Традиции социализации кыргызов средствами пословиц и поговорок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 07.07.2016

Статья просмотрена: 902 раза

Библиографическое описание:

Мурзаев, М. С. Традиции социализации кыргызов средствами пословиц и поговорок / М. С. Мурзаев, У. Б. Орунбаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 606-609. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32328/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы социализации и формирования личности средствами пословиц и поговорок, зависимость содержания социализации личности от педагогической культуры народа.

Ключевые слова: социализация, формирование личности, средства народной педагогики, пословицы и поговорки, духовно-нравственные качества, духовно-нравственный кризис, этническая культура

Сегодня в условиях глобализации, усиление межкультурного взаимодействия и развитие информационной технологии усиливается духовно-нравственный кризис в кыргызском обществе. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения и исследование ее проблем является актуальным. В формировании личности важное место занимает использование традиций и средств народной педагогики, многими веками апробированные методы педагогического воздействия на подрастающее поколение по формированию их как личности, что положительно влияют на формирование у них духовно-нравственных качеств в современных условиях.

Значимость нашего исследования заключается в том, что вопросы влияния средств народной педагогики на социализацию и формирование духовно-нравственных качеств подрастающего поколения является одной из актуальных проблем в педагогической науке.

Каждый народ в своем историческом развитии выработал традиции социализации, которые обеспечивают передачу социального опыта народа от старшего поколения к подрастающему поколению.

Кыргызский народ тоже вырабатывал свои традиции социализации и уделял особое внимание воспитанию подрастающего поколения, заботился о том, чтобы дети с малых лет стали полноценными членами общества, и в длительный исторический период развития сформировал свои неповторимые традиции социализации, посредством которых осуществлял передачу национальных особенностей из поколения в поколения и способствовал тем самим сохранению своей этничности и самобытности культуры народа.

Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемый в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [2,с. 267].

На социализацию и формирование личности влияют многочисленные факторы. Каждый фактор влияет своеобразно, безусловно способствует правильному или неправильному формированию сознания и поведения у подрастающего поколения.

Одним из факторов социализации и формирования личности является народная педагогика, так как в народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народный педагогический опыт сложен, многогранен и богат (Г. Н. Волков). Поэтому в формировании личности важное место занимает использование традиций и средств народной педагогики: во-первых, каждый народ располагает прогрессивными традициями и идеями и методами педагогического воздействия на подрастающего поколения; во-вторых, многими веками апробированные традиции и средства педагогического воздействия на детей и ныне являются эффективной воспитательной силой; в-третьих, прогрессивные традиции и средства народной педагогики положительно влияют на формирование личности школьника и повышают эффективность нравственного воспитания в современном учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе [7, с. 42]. Так как, по мнению Г. Н. Волкова “Народная педагогика, отражая определенной уровень педагогических знании, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука”[4, с. 6].

Одним из средств народной педагогики являются пословицы и поговорки. Использование пословиц и поговорок в социализации личности в современных условиях является актуальным. Потому что, сегодня мы живем в быстро меняющем мире, который порождает негативные проблемы в обществе такие как, безнравственность, проституция, наркомания и алкоголизм, бессердечность, жестокость, агрессивность пр. Чтобы решить эти проблемы необходимо использовать богатый опыт традиций социализации народа в воспитании подрастающего поколения, который позволяет выйти общество из духовно-нравственного кризиса.

По мнению кыргызского этнопедагога профессора А.Алимбекова, народная педагогика считала целью духовно-нравственного воспитания превращение нравственных принципов «намыс», «уят» (совесть, стыд, совестливость) в личные убеждения, составляющие ядро индивидуального сознания, заключающего в себе знание норм морали, взгляды и чувства. Понятия «намыс», «уят» включают в себя и волевые качества человека, без которых его убеждения не могут воплотиться в факт поведения. Слово намыс ассоциируется с такими понятиями, как воспитанность, скромность, деликатность, почтительность: «Намыс өлүмдөн күчтүү» (Совесть — сильнее смерти).

