Эстрадные номера в системе фестиваля, их функции и задачи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №34 (429) август 2022 г.

Дата публикации: 26.08.2022

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Гарбузова, А. В. Эстрадные номера в системе фестиваля, их функции и задачи / А. В. Гарбузова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/429/94617/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье речь пойдет об эстрадном номере как о важной составляющей фестиваля. Данный структурный элемент будет рассмотрен нами комплексно, внутри системы фестиваля. В статье приведены и кратко освещены функции эстрадных номеров в контексте известных фестивалей.

Ключевые слова: фестиваль, искусство, эстрадный номер, культура, художественное явление, режиссер, произведение, театрализованное представление.

На данном этапе развития всемирного искусства, наблюдается стремительное укрепление фестивального движения не только в России, но и во многих других странах. Крупнейшие мегаполисы и маленькие провинциальные единицы сделали фестивали частью своей творческой культурной жизни. Проведение фестивалей международного уровня благоприятствует творческому обмену и интеграции различных культур. Следует отметить, что во всем мире постоянно проводятся большое количество фестивалей. Их особенностью является традиционный характер, который наиболее ярко может рассказать о колорите различных стран. Успешное знакомство с этническими особенностями народов мира осуществляется при посещении известного национального фестиваля. Однако, даже настолько очевидная роль фестивалей искусств в социальной жизни общества не говорит о достаточной степени научной разработанности данного явления.

Говоря о современном фестивале искусства, следует отметить, что он является многоаспектной системой, сочетающей в себе традиционные и новые виды искусства, требующие детального изучения [4]. Фестиваль — это сложная многоэлементная структура, в которой есть обязательные элементы: торжественное открытие; представление гостей; концертная программа; конкурсная программа; награждение победителей; культурно-развлекательная программа; церемония закрытия. [6]. К вариативным элементам относятся: концертные программы, шоу-программы, театрализованные представления, все возможные формы проведения зрелищных мероприятий. Каждая из данных форм может быть реализована внутри фестиваля. Выбор формы определяется исходя из анализа задач, поставленных фестивалем. Чем шире социальный спектр задач, тем крупнее, по своей структуре, выбирается вариативная форма, представленная в церемониях.

Прежде чем говорить о месте эстрадного номера внутри церемоний фестивалей, следует остановиться на определении данного понятия. Эстрадный номер представляет собой произведение искусства, обладающее высокой концентрацией содержания в пределах ограниченного времени. Номер должен быть законченным и самостоятельным. Эстрадный номер лежит в основе эстрадного представления. Выступая первичной единицей эстрадного зрелища, а также церемоний фестиваля, практически каждый номер абсолютно любого жанра имеет собственную драматургию, составные элементы которой усматриваются в различных частях представления. Стоит отметить, что в эстрадном номере драматургия может формироваться из специфических особенностей исполнения (сложного пассажа в вокальном жанре или опасного трюка в оригинальном).

Особая роль в управлении эстрадными номерами в контексте фестиваля принадлежит режиссеру, работающему над постановкой театрализованного представления. Поскольку сам по себе номер — самостоятельный элемент программы, то первоочередная задача режиссера — принять множество номеров от представителей различных жанров, объединив их впоследствии в единую программу [2].

