Трансформация советских художественных праздников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 19.10.2020

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Романова, И. И. Трансформация советских художественных праздников / И. И. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 284-291. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74134/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены вопросы, связанные с трансформацией художественных праздников Якутии, республика Саха. Представлены аспекты формирования и развития традиционной культуры в послереволюционное время, а также судьба традиционных праздников, таких как Ысыах в постсоветское время. Отельное внимание обращено на ту часть якутского фольклора, которая включает в себя эпос Олонхо, древние эпические сказания — одно из главных сокровищ саха. Проанализированы действия, предпринятые для возрождения первозданного вида национального праздника народа саха. Принятая министерством культуры Якутии программа по сохранению и дальнейшему развитию традиционных культур включала четыре направления: хомус, ысыах, олонхо и итэ5эл (духовная культура).

Ключевые слова: глобализация, исторические исследования, трансформация традиционной культуры, якутский фольклор, ысыах, эпическое наследие, Олонхо, национальный колорит, художественное наследие, популяризация традиционной культуры.

The article discusses issues related to the transformation of artistic holidays in Yakutia, the Republic of Sakha. Aspects of the formation and development of traditional culture in the post-revolutionary period are presented, as well as the fate of traditional holidays in the post-Soviet period such as Ysyakh. Special attention is paid to that part of the Yakut folklore, which includes the epic Olonkho, ancient epic legends — one of the main treasures of the Sakha. The actions taken to revive the original form of the national holiday of the Sakha people are analyzed. The program for the preservation and further development of traditional cultures, adopted by the Ministry of Culture of Yakutia, included four directions: khomus, ysyakh, olonkho and ite5el (spiritual culture).

Keywords: globalization, historical research, transformation of traditional culture, Yakut folklore, Ysyakh, epic heritage, Olonkho, national color, artistic heritage, popularization of traditional culture.

Якутия — самый большой регион России, почти не освоенный людьми. Жители края долгое время находились в изоляции от других этносов, поэтому сумели сохранить самобытную культуру и религию. Чем якуты угощают добрых духов, как играют на местной разновидности варгана и какими узорами украшают национальную одежду? О старинных традициях северного народа читайте в нашем материале [8].

В условиях современного развития общества и ускоряющейся глобализации, актуальными стали исторические исследования в области выявления национальной идентичности, поисков новых путей развития этноса, его адаптации к полиэтничному пространству. Развитие социальных систем сопровождается изменением ценностных компонентов общественного сознания, обусловленным наличием способности этноса воспринимать, развивать инновации. В последнее десятилетие усиливается актуальность выявления путей решения проблем сохранения и воспроизводства традиционной культуры, изучения степени ее сохранности. Как наименее подвергнувшейся влиянию глобализации и информатизации, культура народов Сибири все чаще становится объектом всестороннего изучения исследователей. В этой связи, особый интерес вызывает уклад жизни жителей якутских сел. Здесь наряду с процессом вовлечения села к достояниям современного общества сохраняется и традиционный образ жизни. Данные вопросы по моделированию путей сохранения традиционной культуры становятся все более актуальными со стороны тенденции к осмыслению эпоса культуры, актуализируется сохранение и развитие национальных традиций каждого народа, его самостоятельного вклада в общую сокровищницу культуры человечества. Глобализация, как закономерный процесс, содержит как положительные, так и противоречивые моменты. Так, например, эти процессы открывают новые возможности для развития всех аспектов жизни стран, народов и отдельной личности, но в то же время создают новые угрозы их существованию.

Целью данной статьи является анализ процесса трансформации советских художественных праздников в Республике Саха.

Д. Г. Брагиной в собственной книге под названием «Трансформация традиционной культуры якутов (конец XX — начало XXI в.)», изданной в 2016 году [1], полностью раскрывается вся неоднозначность процесса изменения культурных аспектов народа саха. Проводится их чёткое разграничение с определением ключевых исследовательских направлений. В работе применение категории «ренессанс традиционализма» позволяет объяснить комплекс проблем, наблюдаемых в развитии традиционной культуры с точки зрения глобализации культуры, а основной акцент делается на интерпретацию и репродуцирование традиционной культуры массовых народных мероприятий в условиях сельской среды Якутии.