Народная педагогика предостерегает молодых людей от позора, трусости и предательства. Ведь трусы и предатели — презренные враги Отчизны: «Өзөктөн чыккан өрт жаман, өздөн чыккан жат жаман» — «Нет хуже огня, чем вышедший изнутри; нет хуже врага, чем вышедший из своей среды»; «Коркок миң өлөт, баатыр бир өлөт» — «Трус умирает тысячу раз, а герой только однажды». В мудрых заповедях кыргызской народной педагогики особое место отводится воспитанию у детей дружественного отношения к людям. Жизненный опыт кочевников убедил людей в том, что человек не может быть одиноким, он вступает в определенные, и прежде всего дружественные, взаимоотношения с окружающими. Значение дружбы, ее положительное влияние на нравственный облик человека отмечается в ряде кыргызских народных изречений: «Куш канаты менен, адам досу менен күчтүү» — «Птица сильна своими крыльями, человек — друзьями» [1, с. 130]. В духовно-нравственном воспитание подрастающего поколения одной из задач родителей является воспитание детей в традициях гостеприимства (меймандостук), которое считается главным долгом и честью для кыргызов в прошлом и в настоящем.

Наличие у кыргызов своеобразного института гостеприимства отмечают почти все исследователи их быта и культуры как в дореволюционное время, так и после революции. Известный русский географ-климатолог Я. И. Корольков, длительное время живший в Кыргызстане, с большой теплотой отзывался об отношении кыргызов к другим: «Мне за время моего проживания в крае пришлось сделать верхом по нашим горам более 14 тыс. верст, никогда не был вооружен и никогда, кроме радушного гостеприимства со стороны кыргызов, я ничего не встречал от них» [5, с. 40].

Традиция гостеприимства является одним из важных ценностей у кыргызов. Поэтому у кыргызов много пословиц о гостеприимстве. Н: «Коноктун качан кетерин сураба, качан келээрин сура» (Не спрашивай гостя, когда уйдёт, спрашивай, когда он в следующий раз придёт) — подобные наставления из народной педагогики были известны не только главе семьи, но и всем его детям. Гостей обслуживали не только взрослые, но и дети: помогали спешиться с коня, привязывали коня к коновязи, расседлывали и кормили коня. Дети участвуя в таких семейных мероприятиях (прием и проводы гостей, беседа с гостем и др.), с малых лет социализировались как личности и приобщались к этнокультуре народа, становились полноценными членами общества.

Стремление воспитать духовно-нравственные качества подрастающего поколения в процессе общения и через общение отражается во многих пословицах и поговорках. Например: “Жылуу-жылуу суйлосон, жылан чыгат ийнинен” — “Нежными словами и змею можно выманить из норы”, “Аганы коруп ини осот, эжени коруп синди осот” — “Каков старший брат, таков и младший — какова старшая сестра, такова и младшая”. Эти и другие пословицы выполняя духовно-нравственную и этнокультурную воспитательную функцию, социализируют подрастающее поколение в духе народных традиции культуру общения и формирует личность как представителя своего народа.

Формирование культа старших (уважать, помочь, беречь, обслуживать и т. д.) является одним из важных направлений воспитания подрастающего поколения у кыргызов. Поэтому в ряде пословиц и поговорок кыргызов отражена традиция уважительного отношения к старикам: “Карынын созун капка сал”-“Помни и храни слова старцев”; “Карысы бардын ырысы бар” — “Счастлив тот, у кого есть старики”. Этими пословицами можно воспитать культ уважения старших (беречь, обслуживать, помочь удовлетворит его требование и др.) и формировать культуру межличностных отношений у подрастающего поколения посредством пословиц.

Труд считался неотьемлемой частью кочевой жизни. Поэтому кыргызы особое внимание уделяли трудовому воспитанию подрастающего поколения. По мнению А.Алимбекова, в многовековом опыте трудового воспитания у кыргызов прослеживается ряд важных и поучительных установок. Прежде всего, это четко выраженный возрастной подход. Для каждого возраста существовал определенный перечень посильных бытовых и хозяйственных работ. Решающее значение имело раннее начало привлечения к труду: «Жаш кезде алган билим ташка тамга баскандай» («Знания, приобретенные в детстве, долговечны, как узоры, вырезанные на камне»). У кыргызов существовали две школы трудового и нравственного воспитания: мужская и женская, согласно биологической природе и предназначения мужчины и женщины. В будущем труженике-отце воспитывались одни черты характера, в будущей матери-горянке, хранительнице домашнего очага, создательнице семейного уюта — соответствующие черты. Подростки и юноши должны были постигать основы животноводства (пасти овец, коров, коней, сохранять приплод животных, проводить стрижку овец и др.). Девушка до замужества под руководством матери должна была научиться вышивке, изготовлению узорной кошмы, шырдаков, ковров, шуб, одежды, выделке кож и т. п. [1,с. 134].