Стоит отметить, что тема и специфика некоторых фестивалей, требуют создания определенных номеров, отвечающих концепции фестиваля. Рассмотрим церемонию открытия XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Представление разделено на несколько глав, первая из которых посвящена России состоит из трех эпизодов. В первом эстрадном номере первого эпизода «Я живая — в тебе» на центральной сцене изображен образ России в огромной проекционной «юбке». На площадке сооружены полукруглые конструкции, на которых изображены известные памятники архитектуры каждого государства. Мы видим изображения разных природных рельефов и их связь с человеком: рядом с изображением океана стоит моряк, с горами — альпинист. Демонстрируется широкий спектр профессий, которым обучаются студенты всего мира. Идея данного номера заключается, в своего рода, гостеприимном приветствии, где все виды профессий объединяет стилизованный вокал Тины Кузнецовой. Стоит отметить, что главная задача, стоящая перед организаторами Всемирного фестиваля молодежи и студентов — создать условия для дружественного диалога стран. Как мы понимаем, создание условий комфортной коммуникаций, невозможно без проведения ознакомительного экскурса особенностей встречающей страны. Благодаря данной вариативной форме, выбранной режиссером, установленное требование реализуется в сценическом пространстве. Театрализованное представление будет выступать, своего рода, формой проведения церемонии, а эстрадные номера — средствами, в каждом из которых по крупицам будет раскрываться замысел режиссера. Именно грамотно выстроенная последовательность номеров, а также постепенное раскрытие идеи представления формирует плотный, целостный, организм — театрализованное представление, реализующий все требования и задачи фестиваля. Данный номер Тины Кузнецовой будет являться примером музыкального, пластико-хореографического и сюжетного эстрадного номера.

Стоит отметить, что в церемониях фестивалей используются не только сюжетные номера, которые способствуют планомерному раскрытию замысла режиссёра, но и бессюжетные номера, которые выполняют подготовительную функцию, тем самым настраивая зрителя, на нужное, для замысла режиссера, эмоциональное состояние. Таким образом, мы определили еще одну функцию эстрадных номеров в контексте театрализованного представления — эмоциональное регулирование. Для подтверждения данной теории рассмотрим IV фестиваль конкурс народного художественного творчества «Во славу Кубани, на благо России». Нами будет проанализирована церемония награждения финалистов, где вариативной формой фестиваля является театрализованное представление. Рассмотрим первый номер представления. Перед нами эстрадный хореографический номер, в котором не прослеживаются элементы драматургии. Фабула номера построена на мифологической истории, сам номер выполняет функцию повествования и погружения зрителей в определенную атмосферу, способствующую раскрытию замысла режиссера. На экранах изображается космос, воссоздаётся определенная стихийность, звучит эпическая музыка. Зритель может только догадываться, что именно режиссер подразумевает в данном действии (сотворение мира, или рождение искусства). Но абсолютно точно можно обозначить функцию данного эстрадного номера, он подобно камертону, настраивает зрителя на нужную высоту чувственного восприятия. Публика, не зная, о чем будет рассказываться далее, естественным образом, подготавливается к восприятию определенного рода информации. Данное эстрадное действие формирует эмоциональное восприятие последующих номеров. В завершении номера, начинается философское размышление об истине, которая сконцентрирована в человеке, этот мотив и станет центральным в данном театрализованном представлении.

Очевидно, что фестиваль является сложной многоэлементной структурой, каждый из которых можно классифицировать на обязательные и вариативные. Режиссер, работая над каким-либо эстрадным номером, решает множество непростых задач, стоящих перед ним. Например, такие как: раскрытие индивидуальности артиста, построение драматургии номера, определение его тематики, проблемы, знание природы специфических средств жанра и т. п. Если речь идет о написании сценария масштабных программ для такого социокультурного явления как фестиваль, то здесь крайне важно, для режиссера эстрады, понимание законов, по которым происходит драматургическое построение эстрадного номера. Ведь от того, насколько профессионально сценарист программы оценит тот или иной номер, будут зависеть функции эстрадного номера в программе представления. Ключевым условием, на наш взгляд, является четкое понимание структуры отдельных номеров, так как по средствам их реализации, осуществляется режиссерский замысел, который является обязательным критерием театрализованного представления.

Заслуживает внимания позиция, высказанная А. Анастасьевым, применительно к значению номера в эстрадном представлении: «Эстрада отличается от театра по существу художественного отражения жизни и по форме существования: если в театре это спектакль, то на эстраде — номер» [1].

Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что с помощью грамотно выстроенного сценария театрализованного представления, состоящего из эстрадных номеров, возможно реализовать огромное количество задач, установленных фестивалем. Проанализировав специфику современных фестивалей искусств, отметим, что программа их обязательных церемоний чаще всего эстрадная, театрализованная, следовательно, значение данных номеров в структуре представления является первостепенным.

