Развитие интереса к культуре народов России у населения посредством подготовки праздников и обрядов
Автор: Игнатьева Юлия Андреевна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (40) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 03.07.2022
Статья просмотрена: 14 раз
Библиографическое описание:
Игнатьева, Ю. А. Развитие интереса к культуре народов России у населения посредством подготовки праздников и обрядов / Ю. А. Игнатьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4 (40). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7476/ (дата обращения: 16.12.2024).
В основе данной статьи лежит практическая деятельность внутри занятий экспериментальной студии «Вороный коничек» в доме культуры села Песчаное, Увельского района, Челябинской области.
Начало работы стартовало со знакомства детей возрастом от пяти до двенадцати лет с хороводами, их семантикой и предназначением, а также различными рисунками.
Изначально ученики знали лишь стандартный круглый хоровод, в котором держатся за руки и ходят, зачастую, против часовой стрелки («Каравай», вокруг ёлки, вокруг костра, вокруг чучела на масленицу). Здесь нами были разобраны движения «посолонь» (по часовой стрелке) и «противосолонь» (против часовой стрелки). Помимо этого были разобраны понятия Яви (мир живых) и Нави (мир душ) и созависимость данных миров с направлением движения хороводов.
Далее на занятии был приведен в пример круглый хоровод, в котором не держатся за руки, с целью последующей пляски с «вызовом» партнера/оппонента.
Из основных солярных (солнечных) хороводов на занятиях нами также был изучен, а впоследствии, и применён хоровод «крест», с перехватом за талию. Направление движения хоровода созависимо с направлением лица водящих.
Для масленичного гуляния подробно был изучен хоровод «ручеек», где пары выстраиваются друг за другом, лицом в одном направлении, а последняя пара проходит в самое начало «ручейка». В контексте гуляний праздника «Масленица» данный хоровод также прекрасно заменим хороводом «змейка», где первая пара, расцепляя руки, уводит каждую из сторон налево или направо, тем самым олицетворяя собой весенние ручьи.
Для гуляний с песнями плясовыми или частушками хорошо применим хоровод «расчёска», в котором две параллельных прямых движутся навстречу друг другу в шахматном порядке, проходя сквозь, после разворачиваются и продолжают движение по предыдущей траектории.
Для данного хоровода удобно неспешное воспроизведение дроби и хлопков в такт мелодии или из-за такта.
Летние праздники включают в себя также хоровод-игру «плетень», где участники держась за руки проходят под сцепленными руками по порядку математической прогрессии (по одному, двое и т. д.), тем самым в контексте знаменуя выход из пределов двора, с последующим сбором летнего урожая (ягод, грибов). Здесь хорошо подходит рисунок «корзиночка», участники которого становятся в два круга (внутренний и внешний), держатся за руки. Вначале участники внутреннего круга поднимают руки, а участники внешнего круга «ныряют» головами к центру, после чего руки опускают. Следом идёт обратное воспроизведение последовательности. Следующим этапом участники внешнего круга поднимают руки, а участники внутреннего круга «выныривают» головами наружу. После также следует обратное воспроизведение последовательности действий.
В осенних празднованиях «плетень» можно сменить хороводом «капустка». Этот спиралевидный хоровод осуществляется посредством «наматывания», где участники «завиваются» в капусту. Данным хороводом знаменуется сбор урожая внутри «плетня», то есть внутри огорода.
Таким образом, изучение хороводов способствует достаточно простому и понятному изучению культуры, с параллельным изучением устного народного творчества, в виде частушек, песен, игр и пр.
Одним из этапов работы со звукоизвлечением стало подражание звукам природы: ветер, дождь, птичьи голоса, звериные звуки.
Имитация ветра может осуществляться трением сухих ладоней друг о друга, также при выдохе, меняя диаметр ротовой полости (сжимание горла, поднятие языка, надувание щёк, расстояния между губами), при «сильном ветре» допустим разный по силе звучания (тональность и громкость) свист.
Звуки дождя заменяются на занятиях аритмичными щелчками с помощью средних пальцев (накрапывание), ритмические щелчки всеми пальцами, игрой в «капли» (удары о ладонь одним, после двумя, тремя. четырьмя пальцами). Ливневый дождь помимо аплодисментов может звучать и поочерёдными ударами ладоней о верхнюю сторону бёдер. Громовые звуки — есть не что иное, как ритмичные, редкие, но сильные удары ногой в пол.
Подзвучка ритмически-шумовых постановок осуществлялась с помощью варгана, окарины, бубна.
Помимо звуков стихий в постановки вплетаются звуки животного мира: цокот копыт (щёлканье языком), мычанье овцы (звуковая вибрация на одной ноте), завывание волков (развитие данного навыка происходит в процессе подготовки весенних праздников, а именно изучение песен с гуканием (скачком звуков на октаву, квинту из первой октаву во вторую)).
Среди птичьих голосов: кудахтанье курицы (надувание щёк, смыкание и размыкание губ, рот расслаблен); кукование кукушки (нёбное округление, губы полу напряжены); перекатный, пролонгированный гомон ворона (горловой звук, переходящий из низкого в высокий); крик чайки (горловой вибрирующий короткий звук на средней высоте).
Подобная практика позволяет изучить возможности ритмически-шумовых постановок, а также проанализировать взаимодействие с культурой других народов (буряты, якуты и др.).
Третьим подходом к развитию интереса к культуре у населения является кинодело практического значения, где участники экспериментальной студии участвуют в процессе создания рекламных роликов и короткометражных фильмов.
В основу сюжетов ложатся истории, мифы и традиции, связанные с какими-либо праздниками, обрядами или же, в данном случае, конкурсами.
В процессе создания конечного итога — киноролика, для детей проводились лекции интерактивного формата; практические занятия с прослушиванием песен, частушек, сказок (к примеру: масленичные традиции, история посевной и весенне-летних праздников). Также в процессе занятий изучались народные игры сезонных периодов или же просто игры (детские и молодежные). Здесь народные игры разбирались вместе с детьми, объяснялся их принцип, изучались практическим методом и внедрялись в отчетные концерты, народные гуляния и гастрольные поездки.
Помимо устного народного творчества участники студии занимались продумыванием образа героев киноролика, созданием декораций.
Сценарное мастерство же начиналось с изучения литературы (к примеру: сказки Афанасьева), выпиской основного сюжета, описанием главных героев.
Сами кинокартины являются либо абсолютно мимическими, либо же с минимальным количеством реплик.
Помимо участников студии также привлекались иные руководители дома культуры и участники иных организаций (библиотека, школа).
Таким образом, кинодело короткого метра является экспресс-методом освоение большого количества знаний, различных направлений.
Подобная практика применима и к взрослым коллективам, особенно если население раньше не сталкивалось с народной культурой без эстрадного и приглаженного лоска. С людьми возрастом от 35 до 64 (возрастная категория коллектива «Кумушки», Песчанский ДК), для привлечения их внимания очень хорошо подходит метод вводных занятий с мистификационными приемами (рассказы о ритуалах, обычаях и традициях, которые не вяжутся с нынешним цензурированным временем).
Знакомство с культурой и ее содержанием, через призму необычной подачи теоретического материала вкупе с практическим, позволяет развивать дальнейший интерес не только у участников культурной деятельности (артистов), но и у зрителей.
Литература:
- Афанасьев А. Н. Народные русские сказки в трех томах: том I. — Наука — Москва. — 1983. — 532 с.
- Афанасьев А. Н. Народные русские сказки в трех томах: том II. — Наука — Москва. — 1983. — 512 с.
- Афанасьев А. Н. Народные русские сказки в трех томах: том III. — Наука — Москва. — 1983. — 572 с.
- Ремизов А. М. Посолонь. Волшебная Россия. — Нигма. — 2019. — 208 с.