Семейные традиции как фактор становления личности ребенка
Автор: Яковлева Мария Владимировна
Рубрика: Семейная педагогика и домашнее воспитание
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.
Дата публикации: 26.05.2021
Статья просмотрена: 991 раз
Библиографическое описание:
Яковлева, М. В. Семейные традиции как фактор становления личности ребенка / М. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6422/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье дано теоретическое обоснование проблемы сохранения, приумножения, изучения семейных традиций, как важнейшего фактора становления личности ребенка.
Ключевые слова: семья, традиции, воспитание.
Традиции с древнейших времен являются основой общественного порядка и одним из главных каналов преемственности между поколениями. Традиции могут быть разных масштабов в зависимости от количества людей, которые их придерживаются. К самыми большими традициям можно отнести, например, праздники, будь то государственные, профессиональные или религиозные. Это общий способ большой группы людей выразить свое отношение к какому-либо событию в прошлом, настоящем или к определенной группе.
Многие века традиции определяли большую часть жизни человека, его поведение и мировоззрение. В наш век отстаивания личной свободы каждого человека традиции перестали носить императивный и всеобъемлющий характер. Однако, несмотря на это, все мы имеем приверженность к соблюдению тех или иных традиций. Общество не ушло от них, так как подчинение образа своей жизни каким-либо правилам и совершение особых ритуалов является естественной потребностью человеческой психики. Оно определяет нашу социальность и необходимость выстраивания плодотворных отношений между людьми.
М. П. Барболин, В. И. Колесов называют сохранение и воспроизводство нравов, традиций и обычаев «основным содержанием, средств и форм проявления фундаментальных законов развития жизни и обеспечения устойчивости жизни современной семьи» [2, с. 137]. Авторы подчеркивают, что нравы, традиции и обычаи, раскрывая творческий потенциал человека, разворачивают его генетические и филогенетические программы. Иными словами, авторы считают названные явления заложенной природой частью социальности человека.
Социализация личности, а значит и процесс приобретения, соблюдения и передачи традиций происходит в семье. Семья ̶ это главный источник социального порядка и благополучия общества. Вместе с тем мы живем в самый «свободный» период за всю историю человечества, когда вопрос о сохранении и передаче таких семейных ценностей, как традиции становится очень остро.
Роль традиций в жизни семьи трудно переоценить, традиции выступают очень сильным инструментом скрепления семейных уз, передачи общественного опыта, морально-нравственных ценностей. Устойчивые семейные традиции создают в семье атмосферу взаимопонимания, учат быть внимательными друг к другу. В таких семьях постоянно на эмоциональном уровне поддерживается интерес близких друг к другу: младшие члены семьи не боятся прислушиваться к мнению родителей, бабушек и дедушек, а старшее поколение внимательно относится к нуждам и проблемам детей. Внимание к детям является самым главным условием успешной их социализации, так как именно родители формируют самооценку ребенка, его «Я»-концепцию, отношение к себе и другим людям. К семейным традициям можно отнести не только семейные праздники, совместные летние поездки, созывы семейных советов и т. п., но и самые незаметные, на первый взгляд, привычки, манеру поведения, отношение к миру, негласные правила и роли, жизненные сценарии. Все это можно считать семейными традициями, так как все это определяет поведение каждого члена семьи, более того, ключевым образом влияет на становление личности детей, воспитывающихся в определенном семейном кругу. Говоря о семейных правилах Т. В. Андреева подчеркивает их организующую роль в жизни семьи [1]. Точно так же модели и сценарии жизни семьи передаются из поколения в поколение, от родителей к детям и регулируют их жизнедеятельность [4]
В научной литературе критерии определения семейных традиций предложены С. А. Шмаковым. Он считает, что семейные традиции должны обладать следующим рядом признаков:
- Долговременность и регулярная повторяемость, устойчивость и привычность, положительное отношение семьи к данному явлению, непринужденное и автоматизированное воспроизведение действия. Вот что говорил об этом сам С. А. Шмаков: «Традиция — то, что устоялось, отложилось, приложилось и постоянно воссоздается в жизни семьи. Никто из членов семьи специально не думает о том, почему надо шить бальное платье к выпускному вечеру или принести цветы в школу 1-го сентября».
- Своеобразие, самобытность — пафос традиции. Каждая семья уникальна и традиции также отражают эту уникальность, приспосабливаясь к индивидуальным чертам каждого члена семейной группы.
- Сохранение определенной идеи, стабильность основных ее элементов, преемственность поколений. Несмотря на смену времен и поколений, привносящих свои новшества в устоявшуюся традицию, суть традиции должна оставаться неизменной [3].
