Фестиваль — важное явление в социальной и культурной жизни. Подобные мероприятия создают площадку для налаживания личностных и профессиональных связей в сфере культуры и обмена культурным опытом. Фестивалем называют периодическое (ежегодное, сезонное и т. п.) торжественное мероприятие, на котором происходит публичный показ достижений музыкального, театрального, литературного или киноискусства.
Современные фестивали как культурный феномен имеют достаточно обширный исторический бэкграунд. Первые из них, возникновение которых можно отнести к XVIII в., организуются в Великобритании среди музыкантов. С ХХ века становятся популярными международные или всемирные фестивали.
Большинство из ныне известных и популярных фестивалей появилось в 1950-е годы. Их развитие, совершенствование, видоизменение и постоянно увеличивающийся объем деятельности связаны не только с обновлением зрелищных форм общения в структуре современной городской культуры, но и с глобальными политическими изменениями. В это время в международных отношениях формируется и утверждается концепция единого европейского пространства, в котором каждая страна, сохраняя исторически сложившиеся политические институты, национальную и культурную самобытность, является частью общего межгосударственного пространства. Это привело к формированию общеевропейского культурного пространства, в котором сеть крупнейших международных фестивалей играет важную интегрирующую роль в качестве престижного поля для международного артистического обмена, демонстрации лучших достижений национальных культур.
Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения, отличного от репертуара стационарных коллективов. Фестиваль — это праздник, дающий возможность творческой личности проявить себя самым ярким способом, воплотить в конкретном проекте свои умения, знания, навыки. На него съезжаются авторы (актеры, режиссеры, музыканты), участвующие в создании того или иного вида искусства. Проводится конкурс, по результатам которого вручаются призы и награды. Основная задача фестиваля — внести свежую струю в культурную жизнь страны, региона, города, создать максимально широкое поле притяжения как для профессионалов в области театра, музыки изобразительного искусства и т. д., так и для рядовых зрителей и слушателей.
Специфика того или иного фестивального мероприятия может быть обусловлена тематической направленностью, охватом аудитории, обстоятельствами времени и места. Любой фестиваль имеет вполне определенную, изначально установленную территориальную привязку, будь то государство, область, населенный пункт, зрительный зал или концертная площадка. Фестиваль проводится в конкретные, заданные сроки, несмотря на то, что может быть весьма продолжителен по времени. Как культурный акт фестиваль предполагает наличие идейной и художественной концепции и, соответственно, ориентацию на собственную целевую аудиторию.
С точки зрения масштаба и географии фестиваль может быть всемирным, международным, республиканским, областным (региональным), районным, городским и т. д.
По продолжительности проведения фестиваль может относиться к краткосрочным (от нескольких дней до двух недель), среднесрочным (от двух недель до одного месяца) и долгосрочным (от одного месяца до года). Характерно, что если организаторы фестиваля планируют его как событие повторяющееся, с определенной регулярностью, период проведения фестиваля как правило не подлежит изменениям с течением времени.
Эта практика продиктована руководству фестивалей необходимостью планировать программы мероприятий по крайней мере за полтора-два года.
Национальный фестиваль — это крупное социокультурное событие, которое функционирует по законам художественного коммуникационного зрелища и имеет ряд характерных устойчивых признаков: синтетичность (взаимодействие различных видов искусства в едином художественном пространстве), нелокальность (взаимопроникновение различных культур и регионов), социальная ориентированность (осмысление актуальных проблем современного общества посредством языка искусства), присутствие зрителя как важнейшей художественной компоненты, осуществление кураторской стратегии как неотъемлемой части процесса реализации фестиваля.
Национальный фестиваль — сложная полифункциональная структура, в которой осуществляется взаимопроникновение и синтез различных видов искусства. Огромное разнообразие художественных форм, представленных в экспозиции любого современного фестиваля искусств, образует особый тип художественного пространства, объединяющего различные виды синтеза искусств на разных уровнях: синтетичность отдельно взятого произведения, стремление к объединению искусства с другими феноменами культуры и формами общественного сознания, тяготение к синкретичности как свойство современной культуры.
Различные типы синтеза и взаимодействия искусств осуществляются практически во всех видах современного искусства, охватывая искусство объекта, инсталляции, а также достижения новых технологий (видеоарт, компьютерное искусство и пр.) — обязательные формы, присутствующие на всех современных фестивалях искусств и арт-форумах.
В художественном пространстве фестиваля синтез осуществляется на разных уровнях и по различным типам, которые исследуются теорией синтеза и рассматриваются в данной работе.
Программа современных художественных фестивалей, помимо выставок, включает в себя другие формы культурного взаимодействия, в том числе: концерты, презентации, мастер-классы, научные конференции, шоу-кейсы, модные дефиле и т. д.
