Механизмы сохранения и воспроизводства традиционной культуры якутов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 10.12.2014

Статья просмотрена: 1033 раза

Библиографическое описание:

Яковлева, К. М. Механизмы сохранения и воспроизводства традиционной культуры якутов / К. М. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20.2 (79.2). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14034/ (дата обращения: 17.12.2024).

В условиях современного развития общества и ускоряющейся глобализации, актуальными стали исторические исследования в области выявления национальной идентичности, поисков новых путей развития этноса, его адаптации к полиэтничному пространству. Развитие социальных систем сопровождается изменением ценностных компонентов общественного сознания, обусловленным наличием способности этноса воспринимать, развивать инновации.

В последнее десятилетие усиливается актуальность выявления путей решения проблем сохранения и воспроизводства традиционной культуры, изучения степени ее сохранности. Как наименее подвергнувшейся влиянию глобализации и информатизации, культура народов Сибири все чаще становится объектом всестороннего изучения исследователей. В этой связи, особый интерес вызывает уклад жизни жителей якутских сел. Здесь наряду с процессом вовлечения села к достояниям современного общества сохраняется и традиционный образ жизни.

Данные вопросы по моделированию путей сохранения традиционной культуры становятся все более актуальными со стороны тенденции к осмыслению этоса культуры, актуализируется сохранение и развитие национальных традиций каждого народа, его самостоятельного вклада в общую сокровищницу культуры человечества. Глобализация, как закономерный процесс, содержит как положительные, так и противоречивые моменты. Так, например, эти процессы открывают новые возможности для развития всех аспектов жизни стран, народов и отдельной личности, но в то же время создают новые угрозы их существованию

Проблема глобализации мира и ее влияния на изменение традиционной культуры в современной научной литературе является весьма актуальной, что отражается в трудах Д. Крэйн [10], Р.Робертсон [11], М. С. Каган [3], Э. Гидденс [2], Г. М. Пономаревой [6] и многих других.

С точки зрения наблюдения за происходящими изменениями, фиксации адаптивных процессов, предлагаемая работа рассматривает новый, ранее не изученный материал на основе полевых исследований 2012–2014 годов на территории Якутии. Методами исследования послужили включенное наблюдение, неструктурированные интервью, а так же вживание в среду.

Результаты исследования:

По результатам Форсайт-исследования в 2012 году нами была выдвинута модель сохранения традиционной культуры народов [1, 4, 9], которая была подтверждена на основании полевых исследований на территории Якутии и Красноярского края 2013–2014 годах. Основой формулы являются следующие составляющие: ландшафт (удаленность, изолированность), авторитет личности старожилов, историческая ностальгия, воспитание и образование. На сегодняшний день, по результатам проведенных экспедиций, «авторитет личности старожилов» мы заменили «государственной политикой».

Мы рассмотрим каждый элемент модели в отдельности.

Особенность ландшафта непосредственно влияет на сохранение и развитие традиционной культуры. Территория Якутии составляет 3083,523 кв км, из которых заселена лишь малая часть. При этом особую роль в сохранении традиционной культуры играет отдаленность и труднодоступность к многим населенным пунктам. Например, село Баяга хотя и находится не далеко от центра Таттинского района, но оно изолированно за счет отсутствия качественных дорог и до недавнего времени мобильной связи и интернета. Такие же обстоятельства в с. Мэйик Верхневилюйского района, с. Танда Усть-Алданского района. Жители сел считают, что с одной стороны отдаленность от глобального влияния мира способствует слабому влиянию ино-цивилизационной экспансии [12,13,14]. Хотя здесь же можно выделить сложившееся противоречие. Во многих домах проведен интернет, спутниковое телевидение, а так же сами уважаемые члены общества активно используют средства информационной технологии не только в личных целях, но и для популяризации культуры. Так же интересно то, что мастерицы, как главные трансляторы культуры в своих работах применяют тенденции современной моды. Например, шьют сумочки для сотовых телефонов, косметички с национальными узорами. Из конского волоса плетут современные на западный манер шляпки, а так же браслеты-фенечки и т. д.. Так же, мы наблюдали увлечение женщинами сел сетевым маркетингом — продажа и распространение продукции «Мэри кэй», «Орифлэйм», «Эйвон». В дневное время женщины обучали девочек традиционному шитью, вышивке, а вечером проводили мастер-классы по макияжу [12, 15].

