Музыкальные арт-проекты в дополнительном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 13.11.2023

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Маслов, В. О. Музыкальные арт-проекты в дополнительном образовании / В. О. Маслов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107644/ (дата обращения: 19.11.2024).



Музыкальные арт-проекты в дополнительном образовании в последнее время набирают особую популярность среди форм проведения мероприятий. Участие в музыкальных арт-проектах у учащихся способствует не только развитию музыкальных навыков, но также и приобретению социальных навыков. Эти программы предполагают создание креативной среды, в которой дети могут экспериментировать, рисковать и найти свое собственное выражение. В данной статье будут рассмотрены понятия «Дополнительное образование» и «Арт-проект», а также будут рассмотрены и описаны разные виды арт-проекты не только в музыке, но и в искусстве в целом.

Ключевые слова: дополнительное образование, образование, арт-проект, арт, проект, музыка.

Дополнительное образование — образование, получаемое по дополнительным программам общего и профессионального образования, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства, а также на повышение профессиональной классификации и переподготовку кадров для всех сфер социальной и экономической деятельности [1].

По мнению Б. А. Дейча, дополнительным образованием является профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор учащегося вида деятельности, а целью — удовлетворение познавательных интересов учеников и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников [2].

Согласно закону об образовании ст. 75–76 дополнительное образование делится на дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

К основным отличительным чертам дополнительного образования В. Голованов причисляет добровольность получения этого вида образования детьми; индивидуализированность и изменчивость, а также осуществление его в сфере свободного времени детей, подростков и юношества [2].

В. Качалов описывает в своей статье дополнительное профессиональное образование как образование, которое можно получить только при уже оконченном среднем профессиональным или высшим образовании [3].

Дополнительное образование является важным компонентом развития личности и позволяет расширить кругозор, углубить знания в интересующих областях и развить творческие способности.

В современной системе дополнительного образования существуют шесть основных направлений [4]:

– социально-гуманитарное, техническое;

– техническое;

– туристическо-краеведческое;

– физкультурно-спортивное;

– естественнонаучное;

– художественное.

Программы, ориентированные на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, включаются в художественную направленность. Эти программы помогают развивать творческий подход, эмоциональное восприятие и образное мышление, а также готовят личность к постижению мира искусства и самореализации в творческой деятельности.

Художественные программы представлены различными направлениями, такими как хореография, музыка, театральное искусство, вокал, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, народные художественные промыслы, а также эстетическое развитие и многие другие.

В дополнительном музыкальном образовании наряду с традиционными занятиями, в практику вошли и зарекомендовали себя как эффективные такие формы, как концерты, фестивали, мастер-классы, музыкальные клубы, вечера, баттлы и т. д. Кроме того появляются новые, разнообразные формы культурно-досуговой деятельности.

Данные новшества ставят перед педагогикой дополнительного образования множество разных задач.

Одной из набирающих популярность технологий организации культурных событий в дополнительном образовании является арт-проект.

Арт-проект — понятие дихотомичное, оно состоит из двух понятий «арт» и «проект». Английское слово «art» дословно переводится как «искусство», а проект происходит от английского слова project, что переводится как «выступающий» или «брошенный вперед».

Арт-проекты в дополнительном образовании представляют собой уникальные и оригинальные программы, которые способствуют развитию творческого потенциала учащихся. В отличие от стандартных уроков и академических занятий, эти проекты позволяют детям экспериментировать, выражать свои мысли и чувства через искусство, а также развивать новые навыки и умения.

Формы музыкальных арт-проектов в дополнительном образовании очень разнообразны, это может быть организация концертов или выставок, где обучающиеся представляют свои работы перед публикой. Такие проекты помогают развивать уверенность в себе и исполнительские навыки, а также учат работать в команде.

В рамках музыкальных арт-проектов также проводятся мастер-классы и творческие лаборатории, где учащиеся могут обучаться под руководством профессиональных музыкантов и художников. Это помогает им получить новые знания и опыт, а также раскрыть свой творческий потенциал.

