Фестиваль национальных культур как форма сохранения нематериального культурного наследия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 06.05.2018

Статья просмотрена: 11816 раз

Библиографическое описание:

Старикова, А. С. Фестиваль национальных культур как форма сохранения нематериального культурного наследия / А. С. Старикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 454-458. — URL: https://moluch.ru/archive/204/50024/ (дата обращения: 16.12.2024).



Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наследия. Показан генезис фестиваля с древнейших времен и до наших дней в Европе и России. Выявлены основные цели и задачи, особенности и функции фестиваля национальных культур на примере фестиваля «От Волги до Дона». Доказано, что фестиваль — это образец эффективной межкультурной и межнациональной коммуникации, в результате которой достигается взаимопонимание между представителями разных культур.

Ключевые слова: фестиваль, культура, нематериальное культурное наследие, праздник, народное творчество, фестиваль национальных культур, «От Волги до Дона».

Мы живем в мире единого экономического и информационного пространства, в котором процесс глобализации вызывает мощный подъем этничности, охватывающий все сферы культуры.

Современный мир отличается этническим и национальным разнообразием. Но рост международного общения, популяризация отдельных, наиболее интересных для людей видов искусства в мировом масштабе приводят к утрачиванию национальных традиций и ценностей отдельно взятой народности. Многие этносы борются за сохранение и возрождение своих национальных традиций, стремятся к получению поддержки со стороны государства в развитии своего культурного потенциала. И именно с целью возрождения, сохранения, развития и популяризации этнокультурных традиций народов Российской Федерации по всей стране сельские, городские, областные и региональные учреждения культуры проводят фестивали национальных культур, в которых принимают участие любительские творческие коллективы и отдельные исполнители, пропагандирующие искусство своего этноса.

Проблема сохранения нематериального культурного наследия остро затрагивается в культурной политике нашей страны. Процесс глобализации, не может не влиять на сферу культуры. Поэтому важной функцией фестиваля является функция сближения национальных культур и ценностей. Наряду с интеграционной функцией фестиваль в то же время призван углубить культурные различия, рассмотреть особенности каждого этноса в отдельности.

Обратимся к генезису фестиваля. Фестивали как форма массового празднества имеют богатую историю и уходят своими корнями глубоко в прошлое — в традиционную культуру.

В первобытной культуре многие праздники являлись неотъемлемой частью картины мира человека, поскольку значительный вес в этой культуре отводился религиозным верованиям. Всевозможные обряды, проводимые во время празднеств и имеющие характер религиозно-магических действий, были регулярными и традиционными. В культуре Древнего мира, оказавшей особое влияние на всю мировую культуру, сложился ряд праздников, которые можно рассматривать как естественных предвестников современных фестивалей. Так, А. Меньшиков считает, что Великие Дионисии в Древней Греции «явились прообразом театральных фестивалей, а Великие Панафинеи — истоками фестивалей музыкального, эстрадного, танцевального искусства» [2, с. 8]. Корни фестиваля обнаруживаются и массовых празднествах Древнего Рима, где наряду с гладиаторами, на арене амфитеатра выступали труппы из сотен гимнастов, акробатов, эквилибристов, дрессировщиков, фокусников.

Фестиваль, как форма массового праздника, появился в XVIII веке. В 1709 году, как утверждает П. В. Николаева, прошел первый фестиваль искусств в Лондоне [3, с. 144]. К началу XIX века фестиваль стал распространенным событием во многих странах Центральной Европы, и существовал в виде смотра достижений в различных видах искусства. Упоминание о первом музыкальном фестивале относится к 1827 году — праздник Вюртембергских хоров в Германии с участием зарубежных исполнителей. К началу XX века фестивали в различной их форме утвердились не только в Европе, но и в США.

В России импульсом для появления и развития фестивалей стало рождение новой советской культуры после Октябрьской революции 1917 года. Перед правительством стояла острая необходимость найти консолидирующее начало для воссоединения народов после Гражданской войны. И уже в 1920-х годах стали стремительно развиваться формы массовых праздников, в первую очередь, музыкальных. С 1936 года в Москве проводились «декады национальной литературы и искусства, на которых демонстрировались достижения союзных и автономных республик в области культуры за годы советской власти» [3, с. 144].

