Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Этнокультурные традиции семьи как фактор трудового воспитания младшего школьника

Научный руководитель
Педагогика
27.05.2024
98
Поделиться
Библиографическое описание
Магсумова, А. Р. Этнокультурные традиции семьи как фактор трудового воспитания младшего школьника / А. Р. Магсумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114711/.


В статье раскрывается сущность проблемы трудового воспитания посредством этнокультурных традиций. Этнокультурные традиции играют важную роль в формировании и сохранении культурного наследия семей различных народов и этнических групп. Эти традиции являются своеобразным кодом, содержащим ценности, обычаи, обряды и понимание мира, которые передаются из поколения в поколение. Эти аспекты также можно интегрировать в трудовое воспитание младших школьников. Экспериментальное исследование показало эффективность используемых форм и условий по трудовому воспитанию младших школьников посредством этнокультурных традиций.

Ключевые слова: этнокультурные традиции, семейное воспитание, семья, трудовое воспитание, труд, младший школьный возраст .

Этнокультурные традиции семьи имеют важное значение в трудовом воспитании младшего школьника. Во-первых, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), трудовое воспитание рассматривается как ключевой элемент формирования личности [5], во-вторых, многие исследователей обратили на эту проблему пристальное внимание (Г. В. Винокурова [1], М. Д. Маханева [2], А. Е. Точин [3], Е. Н. Салтанова [4] и другие).

Как показывает анализ литературных источников (Ю. П. Азарова, Ю. К. Бабанский, А. С. Макаренко, А. Я. Коменский и другие) этнокультурные традиции семьи являются фактором, способствующим формированию таких важных качеств, как ответственность, усидчивость и организованность, трудолюбие, настойчивость и другие. Во-первых, родители, придерживающиеся определенных этнокультурных традиций, передают своим детям ценность труда. Они обучают их тому, что результат труда зависят от усилий, вложенных в него. Например, в семьях, где практикуется садоводство, ребенок видит, как родители ухаживают за растениями, перекапывают землю, поливают их, а затем получают урожай. Это формирует у младшего школьника осознание того, что для достижения желаемого результата нужно вложить определенные усилия [4].

Во-вторых, семейные традиции способствуют развитию ответственности у ребенка. Когда он видит, что его родители выполняют свои обязанности по уходу за семьей, домашними делами, работой, это формирует у него представление о важности и значимости своих трудовых обязанностей. Родители могут позволить ребенку принять участие в выполнении определенных задач, чтобы он почувствовал свою ответственность и важность своего вклада в семейную жизнь.

В-третьих, этнокультурные традиции могут служить примером организованности и планирования. В многих семьях существуют определенные регулярные обязанности и распределение труда, которые помогают всем членам семьи жить в гармонии и порядке. Ребенок, видя, как его родители организованно планируют свои дела, может подражать им, формируя у себя навыки планирования и управления временем [1].

По мнению многих исследователей, трудовое воспитание — это процесс формирования у младших школьников трудовых навыков, умений, отношения к труду, а также развитие личностных качеств через участие в трудовой деятельности. Оно включает в себя следующие аспекты [2]:

1) освоение конкретных трудовых умений и навыков;

2) развитие общих компетенций, таких как командная работа, решение проблем, планирование и организация работы;

3) формирование положительного отношения к труду как к ценному и значимому занятию;

4) воспитание чувства долга, ответственности, аккуратности и других качеств, важных для успешной трудовой деятельности;

5) привитие понимания важности саморазвития и самосовершенствования в трудовой деятельности.

Младший школьный возраст представляет собой благоприятный период в развитии ребенка, когда его личностные качества и свойства начинают формироваться с большой интенсивностью, что особенно положительно влияет на процесс воспитания, особенно в сфере трудового воспитания. Именно в этот период дети готовы к активной жизни в обществе, их психические и физические возможности начинают расширяться, что делает их более подготовленными к освоению различных видов труда. Воспитание трудовых навыков и качеств в младшем школьном возрасте способствует формированию у детей ответственности, целеустремленности, самостоятельности и уверенности в своих силах.

Опыт, приобретенный в процессе трудовой деятельности, помогает детям осознать важность работы и ее роли в обществе. Они учатся планировать свои действия, сотрудничать с другими людьми, развивать коммуникативные навыки. Это не только способствует становлению трудовых навыков, но и формирует основы социальной адаптации и самоопределения [3].

Важно отметить, что образовательная среда имеет огромное значение в процессе трудового воспитания в младшем школьном возрасте. Школа должна создать условия, которые стимулируют интерес детей к труду, предлагая разнообразные виды деятельности, развивающие творческое мышление и позволяющие каждому ребенку обнаружить свои сильные стороны. Однако первоочередным институтом воспитания считается семья и ее этнокультурные традиции.

Этнокультурные традиции семьи — это обычаи, праздники, ритуалы и повседневные практики, которые передаются из поколения в поколение в рамках определенной этнической или культурной группы. Эти традиции могут включать в себя различные аспекты жизни, такие как кулинария, одежда, язык, музыка, танцы и религиозные обряды. Они играют важную роль в формировании идентичности членов семьи, укреплении связей между ними и сохранении культурного наследия [1].

