Актуализация идей А. С. Макаренко в развитии личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 23.05.2024

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Ю. Ю. Актуализация идей А. С. Макаренко в развитии личности / Ю. Ю. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 202-207. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114471/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена рассмотрению актуальности идей А.Макаренко в развитии личности в современном контексте воспитания детей и их развития как полноценных членов общества. Соотношение методических разработок педагога с современными требованиями воспитательного и образовательного процессов.

Ключевые слова : личность, развитие личности, воспитание, семья, коллектив, общество, социализация, педагог, педагогика.

Введение . В современной России стоит задача защиты подрастающего поколения, главным инструментом которой является воспитание личности достойного гражданина. «Стратегия развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года направлена на решение задач развития высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности; формирования у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; поддержки единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания; поддержки общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей» [2, ст.11]. Еще одними из главных задач являются раскрытие потенциала и индивидуальных способностей ученика, предоставление возможностей реализоваться, как личность в современных условиях жизни. В связи с этими поставленными задачами возрастает значимость и потребность в педагогическом наследии воспитательных практик Антона Семеновича Макаренко, его теорий формирования гражданственности и патриотизма, воспитание, которое опирается на концепцию развития личности.

Актуальность темы исследования . В современной системе образования сделан акцент на личностный подход к каждому ребенку, воспитаннику. Понятие «личность» — актуальный предмет изучения современной психологии, изучение ее (личности) жизнедеятельности как неотъемлемой единицы общества и самореализации ее в этом обществе, развитие которого происходит быстрыми прогрессивными темпами. Личностью человек (индивид) не рождается, а воспитывается посредством предметной деятельности в обществе, которое и есть условием ее развития [3]. Воспитание в себе личности обусловлено активностью индивида в социальной системе в условиях взаимодействия с этой системой. Развитие личности неразрывно связано с ценностной ориентацией и наличием целей, мотивов, которые являются значимыми в определенном обществе. Повышение духовной организации человека повышает и психический уровень личности — сознательность и целенаправленность психических проявлений [3].

Из вышесказанного следует, что становление, развитие и воспитание личности без общества (коллектива) невозможно. Самореализация, как процесс реализации человеком своего потенциала в различных жизненных сферах, зависит от определенных условий и не может происходить в самом себе. Основными факторами самореализации личности являются: внутренние — собственные интересы в контексте восприятия окружающего мира; внешние — воспитание, взаимоотношения с родителями; общественные — социум, в котором родился и живет человек. Определяющим условием становления ребенка как личности, является благоприятная социальная среда, через взаимодействие с которой происходит формирование психики, освоение духовного и социального опыта.

Следует отметить современную тенденцию дефицита общения между людьми, обусловленную интенсивным развитием информационных технологий, что и привело общество к такому понятию, как «изолированная личность», как следствие — проблемы социализации, адаптации к сменившимся условиям жизни, нарушения гармоничного развития личности, а значит и преграды на пути к успеху как самого человека, так и государства, в котором он живет. Согласно психолого-педагогическим исследованиям были выделены такие изменения у современных детей, как резкое снижение когнитивного развития, рост эмоциональной неустойчивости и снижение желания действовать активно, сокращение в жизни ребенка сюжетно-ролевых игр, что приводит к снижению воли, произвольного внимания и мотиваций действий, потребностной сферы, снижение любознательности и воображения, невозможность составления и следования внутреннему плану действий, недоразвитие мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста, как следствие неразвитости соответствующих мозговых структур, значительное снижение социальной компетентности и невозможность самостоятельно принимать решения, рост «экранной» зависимости, сокращение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, неверия в себя, увеличение различных эмоциональных проблем, снижение избирательности внимания и невозможность адекватного оценивания ситуации, уменьшение объема памяти у подростков, астенизация телосложения и снижение мышечной силы, рост числа детей с основными формами психических заболеваний, детей с ограниченными возможностями здоровья, увеличение численности одаренных детей [9].

