Русские народные танцы как бесценный источник культурного наследия России и необходимое средство воспитания детей и подростков на основе базовых национальных ценностей
Автор: Стати Мария Александровна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (40) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 05.08.2022
Статья просмотрена: 2213 раз
Библиографическое описание:
Стати, М. А. Русские народные танцы как бесценный источник культурного наследия России и необходимое средство воспитания детей и подростков на основе базовых национальных ценностей / М. А. Стати. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4 (40). — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7524/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются вопросы сохранения народной танцевальной культуры через постановку хореографических композиций русских народных танцев и вопросы воспитания детей и подростков на основе базовых национальных ценностей.
Ключевые слова: базовые национальные ценности, хореография, композиция танца, культурное наследие, воспитание.
Мы живем в непростое время, когда особенно актуален вопрос сохранения национального культурного наследия, ведь это способствует воспитанию в обществе патриотизма и национального духа. Наша страна в последние годы всё больше подвержена натиску со стороны других стран, что значительно отражается на жизни людей. Главное в этой сложной политической, экономической обстановке, затягивающей нашу страну в напряженные межнациональные условия, суметь сохранить бесценное, богатейшее национальное культурное наследие. Россия отличается весьма значительным колоритом произведений искусства, среди которых памятники живописи, скульптуры, архитектуры, музыкального и хореографического искусства. Стоит выделить в данном случае хореографическое творчество как вид искусства, который наиболее подвержен риску исчезновения, ведь передача хореографического наследия другим поколениям возможна путём наглядного показа или по видеоматериалам. Особый интерес в области хореографии вызывает народная танцевальная культура.
Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Русский народный танец неотделим от русской песни. Песня наложила отпечаток на характер и стиль танца, определив особенности русской манеры исполнения.
Создаваясь на протяжении многих столетий, русский танец стал художественной энциклопедией жизни народа. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею, в нём существуют драматургическая основа и сюжет, есть художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и рисунков — построений.
С помощью образов танец раскрывает жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Многие танцы носят характер коллективного действия, часто их композиция помогает раскрытию содержания.
Одним из главных компонентов танца является костюм. Он должен соответствовать не только времени и эпохи исполняемого танца, но и его характеру и содержанию. Таким образом, для народного танца органическое единство содержания, характера движений (лексики), музыки и костюма является непременным условием.
Особое внимание мы уделяем сохранению национального характера номеров при их сценической обработке. Как говорила великий постановщик Т. А. Устинова, «сценическая обработка танца состоит в том, чтобы, сохраняя народную основу и замысел танца, его самобытность, своеобразие и, наконец, оригинальность рисунка и манеру исполнения, обогатить его опытом профессионального искусства и тогда уже вынести на суд зрителей».
Русскому танцу сотни лет, но интерес к нему повсеместен. Изучение русского народного танца, правильное понимание стиля, характера и манеры исполнения дают возможность создавать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека.
Все это важно осознавать педагогу дополнительного образования, чтобы суметь передать своим детям и на занятиях, и вне них. Одним из важных направлений в воспитании является воспитание патриотизма и гражданской идентичности. Это ключевые направления базовых национальных ценностей, которые являются ориентиром в воспитательном процессе.
Начиная выстраивать репертуар, мы с ребятами всегда, чему бы ни была посвящена концертная программа, в какой форме она бы ни проходила, включаем целый блок народных и стилизованных народных танцев. До этого изучаем лучшие образцы танцевальных композиций в русском стиле. Просматриваем выступления «Ансамбля народного танца имени Т. А. Устиновой», занимающегося сохранением лучших образцов хореографического наследия русского танцевального искусства. Не раз наш коллектив был зрителем на концертах Государственного вокально — хореографического ансамбля «Русь» имени М.Фирсова (г. Владимир). Их программы, «Зимушка — зима», «Русское Рождество», «Широкая Масленица», произвели неизгладимое впечатление на обучающихся моего коллектива. Красочные представления, прославляющие самобытность русской песни и жизненную энергию танца. Традиционные народные костюмы помогли нам и всем зрителям представить, как, например, встречали Масленицу на Руси. Спектакли не только знакомят с культурными ценностями, но и дарит огромный заряд положительных эмоций.
В нашем репертуаре тоже есть хороводы, пляски, переплясы, кадрили, игровые. Ежегодно свои программы мы делаем тематическими. Например, в 2020 году программа называлась «Поклонимся великим тем годам!», в 2021- «Танцевальный вояж», в 2022году — «Круиз». Ребята как бы путешествовали по морю, знакомясь с танцевальными традициями разных стран, в том числе и России. Но по мере путешествия пришли к выводу, что ближе всего им танцевальная культура свой Родины. В репертуаре хороводы «Гжель», «Венок», «Хохлома». Плясовые «Коробочка», «Счастье», «Назойливый ухажер» и другие. Любовь к народному танцу, его самобытность и неповторимость ребятам удалось донести и до зрителя, который принимал их очень тепло и радушно.
