семейных ценностей, создавая теплую атмосферу, в которой передаются любовь, уважение и чувство принадлежности к своему роду. В современном мире, где ритм жизни становится все быстрее, а традиции постепенно изменяются, важно понимать, как семейные праздники сохраняют свою значимость и как они могут адаптироваться к новым условиям, оставаясь источником радости и духовного обогащения для всех членов семьи. В этой статье мы рассмотрим, каким образом традиционные семейные праздники влияют на развитие детей, поддерживают связь между поколениями и как современные форматы праздников способны дополнить и обогатить эти традиции.

Праздник является неповторимым феноменом культуры, который играет значимую роль в формировании общественных традиций и устоев. Исторические корни праздника уходят в древние эпохи, и на протяжении веков он выполнял множество социальных функций, среди которых особенно выделяются формирование общности, мировоззрения, нравственных ориентиров и эстетических предпочтений. Праздник служит одной из наиболее распространенных форм хранения и передачи социально значимого опыта, что делает его важным элементом социокультурной реальности.

Как «форма эстетической и художественной деятельности, включенной непосредственно в ткань социокультурной реальности» [1. С. 269], праздник является отражением картины мира и модели социума, в котором он существует. Он всегда представляет собой особый период времени, связанный с определенной структурообразующей идеей и посвященный значимому событию или личности. Одной из ключевых черт праздника является его связь с сакральной сферой, то есть священной или имеющей особое значение областью, что придает ему особую глубину и значимость. Сценарий и атрибуты праздника выступают как символы этой сакральной идеи, поскольку «каждый праздник связан с определенной ценностью, иногда высшего порядка, которая является святыней (sacrum) для празднующей группы» [2. С. 63].

Праздничное время не является случайным, оно всегда предопределено и строго регламентировано. Праздник предписывает участникам определенные роли, ограничивая их свободу рамками общей идеи. Он всегда публичен и демонстративен, так как представляет социально значимую идею или утверждает новый социальный статус. Участие в празднике создает и поддерживает ощущение общности, позволяя каждому участнику стать частью целого и обрести свою социальную идентичность. Церемониал праздника, включающий слово, музыку, движение, свет и цвет, художественно воплощает идею, создавая особую атмосферу, в которой «не имеющее образа сохраняется в образах».

Неотъемлемой чертой праздника является наличие радости, позитивного эмоционального настроя и приподнятого состояния. Именно это создает ту праздничную атмосферу, которая отличает праздник от церемоний. Церемонии, в отличие от праздников, могут быть посвящены траурным событиям и обладают более сдержанным, иногда даже холодным эмоциональным настроем. Они предполагают строгое следование протокольному сценарию, где участники следуют обрядам без проявления ярких эмоций.

Праздник, напротив, публично постулирует определенную социальную идею, и через него новая социальная идея обретает свою легитимность. Праздник — это своего рода массовое признание новой идеи, когда участники, приходя на праздник, своим присутствием выражают признание и поддержку этой идеи. История многократно фиксировала подобные случаи.

Связь праздника с традицией также имеет ключевое значение. Традиция, как совокупность священных тайн и знаний общества, проявляется в праздниках, что поддерживает историческую память и связь современного человека с глубокими корнями общества. Известный историк В. О. Ключевский справедливо заметил: «Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов, тогда он всё забудет и всему разучится, и должен будет всё начинать сначала» [цит. по 3, с. 2].

Таким образом, праздники не только сохраняют культурное наследие, но и продолжают эволюционировать, приобретая новые формы и значения, которые отражают изменения в обществе. В современном мире традиционные формы праздников всё чаще сочетаются с новыми форматами, которые соответствуют духу времени и потребностям людей, сохраняя при этом свою основополагающую роль в жизни общества.

Феномен праздника заключается в его уникальной способности выступать как хранилище культурных традиций, сохраняя и передавая их через поколения. Праздник не только сохраняет культурные ценности, но и способен объединять в себе элементы различных эпох. Благодаря своей связи с традицией, праздник сохраняет свою стабильность и одновременно служит источником новых культурных проявлений.

«Особенностью славянской народной духовной культуры является ее способность эволюционировать и обогащаться, сохраняя при этом старое и дополняя его новым. Это можно сравнить с сюжетом русской народной сказки: „Терем — теремок! Кто в тереме живет?“ [4, с. 23]. Новое частично вытесняет старое, но не полностью, а органично сосуществует с ним. Именно эта особенность позволяет сохранять многие древние обычаи: празднование Нового года, закликание весны, завивание березки летом и празднование осени как праздника собранного урожая.

