Цель статьи — показать влияние исторически сложившихся национальных особенностей и традиций казахов на формирование менталитета и семейных ценностей, которые до сегодняшнего дня сохранили свою значимость.
Ключевые слова:менталитет, конструирование, семейные ценности, культура, жузы, этносы, обычаи, традиции, религия, шежире
Исследование национальных, культурных особенностей народов различных регионов мира сегодня представляют особый интерес в свете изучения проблем специфики взаимодействия и взаимовлияния культур евразийского континента. В этом аспекте интерес представляют и Казахстан с его особенностями проявления национальной культуры и менталитета.
Попытки понять, чем же отличаются друг от друга народы и их культуры, что особенного есть в конкретном народе являются естественной потребностью человечества осознать факт культурного разнообразия на планете. Как известно, восприятие внешнего мира у представителей различных народов может иметь некоторые особенности и своеобразные черты. Так, своеобразие социально-экономических, географических условий Казахстана не могли не оказать определенного влияния на формирование своеобразного психического и эмоционального склада казахов, выработки определенных оттенков в характере восприятия мира, в образе мышления и поведении.
Соответственно, для выделения особенностей этнического сознания используется понятие менталитета или образа и способа мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность и ее социальная и биологическая обусловленность; склад ума, мировосприятие. На менталитет человека, безусловно, оказывают влияние разные факторы: среда обитания, климат, географический ландшафт, общество, религия, обычаи и традиции, природа в целом, но наиболее существенно влияет географическая среда. Также ментальные особенности разных этносов определяются их генетическими качествами. Так, менталитетом казахской нации является ее открытость, дружелюбие, гостеприимство, незлопамятность и т. д. «Генетическими чертами казахского народа, — пишет Н. Назарбаев, — является открытость и доброта души, готовность обогреть, поделиться тем, что имеет, с нуждающимися. Ни к кому и никогда он не испытывал и не проявлял чувства неприязни «или превосходства, никогда не служил источником межнациональных конфликтов» [1].
Развитие и становление этических и нравственных понятий у предков современных казахов происходило постепенно, на протяжении веков. Периодически они видоизменялись в связи с возрастающими духовными потребностями людей, сменной их идеалов и общественно — социальных установок. Как известно, на протяжении многих веков казахская культура относилась к номадному типу культуры. Кочевой образ жизни, который вели племена, составившие затем этнонациональное образование под именем «казахи» — это не только специфический быт или особый способ ведения хозяйства, но и уникальная способность духовного освоения мира. На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт в области обучения и воспитания подрастающего поколения, выработали своеобразные обычаи и традиции, правила, нормы и принципы поведения человека.
С детских лет у казахов формировалось и воспитывалось уважение к старшим, что являлось естественным ответом на заботу родителей. Обращение к старшим допускалось только на «Вы», но это нисколько не отдаляло детей от родителей, а наоборот способствовало их почитанию. Например: невестка обращалась к отцу своего мужа (свекру) со словами ата, көке, к старшему брату — ағай, к младшим братьям — мырзаға, а всем пожилым, старшим по возрасту, даже незнакомым людям следовало говорить апеке, ағеке, атеке, шешей. Подобное общение считалось нравственным эталоном, который и по сей день сохранил свою значимость. Имеется немало примеров радушия и гостеприимства казахов во все времена. В этом отношении особенно показательной и наглядной является давняя дружба казахов с другими народами. В настоящее время в Казахстане проживают более ста различных национальностей. Многие люди были эвакуированы сюда в тяжелые годы Великой Отечественной войны и остались здесь, обретя новую родину на гостеприимной казахской земле. Многочисленные казахские семьи, готовые поделиться всем, что имели сами, удочеряли и усыновляли сирот.
Описания национального менталитета казахов «извне» — глазами путешественников, этнографов, начиная с XIX века, чаще всего идут в унисон содержанию множества пословиц, поговорок, например, о гостеприимстве, о родоплеменных отношениях, об отношении казахов к старшим, к женщинам и детям. Почти все путешественники и исследователи Великой Степи отмечали приветливость и гостеприимство казахов. Известный этнограф ХIХ века А. А. Диваев писал: «С прибытием в Туркестанский край в 1876 г. мне пришлось сталкиваться с кочевым населением, т. е. казах — киргизами, этими в высшей степени симпатичными, гостеприимными и доверчивыми племенами…», которые даже в разгар родовой борьбы, по мнению другого путешественника и исследователя П. П. Семенова — Тян-Шанского, оставались, верны «священному обычаю гостеприимства» [2]. Согласно древним традициям, любого путника полагалось дружелюбно встретить, пригласить в юрту, угостить, не спрашивая его ни о чем. Лишь после еды можно было поинтересоваться, кто он и откуда. Право заводить подобные разговоры предоставлялось хозяину дома и то лишь исключительно после того, как путник отдохнет после дальней дороги. Казахская народная мудрость учит: «Не напоив путника, не спрашивай о деле».