Традиции присущи всем людям, независимо от эпохи, среды проживания, национальности, вероисповедания, языка и других особенностей. Напротив, эти особенности и являются источником формирования самых разнообразных традиций. Но несмотря на все свое разнообразие ключевых признаки, перечисленные выше остаются неизменными, являясь своеобразным каркасом для построения той или иной традиции.
Среди всех явлений, которые, в той или иной степени, можно отнести к понятию «семейные традиции», выделяется ряд наиболее полезных для поддержания эффективного сотрудничества членов семьи. Самыми заметными и масштабными из них принято считать семейные праздники, которые позволяют родным людям ощутить свою принадлежность, привязанность к своей семье. Общие хлопоты по подготовке к торжеству, общение с родными во время праздника позволяют человеку почувствовать себя нужным, полезным, любимым и незаменимым для родных людей. Даже конфликты, которые могут происходить в такие суетные дни, являются для семьи важным ресурсом для преодоления недочетов в выстраивании отношений между ее членами.
Однако, несмотря на стереотип о яркости семейных традиций, таких как семейные праздники, каникулы, досуг. многие из них носят повседневный и порой незаметный характер. Более того, именно незаметные глазу посторонних, а иногда и самих членов семей, такие традиции являются более мощным фундаментом для успешного выстраивания семейных отношений.
Одной из таких хороших традиций является постоянный диалог и обмен мнениями о впечатлениях от увиденного, общественных событиях, новостях, совместных планах и др. Даже такая, на первый взгляд, простая и обыденная вещь является одной из способов поддержания благополучия членов семьи.
Следующей эффективной традицией можно назвать такое явление как «семейные советы», которые позволяют всем членам семьи одновременно сосредотачиваться на решении каких-либо общих и, как правило, наиболее значимых вопросов. Организация семейных советов позволяет создать ситуацию, когда каждый может высказать свое мнение и знать, что его услышали. В результате таких мероприятий наиболее вероятно, что принятые решения будут устраивать всех.
Еще одной, немаловажной традицией, отсутствие которой часто приводит к семейным конфликтам, является традиция разделения семейных и бытовых обязанностей. Каждая, пришедшая к такой традиции семья делает это по-разному: кто-то определяет круг обязанностей каждого члена группы, кто-то делит обязанности поровну и выполняет их по очереди; кто-то использует списки дел на каждый день и т. п. Несмотря на разнообразие форм, суть этой традиции состоит в разграничении круга ответственности каждого члена семьи, что благоприятно влияет на эмоциональное состояние людей.
Каждая из названных традиций является для ребенка наглядным примером и моделью выстраивания отношений с другими людьми. Многие традиционные модели поведения прививаются ребенку в силу его возможностей через игру. Существуют так называемые «игровые традиции», которые присущи всем народам и формировались с давних времен. К ним относятся многие обряды, обычаи, ритуалы, церемонии, досуговые мероприятия. Они призваны преодолевать такие тяготы семейной жизни как: скука и однообразие; невозможность реализовать свои потребности, проявить таланты и потенциал. В наибольшей мере эти лишения чувствуют на себе самые младшие члены семьи ̶ дети. В создаваемых для решения названных проблем игровых традициях, несомненно, главным условием является простота, которая необходима для включения в них детей. Важнейшей функцией игровых традиций является воспитательная. Кроме того, данные традиции способствуют выполнению ряда других функций семьи: досуговую, эмоциональную, рекреативную.
Вклад в становление личности ребенка, безусловно, вносят такие обряды и церемонии, которые обозначают начало или конец какого-либо этапа жизни человека и носят в себе особенности мировосприятия той или иной общности людей: празднования рождения ребенка, последующих его дней рождения, обряды вступления в брак, похороны и т. п. Многие из названных традиций дети переносят в игру, реализуя в ней основную суть и имитируя сюжет событий. Таким образом, они перенимают уклад жизни взрослых, интериоризируют многие аспекты мировоззренческого плана.
Все традиции для ребенка всегда являются семейным явлением, т. к. любая традиция, даже общегосударственного масштаба реализуется внутри семьи: празднуются международные, государственные, религиозные и другие праздники все они переносятся к восприятию ребенка через призму его семьи. Поэтому важность семейных традиций неоценима в процессе становления личности ребенка и в наше время важно особенно внимательно относится к этому явлению. Резкая смена уклада общества привела к вымиранию многих традиций, но в то же время, важно, что на их смену должны приходить новые, отражающие ценности и взгляды современного мира. Таким образом, сохранение, не теряющих своей актуальности традиций и их приумножение, изучение новых имеет большое значение в воспитании новых поколений. Основная же роль в этом принадлежит семье, как главному хранителю и источнику традиций.