Праздник также отражает приоритет ценностей в обществе. В традиционном обществе духовные ценности преобладают, и основанием праздника служат знания о фундаментальных принципах жизни: о происхождении, устройстве и судьбах мира и человека. Для человека традиционного общества ежедневное воплощение этих принципов и их акцентирование в праздничное время является залогом счастья, благополучия и перспектив на будущее (с его точки зрения).

Польский исследователь К. Жигульский подчеркивает способность праздника, как культурной традиции, создавать образцы идеального общественного состояния, а также образцы организации коллективной и индивидуальной жизни и человеческих отношений. В. О. Ключевский также отмечает, что в празднике проявляется «цементирующая сила — традиция и цель» [3, с. 424].

Одна из важных граней философской ценности феномена праздника — его взаимосвязь с системой человеческих идеалов. Праздничное состояние определяет поведение людей и их взаимоотношения. Нравственным критерием праздника можно назвать его способность или неспособность участвовать в поиске ответов на жизненные вопросы: что есть добро, зло, справедливость, совесть, долг, счастье, любовь и смысл жизни? Наряду с другими видами творчества, праздник предотвращает духовный вакуум в жизни человека и общества.

Возникнув как явление, способствующее гармонизации с окружающим миром, праздник через эту регулирующую функцию обнаруживает свою жизнеспособность. Меняется жизнь, исчезают одни и появляются новые праздники с уникальными художественными формами и функциями. Но в каждом новом празднике можно узнать черты народного духа, унаследованные из незапамятных веков и отражающие вечные вопросы человека. Это, в свою очередь, указывает на устойчивость культуры праздника и его статус на всех этапах развития общества.

Признавая неразрывную связь праздника с ценностями как отдельных групп людей, так и общества в целом, мы должны признать его значимую роль в сохранении и передаче этих ценностей. Упадок праздника, утрата его культурной значимости может свидетельствовать о периодах кризиса в жизни общества, связанных с отступлением от традиционных ценностей.

Критический подход к современным праздникам не означает их полного отвержения. В действительности большинство участников праздничных мероприятий не задумываются об их происхождении или идейной направленности. Чаще всего праздник воспринимается как возможность весело провести время, отдохнуть от повседневных забот в кругу друзей и близких. Праздничное время становится контрастом к будням, символом радости и беззаботности. Многие исследователи народных праздников отмечают, что именно так их воспринимает большинство народов, в том числе европейских. М. Бахтин подчеркивал: «Общим знаменателем всех карнавальных черт различных праздников является их связь с веселым временем» [5, с. 243].

Для ребенка праздник играет ключевую роль в его развитии, формируя отношение к жизни, к людям и понимание своего места в обществе. К. Д. Ушинский отмечал: «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события нашей жизни до другого... И наоборот, тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники». [6, с. 57].

Праздники способствуют всестороннему развитию ребенка: умственному, эстетическому, физическому и эмоциональному. Подготовка к празднику, в которой участвует вся семья, сплачивает ее и развивает у детей чувство ответственности. В эти моменты дети особенно старательны и инициативны, стремясь сделать праздник ярким и незабываемым. Их фантазия работает «на полную мощность», без необходимости вмешательства взрослых, что позволяет им достигать значительных успехов в развитии [11].

Семейные праздники предоставляют уникальные возможности для гармоничного развития всех способностей детей, поскольку организация праздника требует от них разнообразных навыков: литературных, актерских, режиссерских, музыкальных и оформительских.

Совместное создание семейного праздника — это не только общая работа, но и общая радость, укрепляющая семейные узы и способствующая взаимопониманию. Ребенок может забыть многое, когда вырастет, но воспоминания о создании праздника вместе со взрослыми навсегда останутся в его памяти. Эти яркие моменты будут поддерживать его даже в трудные времена дальнейшей жизни.

Чтобы праздник запомнился и оставил яркие воспоминания, взрослым следует тщательно продумать его подготовку, организацию и проведение. Важно, чтобы вся семья была вовлечена в праздничные хлопоты и получала от этого удовольствие. Создание праздника в доме — это не только радостное событие, но и процесс, требующий решения множества вопросов: от написания сценария и распределения обязанностей до оформления, выбора угощений, сервировки и подбора игр и занятий для гостей. Сегодня найти и подобрать игры, шутки, загадки, розыгрыши, а также сценарии для различных праздников — от дней рождения и юбилеев до календарных и народных торжеств — не составляет труда.