Объяснение данного социального явления обусловлено активными процессами урбанизации, которые наблюдаются в Якутии. Порядка 62 % населения этой республики является городскими жителями, а рост количества горожан определяется внутренней миграцией людей из сельских населённых пунктов в города. К числу ключевых причин оттока сельских жителей можно отнести наличие проблем с поиском рабочих мест и желание повысить уровень образования, а мигранты, в своём большинстве — это молодёжь. Неоспоримым является и тот факт, что носители традиций и культуры представлены, как правило, сельчанами, которые не испытывают на себе быстрой смены уклада в повседневной жизни.

Современные реалии и продукты культурной глобализации, свойственные городам, очень часто становятся причиной поддержки и самостоятельного создания форм традиционной культуры с опорой на понятия, представленные опытом предков и исследованиями учёных-этнографов. С этой точки зрения, рассматривается попытка охвата и описания такого непростого явления в повседневной жизни, анализа продукта столкновения, между культурной глобализацией и традиционной культурой, как феномена современного якутского общества. Данное понятие — это ренессанс традиционализма на фоне возрастающего интереса к самобытности культуры.

После революции 1917 года в советской Якутии проводились мероприятия «культурной революции». Велась борьба с неграмотностью, открывались школы, проводилась перестройка быта. В 1930-е гг. в СССР начинает отмечаться советский Новый Год. Указания из центра доходят и до ЯАССР, где также начинают организовывать мероприятия, посвященные Новому Году. Якутия, как самый большой регион СССР, не отставала от всех государственных постановлений и законов страны. Также произошло с Новым годом. 1 января 1936 года в «Автономной Якутии» вышло поздравление великого кормчего- Иосифа Виссарионовича Сталина, сохранившееся в газете до наших дней. Но выходных все еще не было, выходные после Нового года советскому народу подарят по окончании войны. Поздравление вождя с новым годом было в новинку, поэтому сопровождалось с праздничными иллюстрациями, которые впоследствии стали традиционными. В нашей региональной газете с каждым поздравлением выходит красочная картинка (голубого или красного цвета) с портретом вождя и первое поздравление «Вступить в Новый год, ликвидировав все недостатки». И, как правило, выходили статьи о победах года минувшего и планах на будущее. Публиковались телеграммы с поздравлениями от советских граждан. Принято было справлять новый год на учебе и на работе, он пока не был семейным праздником. В конце 1936 год вышло первое объявление об открытии ресторана в Якутске. Меню от шеф-повара, живая музыка, танцы до утра — вот и весь репертуар. Но это были первые советские светские мероприятия в столице Якутии- Якутске.

По материалам газеты «Автономная Якутия» видно, что выборы и политико-экономические события были определяющими для развития страны в 1930-е гг. Праздники широко не отмечались.

По воспоминаниям якутян, в те годы были только детские новогодние утренники, взрослое население того поколения не помнит, чтобы Новый год хоть как-то отмечали. Ведь не было выходных и каникулярных дней, все работали с большой отдачей, выполняли планы пятилеток, показывая свои достижения и результаты перед Новым годом, чтобы в следующем году превзойти этот результат. Сталин поздравлял советских людей на первых полосах всех государственных газет. В период правления Сталина, Новый год справляли очень скромно. Даже в период праздников упоминалось имя Сталина. Потому что Дед Мороз всегда упоминал его в своих словах и песнях, и портрет его вешали на все праздники [4].

После распада Советского Союза произошло много изменений в стране. Они не могли не отразиться на праздновании Нового года. В трудные 1990-е годы люди жили тяжело, но праздновали Новый год по-прежнему весело. На новогодних столах появились не очень качественные импортные продукты — «ножки Буша», безвкусные колбасы и конфеты, спирт «Royal», игристое вино, порошки для разведения напитков «Zuko», «Yupi».