Один из примеров такого арт-проекта — это «Живопись светом». В рамках этой программы ученики изучают принципы световой живописи и создают свои собственные произведения искусства с использованием различных источников света. Они учатся играть с тенями, освещением и перспективой, чтобы передать на холсте особую атмосферу и настроение. Этот арт-проект не только развивает творческие способности, но и помогает детям осознать роль света в искусстве и повседневной жизни.

«Художественный эксперимент» — еще один арт-проект, который вдохновляет детей на творчество и новаторство. В рамках этой программы ученики знакомятся с различными художественными техниками и материалами, такими как акриловая краска, коллаж, ткань и многое другое. Они могут создавать абстрактные произведения, экспериментировать с необычными комбинациями цветов или текстур, исследовать новые способы выразительности и свою индивидуальность. Этот проект помогает детям осознать свободу творческой мысли и оспорить традиционные представления об искусстве.

Еще одним захватывающим арт-проектом является «Мультимедийная инсталляция». В рамках этой программы дети учатся создавать искусство, используя современные технологии и мультимедийные инструменты. Они могут создавать аудио-визуальные произведения искусства, интерактивные инсталляции или даже виртуальные миры. Этот проект позволяет ученикам расширить свои представления об искусстве, а также развить навыки работы с компьютерными программами и техническими устройствами.

Арт-проекты в дополнительном образовании предоставляют возможность изучать биографии известных исполнителей и групп. Детям рассказывается о творческом пути этих музыкантов, о значимых для них событиях и достижениях. В результате подобных исследований дети получают представление о разных культурных традициях и влиянии различных музыкантов на мировую музыкальную сцену.

Однако арт-проекты не только расширяют знания о музыке, но и помогают детям развивать навыки музицирования. В рамках этих проектов дети имеют возможность изучать игру на различных инструментах, а также практиковаться в сольном исполнении или коллективной игре. Это способствует формированию у них ритмического чувства, слуха и координации движений.

Музыкальные арт-проекты в дополнительном образовании обладают высокой актуальностью в современном образовательном контексте. Эта тема находится в центре внимания из-за следующих факторов:

– необходимость развития творческих способностей обучающихся, которые позволяют им понимать музыку и музицировать, выражая тем самым свои способности;

– интеграция музыкальных арт-проектов в образовательный процесс, способствует его обогащению разнообразными методами, средствами и формами;

– арт-проекты способствуют развитию организаторских навыков и социальных качеств, поскольку совместная работа в музыкальных арт-проектах учит сотрудничеству, коммуникации и развитию лидерских качеств;

– развитие музыкального образования, так как арт-проекты способствуют с одной стороны сохранению музыкальных традиций, а с другой — развитию разножанровых музыкальных интересов, что обуславливает целостность образовательного процесса.

Таким образом, арт-проекты в дополнительном образовании предоставляют детям возможность раскрыть свои творческие способности, развиться как личность и взглянуть на искусство с новой стороны. Такие проекты не только способствуют развитию чувства прекрасного и художественного вкуса, но и помогают детям стать более уверенными в себе и открытыми к новым идеям.

Литература:

  1. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. — М., 2004. С. 37
  2. Буйлова Л. Н. «Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования российской Федерации»
  3. Качалов В. В. «Дополнительное профессиональное образование: Понятие, особенности, виды»
  4. РМЦ Ульяновской области / Направленности программ дополнительного образования детей / Текст: электронный — 2023. — URL: https://rmc73.ru/napravlennosti-programm-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej/ (дата обращения: 13.10.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, ребенок, программа, проект, рамка этой, английское слово, дополнительное профессиональное образование, искусство, музыка, образовательный процесс.


Похожие статьи

Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения самостоятельной работы у младших школьников

В работе рассмотрены основные аспекты использования онлайн-сервисов в начальной школе для развития навыков самостоятельной работы. Обучение младших школьников с использованием цифровых технологий позволит быстро научиться ориентироваться среди большо...

