На сегодняшний день большое внимание уделяется проблеме формирования патриотических качеств у граждан страны.
Результаты социологических исследований демонстрируют, что у большей части населения страны произошло искажение представления о важности таких качеств, как любовь к своей культуре, языку, традициям, стране в целом.
Большое значение патриотизму уделяется в Национальной доктрине образования Российской Федерации, в которой подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России. [1]
Чтобы понять, как формируется патриотизм у населения, для начала рассмотрим сам термин «патриотизм». Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. [2]
По нашему мнению, вследствие стремительного развития средств научно-технического прогресса наиболее эффективными инструментами формирования патриотизма являются:
1. Достижения страны в искусстве, спорте;
2. Влияние СМИ;
3. Воспитание на уровне образовательных учреждений;
4. Семья.
Рассмотрим каждый из перечисленных нами инструментов более подробно. Значимую роль в этом процессе должны сыграть отечественный кинематограф и телевидение, которые обладают уникальной выразительной спецификой влияния на миллионы людей.
Несмотря на все сложности развития современного российского кино и телевидения, в стране появилась плеяда молодых талантливых режиссеров, творческие работы которых стали настоящим достоянием нашей страны. Их работы оцениваются не только на территории России и стран СНГ, но и за рубежом.
Киноискусству продолжают придавать статус государственной важности и инерционно воспринимают его, прежде всего, как массовый вид искусства. Так, в феврале 2011 г. Путин открыл заседание правительственного совета по развитию отечественной кинематографии следующими словами: «Кино по сути своей много больше, чем развлечение. Это значительный ресурс образования, общения, формирования личности и патриотизма». [3]
Усилению патриотических чувств способствует музыка. Например, в современности, существует большое количество эстрадных исполнителей, использующих как народные мотивы, так и патриотические. Колоссальное влияние в формировании патриотизма оказывает государственный гимн. Музыка способна возродить в душе человека такие чувства как гордость за страну, людей, живущих в ней.
Невозможно обойти стороной то, что для формирования патриотизма большое имеют значение научные заслуги российских учёных, деятелей культуры, их вклад в развитие мировой науки, восстановление памятных дат в истории народа, возрождения национальных праздников или объявления новых.
Следующим инструментом формирования патриотических чувств является спортивная деятельность. Спорт объединяет и сближает различные народы, воспитывает любовь и преданность к своей Родине, выступает как средства нравственного и патриотического воспитания. Также стоит отметить важность позиционирования своей страны как одной из сильнейших в спортивной деятельности – фигурное катание, хоккей и др.
Стоит выделить, что средства массовой информации оказывает колоссальное влияние как на взрослую, так и на детскую аудиторию. Не зря на сегодняшний день отмечают, что СМИ является четвертой ветвью власти, и, как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. СМИ оказывают как благоприятное, так и негативное влияние на формирование патриотизма. Вследствие их слабой контролируемости государством, они могут освещать информацию как усиливающую уверенность в своей стране и гордость за нее (присоединение Крыма, Олимпийские игры, Евровидение в Москве и т.д.), так и их снижающие (экономические кризисы, санкции против страны).
В современных образовательных учреждениях вопрос формирования патриотизма у учащихся является приоритетным направлением учебной деятельности, ориентированное на развитие патриотических чувств, гордости за принадлежность ученика к своей Родине. [4, с. 301]. Правовыми актами патриотического воспитания молодёжи являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. [5, с. 212]
Зарождение чувства любви к Родине должно быть заложено в семье. Но условий для этого воспитания сегодня, действительно, мало. Это происходит вследствие неуверенности самих родителей в своей стране, в будущем для детей. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Духовное, нравственное и патриотическое богатство семейной жизни – важнейшее условие успешного воспитания ребёнка и в домашних условиях, и в школе. Важно, чтобы в семье школьник получил максимум того, что он может получить, найти, увидеть, почувствовать в человеческих отношениях.
Таким образом, рассмотренные инструменты способствуют формированию патриотизма. Патриотизм - важный стимул рационального, неразрушительного процесса демократизации страны, стабилизации в России. Для создания и поддержания должного уровня патриотических настроений в обществе необходимо существование сильной идеологической концепции, включающей в себя признаки государственности и признаки принадлежности отдельного гражданина к народу Российской Федерации. Данная концепция должна не только описывать объекты патриотизма, но и преподносить их в выгодном свете, позитивно позиционируя Россию и российский народ.
Литература:
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751).
2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона – М.:Терра, 2012 г. – 40726 с. - ISBN 5-900741-01-0.
3. Общественное мнение-2009. Ежегодник. М., 2009. Послание Президента Федеральному собранию 2007 // Российская газета. 2007. № 4353.
4. Пономарёва, И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика. Сборник научных трудов. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, АСТЕРИОН. - 2012. — с. 311.
5. Буйлова, Л. Н. Актуальные проблемы активизации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей. - Молодой учёный, 2012, № 5. — с. 412.