Народ определил свое отношение к труду как источнику жизни, как потребности здорового организма и здорового образа жизни и эмпирически установил свои дидактические требования к труду и трудовому воспитанию. Поэтизируя труд, народ рассматривает его как основу существования, как основу прекрасного и возвышенного в жизни человека: «Байлыктын атасы эмгек, энеси жер» — «Отец богатства — труд, его мать — земля»; «Эмгек бакыт ачкычы» — «Ключи счастья — в труде».

Во многих кыргызских пословицах и поговорках проводится мысль о том, что именно труд формирует и совершенствует нравственную красоту человека, что человек только благодаря труду может овладеть материальными и духовными богатствами: «Эмгегинен бакыт тапкан адам, чыныгы сулуу адам» — «Кто находит счастье трудом — настоящий красавец»; «Эмгеги менен эр өсөт» — «Трудом молодец растет».

У кыргызов есть традиция детей морально и психологически готовить к труду, в веках сформирована традиция обдуманно привлекать детей к труду с малых лет. Сперва обсуждается в семье, что скоро сын наравне с другими членами семьи начинает участвовать в трудовой деятельности, вопросы как его к нему готовить. Прежде всего детям готовили орудия труда, этим способом старались вызвать у ребенка желание и интерес к труду и чувство ответственности, далее готовили необходимые для этого случая одежду, обувь и пр.

Предварительное одобрение старших его трудового шага стимулирует ребенка к трудовой деятельности, укрепляет в ребенке силу, уверенность в себе и развивает его способности. В кыргызской семье, как отмечает Б. Апышев, у каждого ребенка было свое индивидуальное поручение, индивидуальный участок работы. Это помогало приспособиться без особых усилий к любой, вдруг возникшей трудовой обстановке. Трудовое поручение «важно тем, что приучает детей постоянно быть готовыми к любой работе и помнить о таких постоянно возникающих работах, и выполнять их самостоятельно, без предупреждения старших» [3, с.16].

Первые трудовые шаги детей выполнялись под присмотром взрослых. Сначала старшие показывали как правильно действовать, а затем дети самостоятельно выполняли трудовые действие, а взрослые своевременно корректировали при неумелом выполнении трудовое действие детей. По мнению А.Алимбекова, одним из приемов трудового воспитания детей были одобрение их действий, поступка. Ребенка, умело выполнявшего ту или иную работу, старшие часто хвалили вслух. Одобрение служило одним из лучших стимулов развития трудовых интересов у детей. Его выражали не только словесно, результат труда ребенка стремились показать людям, которые в свою очередь присоединялись к похвалам. Кому из кыргызских детей не приходилось слышать такое одобрение (оно часто сопровождалось поглаживанием по головке), как «Ой, жакшы бала турбайбы!» — «Ай, хороший мальчик». Или: «Ой, жакшы кыз турбайбы» — «Ай, ты, оказывается, хорошая девочка!» [1, с. 137]. В социализации детей, благоприятные последствия имели также традиции народного милосердия, особенно традиции заботы о сиротах. Есть добрый обычай у кыргызов — усыновление детей. «Бала тапкандыкы эмес баккандыкы» (Родной не тот, кто родил, а тот, кто вырастил) гласит народная пословица. Общепринятый порядок требует, чтобы усыновленные дети росли в семьи как родные, и в свою очередь, родителям они проявляли такую же заботу. Нарушение обычая предков заслуживало всенародного осуждения [6].