В начале 1990-х гг. много внимания стало уделяться тому, что в СССР, в условиях господства материализма, не разрешалось: гороскопам, прогнозам и предсказаниям. Каждый год связывался теперь с китайским гороскопам. Стали соблюдать различные приметы и следовать советам астрологов. Например, год Тигра следует встречать в красном и полосатом, ставить на стол праздничные блюда и пить напитки красного цвета и т. д.

В 2000-е гг. ситуация в стране стабилизировалась, улучшилось материальное положение россиян. Были открыты границы страны, появились туристические компании, которые предлагают праздновать Новый год и в других странах. Особенно популярны туры в южные страны, США, Европа и восточные страны, чтоб скоротать и без того долгую зиму в России.

На современном этапе сохраняются многие советские традиции Нового года, но к ним прибавились и новые, связанные с расширением возможностей наших граждан, разнообразием предлагаемых товаров и услуг.

В наши дни сохранились все те же советские традиции проводить новогодние вечера в кругу семьи, коллег и друзей. Но с приходом капиталистического рынка, появилась конкуренция среди частных и государственных предприятий в области досуга и культурных развлечений для населения. На сегодняшний день проводятся разнообразные новогодние мероприятия для населения: новогодние концерты, юмористические вечера в стиле комеди-клаб, театральные постановки, арт-балеты, танцевальные шоу, цирковые представления, шоу на льду, иллюзион-шоу и т. д. Также праздники делятся по категориям и стилям. Два вида праздника Нового года в России — это закрытые и открытые праздники, проводятся ы, которые и являются закрытыми, открытые же праздники — это общественные мероприятия, куда по желанию может попасть любой желающий.

Большую часть якутского фольклора включает в себя эпос Олонхо. Древние эпические сказания — одно из главных сокровищ саха. Произведение состоит из множества стихов, которые веками передаются из уст в уста. Знатоков эпоса называют олонхосутами. В древности, когда такой сказитель приходил в село, слушатели собирались в самом большом балагане — традиционном деревянном жилище. Олонхосут мог рассказывать истории по несколько дней: это было одно из главных развлечений у древних сахалар. Им, долгое время изолированным от других народностей, сказания заменяли театр и другие развлечения. В 2005 году эпос стал одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества — по решению ЮНЕСКО [8].

Современную идеологию в национальном развитии народа саха характеризует наличие основы, представленной традиционными ценностями духовной культуры и актуальностью культурного наследия. Исходя из сказанного, вполне обоснованным является введение государственных мер, направленных, прежде всего, на охрану, сохранение и передачу культурного наследия этого региона от одного поколения к другому с целью обеспечения культурной целостности. Кроме всего прочего, к важнейшим составляющим разработки стратегии и способов для обеспечения сохранности национальной основы традиционных культурных ценностей в исторически значимые моменты, относится интерпретация эпического наследия.

Обращая внимание на эпическое наследие народа саха в советское время, характеризующееся отношением к якутскому эпосу, как к орудию государственной идеологии, а к сказителям — как к певцам коммунизма и строителям «памяти», можно прослеживать процессы разрывов в культурных традициях. В этом плане очень важно обязательно отметить наличие своеобразного деформирования механизмов традиционной культуры с точки зрения такого понятия, как новая национальная история.

Основываясь на проанализированных текстах исторической, фольклорной, литературной, а также законодательной, культурной и другой направленности, следует отметить возможность раскрытия феномена эпического сказительства в качестве особого политического конструкта символизма и образности, используемых на этапах формирования этно-национальной народной культуры. В конце прошлого столетия, на территории Республики Саха, произошло определение, а также последующее утверждение особо ценных объектов, относящихся к национальному культурному достоянию, с пересмотром и обновлением содержания музейного дела. Основываясь на этом, удалось принять единую специальную государственную программу, нацеленную, прежде всего, на возрождение традиций и культуры народов республики, которая представляла собой целый «комплекс мероприятий, направленных на возрождение преданных забвению культурных традиций» [5].

Особенностью мероприятия, осуществлённых в рамках данной программы, стало формирование мощнейшего толчка для пробуждения этнической памяти и самосознания нации, возрождения традиций и культуры с повышением интереса к культурному наследию.