Особенности ландшафта сказываются на типе хозяйствования населения, которое остается в традиционной его вариации. Скотоводство и коневодство являются основным занятием жителей сел. Из-за отдаленности водоемов практически отсутствует огородничество. Если есть посадки, то это корнеплоды. Таким образом, ландшафт влияет на формирование этнического мышления и мировоззрения в целом.

Историческая ностальгия как один из элементов социокультурного воспроизводства может рассматриваться в том случае, если присутствует элемент в общей истории существования процветающего периода для данного этнического образования. Например, в с. Баяга, с. Танда живут легенды о великих предках — Баягантайцах, пришедших на эти территории издревле и сыгравших немаловажную роль в этногенезе якутов. Такие же патриотические легенды можно услышать и в других селах Якутии, например о роде Ботулинцев, Мэйикцев и т. д. У многих якутов есть свои версии происхождения якутов в целом. Например, по версии Егорова Николая Ивановича якуты за свой нрав и воинственный характер были изгнаны с южных районов Сибири и бежали на Север [12]. По версии Яковлева Игоря Ивановича, якуты, не принявший власть, сбежавший на новые земли народ [13]. Бытуют легенды и о связи якутов с героями великих народов, например, монголов. Эта тенденция ярко выражена в прессе, литературе, кино и т. д., т. е. непосредственно через средства массовой информации. Здесь чаще всего обращаются к легендарным героям, легендарным событиям истории не только Якутии, но и Сибири в целом. Возникает эффект так называемой исторической ностальгии.

На основе исторической ностальгии формируется подъем национального самосознания, а так же идея сохранности культуры, языка для будущих поколений. А так же идеи особенного пути развития якутов.

Образование и воспитание, одна из важнейших составляющих модели сохранения традиционной культуры. Это так же подтверждает опрос 2011 года из 1982 жителей Якутии практически 45 % опрошенных считают, что сохранению традиционной культуры способствуют школы, а воспитание в семье -65 % [17].

Первые свои знания ребенок приобретает в семье, а потом уже в учреждениях образования. Знания традиционной культуры на практике, а не на теории передаются именно в семье. По словам А. А. Находкиной с детства она помнит, как родители проводили обряды кормления природы, огня, рассказывали о духах природы, хотя и были приверженцами коммунистической идеологии [15]. По другим источникам, по словам К. И. Сорской, ее отец — коммунист Илларион Сорский был сторонником атеизма и считал, что «все поклонения богам и духам — бред» [14]. Но они дети, все знали, им эти сведения передала их бабушка. Так что, даже в советское время семья являлась главным транслятором традиционной культуры. Современные якуты из поколения в поколение передают свои традиционные знания, которые проявляются в бытовых обрядах. Например, ни один якут и якутянин, находящийся в пути не проедет мимо границы районов, где обязательно нужно оставить что-то от себя (монета, конфета, ленточка-салама). В народе существует множество рассказов и преданий о том, как кто-то когда то собрал все деньги с «ытык сир», проехал мимо и с ним произошло несчастье (болезнь, ДТП и тд) [12,13].

Именно из семьи должно вытекать последующее национальное воспитание и бережное отношение к элементам традиционной культуры. При этом семья не должна воспитывать ребенка в отрыве от образовательных учреждений. В наши дни большинство молодых семей заинтересованы в национальном воспитании, разговаривают с детьми на родном языке, привлекают к традиционной культуре, пытаются обучать в национальных образовательных учреждениях.

