Этнокультурные традиции семьи как фактор трудового воспитания младшего школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 27.05.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Магсумова, А. Р. Этнокультурные традиции семьи как фактор трудового воспитания младшего школьника / А. Р. Магсумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114711/ (дата обращения: 28.06.2024).



В статье раскрывается сущность проблемы трудового воспитания посредством этнокультурных традиций. Этнокультурные традиции играют важную роль в формировании и сохранении культурного наследия семей различных народов и этнических групп. Эти традиции являются своеобразным кодом, содержащим ценности, обычаи, обряды и понимание мира, которые передаются из поколения в поколение. Эти аспекты также можно интегрировать в трудовое воспитание младших школьников. Экспериментальное исследование показало эффективность используемых форм и условий по трудовому воспитанию младших школьников посредством этнокультурных традиций.

Ключевые слова: этнокультурные традиции, семейное воспитание, семья, трудовое воспитание, труд, младший школьный возраст .

Этнокультурные традиции семьи имеют важное значение в трудовом воспитании младшего школьника. Во-первых, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), трудовое воспитание рассматривается как ключевой элемент формирования личности [5], во-вторых, многие исследователей обратили на эту проблему пристальное внимание (Г. В. Винокурова [1], М. Д. Маханева [2], А. Е. Точин [3], Е. Н. Салтанова [4] и другие).

Как показывает анализ литературных источников (Ю. П. Азарова, Ю. К. Бабанский, А. С. Макаренко, А. Я. Коменский и другие) этнокультурные традиции семьи являются фактором, способствующим формированию таких важных качеств, как ответственность, усидчивость и организованность, трудолюбие, настойчивость и другие. Во-первых, родители, придерживающиеся определенных этнокультурных традиций, передают своим детям ценность труда. Они обучают их тому, что результат труда зависят от усилий, вложенных в него. Например, в семьях, где практикуется садоводство, ребенок видит, как родители ухаживают за растениями, перекапывают землю, поливают их, а затем получают урожай. Это формирует у младшего школьника осознание того, что для достижения желаемого результата нужно вложить определенные усилия [4].

Во-вторых, семейные традиции способствуют развитию ответственности у ребенка. Когда он видит, что его родители выполняют свои обязанности по уходу за семьей, домашними делами, работой, это формирует у него представление о важности и значимости своих трудовых обязанностей. Родители могут позволить ребенку принять участие в выполнении определенных задач, чтобы он почувствовал свою ответственность и важность своего вклада в семейную жизнь.

В-третьих, этнокультурные традиции могут служить примером организованности и планирования. В многих семьях существуют определенные регулярные обязанности и распределение труда, которые помогают всем членам семьи жить в гармонии и порядке. Ребенок, видя, как его родители организованно планируют свои дела, может подражать им, формируя у себя навыки планирования и управления временем [1].

По мнению многих исследователей, трудовое воспитание — это процесс формирования у младших школьников трудовых навыков, умений, отношения к труду, а также развитие личностных качеств через участие в трудовой деятельности. Оно включает в себя следующие аспекты [2]:

1) освоение конкретных трудовых умений и навыков;

2) развитие общих компетенций, таких как командная работа, решение проблем, планирование и организация работы;

3) формирование положительного отношения к труду как к ценному и значимому занятию;

4) воспитание чувства долга, ответственности, аккуратности и других качеств, важных для успешной трудовой деятельности;

5) привитие понимания важности саморазвития и самосовершенствования в трудовой деятельности.

Младший школьный возраст представляет собой благоприятный период в развитии ребенка, когда его личностные качества и свойства начинают формироваться с большой интенсивностью, что особенно положительно влияет на процесс воспитания, особенно в сфере трудового воспитания. Именно в этот период дети готовы к активной жизни в обществе, их психические и физические возможности начинают расширяться, что делает их более подготовленными к освоению различных видов труда. Воспитание трудовых навыков и качеств в младшем школьном возрасте способствует формированию у детей ответственности, целеустремленности, самостоятельности и уверенности в своих силах.

Опыт, приобретенный в процессе трудовой деятельности, помогает детям осознать важность работы и ее роли в обществе. Они учатся планировать свои действия, сотрудничать с другими людьми, развивать коммуникативные навыки. Это не только способствует становлению трудовых навыков, но и формирует основы социальной адаптации и самоопределения [3].

Важно отметить, что образовательная среда имеет огромное значение в процессе трудового воспитания в младшем школьном возрасте. Школа должна создать условия, которые стимулируют интерес детей к труду, предлагая разнообразные виды деятельности, развивающие творческое мышление и позволяющие каждому ребенку обнаружить свои сильные стороны. Однако первоочередным институтом воспитания считается семья и ее этнокультурные традиции.

Этнокультурные традиции семьи — это обычаи, праздники, ритуалы и повседневные практики, которые передаются из поколения в поколение в рамках определенной этнической или культурной группы. Эти традиции могут включать в себя различные аспекты жизни, такие как кулинария, одежда, язык, музыка, танцы и религиозные обряды. Они играют важную роль в формировании идентичности членов семьи, укреплении связей между ними и сохранении культурного наследия [1].

