В статье рассматриваются особенности традиции социализации кыргызов, влияния философских идеи и верования народа на формирование особенностей традиций социализации, зависимость содержания социализации от содержания педагогической культуры народа, проблемы формирования личности средствами традиции социализации народа, а также особенности использования традиции социализации в современных условиях.
Ключевые слова: глобализация, социализация; традиции социализации; философские идеи и верования народа, формирование личности; педагогическая культура народа; содержания социализации; подрастающая поколения
This article focuses on the features of traditions of Kyrgyz people’s socialization, the influence of philosophical ideas and people’s beliefs on the formation of traditions’ features of socialization, the dependence of socialization’s content on pedagogic culture of the people, the problems of the formation of personality by means of the people’s socialization and also the generation forming problems in modern life are reviewed in this article.
Key words: socialization, traditions of socialization, philosophical ideas and people’s beliefs, formation of personality, pedagogic culture of the people, the content of socialization, rising generation
В результате распада СССР в 90-е годы ХХ столетия Кыргызстан стал независимой республикой. Но условия жизни кыргызского народа резко изменились в худшую сторону во всех аспектах. С одной стороны люди стали жить в независимой республике, а с другой в экономически отсталой стране, где избыток рабочей силы при нехватке рабочих мест, в связи закрытием заводов и фабрик привел к безработице, нищете населении.
Развитие республики в условиях независимости сопровождалось процессами демократизации общества, которое породило плюрализм мнений (а принцип больше слов, меньше ответственности стал привычным явлением), и переход в рыночную экономику. Рыночная экономика порождала безработицу и бедность населения. Все эти изменения общественной жизни, привели к изменению социальных норм и правил поведении людей в обществе. В результате изменился философия жизни кыргызов, мировоззрения, ценности, социальные нормы и правила поведения людей в обществе.
Социализация — это усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. «Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного быта…, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий» [1.165].
Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемый в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [2.267].
Социализация личности включает в себя формирование и развитие личности, которые определяются совокупностью условий социального существования человека в данную историческую эпоху и зависит от деятельности человека, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении.
Традиции социализации: социальные институты, социальные агенты, факторы социализации и средства социализации, формы, методы, пути социализации подрастающего поколения формировались в историческом развитии народа, которое отличается своеобразием у каждого народа [3.666].
Каждый народ в своем историческом развитии выработал систему социализации, которая отражена в его традициях социализации, которые обеспечивают передачу социального опыта народа от старшего поколения к подрастающему поколению.
Традиции социализации, обеспечивая преемственность поколений, являются одним из основных рычагов сохранения самобытности народа в исторически сложных ситуациях. Как и остальные народы, кыргызский народ выработал специфические традиции социализации, которые отличаются от социализации других народов по содержанию, форме, этапам и другим особенностям, которые обеспечивают ему сохранение самобытности культуры народа и этнических особенностей.
Традиции социализации кыргызов формировались в длительный исторический период развития народа, который осуществлял передачу национальных особенностей из поколения в поколение и способствовал тем самим сохранению своей этничности и самобытности культуры народа.
Социализация у кыргызов своеобразна и неповторима, отличается разнообразием и многоаспектностью, богатством содержания и методов. На развитие традиций социализации влияли исторические условия развития, философия и образ жизни кыргызского народа.
В социализации и становлении личности огромную роль играют социальные институты. Социальные институты каждого народа имеют специфические особенности по структуре, содержанию и функциональным возможностям.
Кыргызский народ, как и другие народы, в своем историческом развитии выработал и развивал своеобразные социальные институты. У кыргызов такие социальные явления (феномены), как землячество, соседство, родство имеют воспитательную функцию и выступают как социальные институты, так как они выполняют роль передачи общественных норм отношений и правил поведения подрастающему поколению.
Основным условием формирования личности являются общественные отношения.
В развитии кыргызского народа огромную роль играл кочевой образа жизни. Некоторые элементы кочевого образа жизни до сих пор являются неотъемлемой частью жизни кыргызов, они сохраняются в нашем сознании и поведении. Национальный характер кыргызов формировался в исторических условиях жизни народа. Кочевой образ жизни развивал наблюдательность, умения анализировать и учитывать явления природы, развивал умственные способности кыргызов.
Традиции социализации кыргызов во многом сохраняют систему воспитания детей кочевника. Кочевой образ жизни сильно влиял на формирование особенностей характера кыргызов, таких, как выносливость, гостеприимство, терпеливость, оптимизм и др. [3.665] Характерные черты народа формировались в сложных условиях кочевой жизни.