Местное население Республики Саха (Якутия) испокон веков очень почтительно и щепетильно относится к образованию, считая, что это основа для формирования целостной личности. Многие родители материально поддерживают своих детей-студентов, хотя сами живут не в лучших экономических условиях. Многие абитуриенты поступают в тот или иной ВУЗ, на тот или иной профиль не потому что они желают в будущем получить желанную профессию, а для того что бы получить документ о высшем образовании. Во время работы экспедиции в с.Баяга Таттинского района шла стройка нового здания школы. При этом, жители проявили инициативу, написав письмо правительству РС (Я) с постановкой проблемы строительства нового здания.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, что именно образование и воспитание в системе национального мировоззрения способствуют дальнейшему социокультурному воспроизводству народа. И если, на основе полученного багажа знаний, умений и навыков человек подвергнется ино-цивилизационному влиянию, он, не смотря ни на что, сохранит дух народа, его особый колорит.

На возрождение традиционной культуры якутов особо повлияла социальная ситуация в Республике Саха в 80–90-е годы ХХ века, характеризующаяся интенсивными изменениями в области политики, экономики, культуры, социальных отношений, которая подтолкнула к поднятию самосознания якутов. Процесс возрождения социального самосознания якутов (саха) сопровождался восстановлением забытых пластов этнической культуры, национальной памяти, возросла значимость исконной культуры, обычаев, этнопсихологических особенностей. Все эти процессы отразились на этническом самосознании якутов к началу ХХI века. На основе проведенных экспертных интервью можно выделить необычайный подъем самосознания якутов, которые гордо заявляют, что они «саха», «уранхайдар», а так же часты мнения об особом предназначении якутского народа и о важности его самобытного развития [12,13,14,15]. Такие же настроения присутствуют у якутов Ессея, которые проживая в иноязычной, инокультурной среде сохраняют высокий уровень самосознания [16].

Возрождающуюся якутскую культуру, так же можно, проследить через проведение национальных праздников, консолидирующих народ. Например, празднование летнего солнцестояния — «ысыах». Этот праздник, из года в год, становится все популярнее и многолюднее, при этом многие семьи приезжают в традиционных костюмах, едят блюда национальной кухни, принимают активное участие в спортивных мероприятиях, в «алгысе» (благопожелании), обрядовых церемониях встречи солнца, кормления огня, а так же в «осохае» (круговой танец).

Празднованию предшествует серьезная подготовка, включающая подготовку местности для церемониала, изготовление традиционной одежды, пищи и утвари. При этом, готовится к празднику начинают еще в зимнее время. Необходимо отметить, что в последние пять лет, ысыах стал консолидирующим началом для якутов. Например, в с. Баяга, с Танда проводится ысыах наслегов бывшего Баягантайского улуса. Так же проводят родовые ысыахи. Напрмер, летом 2014 года, мы наблюдали ысыах рода Баишевых Мегино-Кангаласского района. В целом, это явление оценивается как возврат к истокам, возрождение исконно якутских традиций проведения праздника [12,15]. Этот праздник является одним из важнейших популяризатором и трансляторов якутской культуры на данный момент развития общества.

Так же одним из самых консолидирующих элементов празднования является осуохай. Осуохай, как ритуал изучен такими исследователями как Н. А. Стручкова [8], А. Г. Лукина [5], Е. Н. Романова [7]. В современном обществе осуохай перешел из категории ритуала летнего праздника, а совершается во время различных других празднеств различного масштаба: семейные праздники (свадьбы, дни рождения, юбилеи), государственные праздники (День Республики, 1 мая, 9 мая). При этом сохраняется основное содержание танца — исполняется большим количеством людей и обращается к божествам айыы и духам-хозяевам природы иччи. Исполнители испытывают чувство очищения, удовлетворения, озарения и в некотором роде экстаза. Так же осуохай в наши дни является символом якутской культуры государственного значения, так как носит характер консолидирования народа. В 2012 году на ысыахе Туймады установлен рекорд Гинесса по исполнению данного традиционного танца. В Осуохае на площадке Кумысопития приняли участие 15293 человека и все они были в традиционных якутских костюмах.

Популяризация традиционной культуры исходит из средств массовой информации при поддержке государства. Таким образом, массовая культура становится средством стимуляции потребления, в нашем случае пониманию ценности традиционной культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): традиционная культура, историческая ностальгия, территория Якутии, массовая информация, народ, особенность ландшафта, современное общество, Таттинский район, Якутия, якутская культура.


Задать вопрос