Пятнадцать лет назад героический эпос Якутии — Олонхо, получил от ЮНЕСКО звание шедевра устного, нематериального человеческого наследия, став в один ряд с особыми структурирующими элементами, обеспечивающими этническую идентичность народа саха.

На протяжении последних десяти лет на территории республики действует законодательный акт «О защите и сохранении эпического наследия коренных народов Республики Саха (Якутия)», не обладающий аналогами в условиях федерального законодательства и правового поля субъектов России. Данным законом предусмотрен комплекс важных мер, направленных на обеспечение жизненной способности эпического наследия с его идентификацией, документированием, а также исследованием и охраной. На законодательном уровне проведена разработка и определение всех понятий, относящихся к «эпическому наследию коренных народов Республики Саха», «носителям эпической традиции в устной форме», «эпической среды» и «защиты эпического наследия». Немаловажным является и тот факт, что законодательно определено понятие так называемой этнической терминологии, служащей для обозначения сразу нескольких категорий: певцы-сказители, исполнители-импровизаторы эпоса коренных якутских народов.

В соответствии с действующим на сегодняшний день законом, выявлению эпического наследия способствует система строго определённых процедур, которые осуществляют архивы и научные учреждения, высшие учебные заведения, а также любые учреждения культуры по результатам, полученным в фольклорных экспедициях [9].

Кроме прочего, документ содержит предельно подробное описание всех полномочий, которыми наделены органы государственной власти в республике с точки зрения защиты и сохранности эпического наследия. К примеру, в этом плане регламентированы правила, согласно которым следует принимать нормативные правовые акты, реализовывать целевые программы, а также поддерживать фундаментальные и прикладные исследования, создавать все информационные ресурсы, организовывать профессиональную подготовку специалистов, работающих в сфере эпического наследия.

Десять лет назад, в соответствии с изданным Президентским указом, начала активно создаваться многопрофильная индустрия, базирующаяся на таких понятиях, как философия и эстетика эпоса Якутии. В данный комплекс включено возведение Международного центра Олонхо, имеющего конференц-залы и гостиничное обслуживание, парк для семейного отдыха «Олонхоленд». Так же к этому комплексу относится Деревня мастеров и Театральные подмостки Олонхо, организация кинопавильонов и мультиплекса, ресторанной сети, предлагающей блюда национальной кухни.

Авторство данной концепции принадлежит нескольким талантливым разработчикам проектов, которые с целью получения оригинального результата изучали существующий опыт организации таких этнографических комплексов. Стабильно возрастающий в стране общественный интерес к культурным традициям демонстрируется серийными научно-популярными изданиями, которые посвящены фольклорному творчеству и аутентичным фольклорным текстам, а также видео или аудиозаписями. Важно учитывать факт активного развития фольклорных коллективов республики, что обусловлено специализированными государственными целевыми программами, которые обеспечивают сохранность этнокультурного наследия.

Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что коллективизм советского периода способствовал явному обезличиванию уникального традиционного культурного фонда, поэтому приоритетной задачей, поставленной перед Институтом языка и культуры при СНК Якутской АССР стало сохранение культурного наследия. Собирались фольклорно-этнографические материалы и организовывались научные экспедиции, записывались оригинальные источники культуры слова с яркими образцами произведений эпоса.

Многими олонхосутами принималось активное участие в обрядах шаманов, и усваивалась их ритуальная и символьная система. Благодаря сохранившимся архивным свидетельствам можно сделать вывод о наличии ряда архаических образцов текстов Олонхо, записанных от наиболее известных шаманов. Исполняемые эпические сказания олонхосутом предполагали определённое ритуальное поведение сказителей-певцов и слушателей, что позволяет эпическое сказительство рассматривать в качестве мировоззренческой системы формирования определённой картины мира и важнейшей коммуникативной сферы.