Новый социальный порядок подразумевает новые межличностные отношения и взаимодействия, основой которых является уважение потребностей и желаний других. Именно стремительно идущее вперед в своем развитии общество ставит задачи для воспитания в личности определенных качеств, которые отвечают требованиям этого общества. Отечественная культура, литература, как историческая память, дает нам возможность решить поставленные задачи успешного развития общества в органическом единстве с личностью. Поэтому стоит обратиться к педагогическому наследию Антона Семеновича Макаренко — одного из выдающихся учителей мира, писателя, философа, работы которого не теряют своей актуальности и в наше время. Воспитательные системы созданные Антоном Семеновичем были необходимостью его времени и были универсальны для любого возраста не зависимо от социальных условий жизни ребенка. По словам педагога можно быть уверенными в том, что к следующему поколению будут предъявлены другие требования, соответствующие времени [5]. Основной задачей воспитания и развития детей сегодня, как полноценных личностей, становится сохранение и возрождение условий, адаптированных к современности, в которых ребенок играет со сверстниками, проявляет познавательную активность, удовлетворяет собственное любопытство, развивает воображение и творческий потенциал.

Антон Семенович Макаренко считал благотворной почвой для успешного развития личности коллектив. Воспитание детей в коллективе способствовало развитию индивидуальности, накоплению у них жизненного опыта, самостоятельности, ответственности, дружелюбного отношения друг к другу, а ставя перед коллективом новые цели и задачи воспитывается целеустремленность ученика [5]. «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди». [4, ст.12]

Анализ последних публикаций . В статьях современных педагогических журналов по-новому представили взгляды педагога А. С. Макаренко относительно воспитания и развития личности в гармоничном единстве учебы, труда, досуга в определенном коллективе. Для психолого-педагогической деятельности актуальной и первостепенной является реализация социальных задач среди которых воспитание высоконравственной духовной личности соблюдающей традиционные ценности российского народа в его историко-культурной общности, раскрытие потенциала каждого гражданина и возможность его самореализации, преодоление социальных противоречий и поддержка достойного уровня жизни граждан, соблюдение моральных норм в обществе, обеспечение социально-экономического и культурного развития [7]. Акцентируется внимание на социальном воспитании, как процессе целенаправленного формирования тех качеств личности, которые являются значимыми в определенной социальной системе и в определенный исторический период, который диктует свои правила и ценности [6]. Ввиду того, что в XXI веке происходит перелом устоявшихся норм поведения, в педагогике вновь возникает необходимость обратится к методикам Антона Семеновича Макаренко, как к панацее способной излечить наше общество, направить развитие личности в нужном направлении раскрывая ее потенциал [6]. Авторы, опираясь на труд Антона Семеновича, делают акцент на умении педагога, воспитателя пересматривать свои взгляды и перестраиваться ради успехов своих учеников, идти «в ногу со временем» [6]. Обращаясь к фактическому материалу о благоприятном воздействии коллектива детского и семейного, авторы подтверждают немаловажную его роль в развитии личности, которая заключается в возможности практического освоения тех форм организации жизни, которые приняты в государстве. Исследователи идей Антона Семеновича Макаренко делают выводы, что для эффективного семейного воспитания необходимо обратится к практике взаимодействия с семьей: совместные родительские собрания, лекции и конференции для родителей, тематические беседы...(В. С. Третьякова, А. А. Фролов, В. С. Зайцев, В. А. Деревянкина, С. Я. Ермолич, 2022г.). В современной системе образования возникла необходимость объединения классических принципов воспитания и достижений современной отечественной педагогической науки. В частности, возвращение к принципу единства труда и исследовательской деятельности учеников. Эту идею Антон Семенович считал ключевой в своей системе воспитания. Немаловажным является воспитательное значение игры и искусства, рассматривая человека как создателя эстетически красивых, приятных предметов и связывая с экономическими перспективами будущего, та как рост индивидуальных потребностей говорит о том, что растет и внутренняя организация личности, требующая вследствии и качественных изменений условий существования. К педагогическим идеям Антона Семеновича Макаренко обращается и Мария Серена Веджетти — профессор из Рима, которая исследовала работы педагога в контексте завтрашнего дня, считая, что его работы являются основой для воспитания, которое опирается на «зону ближайшего развития». Автор указывает на проблемы в современном обществе запада, а именно «не хватает понимания Другого в любом типе воспитания, молодые люди являются индивидуалистами, так как единственными видами общения сегодня являются социальные сети, но при этом они чувствуют большое желание участвовать в любом виде коллективного общения» — М. С. Веджетти [10,ст.29]. В Италии была создана Итальянская Макаренковская ассоциация, по инициативе которой создан единственный Макаренковский летний центр, деятельность которого построена на системе воспитания и опыте А. С. Макаренко, осознавая главнейшую задачу построения будущего общества — «реализация глубоких изменений в социальной среде и в международных межличностных отношениях, борьбе за достижение справедливости и равенства» (М. С. Веджетти — 2022г.) [10,ст.29].