Литература:
- Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с;
- Барболин, М. П., Колесов В. И. Семейные нравы, традиции, обычаи и проблемы устойчивости современной семьи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-nravy-traditsii-obychai-i-problemy-ustoychivosti-sovremennoy-semi;
- Биктимирова, Я.А., Шанц, Е. А. Роль семьи в воспитании уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017038235https://scienceforum.ru/2017/article/2017038235;
- Макаров, В. В. Транзактный анализ — восточная версия [Текст] / В. В. Макаров, Г. А. Макарова; Проф. психотерапевтическая лига. М.: Альма Матер: Академический Проект, 2008. 399 с.
Похожие статьи
Формирование у детей семейных ценностей и их роль в воспитании подрастающего поколения
В статье автор исследует процесс формирования семейных ценностей у детей, негативные и позитивные влияния на сохранение традиционных семейных ценностей у подрастающего поколения.
Культура родительства и семейные ценности в современном мире
В статье представлена важность семейных ценностей, рассмотрена роль семьи в воспитание положительных качеств ребенка через семейные ценности и традиции. Рассмотрены аспекты взаимодействия детского сада с семьей в формировании семейных ценностей. Пред...
Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка
В статье анализируется определяющая роль духовности и сформированности нравственных ценностей для всестороннего развития ребенка, его становления как личности, наделенной высокими морально-духовными качествами и ценностными ориентирами.
Семья как фактор влияния на формирование личности ребёнка
В данной статье рассматривается роль семейного воспитания в развитии и становлении личности ребенка, а также формирование у него культурно-нравственных ценностей.
Воспитание семейных ценностей как одна из важнейших составляющих воспитания личности
В данной статье мы рассмотрим разнообразные направления работы, которые могут эффективно влиять на процесс формирования гармоничных семейных отношений, воспитания уважительного отношения к семейным традициям, к членам семьи, родным и близким.
Право ребенка на жизнь и воспитание в семье: теоретические аспекты и реализация
В данной статье авторы освещают одно из важнейших личных неимущественных прав ребенка — жить и воспитываться в семье. Рассматривается понятие семьи, составляющие права, пути его реализации.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников
В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...
Поддержка и развитие традиционных ценностей в условиях тесного взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации
Статья исследует роль семьи и дошкольных образовательных учреждений в поддержке и развитии традиционных ценностей среди подрастающего поколения. Подчеркивается значимость семейных ценностей как основы для формирования духовно-нравственных и социокуль...
Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка
В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.
Похожие статьи
Формирование у детей семейных ценностей и их роль в воспитании подрастающего поколения
В статье автор исследует процесс формирования семейных ценностей у детей, негативные и позитивные влияния на сохранение традиционных семейных ценностей у подрастающего поколения.
Культура родительства и семейные ценности в современном мире
В статье представлена важность семейных ценностей, рассмотрена роль семьи в воспитание положительных качеств ребенка через семейные ценности и традиции. Рассмотрены аспекты взаимодействия детского сада с семьей в формировании семейных ценностей. Пред...
Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка
В статье анализируется определяющая роль духовности и сформированности нравственных ценностей для всестороннего развития ребенка, его становления как личности, наделенной высокими морально-духовными качествами и ценностными ориентирами.
Семья как фактор влияния на формирование личности ребёнка
В данной статье рассматривается роль семейного воспитания в развитии и становлении личности ребенка, а также формирование у него культурно-нравственных ценностей.
Воспитание семейных ценностей как одна из важнейших составляющих воспитания личности
В данной статье мы рассмотрим разнообразные направления работы, которые могут эффективно влиять на процесс формирования гармоничных семейных отношений, воспитания уважительного отношения к семейным традициям, к членам семьи, родным и близким.
Право ребенка на жизнь и воспитание в семье: теоретические аспекты и реализация
В данной статье авторы освещают одно из важнейших личных неимущественных прав ребенка — жить и воспитываться в семье. Рассматривается понятие семьи, составляющие права, пути его реализации.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников
В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...
Поддержка и развитие традиционных ценностей в условиях тесного взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации
Статья исследует роль семьи и дошкольных образовательных учреждений в поддержке и развитии традиционных ценностей среди подрастающего поколения. Подчеркивается значимость семейных ценностей как основы для формирования духовно-нравственных и социокуль...
Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка
В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.