Особая значимость в вопросах социализации олонхосутов отдавалась информационным связям, представленным странничеством, многолюдными встречами для активного общения, а также взаимосвязям сказителей различных улусов и коллективным прослушиваниям Олонхо. Кроме всего прочего, повышенное внимание уделялось состязаниям на народных празднествах и торжественных мероприятиях с выделением центральной фигуры олонхосута. Именно олонхосут рассматривался в качестве центрового ядра данной структуры и наделялся властью управления. Личностные качества олонхосута были многогранными, совмещающими в себе представления хранителей и носителей традиционного культурного фонда, исполнителей произведений эпоса, общественной значимости. С этой точки зрения абсолютно логичным становится понимание того, что эпические тексты и образы сказителя, являющегося строителем «памяти», представляют собой неотъемлемую часть процесса реализации советского мировоззрения.

Предмет политического дискурса в начале текущего столетия представлен обязательной защитой особой этнической самобытности, сохранением культурного наследия, объективным прочтением старых текстов, что потребовало разработки специального законопроекта Якутии «О культуре» с «духовным развитием», «культурным наследием», «национальным театром и кино», «учебными заведениями культуры и искусства». Перечисленными понятиями определяются все значимые материальные и нематериальные культурные ценности республики.

Возрождение национального праздника якутов в 1990-е годы было важным аспектом реализации программы по сохранению и развитию традиционных культур.

Ысыах. Национальный праздник якутов номер один. Это летнее торжество в честь божеств айыы и возрождения природы после долгой зимы. Традиционно в дни Ысыаха проходят обряды молений и кумысопития, исполняются якутские танцы, проводятся народные игры и скачки. Празднование сопровождается звуками хомуса — национального язычкового музыкального инструмента. При игре хомус прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания позволяет менять тембр инструмента.

В местности Ус- Хатын проводятся ярмарки народных промыслов. Особое место среди товаров занимают предметы, сплетенные из конского волоса.

Во время Ысыаха проводятся особые спортивные соревнования, Игры Дыгына. Их участников называют Боотурами. Они состязаются в прыжках, борьбе, стрельбе из лука, переносе каменных глыб и других турнирах.

В последние годы, помимо конкурса традиционной одежды, на Ысыахе устраивают конкурс высокой моды национального костюма.

В советское время ысыахи в Якутии проводились в формате общественного праздника для объединения народа под эгидой партии, поэтому частично утратили культурную составляющую, которая сохранялась до этого. В 1990-х годах постепенно начали восстанавливать культурный и обрядовый аспект проведения ысыахов. Была проделана большая работа по возрождению первозданного вида национального праздника народа саха. Принятая министерством культуры Якутии в 1991 году программа по сохранению и дальнейшему развитию традиционных культур включала четыре направления: хомус, ысыах, олонхо и итэ5эл (духовная культура).

В 1990-е годы проводилась реализация этой программы и якутский национальный праздник был включен в официальный календарь республики. Каждые районы стали отходить от театрализованных представлений, которые раньше были приурочены к советским праздникам, теперь упор делался на исконно культурные аспекты народа саха. Так, в Нюрбинском районе, начиная с 1990 года, каждый ысыах имел свое тематическое название, согласно якутской мифологии [9].

Возрождение национального колорита для празднования ысыаха проходило поэтапно по всей республике, пока не были установлены единые формы обрядов, которые всё же сохранились, передаваясь из поколения в поколения. Сейчас национальный праздник занимает важное место в жизни народа саха и, несмотря на любые условия, якуты всегда находили способы отмечать его. Времена меняются, происходят трансформации, навеянные условиями современности, но быт и культура будут всегда жить и возрождаться.

Процессы трансформации художественного наследия отражены на законодательном уровне в Государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2020–2024 годы и на плановый период до 2026 года» (с изменениями на 10 июля 2020 года), среди задач которой:

Сохранение культурного и исторического наследия, расширение доступа населения к культурным ценностям и информации.

Реализация потенциала культуры как духовно-нравственной основы развития личности и общества.

Сохранение, изучение и распространение эпического наследия народов Республики Саха (Якутия).

Развитие инфраструктуры государственных и муниципальных учреждений культуры [6].

Создание условий для поддержки одаренных детей в сфере культуры.

Ориентируясь на такое понятие, как историческая ностальгия, происходит формирование подъёма национального самосознания, дополненного идеей сохранения культурных и языковых ценностей для следующих поколений. Большое значение придаётся и идее особого пути в развитии якутов.