Изложение основного материала исследования . Актуализация различных идей Антона Семеновича Макаренко происходит в тот или иной период времени — тогда, когда в этом появляется необходимость. Труды А. С. Макаренко — это целостная система целенаправленного управления процессом формирования и развития личности, единство теории и практики педагогических аспектов. Педагог считал, что все методы стоит применять в системе и нельзя их членить, эта система заключается в гармоничном развитии личности и общества, единстве практически-преобразовательной деятельности и личностной концепции в социальной системе. В педагогической системе Антона Семеновича можно выделить несколько основных направляющих линий на пути становления полноценной личности — семейное воспитание, коллективно-трудовое воспитание, обучение наукам.

«Семья становится единственной первичной ячейкой общества, тем местом, где реализуется прелесть человеческой жизни, куда приходят отдыхать победные силы человека, где растут и живут дети — главная радость жизни» — А.Макаренко [4, ст.26]. Он считал, что внутрисемейные отношения являются базовым компонентом в семейном воспитании, ввиду широкого спектра функций семьи. На основе работ Антона Семеновича о семейном воспитании разработаны современные подходы в работе с семьей: компетентностный подход, технологический подход, ценностный, этический, нормативно-правовой, функциональный, просвещение и консультации на основе позитивных воспитательных практик [10, ст. 60]. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка, как личности принадлежит родителям. Они и есть первое окружение, несущее формирующую функцию, оказывают решающее влияние на восприятие мира, чувства и стремления, физическое и интеллектуальное развитие, совокупность ценностных ориентаций, семейных ценностей, установок, культуру общения ребенка, социально-психологическое здоровье, подготовку к полноценному функционированию в обществе [4]. Антон Семенович определял семью как естественный коллектив, а не случайное соединение членов общества, являющееся активной, изменяющейся социальной системой и поэтому выстраивал концепцию системного подхода работы с семьей. Он считал, что семья потерявшая признаки коллектива уже не может выполнять свою функцию организации воспитания и счастья [4]. На данный момент можно наблюдать низкий уровень развития родительской мотивации, нежелание овладевать навыками общения с детьми, плохая организация режима жизни ребенка. Родители часто осуществляют перенос своих личностных или профессиональных проблем на ребенка, что создает атмосферу неуспеха, беспомощности и безнадежности для него. В то же время растет стремление стать хорошим, эффективным родителем. «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, и значит, историю мира». [4, ст.3]. Актуальность этого высказывания прослеживается и сегодня. Педагог считал, что «рост и воспитание детей — большое, серьезное и страшно ответственное дело, если вы родили ребенка — это значит на много лет вперед вы отдали ему все ваше внимание, всю вашу волю и все ваши мысли». [4, ст.18]. Воспитание успешной личности предполагает затрату не только сил, но и времени. «Основной конфликт» — так назвал Антон Семенович отсутствие времени у родителей, для которых эти слова наиболее распространенная отговорка. Педагог писал: «Защищаясь от ответственности «основным конфликтом», они надеются на результат от целительных разговоров… Чтобы такая речь произвела положительное и полезное воспитательное действие надо, чтобы вами была выбрана интересная тема, чтобы ваша речь отличалась изобретательностью, сопровождалась хорошей мимикой и, главное, чтобы ребенок был терпелив и усидчив. Поскольку все эти обстоятельства редко совпадают, то и не стоит возлагать чрезмерных надежд только на разговоры» [4, ст.11]. Так как эта система «зудельщиков» давно исчерпала себя, не дав истории ни одной яркой личности, требует свободного времени, и это время будет потрачено впустую [4].