По анализу литературных источников был сделан вывод о следующих этнокультурных традициях, которые могут быть интегрированы в трудовое воспитание младших школьников [3]:

  1. Обучение национальным ремеслам.
  2. Участие в приготовлении национальных блюд.
  3. Празднование национальных праздников.
  4. Рассказы о трудовых подвигах предков.
  5. Участие в семейных делах.

Исходя из этого было проведено экспериментальное исследование, направленное на определение эффективных форм и условий по трудовому воспитанию младших школьников посредством этнокультурных традиций семьи. Оно проходило на базе МБОУ «Кукморская средняя школа № 3» Кукморского муниципального района Республики Татарстан, в котором приняли участие младшие школьники 1 классов в количестве 40 человек. Из них была выделена экспериментальная группа 1а класса (20 обучающихся) и контрольная группа 1б класса (20 обучающихся).

Использовались следующие методы исследования: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение, беседа, опрос, количественный и качественный анализ данных.

Для исследования сформированности трудовой воспитанности у младших школьников была выбрана тестовая методика А. Я. Журковой «Диагностика уровня трудового воспитания младших школьников». Цель: определение уровня трудовой воспитанности младших школьников, их готовности выполнять поручения взрослых.

На формирующем этапе был разработан плана мероприятий по трудовому воспитанию младших школьников посредством этнокультурных традиций семьи, включающий в себя ознакомление с народными ремеслами, самостоятельный труд младших школьников, ознакомление с трудовой деятельностью семьи и близких родственников. Для реализации плана мероприятий внеурочной деятельности были проведены занятия с экспериментальной группой на продленке. Всего было проведено 8 занятий:

  1. Вводное занятие: «Что такое труд и почему он важен?», с целью познакомить детей с понятием труда и его значением в жизни человека. Для этого были использована беседа, просмотр видео о разных профессиях.
  2. Мастер-класс по народным ремеслам «Изготовление народных игрушек», с целью ознакомления традиционными видами деятельности разных народов. Для этого было проведено практическое занятие по изготовлению народных игрушек.
  3. Занятие «Истории семейных профессий» Показать ценность трудовых традиций в рамках семьи. Учащиеся подготовили презентации о профессиях их родственников, интервью с родителями о их работе.
  4. Занятие в виде виртуальной экскурсии «Виды труда», с целью показать детям места, где люди занимаются различными видами труда. Было показано видео «Народные промыслы России» через сеть Интернет.
  5. Проект «Моя семейная профессия», с целью развития уважения к труду родителей и близких. Детям было предложено на выбор создание рассказов, рисунков или маленьких проектов о профессиях членов семьи
  6. Занятие «В стране ремесел», с целью создания у детей условий для формирования представлений о мире профессий (ремёсел). Была проведена игра «Фантазёры в стране ремёсел».
  7. Занятие «Кулинарные традиции народов мира», с целью знакомства с национальными блюдами разных стран и освоение начальных кулинарных навыков. Был проведен мастер-классов по приготовлению простых блюд под руководством взрослых, дегустация.
  8. Занятие «Семейные обязанности», с целью научить детей ценить труд взрослых и участвовать в домашних делах. Было проведено обсуждение по тому, какие домашние дела выполняют дети и их родители, демонстрация навыков (например, складывание одежды, мытьё посуды).

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика уровня сформированности трудовой воспитанности младших школьников. Реализация разработанных занятий способствовала повышению уровня трудовой воспитанности у школьников экспериментальной группы. Интерпретация данных контрольного этапа показала, что в экспериментальной группе на 40 % увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем трудовой воспитанности, на 5 % стало меньше с средним, а с низким уровнем не выявлено. В контрольной группе только на 5 % стало больше обучающихся с высоким и средним уровнем. Младшие школьники экспериментальной группы стали лучше понимать значение труда в жизни человека и общества, они активно интересуются различными профессиями и понимают их важность, стремятся к самосовершенствованию, ценя умственный и физический труд. У них выражено положительное отношение к труду, они стремятся качественно выполнять различные задания, хотят стать.

Таким образом, этнокультурные традиции семьи играют важную роль в трудовом воспитании младшего школьника. Они помогают формированию ценностей труда, ответственности, усидчивости и организованности. Младший школьный возраст является периодом, в котором закладываются основы трудового воспитания. Этот временной отрезок в жизни ребенка представляет огромные возможности для формирования качеств и свойств личности, необходимых для успешной социальной адаптации и самореализации в будущем

Литература:

  1. Винокурова, Г. В. Трудовое воспитание младших школьников на основе народной педагогики / Г. В. Винокурова // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2024. — № 1. — С. 65–69.
  2. Маханева, М. Д. Учим детей трудиться: методическое пособие / М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. — Москва: ТЦ Сфера, 2018. — 64 с.
  3. Салтанов, Е. Н. Труд и нравственное воспитание в педагогике К. Д. Ушинского / Е. Н. Салтанов // Педагогика. — 2021. — № 4. — С. 58–62
  4. Точин, А. Е. Трудовое воспитание детей в семье / А. Е. Точин. — Минск: Нар. аствета, 2018. — 96 с
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 22.04.2024).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
этнокультурные традиции
семейное воспитание
семья
трудовое воспитание
труд
младший школьный возраст
Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 226-228):
Часть 4 (стр. 209-275)
Расположение в файле:
стр. 209стр. 226-228стр. 275

Молодой учёный