По анализу литературных источников был сделан вывод о следующих этнокультурных традициях, которые могут быть интегрированы в трудовое воспитание младших школьников [3]:

  1. Обучение национальным ремеслам.
  2. Участие в приготовлении национальных блюд.
  3. Празднование национальных праздников.
  4. Рассказы о трудовых подвигах предков.
  5. Участие в семейных делах.

Исходя из этого было проведено экспериментальное исследование, направленное на определение эффективных форм и условий по трудовому воспитанию младших школьников посредством этнокультурных традиций семьи. Оно проходило на базе МБОУ «Кукморская средняя школа № 3» Кукморского муниципального района Республики Татарстан, в котором приняли участие младшие школьники 1 классов в количестве 40 человек. Из них была выделена экспериментальная группа 1а класса (20 обучающихся) и контрольная группа 1б класса (20 обучающихся).

Использовались следующие методы исследования: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение, беседа, опрос, количественный и качественный анализ данных.

Для исследования сформированности трудовой воспитанности у младших школьников была выбрана тестовая методика А. Я. Журковой «Диагностика уровня трудового воспитания младших школьников». Цель: определение уровня трудовой воспитанности младших школьников, их готовности выполнять поручения взрослых.

На формирующем этапе был разработан плана мероприятий по трудовому воспитанию младших школьников посредством этнокультурных традиций семьи, включающий в себя ознакомление с народными ремеслами, самостоятельный труд младших школьников, ознакомление с трудовой деятельностью семьи и близких родственников. Для реализации плана мероприятий внеурочной деятельности были проведены занятия с экспериментальной группой на продленке. Всего было проведено 8 занятий:

  1. Вводное занятие: «Что такое труд и почему он важен?», с целью познакомить детей с понятием труда и его значением в жизни человека. Для этого были использована беседа, просмотр видео о разных профессиях.
  2. Мастер-класс по народным ремеслам «Изготовление народных игрушек», с целью ознакомления традиционными видами деятельности разных народов. Для этого было проведено практическое занятие по изготовлению народных игрушек.
  3. Занятие «Истории семейных профессий» Показать ценность трудовых традиций в рамках семьи. Учащиеся подготовили презентации о профессиях их родственников, интервью с родителями о их работе.
  4. Занятие в виде виртуальной экскурсии «Виды труда», с целью показать детям места, где люди занимаются различными видами труда. Было показано видео «Народные промыслы России» через сеть Интернет.
  5. Проект «Моя семейная профессия», с целью развития уважения к труду родителей и близких. Детям было предложено на выбор создание рассказов, рисунков или маленьких проектов о профессиях членов семьи
  6. Занятие «В стране ремесел», с целью создания у детей условий для формирования представлений о мире профессий (ремёсел). Была проведена игра «Фантазёры в стране ремёсел».
  7. Занятие «Кулинарные традиции народов мира», с целью знакомства с национальными блюдами разных стран и освоение начальных кулинарных навыков. Был проведен мастер-классов по приготовлению простых блюд под руководством взрослых, дегустация.
  8. Занятие «Семейные обязанности», с целью научить детей ценить труд взрослых и участвовать в домашних делах. Было проведено обсуждение по тому, какие домашние дела выполняют дети и их родители, демонстрация навыков (например, складывание одежды, мытьё посуды).

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика уровня сформированности трудовой воспитанности младших школьников. Реализация разработанных занятий способствовала повышению уровня трудовой воспитанности у школьников экспериментальной группы. Интерпретация данных контрольного этапа показала, что в экспериментальной группе на 40 % увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем трудовой воспитанности, на 5 % стало меньше с средним, а с низким уровнем не выявлено. В контрольной группе только на 5 % стало больше обучающихся с высоким и средним уровнем. Младшие школьники экспериментальной группы стали лучше понимать значение труда в жизни человека и общества, они активно интересуются различными профессиями и понимают их важность, стремятся к самосовершенствованию, ценя умственный и физический труд. У них выражено положительное отношение к труду, они стремятся качественно выполнять различные задания, хотят стать.

Таким образом, этнокультурные традиции семьи играют важную роль в трудовом воспитании младшего школьника. Они помогают формированию ценностей труда, ответственности, усидчивости и организованности. Младший школьный возраст является периодом, в котором закладываются основы трудового воспитания. Этот временной отрезок в жизни ребенка представляет огромные возможности для формирования качеств и свойств личности, необходимых для успешной социальной адаптации и самореализации в будущем

Литература:

  1. Винокурова, Г. В. Трудовое воспитание младших школьников на основе народной педагогики / Г. В. Винокурова // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2024. — № 1. — С. 65–69.
  2. Маханева, М. Д. Учим детей трудиться: методическое пособие / М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. — Москва: ТЦ Сфера, 2018. — 64 с.
  3. Салтанов, Е. Н. Труд и нравственное воспитание в педагогике К. Д. Ушинского / Е. Н. Салтанов // Педагогика. — 2021. — № 4. — С. 58–62
  4. Точин, А. Е. Трудовое воспитание детей в семье / А. Е. Точин. — Минск: Нар. аствета, 2018. — 96 с
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 22.04.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): трудовое воспитание, этнокультурная традиция семьи, младший школьный возраст, трудовая воспитанность, ребенок, традиция, школьник, экспериментальная группа, младший школьник, трудовая деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос