В статье исследуются корни и развитие русского народного танца как уникального явления в культурной жизни России. Анализируются исторические и социокультурные факторы, которые способствовали формированию танцевальных традиций, начиная с аграрной культуры и заканчивая современными интерпретациями. Изучаются различные типы танцев, их музыкальные и ритуальные сопровождения, а также влияние западноевропейских традиций на эволюцию народного хореографического искусства. Прослеживаются взаимосвязи между народной хореографией и языческими, а затем христианскими обрядами, а также их значение в создании и сохранении культурных традиций. Статья акцентирует внимание на важности дальнейшего изучения и сохранения русского народного танца для воспитания будущих поколений и укрепления культурной идентичности.
Ключевые слова: русский народный танец, культуры, танцевальные традиции, культурное наследие, изучение фольклора.
Русский народный танец представляет собой уникальное явление в культурной и социальной жизни России, отражающее многообразие этнических, исторических и культурных слоев общества. Исследование его зарождения требует комплексного подхода, учитывающего как исторические, так и социокультурные факторы, способствовавшие формированию танцевальных традиций [5].
На ранних этапах своего развития русский народный танец был неотъемлемой частью сельской культуры, бытовавший в контексте праздников, обрядов и повседневной жизни людей. Танцы, как правило, имели коллективный характер и исполнялись на открытых пространствах, что способствовало их распространению и популяризации среди различных слоев населения. Важным аспектом является то, что танцы служили не только средством развлечения, но также выполняли ритуальную функцию, способствуя сплочению общины и укреплению социальных связей.
С течением времени, особенно в период XV-XVII веков, русский народный танец начал интегрироваться в более широкий культурный контекст, включая элементы, заимствованные из западноевропейских танцевальных традиций. Это взаимодействие способствовало возникновению новых форм и стилей, что, в свою очередь, отразилось на разнообразии танцевального репертуара.
В XVIII-XIX веках, с развитием национального самосознания и интереса к фольклору, наблюдается активное изучение и систематизация народных танцев. В этот период происходит формирование первых этнографических коллекций, в которых фиксируются особенности исполнения, музыкальное сопровождение и костюмы, что позволяет говорить о становлении русского народного танца как самостоятельного культурного феномена [3].
Традиции русского народного танца корнями уходят в эпоху Древней Руси и имеют вековую историю. Русский танец отражает душу русского народа. В жанровом многообразии народного танца находятся разнообразные хороводы с узорами, веселые и игривые пляски, а также массовые народные гулянья, которые не могли пропустить ни один календарный праздник или ярмарку. Русские народные танцы отличаются сложными движениями и акробатическими прыжками, весельем и юмором, задорными кадрилями и плясками, а также яркими и изысканными национальными костюмами. В его основе лежат кадриль, хороводы и пляски.
Мужские пляски отличаются динамичностью и мужественностью, с резкими и требующими усилий движениями. Женские танцы, напротив, пронизаны грацией и легкостью в каждом жесте и шаге, с изящными дробными выстукиваниями. Исследователи в области истории, этнографии и фольклора утверждают, что русский народный танец является живой историей России. Многие хороводы и пляски сопровождались песнями, в которых воспевались народные герои, русские богатыри и великолепие природы [5].
На Руси когда-то было множество танцевальных ритуалов, плясок и кадрилей, которые сохранились и в современной России. Каждый танец отличается уникальным именем: иногда он называется по сопровождающей песне (как, например, «Камаринская» или «Ах вы, сени»), иногда по численности участников (парные или четверки), иногда по особенностям танцевальной композиции («Плетень» или «Воротцы»). Однако, несмотря на многообразие форм, русские народные танцы объединяет нечто уникальное: это широкие движения, благородство, особенная радость, поэтичность, а также гармоничное сочетание простоты и скромности с глубоким чувством собственного достоинства.
Русские народные песни были, прежде всего, неизменным спутником человека на каждом этапе его жизни, а музыкальные традиции России стояли особняком, благодаря своему уникальному звучанию, многоголосию и гармонии. Основополагающим элементом русского многоголосия была система подголосков, создававшая уникальную многоголосную структуру. Песни звучали в играх, хороводах и танцах. Музыкальная основа танцев часто заключалась в самих песнях, которые исполнялись всеми участниками. Танцы могли сопровождаться игрой на предметах быта, таких как пила, заслонка, ложки, рубель и прочих, а также на традиционных русских музыкальных инструментах, включая ударные, духовые, струнно-щипковые и клавишно-пневматические инструменты. Темп и ритм танцев гармонично сочетались с темпом и ритмом песни или музыкального аккомпанемента, обогащая их и расширяя их звуковые горизонты [3].
Следует отметить, культурные традиции и обряды древней Руси были тесно переплетены с дохристианскими верованиями. Они включали поклонение духам, связь с загробным миром и почитание предков (где основатель рода, даже после смерти, считалось, что он продолжает охранять своих потомков), что проявлялось в танцах вокруг могил. Также были представления о связи с природой, например, пляски, стуки ногами и топтание семян для сбора урожая, хороводы вокруг деревьев и по берегам рек. Веру в космогонические представления отражали танцы, имитирующие движение небесных тел. Водные обряды проявлялись в хороводах на Купалу. Веру в солнечные культы отражали хороводы, заклинанья, поздравления и обряды проводов при восходе и закате солнца. Также стоит отметить особую символику движения «по солнцу» в русской народной хореографии, где крест, окруженный кругом или изображенный в движении, символизировал жизненное цикличность, благополучие и плодородие. В восточнославянской традиции движение «против солнца», то есть справа налево, связывалось с уменьшением солнечных дней, что символизировало угасание жизни и смерть.
Знак «Солнцеворот» — это древнеславянский символ, символизирующий празднование зимнего и летнего солнцестояния (Коляда и Купала, соответственно). В период весеннего равноденствия славяне отмечали Масленицу. В русской народной хореографии (фольклоре) были зафиксированы танцы, где участники двигались либо по направлению солнца, либо против него. А. В. Руднева в своем труде отмечает, что в Белгородской области танцы «карагод» происходили против солнца, в то время как круговой танец «танок» — по направлению солнца. Реже встречается «танок», который представляет собой круговое движение на месте. В танке участники движутся в унисон, держась за руки или пояса, или же за рушники и платки [1].
Христианские обряды, которые наложились на древние языческие традиции славян, изначально предполагали движение «посолонь» — по направлению солнца. Однако после реформ Патриарха Никона в середине XVII века, русский народ перенял греческую практику двигаться «против солнца». С тех пор в русских церковных обрядах священники ведут верующих вокруг храмов против направления солнца.
Обряды и ритуалы, которые являются основой религиозных церемоний, таких как, например, традиции, связанные с рождением ребенка, тесно переплетены с русской народной хореографией. В исторических записях упоминаются парные хороводы с элементами ритуала, а также пляски, сопровождающие обряды, связанные с празднованием Коляды или предсвадебные хороводы [2].
Смешение языческих и христианских традиций в русском фольклоре отражает мировоззренческие представления народа. Сегодня люди все еще ощущают связь с природой через цикличность ее процессов. Не только восточные славяне, но и многие народы Европы, занимающиеся земледельческим трудом, отмечали такие моменты движения солнца: зимний и летний день солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствие.
На народные обычаи и праздники накладывались церковные обряды и церемонии. Зимние святки были длительным ритуальным комплексом с элементами ряженья, почитанием хлеба, предсказаниями о будущем браке и другими обрядами. Трудовая деятельность, аграрный уклад жизни (посев и уборка урожая, скотоводство, рыболовство) и семейные торжества (рождение, свадьба, похороны) также играли важную роль в формировании русских традиций, в которых русская народная хореография занимала свое место наряду с песнями и обрядами [4].
Культурное наследие, непрерывность и многовековая традиция русского народа были плодом творческих и воспитательных усилий нации. Русский народ создавал и передавал свою материальную и духовную культуру через эту кодовую систему. Духовная и нравственная культура была ключевым элементом традиции, которая включала духовную активность и ее результаты (сознание, формирование личности, воспитание и образование). Сегодня, когда молодежь не осознает значимость русских традиций и не испытывает желания изучать национальную культуру, приходит время пересмотреть основы воспитания и образования. Изучение и сохранение русской традиционной хореографии (и фольклора в целом) является ключевым аспектом воспитания и осмысления мира для будущих поколений детей и подростков.
Таким образом, зарождение русского народного танца представляет собой многогранный процесс, в котором переплетаются традиции, обычаи и исторические события. Исследование его развития позволяет глубже понять как культурные трансформации в России, так и универсальные механизмы формирования народного искусства в целом.
Литература:
- Григорьев, А. Ф. Феномен народного танца в исторической ретроспективе: историографический обзор / А. Ф. Григорьев, Т. А. Пересечная // KANT: Social Sciences & Humanities. — 2022. — № 4 (12). — С. 56–64.
- Муллагалиева, Р. Ф. Интеграция фольклора и хореографии в современном образовательном пространстве: контекст использования / Р. Ф. Муллагалиева // От фольклора до сценических видов танца. — 2023. — С. 100–106.
- Первушина, Е. В. Русская народная хореография: экскурс в область истории жанров / Е. В. Первушина // Культура и образование. — 2023. — № 2 (49). — С. 97–106.
- Фомченко, Е. В. Народный танец в культуре России / Е. В. Фомченко, Л. Н. Захарова. — Mauritius: LAP Academic publishing, 2019. — 51 c.
- Чистякова, А. А. Русская традиционная танцевальная культура: истоки и современность / А. А. Чистякова // Научные труды Московского гуманитарного универсистета. — 2015. — № 5. — С. 111–110.