В послевоенные в СССР фестивали стали приурочивать к определенным датам. Каждая знаменательная дата советской истории становилась поводом для всесоюзных и всероссийских конкурсов и смотров самодеятельного творчества. Тема праздника определяла репертуар. К участию в таких мероприятиях допускались только те, кто исполнял произведения на заданные темы, связанные с советскими ценностями, идеями и идеалами партии. Так было, например, на Международном фестивале молодежной политической песни «Красная гвоздика», проводимом с 1967 по 1990 годы в Сочи, важнейшей целью которого было «объединение творческих сил народов мира под эгидой коммунистической идеи и советского идеала жизни» [6].

Но в то же время не прекращался поиск новых форм проведения фестивалей. Особенно эффективными с точки зрения социокультуры были кино-, радио- и теле-фестивали народного творчества, транслируемые телецентрами. В конце 1980-х годов ежегодно в Москве стал проводиться ежегодный всесоюзный кинофестиваль «Фольклор на экране», демонстрирующий снятые кинематографистами-любителями фильмы, посвященные редким фольклорным жанрам, уникальным народным праздникам и обрядам, творчеству этнографических коллективов.

Отличительной особенностью культуры середины ХХ века стала тенденция к межкультурным контактам стран всех континентов. И как доказательство тому — международные фестивали, концерты-акции, глобальные концерты, которые становились «визитными карточками» той или иной страны. Например, Авиньонский театральный фестиваль (Франция), Эдинбургский «шекспировский» фестиваль (Шотландия), Международный Каннский кинофестиваль (Франция) и другие.

Таким образом, мы можем сказать, что фестиваль охватил собой весь цивилизованный мир. О степени популярности фестиваля говорит и, распространившееся во второй половине XX в., выражение «мировое фестивальное движение», которое затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности [4]. Но именно фольклорные фестивали, фестивали национальных культур дают возможность через творчество представителей различных этносов узнать много интересного о народной культуре и непосредственно участвовать с ними в культурном диалоге.

Особую значимость и государственную поддержку в последние годы получили многочисленные региональные, всероссийские и международные фестивали национальных культур, фестивали народного творчества, фольклорные праздники и конкурсы, которые занимают особую роль в социокультурном пространстве нашей страны.

Рассматривая функции и задачи фестиваля национальных культур, отметим, что он имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, он представляет собой серию мероприятий, объединенных общей национальной идеей и практически не ограничен во времени (фестиваль может продолжаться в течение нескольких дней). Во-вторых, в фестивале принимают участие только национальные фольклорные коллективы и отдельные исполнители (а также мастера декоративно-прикладного творчества и традиционных народных промыслов и ремесел), представляющие культуру своего этноса. В-третьих, демократичность, праздничность и творческая свобода делают подобный фестиваль доступным для различных групп аудитории.

Главными функциями фестиваля национальных культур являются:

  1. Возрождение и развитие этнокультурных традиций народов Российской Федерации;
  2. Сохранение и популяризация культуры этнических групп, населяющих Россию;
  3. Воспитание уважения к духовно-нравственным и культурным ценностям народов России;
  4. Воспитание молодежи в духе патриотизма к родной стране, к родному краю;
  5. Отображение художественными средствами истории нашей Родины;
  6. Формирование толерантности, культуры взаимоотношений между представителями различных этнических групп;
  7. Создание условий для межкультурного диалога и межнационального сотрудничества, укрепление творческих и дружеских связей между регионами Российской Федерации.

Приведем в пример Всероссийский фестиваль национальных культур «От Волги до Дона», который проходит в городе-герое Волгоград каждые два года и становится одним из самых ярких и массовых событий в канве праздничных мероприятий [5].

История зарождения фестиваля национальных культур «От Волги до Дона» начинается в конце 80-х годов прошлого века. В этот период на территории Волгоградской области клубными учреждениями культуры велась активная работа по выявлению, сохранению, пропаганде и развитию фольклорного творчества. Проводились фольклорные праздники в местах наиболее компактного проживания этнических групп, населяющих Волгоградскую область.