Одной из ведущих семейных традиций у казахов является знание своей родословной, своего генеалогического древа (шежире), что всегда было характерно для кочевников в их стремлении продолжать род, развивать обычаи и традиции своего рода. Во многих семьях хранились реликвии, которые передавались из поколения в поколение, от отца к сыну. Таким образом, ребенку с детства внушалось почитание и уважение к своим предкам и своему роду. Не случайно казахские пословицы гласят: «Незнание своей родословной до седьмого колена — признак сиротства», «Пока живы знавшие отца — жива и память о нем». Базовой основой казахской картины мира называет родоплеменные связи президент РК Н. Назарбаев: «Уникальное родоплеменное, кланово-жузовое единое тело казахского народа веками органично разрасталось по принципу: все казахи — птенцы одного “Гнезда”, ветви одного дерева, одного корня. Вот откуда сознание единства народа, которое по европейским канонам должно было бы отсутствовать у разрозненных кочевников, разделенных на три основные части — жузы, к тому же отстоящих друг от друга на большие расстояния. И это единство воспринималось именно через родословную. В этом проявляется генетическое единство казахов, происхождение из единого генеалогического древа. Казахи-кочевники всегда считали обязательным знание своих корней и родовых связей. Это было возведено до единого для всей нации морально-этического критерия. Так было всегда в нашей истории» [3]. Как и многим другим народам, казахам издавна было известно о вреде межродственных браков, ведущих к появлению неполноценных потомков. Поэтому во всех жузах строго соблюдался экзогамный запрет на браки до седьмого колена от общего предка по мужской линии.
Казахский народ имеет множество прекрасных и самобытных этнических обрядов и торжеств, связанных с молодежью: выбор невесты, сватовство, вступление в семейную жизнь. Казахов всегда отличало серьезное отношение к проблеме создания семьи и стремление к тому, чтобы она была прочной. Брачный союз у казахов считался священным и должен был быть нерушимым. Народные казахские обычаи небыли так строги к женщинам, как традиции других восточных этносов. Девушки могли свободно принимать участие в праздниках, скачках, айтысах и т. д. Это способствовало более широкому общению с окружающими, в частности, с представителями противоположного пола, возникновению симпатии, дружбы, влюбленности и даже любви. Юноши и девушки одного рода считали и называли друг друга братьями и сестрами, что способствовало установлению гармоничных взаимоотношений. Совместное участие в айтысах, праздниках, молодежных играх сближало молодых людей и делало их общение естественным и раскрепощенным. В целях укрепления рода существовал обычай сватовства детей еще с колыбели — бесік құда или қарсы құда. Умудренные жизненным опытом родители сами подыскивали достойную пару своим детям. Принималось во внимание материальное благосостояние, взаимоотношения между семьями и родовая принадлежность [4].
Конечно же, ислам не мог изменить в одночасье менталитет кочевника. Изменению подверглись слова, но не мысль. Небо слилось с идеей Аллаха, но уважение к Солнцу, Луне, Небу, звездам осталось. Более того, сохранились обряды их культуры. Кочевая жизнь неразрывно связала кочевника с природой, поэтому культ Природы будет сопровождать всю его жизнь через традиции, обычаи, ритуалы. Каждый человек, к какой бы нации или народности он не принадлежал, должен обладать такими общечеловеческими качествами, как совесть, чувство долга, справедливость, доброта, милосердие, честность и т. д. Эти положительные черты составляют основу жизнедеятельности всего человечества [5].
Если подвести итоги то к основным чертам менталитета казахской нации нужно отнести — открытость, гостеприимство, незлопамятность и дружелюбие, почитание семейных устоев. Казахов отличает от общих масс населения нашей планеты невероятная сплоченность, душевная доброта, готовность обогреть теплом, подарить ласку и, наконец, поделиться с нуждающимся. Никогда и ни к кому казахи не питали ненависти, неприязни или превосходства — такие чувства чужды этому мягкому и полному внутренней гармонии народу. С детства казахам прививали своим детям уважение к старшим, поэтому мудрейший в роду — непоколебимый авторитет. Однако и взрослые с должным уважением и неземной любовью относятся к детям — даже в самые суровые времена отцы и матери заботились о своих чадах, при этом женщины рожали столько наследников и наследниц своим мужьям, сколько им даровал возможность Бог. Также говоря о менталитете казахов, несправедливо было бы не отметить понимания как взаимоподдержка и взаимопомощь, также свойственные этому народу.
Таким образом, семейные ценности казахов основывались на знании родовых связей, и сегодня социальную политику нынешняя государственная идеология Казахстана пытается выстраивать именно на них. В целом, современные описания казахского менталитета, казахской национальной идеи, полны, прежде всего, перечисления положительных черт. Это в целом объяснимо, поскольку часто подобные публикации выполняют определенный социальный заказ: ставят своей целью укрепить «национальный дух», вывести «национальную идею», с воспитательными целями и пр. [6].
Литература:
1. Назарбаев Н. А. Казахстан — 2030: Послание Президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда. -1997. -11 октября — с. 9–13.
2. Еркибаева, Г. Г. Некоторые особенности казахского менталитета [Электронный ресурс]// (дата обращения: 26.05.2014).
3. Назарбаев, Н. А. В потоке истории. Алматы, 1999: изд. Атамура. [Электронный ресурс]// (дата обращения: 28.05.2014).
4. Диваев А. А. Исчисление времени по киргизскому стилю с обозначением народных примет», «Небесные планеты по воззрениям киргиз», «Киргизские описания солнца, находящегося на небесах». //Исчисление времени по киргизскому стилю с обозначением народных примет. — Бишкек, 1975.С.23.
5. Казахи: менталитет и традиции// газета INTERNET.ZONA 30.06.2010 г.
6. Ламажа Ч. К. Национальный характер тюркоязычных народов Центральной Азии// Научный журнал НИТ № 3, 2013. Номады азиатского материка.