Своими первыми знаниями дети обязаны именно семье, и только после этого образовательным учреждениям. Практическое, а не теоретическое знание традиционной культуры характерно именно для семьи. Например, А. А. Находкина говорит, что с детских лет помнит, как родителями проводились обряды, связанные с кормлением природы, огня, рассказывалось о духах природы, даже, несмотря на приверженность коммунистической идеологии. В соответствии с некоторыми другими источниками, подобное явление не вызывало серьёзного отношения. Если вспомнить К. И. Сорскую, то её отцом, коммунистом Илларионом Сорским, ярым сторонником атеизма, все поклонения богам и духам считались просто чистейшим бредом. При этом, детям такие знания передавались со стороны их бабушки. Таким образом, даже в советский период семьи являли собой главный транслятор традиционной культуры. Современными якутами из одного поколения в другое передаются традиционные знания, проявляющиеся в условиях бытовых обрядов.

К примеру, якуты и якутяне, находящиеся в пути сегодня не способны проехать мимо районной границы районов, не соблюдая обряд, согласно которому в обязательном порядке нужно оставить что-то после себя (монетку, конфету, ленточку). Народное предание гласит, что кто-то и когда-то сумел собрать все деньги с «ытык сир» после чего с ними проехал мимо, но потом произошёл несчастный случая. Вера в то, что может случиться болезнь, а также авария или другое несчастье, сохранилась и по сей день.

Семья — это не только приверженность национальному воспитанию, но и бережное отношение к традиционной культуре с воспитанием детей без отрыва от образовательного учреждения. На сегодняшний день в большинстве своём молодые семьи действительно заинтересованы в том, чтобы осуществлялось национальное воспитание, поэтому разговор с детьми ведётся на родном языке, с привлечением к традиционным культурным ценностям и обучением в национальных образовательных учреждениях.

Местным населением Республики Саха с давних времён практикуется очень почтительное и щепетильное отношение к образовательной системе, как к основе для формирования целостной и гармонично развитой личности. Многими родителями материально поддерживаются свои дети в годы студенчества, даже в недостаточно хороших экономических условиях. При этом многими абитуриентами осуществляется поступление в те или иные ВУЗы не на желаемое профильное отделение, а исключительно с целью получения документа о наличии высшего образования. В период экспедиционной работы в с. Баяга Таттинского района возводилось новое школьное здание. Именно жителями была проявлена инициатива и написано письмо правительству РС (Я) с просьбой решить проблему строительства новой школы [5].

Исходя из всего сказанного выше, можно прийти к выводу, что благодаря образованию и воспитательному процессу в системе национального мировоззрения обеспечивается дальнейшее социокультурное народное воспроизводство. Таким образом, основываясь на полученном багаже таких параметров, как знания, умения и навыки, люди подвергаются ино-цивилизационному влиянию, и, вопреки всему, сохраняется народный дух, самобытность его колорита.

Особое влияние на возрождение традиционной якутской культуры оказала социальная ситуация, сложившаяся в Республике Саха на протяжении 80–90-х годов прошлого столетия. Она отличалась интенсивностью преобразований в политической, экономической, культурой, а также социальной сфере, что позволило поднять самосознание якутов. Возрождение социального самосознания сопровождалось процессом восстановления подзабытых понятий, включая этническую культуру и национальную память. Таким образом, наметился рост значимости исконных понятий, которые представлены культурой, обычаями, этнопсихологическими особенностями народа с отражением на этническом самосознании в начале текущего столетия. Проведённые экспертные интервью способствовали выделению необычайного подъёма самосознания народа, благодаря чему якуты с гордостью называют «саха», «уранхайдар», обладают собственным мнением о предназначении народа и значимости самобытности в развитии. Аналогичный настрой отличает якутов Ессея, проживающих в иноязычных, ино-культурных условиях, но обладающих сохранением высокого уровня самосознания [2].