«Казачьи игрища» проводились в Кумылженском районе, «Казачья ярмарка» — в Серафимовичском районе, «Песни Дона» — во Фроловском районе, «Донские зори» — в Иловлинском районе. Итогом празднеств казачьей культуры стал межрегиональный фольклорный праздник в городе Михайловка «Славься наш казачий край».

В 1989 году в Палласовском районе совместно с отделом культуры исполкома Джанибековского района Казахстана был впервые организован казахский праздник весны и труда «Наурыз», где помимо концертной программы и выставки мастеров декоративно-прикладного искусства были представлены национальные обряды, фильмы на казахском языке и книги известных казахских писателей. Проведение данного мероприятия послужило стимулом к созданию в Палассовском районе клуба казахской культуры «Самал», который занимается не только сохранением национальных традиций, но и изучением казахского языка.

Много положительных отзывов получил праздник немецкого фольклора в селе Добринка Камышинского района, на котором собрались вместе все немцы Поволжской республики: из Сибири, Урала, Казахстана, Караганды, Саратовской области и других регионов России, искренне радуясь национальному возрождению своих обрядов и традиций.

Тогда же в Малых Чапурниках Светлоярского района состоялся татарский праздник «Сабантуй», где каждый мог поучаствовать в национальной борьбе «Кэрэш» — потешных единоборствах, посмотреть театрализованное представление «Сбор полотенец», зрелищные скачки, попробовать блюда национальной кухни.

В октябре 1989 года по инициативе областного научно-производственного центра «Культура» был проведен I областной праздник фольклора и национальных традиций «От Волги до Дона». Праздник имел значительный успех и впоследствии перерос в фестиваль национальных культур, став традиционным. В 1999 году фестиваль получил статус Всероссийского и значительно расширил свои границы.

За годы своего существования фестиваль уже десять раз собрал на главной площади города Волгограда многочисленные национальные коллективы и отдельных фольклорных исполнителей на яркий и массовый праздник. На фестиваль приезжают представители этнических групп, проживающих в междуречье Волги и Дона из Астраханской, Воронежской, Ростовской, Саратовской областей, республик Марий Эл, Чувашии, Северной Осетии, Калмыкии, Ставропольского края, а также из всех 39 муниципальных образований Волгоградской области.

Участники фестивальных мероприятий каждый раз по-новому презентуют свой этноколорит, располагаясь на главной площади города — Площади Павших борцов — национальными «поселениями», оформленными под русские избы, казачьи курени, украинские хаты, казахские и калмыцкие юрты, татарские шатры, чувашские подворья. С первого взгляда на эти поселения, зрители Всероссийского фестиваля, жители и гости города, сразу окунаются в атмосферу национального колорита регионов Поволжья.

На сценической площадке под открытым небом, находящейся на живописном берегу Волги, жителям и гостям города показывают свое народное творчество около тысячи участников — коллективы и отдельные фольклорные исполнители. Казаки, татары, чуваши, калмыки, украинцы, русские сменяют друг друга под восторженные овации зрителей, которые сами рады спеть и станцевать со своими земляками. Ведь в Волгограде проживают более ста национальностей, и для каждого гостя праздника увидеть представителя своей исторической родины на сцене великая радость.

Широта бескрайних российских просторов, очарование лугов, лесов и рек отражаются в мелодичных русских народных песнях и в музыке ансамблей русских народных инструментов; смелые и бравые казаки в песнях рассказывают о своих исторических традициях; завораживающая красота гор, зелень равнин воспеваются солистами фольклорных кавказских коллективов, и как продолжение — кавказские традиции, воплощенные в танцевальных композициях хореографических фольклорных ансамблей народов Кавказа — все эти картины сменяются на сцене на протяжении всего фестивального дня. Фестиваль «От Волги до Дона» — это эстафета программ и инициатив, представляющих всю волгодонскую землю, и охватывающих все многообразие ее культурной жизни.

На протяжении уже 18 лет своего существования, Всероссийский фестиваль национальных культур «От Волги до Дона» собирает на своей площадке и мастеров декоративно-прикладного искусства. Вместе с волгоградскими мастерами на выставке-ярмарке «Город мастеров» принимают участие мастера со всего Южного федерального округа. Замечательные кружева, одеяла из лоскутов, глиняные игрушки, пуховые шали и носки, традиционные тряпичные куклы, панно из керамики и дерева, ювелирные украшения, вышивки, картины и гравюры — великое множество ремесел и промыслов представлено на выставке.