На занятиях мы много знакомимся и с историей определенных танцев, и с тем, как его исполняют в разных прославленных танцевальных коллективах. Прежде чем поставить танец — хоровод «Гжель», ребята познакомились с историей промысла, посетили мастер-класс студии художественной росписи «Палитра» нашего Центра дополнительного образования. Познакомились с технологией изготовления русского народного костюма, а именно костюма Владимирской губернии. Девочки попытались «сплести» пояса для мужской рубахи. Как оказалось, это достаточно сложное занятие. Узнали, почему именно хороводу отдавали предпочтение на Руси.
Богат и разнообразен колорит русского народного творчества. Особенно это касается, как мы убедились, хореографического искусства. Культурное хореографическое наследие страны — это невероятно ценное и хрупкое достояние, которое необходимо бережно хранить. Сохраняя
в репертуарах детских танцевальных коллективов русские народные танцы, мы сможем не только сохранить национальное культурное наследие, но и правильно воспитать последующие поколения.
Рис. 1. Хоровод «Гжель»
Рис. 2. «Русские матрёшечки»
Рис. 3. «Венок»
Рис. 4. «Золотая хохлома»
Рис. 5. «Коробочка»
Рис. 6. «Широка река»
Литература:
1. Фольклорные танцы Тверской земли/ Сост. Т. А. Устинова «Издательство Алексей Ушаков и К°», 2002
Ключевые слова
культурное наследие, воспитание, хореография, базовые национальные ценности, композиция танцаПохожие статьи
Традиции декоративно-прикладного искусства как средство развития эстетического отношения младших школьников
В статье рассматривается традиции декоративно-прикладного искусства в развитии эстетического отношения воспитания младших школьников. Отмечается, что каждый народ под влиянием исторически сложившихся социальных, экономических, географических условий ...
Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...
Театральная деятельность и сказка как способ воспитания ребёнка
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального госуда...
Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)
В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы...
Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств
В статье дается характеристика основных этапов построения занятия, по народно-бытовой хореографии у учащихся ДШИ. Данная разработка создана на основе личного опыта, а так же с использованием теоретических и практических разработок выдающихся преподав...
Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования
Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.
Патриотическое воспитание на уроках хореографического искусства
Статья посвящена вопросам воспитания патриотических чувств у детей на уроках хореографического искусства. Выделены основные формы работы с детьми по патриотическому воспитанию.
Значение дисциплины «историко-бытовой танец» в формировании профессионально-значимых качеств в процессе подготовки педагога дополнительного образования
В статье рассматривается историко- бытовой танец, как один из основных предметов в подготовке педагога дополнительного образования в области хореографии; особенности ее преподавания для формирования профессионально- значимых качества педагога дополни...
Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания школьников
В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания школьников. Отмечается, что испокон веков в народном обучении — от старшего к младшему — декоративно-прикладному искусству существуют традиционные принц...
Похожие статьи
Традиции декоративно-прикладного искусства как средство развития эстетического отношения младших школьников
В статье рассматривается традиции декоративно-прикладного искусства в развитии эстетического отношения воспитания младших школьников. Отмечается, что каждый народ под влиянием исторически сложившихся социальных, экономических, географических условий ...
Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим ус...
Театральная деятельность и сказка как способ воспитания ребёнка
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального госуда...
Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)
В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы...
Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств
В статье дается характеристика основных этапов построения занятия, по народно-бытовой хореографии у учащихся ДШИ. Данная разработка создана на основе личного опыта, а так же с использованием теоретических и практических разработок выдающихся преподав...
Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования
Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.
Патриотическое воспитание на уроках хореографического искусства
Статья посвящена вопросам воспитания патриотических чувств у детей на уроках хореографического искусства. Выделены основные формы работы с детьми по патриотическому воспитанию.
Значение дисциплины «историко-бытовой танец» в формировании профессионально-значимых качеств в процессе подготовки педагога дополнительного образования
В статье рассматривается историко- бытовой танец, как один из основных предметов в подготовке педагога дополнительного образования в области хореографии; особенности ее преподавания для формирования профессионально- значимых качества педагога дополни...
Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания школьников
В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания школьников. Отмечается, что испокон веков в народном обучении — от старшего к младшему — декоративно-прикладному искусству существуют традиционные принц...