Возрождающаяся якутская культура прослеживается и посредством национальных празднеств, способствующих общенародной консолидации. К примеру, хорошо известный народный праздник летнего солнцестояния — «ысыах», который ежегодно становится всё более популярным и многолюдным, посещаемым семьями в традиционных костюмах. В ходе этого празднования готовятся блюда национальной кухни, проводятся спортивные мероприятия и разные обрядовые церемонии. Перед празднованием осуществляется очень серьёзная подготовка местности для церемониала, а также изготавливается традиционная одежда, пища и утварь. Кроме прочего, в течение последних пяти лет ысыах представляет собой консолидирующее начало для якутов и важнейший популяризатор, транслятор якутской культуры в развитии общества.

К самым консолидирующим элементам празднования относится «осуохай», перешедший из разряда ритуального летнего праздника, совершаемый в период других празднеств разного масштаба. Они представлены семейными праздниками (свадьбами, днями рождения, юбилеями), а также государственными праздниками (Днём Республики, 1 и 9 мая). В этом случае наблюдается сохранение основного содержания танца, исполняемого значительным количеством людей, обращаемого к божествам «айыы» и духам-хозяевам природы «иччи». Исполнителями испытывается чувство очищения и удовлетворения, озарения и даже некоторый экстаз. В Осуохай принимает участие несколько тысяч человек в традиционных якутских костюмах [10].

Популяризации традиционной культуры способствуют и средства массовой информации, которые имеют государственную поддержку. Неоспоримым является и тот факт, что массовая культура всё больше приобретает значение средства потребительской стимуляции, а также полного понимания высокой ценности традиционной культуры.

Трансформирование художественного наследия народа способствует значительному обогащению внутренней образной сущности искусства. Процесс представляет собой формообразующий и стилеобразующий фактор, способствующий образности мышления, актуализации всех этнических ценностей, обменным процессам с точки зрения непреходящих эстетических и этических идеалов. Таким образом, сохраняется уровень оригинальности и самобытности национального искусства в условиях активного культурного интегрирования и цивилизационного развития.

Литература:

  1. Брагина Д. Г. Трансформация традиционной культуры якутов (конец ХХ — начало XXI в.) [Текст] / Д. Г. Брагина; ответственный редактор вице-президент АН РС (Я), заслуженный деятель науки РФ, доктор исторических наук профессор А. И. Гоголев; Академия наук Республики Саха (Якутия). — Новосибирск: Наука, 2016. — 117, [2] с.
  2. Ващенко А. В. Возвращение на Итаку: Этнокультурный фактор в художественном пространстве второй половины ХХ века. М.: ФИЯР МГУ, 2013. 150 с.
  3. Григорьев С. А. Общественно-политическое движение коренных народов Якутии: автореф. дисс.... канд. истор. наук. Якутск, 2011. 23 с.
  4. Конкин П.,//Как раньше встречали Новый год в Якутии. Якутск Вечерний.-2010.- 30 декабря.- с. 31
  5. Никифорова В. С. О современных процессах в сфере культуры и искусства Республики Саха (Якутия) // Диалог: музей и общество. Якутск, 2005. С. 126–128.
  6. О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2020–2024 годы и на плановый период до 2026 года» (с изменениями на 10 июля 2020 года) [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/561697698 (дата обращения: 21.09.2020).
  7. Подойницына И. И., Кузьминов М. А. Воспроизводство национальной культуры народов саха в современных условиях // Социологические исследования. 2013. № 12 (356). С. 42–51.
  8. Самобытная Россия: Саха // Культура.РФ — [Электронный ресурс] URL: https://www.culture.ru/materials/253898/samobytnaya-rossiya-sakha (дата обращения: 21.09.2020).
  9. Степанов В. В. Современная этнокультурная политика Республики Саха (Якутия) // Якуты (Саха). М., 2012. С. 524–527.
  10. Яковлева, К. М. Механизмы сохранения и воспроизводства традиционной культуры якутов / К. М. Яковлева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20.2 (79.2). — С. 68–70. — [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/79/14034/ (дата обращения: 22.09.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): традиционная культура, эпическое наследие, Якутия, культурное наследие, Республика Саха, сохранение, день, культура, мероприятие, якутский фольклор.