Однако праздники отличаются от других массовых мероприятий по ряду важных параметров.

  1. Одним из ключевых элементов праздника является «предпразднество» — время ожидания радости, предвкушение положительных эмоций и ярких событий. Это «предпразднество» помогает организаторам создать праздничное настроение и настроить людей на позитивное восприятие всех предстоящих действий. Подготовительный период имеет важное значение для создания атмосферы приближения торжества, включая проведение конкурсов, встреч и рекламирование события. Умело проведенный этап предпразднества гарантирует успех и радость для всех участников [8, с. 87].
  2. Праздник — это коллективная радость. Это активное и радостное проведение времени вместе. Для того чтобы праздник удался, сценарист и организатор-постановщик должны проявить немало фантазии и выдумки. Каждому участнику необходимо придумать занятие, чтобы все получили удовольствие от происходящего. В программе праздника могут быть викторины, общие танцы, песни, конкурсы, спортивные соревнования и многое другое. Важно, чтобы программа была разнообразной и охватывала интересы всех возрастных категорий участников, учитывая их запросы и вкусы. Главное — не следует делить людей на зрителей и выступающих, на пассивную публику и активных участников [9].
  3. Праздник — это масштабное явление во всех его проявлениях. Он может проходить не один день и охватывать сразу несколько площадок [10]. Даже семейный праздник может разрастись на несколько дней и включать в себя различные мероприятия — игры, творческие выступления, конкурсы, угощения. Особая масштабность присуща организации, подготовке и проведению праздника. Одному организатору справиться с этим сложно, поэтому важно заранее определить все необходимые ресурсы и разделить обязанности между ответственными за различные аспекты мероприятия. Только после того, как определены место проведения праздника, время, площадки, ресурсы и участники, сценарист может приступать к работе [11].

Неумелая организация может свести на нет все усилия. Необходимо заранее распланировать репетиции, оставить время на корректировки и внесение изменений в программу. Важно продумать моменты вовлечения и активизации присутствующих гостей, чтобы они чувствовали себя участниками события [12].

Кульминационная часть праздника, самая яркая и запоминающаяся, требует особого внимания, как и завершающий эпизод, чтобы праздник не «смахнул». Если к окончанию праздника у гостей остается чувство радости и легкого сожаления о том, что все закончилось, значит, сверхзадача организаторов выполнена. Такой праздник запомнится всем, особенно детям.

Семейные праздники остаются важным элементом культуры, способствующим укреплению семейных связей и формированию ценностей у подрастающего поколения. Несмотря на меняющиеся условия жизни, традиционные формы празднования сохраняют свою актуальность, ведь они создают атмосферу тепла и единства, которая так важна для любой семьи. В то же время новые форматы праздников, от онлайн-встреч до тематических вечеринок и благотворительных акций, открывают дополнительные возможности для творчества и самовыражения, позволяя каждой семье находить свой уникальный способ отпраздновать важные моменты.

Совмещение традиций и современных подходов делает семейные торжества не только данью прошлому, но и динамично развивающимся элементом современной культуры. Важно сохранять и адаптировать праздники, учитывая интересы и потребности всех поколений, чтобы они продолжали приносить радость и оставлять яркие воспоминания. В конечном итоге, семейные праздники — это не просто даты в календаре, а драгоценные моменты, которые объединяют людей, укрепляют их отношения и создают основу для будущих традиций.

Литература:

  1. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989, 447с.
  2. Жигульский Казимир. Праздник и культура. М.: Прогресс, 1985.336 с.
  3. Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. Т. IX. Материалы разных лет / Под ред. В. Л. Янина. М.: Мысль, 1990.525 с.
  4. Юдин A. B. Русская народная духовная культура, М.: Высшая школа, 1999.331 с.
  5. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит., 1965.527 с.
  6. Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 11 т. Т. 8, ч. 1. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. — М. — Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 774 с.
  7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  8. Опарина Н. А. Организация театрализованного досуга школьников: моногр. — 2-е изд., доп. — М.: Белый ветер, 2017. — 235 с.
  9. Левина И. Д., Опарина Н. А. Художественно-творческое развитие детей средствами народной культуры // Среднее профессиональное образование. — 2016. -№ 3. — С. 62–65.
  10. Черный Г. П. Торжественно, красиво, памятно: массовые школьные праздники и театрализованные представления: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. -189 с.
  11. Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе. — М.: Новая школа, 1997. -336 с.
  12. Стрельцов Ю. А., Стрельцова Е. Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие. — М.: МГУКИ, 2008. — 272 с.


Задать вопрос