Эстрадные номера выступают формообразующим аспектом для театрализованного представления, которое в свою очередь, по средством высокой концентрации информации, а также театрализации, осуществляет основные цели и задачи фестивалей.

Литература:

  1. Анастасьев А Эстрадное искусство и его специфика // Русская советская эстрада. 19171929. // Под ред. докт. иск., проф. Е.Уваровой. М., 1978. С.
  2. Богданов И. А. «Постановка эстрадного номера», учебное пособие С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства. Фак. драм. искусства. Каф. эстрад. искусства и муз. театра. — СПб.: изд-во СПбГАТИ, 2013
  3. Клитин, С. С. Артисты в открытом пространстве: беседы об искусстве эстрады (и не только) / С. С. Клитин; С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства. — Санкт-Петербург: СПбГАТИ, 2013.
  4. Литвинова, М.В. «Театрализованные программы и праздники» Учебное пособие, Белгород: ПОЛИТЕРРА. 2004г — С. 152–153.
  5. Молодежные фестивали России Available at: https://studbooks.net/2080174/turizm/molodezhnye_festivali_krasnodarskogo_kraya_kak_elementy_razvitiya_turizma
  6. Меньшиков А. М. Как делать фестиваль / А. М. Меньшиков. — М.: Страстной бульвар, 2004
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованное представление, эстрадный номер, номер, фестиваль, Россия, вариативная форма, Всемирный фестиваль молодежи, замысел режиссера, сложная многоэлементная структура, эстрадное представление.


Ключевые слова

искусство, культура, режиссёр, театрализованное представление, произведение, фестиваль, эстрадный номер, художественное явление

Похожие статьи

Дизайн-код малых городов России: концепция, методы, цели

В статье поднимается вопрос о реализации дизайн-кода в разных городах России. Автор выявляет актуальность внедрения данного документа на сегодняшний день, дает определение дизайн-кода и обозначает основные задачи, решаемые дизайн-кодом. В статье пров...

Музыкальные арт-проекты в дополнительном образовании

Музыкальные арт-проекты в дополнительном образовании в последнее время набирают особую популярность среди форм проведения мероприятий. Участие в музыкальных арт-проектах у учащихся способствует не только развитию музыкальных навыков, но также и приоб...

«Праздничное пространство» и «пространство праздника»: характеристики и особенности взаимодействия

Пространственные характеристики праздника — проблема одновременно теоретическая и практическая. Для профессионального осуществления любого массового праздника (от замысла до реализации) необходимо четкое представление о таких фундаментальных понятиях...

Сходство и различие русских и английских фразеологизмов

Данная статья предлагает полноценное сравнение и анализ русских и английских фразеологизмов. В статье вы сможете ознакомиться с историей появления фразеологизмов в двух языках, с их дальнейшим развитием, с её актуальностью на сегодняшний день и приме...

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве Узбекистана сквозь призму творчества С. С. Каприелова

В данной статье рассматривается вопрос формирования жанра мюзикл в структуре развития театрального искусства Узбекистана на примере творчества Заслуженного работника культуры Узбекистана и театрального режиссера Сергея Сергеевича Каприелова. Дается о...

Танец в театре, шоу-бизнесе, других сценических искусствах: особенности взаимодействия

В данной статье будет рассмотрено тема применения хореография в совершенно различных сферах, к которым относятся, прежде всего, театр, а также шоу-бизнес, кинематография, спорт (гимнастика, фигурное катание), музыкальное творчество (оркестр, хор, эст...

Инфографика как один из основных элементов создания информационного ресурса в исторических исследованиях

В статье исследуется проблема использования инфографики в исторических исследованиях. Обсуждаются ключевые понятия, концепции и подходы, связанные с применением инфографики как в исторических исследованиях, так и применения их в различных сферах повс...