Представляются на выставке, также, и новые промыслы. К примеру, «Семикаракорская керамика» — промысел, существующий в Ростовской области всего 35 лет. Эта замечательная керамическая посуда, в рисунке которой угадывается бескрайняя донская степь с лазоревыми цветами, поражает простым, незатейливым орнаментом.

На ярмарке «Город мастеров» можно не только купить разные интересные вещицы, но и посмотреть, как они изготавливаются. Так, например, на ярмарке можно увидеть процесс валяния валенок. А в 2008 году на VI фестивале мастер Юрий Игнатов из Краснодарского края, сам предлагал желающим вылепить на гончарном круге настоящий горшок, который потом дарил на память.

Таким образом, фестиваль национальных культур, в частности «От Волги до Дона», позволяет за один день увидеть географию многонациональной Волгоградской области и познакомиться с культурой нашей необъятной страны. Каждый раз организаторы Всероссийского фестиваля национальных культур «От Волги до Дона» стараются сделать его значимым событием, раскрывающим колорит нашей многонациональной культуры. Проведение фестиваля — результат кропотливой, каждодневной работы по сохранению национальной культуры, требующей целеустремленности и терпения, вдумчивого подхода, уважения к традициям народов.

Литература:

  1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. [Электронный ресурс]/ Электронная библиотека Гумер. — URL:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Baht/ (Дата обращения: 08.04.2018)
  2. Меньшиков А. М. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: автореф. дисс…канд-та искусствоведения: 17.00.01/ Меньшиков Александр Михайлович; Москва. [Электронный ресурс]/URL: http://maxibit.ru/news/articles/article_festival.pdf (Дата обращения: 08.04.2018)
  3. Николаева П. В.. Фестиваль как этап эволюции праздничной культуры.//Культурная жизнь Юга России. — 2008. — № 2 (27). — С.144–146. [Электронный ресурс]/URL: http://kguki.com/content/cms/files/4872.pdf (Дата обращения: 09.04.2018)
  4. Николаева П. В. Семиотика фестиваля как формы праздничной культуры: автореф. дисс… канд-та культурологии: 24.00.01/Николаева Полина Владимировна; Краснодар. [Электронный ресурс]/URL: http://www.dissercat.com/content/semiotika-festivalya-kak-formy-prazdnichnoi-kultury (Дата обращения: 08.04.2018)
  5. О проведении Всероссийского фестиваля национальных культур «От Волги до Дона» 2003–2014 гг. Текст/Министерство культуры Волгоградской области, Волгоград, 2014.
  6. Хазин М. Берег чести. Поэт Григорий Поженян, каким он запомнился.//Семь искусств. — 2015. — № 1 (19). [Электронный ресурс]/ URL: http://7iskusstv.com/2015/Nomer1/Hazin1.php (Дата обращения: 07.04.2018 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): фестиваль, культура, Всероссийский фестиваль, народное творчество, нематериальное культурное наследие, праздник, Волга, Волгоградская область, Дон, Российская Федерация.


Ключевые слова

культура, праздник, фестиваль, народное творчество, нематериальное культурное наследие, фестиваль национальных культур, «От Волги до Дона»

Похожие статьи

Музей как феномен культуры

Обоснована значимость музея в современной культуре как центра исследования и трансляции культурного наследия, как материального, так и нематериального. Выделены функции музея по охране культурного наследия.

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Целостное и эффективное взаимодействие учреждений культуры, образования и молодежных центров на территории Березовского района Красноярского края

Статья посвящена вопросам целостного и эффективного взаимодействия учреждений культуры, образования и молодежной политики на территории Березовского района Красноярского края. В статье автор характеризует деятельность учреждений культуры, образования...

Гжельфест: фестиваль русской керамики как инструмент сохранения и развития исторических традиций гжельского промысла в XXI столетии

Статья посвящена изучению специфики сохранения и развития исторических традиций художественного промысла гжельской керамики в условиях современной культуры: кратко обозначаются основные проблемы. Автор выполняет обзор фестиваля русской керамики «Гжел...