Вышеуказанные мысли показывают, что пословицы и поговорки как средство народной педагогики обладает большим воспитательным потенциалом в развитие духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

Перед педагогической и психологической наукой стоят вопросы по дальнейшему углубленному исследованию проблем формирования личности подрастающего поколения на основе народной педагогики, разработать методические рекомендации учителям школ в эффективном использовании традиций и средств народной педагогики в формировании личности школьников.

Исследования воспитательных возможностей средств народной педагогики (пословиц и поговорок) и использование их в социализации подрастающего поколения в современных условиях позволяет:

‒ выявлять и определять роль средств и традиций народной педагогики кыргызского народа в структуре педагогически воздействующих факторов в формировании личности подрастающего поколения;

‒ выявлять способы применения пословиц и поговорок в школе, колледже и вузе в социализации подрастающего поколения на этнокультурной основе.

Выводы

  1. В социализации и формировании личности подрастающего поколения огромное место занимает народная педагогика в целом, в частности пословицы и поговорки.
  2. Исследование процесса социализации личности подрастающего поколения средствами и традициями народной педагогики является актуальным и практически значимым. Исследования такого характера вооружают учителей и родителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой, которая необходима в работе по социализации и формировании личности у подрастающего поколения, обучающихся в школе, колледже и вузе в современных условиях.
  3. В условиях глобализации необходимо усилить воспитание подрастающего поколения на традициях социализации кыргызов, прогрессивные традиции и средства народной педагогики кыргызского народа положительно влияют на формирование личности подрастающего поколения и повышают эффективность духовно-нравственного, трудового и этнокультурноговоспитания в семье и в современном учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе, в колледжах и в вузах.

Литература:

  1. Алимбеков А. Педагогический потенциал пословиц и поговорок // Русский язык и литература в школах Кыргызстана. — Б., 2000. — № 5–6. — С. 129–140.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект пресс, 2002.– С. 267, — С. 275.
  3. Апышев Б. Народные традиции и их использование в трудовом воспитании старшеклассников: Автореф.... канд. пед. наук: 13.00.01. — М., 1974. — 23 с.
  4. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.-2-е изд. испр. и доп. М.: Изд.центр “Академия”,2000. 176 с.
  5. Кронгарт Г. К. Население Кыргызстана во второй половине ХIХ-начале ХХв.(формирование состав, взаимосвязи и взаимоотношения этносов)/Науч. ред. К. У. Усенбаев. НАН КР, ин-т истории — Бишкек: Илим, 1997. — 132 с.
  6. Муратов А. Ж. Чынгыз Айтматов — жазуучу-этнопедагог. –Б.: 2006 -204 б.
  7. Мурзаев М. С. Общности народной педагогики кыргызов и узбеков и проблемы формирования толерантности. //Этнопедагогика как фактор сохранения этнокультурных ценностей в современном социуме: материалы I международной очно-заочной научно-практической конференции посвященный академику РАО Волкову Г. Н. /Под ред. Кузнецовой Л. В. /БОУ ВПО “ЧГИКИ” Минкультуры Чувашии. — Чебоксары: Новое время. 2015. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подрастающее поколение, народная педагогика, формирование личности, ребенок, пословица, средство, труд, духовно-нравственный кризис, кыргызский народ, педагогическое воздействие.


Ключевые слова

социализация, формирование личности, пословицы и поговорки, этническая культура, духовно-нравственные качества, средства народной педагогики, духовно-нравственный кризис

Похожие статьи

Этнические особенности традиции социализации

В статье рассматриваются некоторые этнические особенности социализации личности и ее традиции у кыргызов, историческое развитие народа, специфические особенности содержания социализации, а также проблемы исследования традиций социализации.

Традиции социализации кыргызов и вопросы формирования личности в современных условиях

В статье рассматриваются особенности традиции социализации кыргызов, влияния философских идеи и верования народа на формирование особенностей традиций социализации, зависимость содержания социализации от содержания педагогической культуры народа, про...

Этнопедагогические аспекты в формировании интеллектуальной нации

В научной статье рассматриваются этнопедагогические аспекты современной системы образования и важная роль привития национальных духовных качеств в воспитании подрастающего поколения.