К вопросу о значении правового эксперимента в правотворчестве

В Российской Федерации имеется опыт осуществления правотворческих экспериментов. Вместе с тем вопрос их применения в силу своей актуальности нуждается в дополнительном теоретико-правовом исследовании. В статье затрагивается проблема актуальности прим...

Specificity of translation analysis of television news blocks

В данной статье я попытаюсь объяснить, как применение методов переводческого анализа для теоретического изучения перевода дало возможность определить это явление в лингвистических терминах и отвести переводу подобающее место в общелингвистической про...

Плакаты времен русско-японской войны как средство информационно-психологического воздействия (1904-1905 гг.)

В данной работе на основе изучения событий русско-японской войны 1904-1905гг и анализа плакатов, лубков того времени, оценивается влияние визуальной пропаганды на зрителя. Исследование ведется через рассмотрение таких характеристик плакатов как колор...

Похожие статьи

Дизайн-код малых городов России: концепция, методы, цели

В статье поднимается вопрос о реализации дизайн-кода в разных городах России. Автор выявляет актуальность внедрения данного документа на сегодняшний день, дает определение дизайн-кода и обозначает основные задачи, решаемые дизайн-кодом. В статье пров...

Музыкальные арт-проекты в дополнительном образовании

Музыкальные арт-проекты в дополнительном образовании в последнее время набирают особую популярность среди форм проведения мероприятий. Участие в музыкальных арт-проектах у учащихся способствует не только развитию музыкальных навыков, но также и приоб...

«Праздничное пространство» и «пространство праздника»: характеристики и особенности взаимодействия

Пространственные характеристики праздника — проблема одновременно теоретическая и практическая. Для профессионального осуществления любого массового праздника (от замысла до реализации) необходимо четкое представление о таких фундаментальных понятиях...

Сходство и различие русских и английских фразеологизмов

Данная статья предлагает полноценное сравнение и анализ русских и английских фразеологизмов. В статье вы сможете ознакомиться с историей появления фразеологизмов в двух языках, с их дальнейшим развитием, с её актуальностью на сегодняшний день и приме...

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном искусстве Узбекистана сквозь призму творчества С. С. Каприелова

В данной статье рассматривается вопрос формирования жанра мюзикл в структуре развития театрального искусства Узбекистана на примере творчества Заслуженного работника культуры Узбекистана и театрального режиссера Сергея Сергеевича Каприелова. Дается о...

Танец в театре, шоу-бизнесе, других сценических искусствах: особенности взаимодействия

В данной статье будет рассмотрено тема применения хореография в совершенно различных сферах, к которым относятся, прежде всего, театр, а также шоу-бизнес, кинематография, спорт (гимнастика, фигурное катание), музыкальное творчество (оркестр, хор, эст...

Инфографика как один из основных элементов создания информационного ресурса в исторических исследованиях

В статье исследуется проблема использования инфографики в исторических исследованиях. Обсуждаются ключевые понятия, концепции и подходы, связанные с применением инфографики как в исторических исследованиях, так и применения их в различных сферах повс...

К вопросу о значении правового эксперимента в правотворчестве

В Российской Федерации имеется опыт осуществления правотворческих экспериментов. Вместе с тем вопрос их применения в силу своей актуальности нуждается в дополнительном теоретико-правовом исследовании. В статье затрагивается проблема актуальности прим...

Specificity of translation analysis of television news blocks

В данной статье я попытаюсь объяснить, как применение методов переводческого анализа для теоретического изучения перевода дало возможность определить это явление в лингвистических терминах и отвести переводу подобающее место в общелингвистической про...

Плакаты времен русско-японской войны как средство информационно-психологического воздействия (1904-1905 гг.)

В данной работе на основе изучения событий русско-японской войны 1904-1905гг и анализа плакатов, лубков того времени, оценивается влияние визуальной пропаганды на зрителя. Исследование ведется через рассмотрение таких характеристик плакатов как колор...

Задать вопрос