Таким образом, пространство фестиваля является уникальным примером одновременного проявления локального (в рамках одного произведения) и глобального (весь конгломерат художественных проектов на территории фестиваля) синтеза искусств. Итак, исследование фестиваля как особого типа синтетического художественного пространства позволило определить различные типы взаимодействия искусств в едином художественном пространстве, что немаловажно для существующей в проектной культуре дизайна синтеза.
Успех любого мероприятия в значительной степени зависит от правильно заданной атмосферы и важнейшую роль в ее формировании играет графическое оформление. Единая стилистика и гармоничное сочетание всех элементов визуальной коммуникации позволят с самого начала задать необходимый тон, повысить лояльность аудитории к общей концепции и достичь эффекта целостности, происходящего. Грамотная визуальная сторона бренда, обеспечивающая его символизм и единство всех каналов коммуникации позволяет добиваться значительно большего результата в ассоциировании и узнаваемости компании. Зачастую фирменный стиль события, в особенности логотип, сообщает больше, чем словесная или звуковая реклама.
Наличие собственного визуального облика, системы визуальной идентификации, способной облегчить коммуникацию и готовой к реакции на текущие события особенно важно, для такого мероприятия как фестиваль, способствующего налаживанию личностных и профессиональных связей в сфере культуры и обмену культурным опытом,
При разработке оформления национального фестиваля, важно учитывать семантический и эстетический аспекты дизайн-проектирования. Предмет, имеющий реальные признаки величины, цвета, качества, назначения, в визуальном образе наделяется чертами, идущими помимо этих объективных признаков.
То есть не признаки предмета, а его насыщенность особыми смыслами — семантика — играет основную роль в создании визуального образа. В образе вскрывается нечто, объективно в нем не существующее, но связанное со смыслом. Следовательно, образ всегда несет в себе особый надпредметный мир смысла.
Приступая к созданию визуального образа, дизайнер закладывает в него то или иное смысловое наполнение и наделяет его определенными эстетическими качествами. Таким образом, происходит скачек от абстрактного к конкретному. Результаты этого процесса во многом зависят от самого человека.
Следовательно, та конкретность, которую приобретает в форме предмета абстрактная функция задается человеком-творцом. При этом перед дизайнером встает одна из важнейших проблем дизайн-проектирования — проблема правильной интерпретации образа зрителем. Важно чтобы коммуникативный код, которым пользуется дизайнер обеспечивал жестко заданную передачу сообщения.
К сожалению, концептуальная основа интерпретации знака не может быть подвержена строгим канонам оценки. Отсюда нередко возникает расхождение между содержанием «вложенным» и «считанным».
Эта проблема знакома каждому практикующему дизайнеру. Смоделировав в своем сознании некий «идеальный» образ, дизайнер приступает непосредственно к его визуализации в рамках исходной задачи. Но после внедрения знака в коммуникативную среду начинается процесс его коллективной интерпретации, выявляются всевозможные коннотации (сопутствующие значения), о которых автор и не подозревал. Именно сопутствующие значения нередко начинают доминировать над основным содержанием знака, иногда полностью его нивелируя.
Вопрос правильного считывания посыла, заложенного дизайнером, относится и к эмоционально-эстетическому восприятию образа. В эстетическом восприятии дизайн-объекта проявляется интерактивная связь объективного и субъективного. Объективное заключается в том, что дизайнер сознательно пользуется ассоциациями в виде более или менее читаемых аллюзий. Субъективный фактор детерминирован целым рядом обстоятельств, как-то уровень эстетического восприятия, воспитание, историческая и культурная память субъекта, уровень закомплексованности его творческого сознания.
Говоря об оформлении национального фестиваля, следует отметить, что одной из существенных особенностей разработки дизайна для подобного мероприятия является его изначальная ориентированность на людей, принадлежащих к определенной культурной традиции.
В данном случае дизайнер имеет возможность ориентироваться на глубинные концептуальные структуры конкретного воспринимающего субъекта. Это обстоятельство позволяет упростить коммуникацию между дизайнером и аудиторией, до некоторой степени снизить возможность неправильного прочтения визуального сообщения.
Не случайно на сегодняшний день одним из актуальных вопросов дизайна является существование его национально-культурных моделей. Национальные традиции обладают большим потенциалом как источник дизайнерского творчества, существует потребность в осмыслении возрождения базовой семантики национальных культур.
Литература:
- Кухта М. С. Смысловая емкость вещи в дизайне // Труды Академии технической эстетики и дизайна. — 2013. — № 1.
- Лаврентьев А. Лаборатория конструктивизма. Опыты графического моделирования. — М.: Грантъ, 2000.
- Паттернот Ж.: Разработка и создание логотипов и графических концепций. -Ростов: Феникс, 2008.
- Рид Г.: Искусство и бессознательное. Психология художника: теория Фрейда// Современная книга по эстетике. — М.: Иностранная литература, 1957
- Сидоров С. А.: Психология дизайна и рекламы. — М.: Современная школа, 2009.