Праздники на основе вековых традиций как основа российской современной культуры

В статье рассматривается понятие «традиции» в контексте многих ученых. Их анализ требует терминологического уточнения. Автор углубляется в понятийный аппарат и систематизирует его. Также дает свое определение традициям, и показывает значимость в сохр...

Национальная борьба «Кох» как устойчивый элемент традиционной этнокультуры армян (на примере Самцхе-Джавахского региона)

Предлагаемая статья представляет интерес не только как источник изучения культуры армян, но и согласно авторской интерпретации как осмысление роли армянской национальной борьбы «Кох» для передачи этнических стереотипов от поколения к поколению. Акцен...

Роль современной библиотеки в процессе выстраивания диалога поколений

В статье анализируется роль современной библиотеки как института социально-культурной деятельности в процессе выстраивания диалога между поколениями. Межпоколенческая коммуникация — важная тема, которая была актуальна ранее и остается не менее актуал...

Развитие креативных кластеров как фактор стимулирования событийного туризма в регионе (на примере Республики Татарстан)

Статья посвящена исследованию влияния развития креативных кластеров на стимулирование событийного туризма в региональном контексте, с фокусом на примере Республики Татарстан. В работе проведён анализ теоретических аспектов кластеризации в современной...

Роль стратегии учреждения культурно-досугового типа в социально-экономическом развитии региона

Статья исследует роль культурно-досуговых учреждений в социально-экономическом развитии регионов, подчеркивая их значимость для культурной жизни общества и привлечения туризма. Авторы анализируют влияние современных методов управления и маркетинга на...

Театральная деятельность и сказка как способ воспитания ребёнка

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального госуда...

Похожие статьи

Музей как феномен культуры

Обоснована значимость музея в современной культуре как центра исследования и трансляции культурного наследия, как материального, так и нематериального. Выделены функции музея по охране культурного наследия.

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Целостное и эффективное взаимодействие учреждений культуры, образования и молодежных центров на территории Березовского района Красноярского края

Статья посвящена вопросам целостного и эффективного взаимодействия учреждений культуры, образования и молодежной политики на территории Березовского района Красноярского края. В статье автор характеризует деятельность учреждений культуры, образования...

Гжельфест: фестиваль русской керамики как инструмент сохранения и развития исторических традиций гжельского промысла в XXI столетии

Статья посвящена изучению специфики сохранения и развития исторических традиций художественного промысла гжельской керамики в условиях современной культуры: кратко обозначаются основные проблемы. Автор выполняет обзор фестиваля русской керамики «Гжел...

Праздники на основе вековых традиций как основа российской современной культуры

В статье рассматривается понятие «традиции» в контексте многих ученых. Их анализ требует терминологического уточнения. Автор углубляется в понятийный аппарат и систематизирует его. Также дает свое определение традициям, и показывает значимость в сохр...

Национальная борьба «Кох» как устойчивый элемент традиционной этнокультуры армян (на примере Самцхе-Джавахского региона)

Предлагаемая статья представляет интерес не только как источник изучения культуры армян, но и согласно авторской интерпретации как осмысление роли армянской национальной борьбы «Кох» для передачи этнических стереотипов от поколения к поколению. Акцен...

Роль современной библиотеки в процессе выстраивания диалога поколений

В статье анализируется роль современной библиотеки как института социально-культурной деятельности в процессе выстраивания диалога между поколениями. Межпоколенческая коммуникация — важная тема, которая была актуальна ранее и остается не менее актуал...

Развитие креативных кластеров как фактор стимулирования событийного туризма в регионе (на примере Республики Татарстан)

Статья посвящена исследованию влияния развития креативных кластеров на стимулирование событийного туризма в региональном контексте, с фокусом на примере Республики Татарстан. В работе проведён анализ теоретических аспектов кластеризации в современной...

Роль стратегии учреждения культурно-досугового типа в социально-экономическом развитии региона

Статья исследует роль культурно-досуговых учреждений в социально-экономическом развитии регионов, подчеркивая их значимость для культурной жизни общества и привлечения туризма. Авторы анализируют влияние современных методов управления и маркетинга на...

Театральная деятельность и сказка как способ воспитания ребёнка

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального госуда...

Задать вопрос