Ключевые слова

глобализация, олонхо, ысыах, Исторические исследования, художественное наследие, трансформация традиционной культуры, якутский фольклор, эпическое наследие, национальный колорит, популяризация традиционной культуры

Похожие статьи

Анимация как феномен аудиовизуального наследия в проекте «АйНаар»

Отражено теоретическое обоснование разработки социокультурного проекта «АйНаар» по созданию короткометражной анимации по мотивам древних якутских легенд и былин. Данный проект должен мотивировать интерес учеников к родной культуре и родному языку, чт...

Проблема сохранения традиций якутского народа

В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...

Традиции и новации в обрядовой культуре праздника Ысыах

Статья посвящена исследованию обрядовой практики якутского праздника ысыах. В работе рассматриваются традиционные и инновационные элементы в ритуалах, выявляются этнические символы и интеграция культуры в рамках современности.

Фестиваль национальных культур как форма сохранения нематериального культурного наследия

Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наслед...

Традиционные казахские ремесла и народное искусство

Данная статья представляет собой всесторонний обзор богатого культурного наследия Казахстана, фокусируясь на традиционных ремеслах и народном искусстве этого уникального региона. Вводя читателя в исторический контекст и влияние этнических групп, стат...

Значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников. Отмечается, что устное народное творчество являлось философским осмыслением окружающего мира, носителем фольклоризированной истории, кладезем мудрости, умным...

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

В статье рассматривается проблема развития национальных художественных школ в годы независимости в Узбекистане, восстановление национального самосознания, многовековых традиций и обычаев, религии и литературы, развитие различных направлений националь...

Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...

Особенности формирования и развития декоративно-прикладного искусства Золотой Орды

Исследование основных видов орнамента в Золотой Орды представляет актуальный вклад в изучение культурного наследия многих народов, в первую очередь татар. Целью данной статьи является анализ особенностей формирования и развития декоративно-прикладног...

Литературное наследие эвенков Китая: роль писателя Ужээрту в сохранении и развитии культуры

В статье рассмотрена роль китайского писателя эвенкийского происхождения Ужээрту, чье творчество имеет большое значение в сохранении и развитии традиционных культурных ценностей эвенков.

Похожие статьи

Анимация как феномен аудиовизуального наследия в проекте «АйНаар»

Отражено теоретическое обоснование разработки социокультурного проекта «АйНаар» по созданию короткометражной анимации по мотивам древних якутских легенд и былин. Данный проект должен мотивировать интерес учеников к родной культуре и родному языку, чт...

Проблема сохранения традиций якутского народа

В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...

Традиции и новации в обрядовой культуре праздника Ысыах

Статья посвящена исследованию обрядовой практики якутского праздника ысыах. В работе рассматриваются традиционные и инновационные элементы в ритуалах, выявляются этнические символы и интеграция культуры в рамках современности.

Фестиваль национальных культур как форма сохранения нематериального культурного наследия

Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наслед...

Традиционные казахские ремесла и народное искусство

Данная статья представляет собой всесторонний обзор богатого культурного наследия Казахстана, фокусируясь на традиционных ремеслах и народном искусстве этого уникального региона. Вводя читателя в исторический контекст и влияние этнических групп, стат...

Значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников. Отмечается, что устное народное творчество являлось философским осмыслением окружающего мира, носителем фольклоризированной истории, кладезем мудрости, умным...

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

В статье рассматривается проблема развития национальных художественных школ в годы независимости в Узбекистане, восстановление национального самосознания, многовековых традиций и обычаев, религии и литературы, развитие различных направлений националь...

Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...

Особенности формирования и развития декоративно-прикладного искусства Золотой Орды

Исследование основных видов орнамента в Золотой Орды представляет актуальный вклад в изучение культурного наследия многих народов, в первую очередь татар. Целью данной статьи является анализ особенностей формирования и развития декоративно-прикладног...

Литературное наследие эвенков Китая: роль писателя Ужээрту в сохранении и развитии культуры

В статье рассмотрена роль китайского писателя эвенкийского происхождения Ужээрту, чье творчество имеет большое значение в сохранении и развитии традиционных культурных ценностей эвенков.

Задать вопрос