Традиции социализации влияют на формирование национального характера, которые формируются в исторических условиях жизни народа. Поэтому некоторые элементы кочевого образа жизни до сих пор являются неотъемлемой частью жизни кыргызов, они сохраняются в нашем сознании и поведении. Н.: кыргызы придерживаются аскетического образа жизни, потому что у кочевника не было необходимости иметь много вещей, которые мешали при кочевании. «Кыргызчылык» основано на том, чтобы жить «беспроблемно» при кочевом образе жизни, оно должно было решать возникшие проблемы сразу же, безотлагательно, на основе таких привычек кыргызы формировали у себя привычку быстро принимать решения в проблемной ситуации.
У кыргызов существуют и культ отца, и культ ребенка (культ детей). Хотя эти культы сохраняются в традициях и обрядах народа и соблюдаются народом в повседневной жизни, они с каждым годом теряют свою значимость в жизни народа, особенно в условиях рыночных отношений.
В социализации личности у кыргызов огромную роль играют родственные отношения.
Родственные отношения основаны на близких родственных связях: оказание помощи родственникам и ожидание помощи от родственников при проведении свадеб, похорон, помощь сиротам и одиноким людям, помощь бедным.
Родственные отношения у кыргызов основаны на следующих принципах:
- Уважительное отношение к своим родственникам (постоянно поддерживать хорошие отношения с родственниками);
- Взаимопомощь и взаимоподдержка родственников;
- Не отказывать в просьбах родственников, оказывать им посильную помощь;
- Ожидание помощи от родственников;
- Уверенность в том, что родственник не оставит в беде.
Родственные отношения основаны на гуманизме, взаимопонимании и взаимоподдержке. Родственные связи ─ это очень близкие общественные отношения людей в феодальном обществе. Родственные связи выполняют функции социализации подрастающего поколения. Поэтому родственные связи кыргызов можно рассматривать как традиции, средство, фактор социализации. Прежде всего все нормы родственных отношений передаются через родственные связи, адаптируют детей к образу жизни кыргызов.
Традиции кыргызов имеют положительные и отрицательные стороны. Традиции родственных отношений имеют отрицательные стороны: помощь родственникам в карьерном росте, в назначении на прибыльные должности (в налоговую службу и пр.) негативно влияет на общественное и экономическое развитие народа. Еще одна отрицательная сторона традиции родственных отношений — формирование у подрастающего поколения социальной установки надеяться не на свои силы, а на родственников, занимающих высокие посты. Все это в целом отрицательно влияло и влияет по сей день на развитие кыргызского общества.
Анализ традиции социализации кыргызов показал, что традиции социализации кыргызов имеют следующие особенности:
- У кыргызов воспитательное влияние направлено на формирование духовного мира подрастающего поколения.
- У кыргызов в основном воспитательное влияние устроено на диалоговом общении между взрослыми и детьми.
- У кыргызов воспитание осуществляется на основе деятельности. У кыргызов традиции воспитания детей основаны на том, чтобы дети выполняли жизненно необходимые каждодневные поручения.
- В традициях социализации кыргызов основной целью воспитания и социализации личности является «Адам болуу» — становление личности.
«Адам болуу» это философия воспитания подрастающего поколения у кыргызов.
«Адам болуу» — это морально-этическая система-моральный кодекскыргызов, которая регулирует поведение человека во всех жизненных ситуациях и обстоятельствах.
Моральный кодекс кыргызского народа выработанный в своем историческом развитии указывал пути, методы и способы социализации детей и являлся условием становления личности. Моральный кодекс кыргызов — «Адам болуу» отражено в многочисленных пословицах, например:“Карынын созун капка сал”-“Помни и храни слова старцев”; “Карысы бардын ырысы бар” — “Счастлив тот, у кого есть старики”, «Коркок миң өлөт, баатыр бир өлөт» — «Трус умирает тысячу раз, а герой только однажды», “Жылуу-жылуу суйлосон, жылан чыгат ийнинен” — “Нежными словами и змею можно выманить из норы” и др. пословицы служили элементами морального кодекса для кыргызов и положительно влияли на формирования личности. Такими пословицами воспитывается культ уважения старших (беречь, обслуживать, помочь удовлетворит его требование и др.) и культуру межличностных отношений у подрастающего поколения.
- Кочевой образ жизни выработал традиции формирования у подрастающего поколения высокой ответственности перед родичами, обществом.