Широко распространенная в наши дни практика домашнего воспитания, «попытка некоторых родителей извлечь ребенка из-под влияния жизни и подменить социальное воспитание индивидуальной домашней дрессировкой — бессмысленна и безнадежна» [4, ст.13]. Педагог считал, что такой подход закончиться неудачей. Не должно быть «тепличного» воспитания, иначе ребенок не научится противостоять отрицательным воздействиям, могут появиться трудности с социализацией, ребенку трудно будет найти друзей. Образуется нравственная пустота. Как говорилось выше — гармоничное развитие личности может происходить только в обществе.

Стоит отказаться от деспотичного, авторитарного воспитания личности ребенка, такой тип воспитания приводит к пассивности и отсутствию инициативы, тревожности, неуверенности в себе, ощущение неблагоприятной ситуации в семье, дихотомическому мышлению, зависимости от общественного мнения, затруднению развития, эмоциональным и поведенческим нарушениям. Антон Семенович Макаренко писал: «Семья — не уединенная группа отцовских владений... Для каждого члена семьи определен и обеспечен в великолепном ассортименте, в государственном масштабе выбор путей и возможностей, и победоносное шествие вперед каждого человека зависит больше от него самого, чем от семейной мобилизации». [4, ст. 26]. Родители направляют, подсказывают, подают пример, советуют и помогают гармоничному развитию будущей успешной личности.

Антон Макаренко считал, что не стоит чрезмерно баловать ребенка и угождать всем его требованиям и прихотям, так как это может иметь более негативное влияние, чем нехватка внимания. Это может привести к невозможности побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. Несовпадение желаний и реальности может привести к нервным срывам. «Мы не имеем права считать потребностью каждую группу свободно возникающих желаний. Это значило бы создать простор для каких угодно индивидуальных припадков, и в таком просторе возможна только индивидуальная борьба со всеми последствиями, печально из нее вытекающими. Главное из этих последствий — уродование личности и гибель их надежд. Это старая история мира, ибо капризы потребностей — это капризы насильников» [4,ст. 35].

«Система единственного ребенка», воспитание принцев и принцесс — это принципы игры воображения родителей, которые не хотят осознавать, что успех такого воспитания ложный. Так как, по их мнению, принцу (принцессе) обязательно нужно быть у власти, им положено по определению богатство, почет и любовь людей, красота и надежное будущее. Ему непременно должна сопутствовать удача, безграничное и неоспоримое счастье [4, ст.88]. Заблуждения таких родителей заключаются в мнении о том, что воспитать «большого человека» можно только если подарить ему (ребенку) одному всю любовь отца и матери. Для таких родителей семья это тонкая, глубокая работа, требующая полной концентрации внимания и творчества на одном ребенке. В таких случаях семья теряет свое воспитательное значение. А перед родителями стоит исключительно сложная задача. Дети становятся эгоистами, уверенными в собственной исключительности, центром семьи, ее религией. Такая личность может приобрести не совсем ожидаемые родителями черты — холодный эгоизм, увертливость, фальшивая вежливость, карьеризм и безразличие ко всему человеческому. И чтобы не началась, не заметная для родителей, перегруппировка сил в семье — воспитание родителей ребенком, стоит пересмотреть свои взгляды. Антон Семенович считал большим заблуждением всеобъемлющую любовь к одному ребенку [4].