Возможности использования мультимедийных технологий на образовательной платформе Edvibe при обучении монологической речи на иностранном языке

В статье рассматривается процесс обучения монологической речи в образовательном контексте с акцентом на использование мультимедийных технологий. Особое внимание уделяется платформе Edvibe, которая предоставляет инновационные инструменты для улучшения...

Детское экспериментирование в период развития ребенка

Статья раскрывает одно из важнейших направлений развития ребенка дошкольника познавательно исследовательская деятельность. Оно предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира. Детское эксперимен...

Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО

В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...

Проектное обучение: плюсы и минусы

Данная статья предоставляет обзор метода обучения, известного как проектное обучение. Метод обучения подразумевает активное участие студентов в решении реальных проблем и выполнении проектов, что позволяет им приобретать знания и навыки через практич...

Геймификация как инструмент продвижения банковских онлайн-сервисов

Широкое распространение сервисов онлайн-банкинга и конкуренция на рынке привели к тому, что банки, в свою очередь, стали прилагать большие усилия для продвижения, увеличения лояльности и привлечения внимания к своим онлайн-сервисам. Многие из них обр...

Применение цифровых образовательных игр в учебном процессе

Современный мир информационных технологий развивается с невероятной скоростью. Компьютерные игры в современном мире играют важную роль не только в качестве развлечения, но и как инструмент для обучения и развития различных навыков. Они могут использо...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Цифровая скульптура: возможности привлечения учащихся к трехмерному моделированию

Статья посвящена изучению возможностей и преимуществ цифровой скульптуры для привлечения учащихся к трехмерному моделированию. Цифровая скульптура часто ассоциируется с индустрией развлечений, так как в последние годы активно используется в кинематог...

Профессиональная проба как эффективное средство профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также...

Похожие статьи

Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения самостоятельной работы у младших школьников

В работе рассмотрены основные аспекты использования онлайн-сервисов в начальной школе для развития навыков самостоятельной работы. Обучение младших школьников с использованием цифровых технологий позволит быстро научиться ориентироваться среди большо...

Возможности использования мультимедийных технологий на образовательной платформе Edvibe при обучении монологической речи на иностранном языке

В статье рассматривается процесс обучения монологической речи в образовательном контексте с акцентом на использование мультимедийных технологий. Особое внимание уделяется платформе Edvibe, которая предоставляет инновационные инструменты для улучшения...

Детское экспериментирование в период развития ребенка

Статья раскрывает одно из важнейших направлений развития ребенка дошкольника познавательно исследовательская деятельность. Оно предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира. Детское эксперимен...

Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО

В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...

Проектное обучение: плюсы и минусы

Данная статья предоставляет обзор метода обучения, известного как проектное обучение. Метод обучения подразумевает активное участие студентов в решении реальных проблем и выполнении проектов, что позволяет им приобретать знания и навыки через практич...

Геймификация как инструмент продвижения банковских онлайн-сервисов

Широкое распространение сервисов онлайн-банкинга и конкуренция на рынке привели к тому, что банки, в свою очередь, стали прилагать большие усилия для продвижения, увеличения лояльности и привлечения внимания к своим онлайн-сервисам. Многие из них обр...

Применение цифровых образовательных игр в учебном процессе

Современный мир информационных технологий развивается с невероятной скоростью. Компьютерные игры в современном мире играют важную роль не только в качестве развлечения, но и как инструмент для обучения и развития различных навыков. Они могут использо...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Цифровая скульптура: возможности привлечения учащихся к трехмерному моделированию

Статья посвящена изучению возможностей и преимуществ цифровой скульптуры для привлечения учащихся к трехмерному моделированию. Цифровая скульптура часто ассоциируется с индустрией развлечений, так как в последние годы активно используется в кинематог...

Профессиональная проба как эффективное средство профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также...

Задать вопрос