Патриархальное общество основано на коллективном образе жизни, при котором основным принципом является: «Один за всех, все за одного». Этот принцип требовал развития ответственности каждого человека перед обществом. Поэтому у кыргызов особое внимание уделяется на формирования у подрастающего поколения высокой ответственности перед обществом.
Вышеперечисленные принципы влияли на формирование особенностей социализации и определяли их.
Традиции социализации подвергаются влияниям вследствие изменений в общественной жизни, вызванных научно-техническим прогрессом, политическими, экономическими и социальными переменами. Несмотря на это, традиции социализации народа по-прежнему сильно влияют на становление личности, на развитие молодого поколения.
Интенсивное развитие процесса глобализации привело к разрушению духовно-нравственных ценностей у кыргызов, порождая духовно-нравственный кризис у населении алчность, приоритетность богатство и пр. которые способствует пораждении духовно-нравственного кризиса в обществе Поэтому воспитание подрастающего поколения на традициях социализации своего народа, на огромном багаже историко-культурных традиций, накопленным нашим народом в своем историческом развитии обеспечивает формирование духовно-нравственной культуры кыргызской молодежи, которое помагает им сохранять менталитет и национальные особенности кыргызов.
В условиях независимости страны рыночные отношения в экономике породили многочисленные новые общественные проблемы, такие, как безработица, миграция, преступность, проституция, межэтнические конфликты и др., которые несовместимы с народными представлениями о нравственности, о порядочности человека и требуют принятия неотлагательных мер по решению этих проблем. Одной из важных проблем в такой многонациональной стране как Кыргызстан является улучшение и оптимизация межэтнических, межконфессиональных отношений людей и установление взаимопонимания между ними. Чтобы достичь этого необходимо проведение систематической работы по формированию толерантности, в частности, этнической толерантности у подрастающего поколения республики. На основе традиции социализации кыргызов необходимо формировать толерантное сознание и поведение у подрастающего поколения.
Сегодня существуют многочисленные разрушительно влияющие факторы на традиции социализации народа. Одним из таких факторов является влияния массовой культуры посредством средств массовой коммуникации (особенно кино, телевидение и др.) на сознание людей в современном кыргызском обществе порождало безнравственность, бездуховность, цинизм, жестокость, равнодушие и др. Поэтому использование традиций социализации кыргызов в формирования подрастающего поколения является одним из условии решении духовно-нравственного кризиса в обществе.
В использовании традиции социализации следует учесть следующее:
‒ Социализация способствуя адаптации человека к изменяющемуся обществу, обеспечивает сохранения и передаче народных традиций воспитания народа.
‒ Традиции социализации кыргызов обеспечивают передаче культурных ценностей народа подрастающему поколению и способствуют сохранению самобытности культуры народа.
‒ Усиление воспитание подрастающего поколения на традициях социализации кыргызов, способствует в избежание порождаемых глобализацией ущербов национальным ценностям кыргызов,
‒ В современных условиях необходимо усилить воспитание подрастающего поколения на традициях социализации кыргызов, прогрессивные традиции и средства положительно влияют на формирование личности подрастающего поколения и повышают эффективность духовно-нравственного, трудового и этнокультурного воспитания в семье и в современном учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе, в колледжах и в вузах.
Выводы
Каждый народ в своем историческом развитии выработал традиции социализации, которые обеспечивают передачу социального опыта народа от старшего поколения к подрастающему поколению, которые обеспечивают ему сохранение самобытности культуры народа и этнических особенностей.
Основой социализации кыргызского народа составляет «Адам болуу» — становление личности, — человека, полностью ответственного за судьбу своего народа, близких людей и за свою жизнь. «Адам болбой калуу» — это инфантильность человека, который не может ответственно вести себя в обществе, не может вести себя соответственно требованиям и нормам социальной жизни.
Исследования традиции социализации кыргызов по использованию их в современных условиях способствуют формированию этнокультурных ценностей у подрастающего поколения, позволяют выйти общество из духовно-нравственного кризиса.
Специальные научные исследования влияния СМИ на трансформацию традиции социализации кыргызского народа, способствуют сохранению традиции социализации и этнокультурных особенностей кыргызского народа, а также помогут решать проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, — такие, как беспризорность, бездушие, проституция, алчность и пр.
Литература:
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. Т.1. — С.165.
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект пресс, 2002. — С. 267–275.
- Мурзаев М. С. Глобализация и традиции социализации кыргызов. Молодой ученый (Россия) № 24 (104). 2015. С. 665–668.