Использование качественного метода в изучении традиций социализации

В статье рассматриваются специфические особенности качественных исследований и качественных методов, традиции общения и взаимодействия кыргызов, а также способы использования метода этнометодологии в исследовании традиции социализации кыргызов. Теор...

Проблема сохранения традиций якутского народа

В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...

Национальная борьба «Кох» как устойчивый элемент традиционной этнокультуры армян (на примере Самцхе-Джавахского региона)

Предлагаемая статья представляет интерес не только как источник изучения культуры армян, но и согласно авторской интерпретации как осмысление роли армянской национальной борьбы «Кох» для передачи этнических стереотипов от поколения к поколению. Акцен...

Мир и Вселенная в протофилософии номадизма

В статье рассмотрены значение и особенности номадизма кыргызского народа, его взгляды на Мир и Вселенную, сложившиеся в мифологическом сознании древних кыргызов, отразившиеся в устно-поэтическом творчестве. Для постижения особенностей современного ме...

Лингводидактический аспект педагогической системы К. Д. Ушинского

В статье исследуется взгляды К. Д. Ушинского на функции родного языка в сохранении национальных основ образовательной системы России, развитие языковой эрудиции и культуры, роль женщины в трансляции народно-языковой самобытности.

Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом процессе

В статье рассматривается проблема взаимодействия учащихся разных национальностей, их социализация. Обсуждаются факторы, влияющие на процесс социализации и способы оптимизации процесса взаимодействия учащихся разных национальностей.

Влияние национального менталитета казахов на формирование (конструирование) семейных ценностей

Цель статьи — показать влияние исторически сложившихся национальных особенностей и традиций казахов на формирование менталитета и семейных ценностей, которые до сегодняшнего дня сохранили свою значимость.

Похожие статьи

Этнические особенности традиции социализации

В статье рассматриваются некоторые этнические особенности социализации личности и ее традиции у кыргызов, историческое развитие народа, специфические особенности содержания социализации, а также проблемы исследования традиций социализации.

Традиции социализации кыргызов и вопросы формирования личности в современных условиях

В статье рассматриваются особенности традиции социализации кыргызов, влияния философских идеи и верования народа на формирование особенностей традиций социализации, зависимость содержания социализации от содержания педагогической культуры народа, про...

Этнопедагогические аспекты в формировании интеллектуальной нации

В научной статье рассматриваются этнопедагогические аспекты современной системы образования и важная роль привития национальных духовных качеств в воспитании подрастающего поколения.

Использование качественного метода в изучении традиций социализации

В статье рассматриваются специфические особенности качественных исследований и качественных методов, традиции общения и взаимодействия кыргызов, а также способы использования метода этнометодологии в исследовании традиции социализации кыргызов. Теор...

Проблема сохранения традиций якутского народа

В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...

Национальная борьба «Кох» как устойчивый элемент традиционной этнокультуры армян (на примере Самцхе-Джавахского региона)

Предлагаемая статья представляет интерес не только как источник изучения культуры армян, но и согласно авторской интерпретации как осмысление роли армянской национальной борьбы «Кох» для передачи этнических стереотипов от поколения к поколению. Акцен...

Мир и Вселенная в протофилософии номадизма

В статье рассмотрены значение и особенности номадизма кыргызского народа, его взгляды на Мир и Вселенную, сложившиеся в мифологическом сознании древних кыргызов, отразившиеся в устно-поэтическом творчестве. Для постижения особенностей современного ме...

Лингводидактический аспект педагогической системы К. Д. Ушинского

В статье исследуется взгляды К. Д. Ушинского на функции родного языка в сохранении национальных основ образовательной системы России, развитие языковой эрудиции и культуры, роль женщины в трансляции народно-языковой самобытности.

Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом процессе

В статье рассматривается проблема взаимодействия учащихся разных национальностей, их социализация. Обсуждаются факторы, влияющие на процесс социализации и способы оптимизации процесса взаимодействия учащихся разных национальностей.

Влияние национального менталитета казахов на формирование (конструирование) семейных ценностей

Цель статьи — показать влияние исторически сложившихся национальных особенностей и традиций казахов на формирование менталитета и семейных ценностей, которые до сегодняшнего дня сохранили свою значимость.

Задать вопрос