В контексте реализации федерального проекта «Образование», ключевой целью которого является «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, содействие ускоренному техническому развитию детей и реализация научно-технического потенциала российской молодежи», исследователи в области общеобразовательных дисциплин предлагают обратится к работам А. С. Макаренко о формировании единого трудового, воспитательного, образовательного коллектива педагогов и воспитанников, который будет благоприятной средой для развития личности. Педагог основной движущей силой воспитания сильной личности считал коллектив, можно выделить основные законы предназначенные для достижения поставленной цели: закон развития или движения коллектива; целеустремленность — цели будут реализованы при желании и готовности к их достижению; закон взаимной ответственности, который предполагает проявление определенного стиля и правил отношений в коллективе [7]. Антон Семенович разработал приемы воспитания через коллектив: «прием параллельного действия», заключающийся в воздействии на личность через коллектив, он считал, что нельзя воспитать человека воздействием одной личности [5, 7]. Прием «эмоционального взрыва» — ситуация, когда происходит столкновение интересов личности и коллектива, выражающееся в общем недовольстве и осуждении, это лишает возможности человека сопротивляться требованиям, которые предъявляет коллектив. Цель этого приема — измениться и стать частью коллектива или покинуть его. Но применение этого метода требует педагогического мастерства [5, 7]. Одной из идей Макаренко является прием оптимистической перспективы — вера в успех учеников в достижении цели, что создавало позитивную атмосферу. Сегодня этот прием называется «ситуация успеха» — внутренняя мотивация и движущая сила развития личности. Антон Семенович верил в своих воспитанников, в их успех. Педагог сумел решить и некоторые организационные задачи с помощью технологии управления путем создания в коллективах органов самоуправления, которое на современном этапе существует в формальном виде. Поэтому не только ослабевает влияние ученического самоуправления на жизнь школы, но и ослабевает единство педагогического и ученического коллективов в решении вопросов школьной жизни. По мнению педагога, вовлечение учеников в самоуправление школы или в деятельность общественной организации способствует формированию активной гражданской позиции [5, 7]. Антон Семенович в организации самоуправления руководствовался поиском решений в вопросах жизнедеятельности коллектива. Детское самоуправление должно основываться на конкретной деятельности определенного коллектива это основа принципа целесообразности. Чем разнообразнее виды деятельности коллектива, чем сложнее условия жизни коллектива, в которых участвуют дети, тем разнообразнее формы управления — это принцип движения или динамизма. Организационные вопросы должны соответствовать возможностям и возрасту детей, степени развитости коллектива [5, 6]. В нашей стране с целью патриотического воспитания молодежи, формирования у нее активной гражданской позиции и осознания ею ответственности за свое будущее и будущее страны в настоящее время создаются общественные организации детей и молодежи согласно принципам которых детей и молодежь разных городов и возрастных групп объединяют общие цели и идеи, вот некоторые из них: проводить государственную политику в интересах детей и молодежи; содействовать воспитанию детей, их профессиональной ориентации, организовывать досуг детей и молодежи; создавать возможности для развития и самореализации детей и молодежи; содействовать формированию их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей народов Российской Федерации; формировать активную гражданскую позицию на основе любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, бережного отношения к окружающей среде, чувства ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества [8]. По мнению Антона Семеновича Макаренко, воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины должно происходить в коллективе [5]. Необходимо, чтобы коллектив все время двигался вперед в результате чего происходит включение учеников в социальную совместную деятельность, систематическая связь детского коллектива с обществом. По мнению Антона Семеновича для развития коллектива необходимо стремление его членов к новым целям — «система перспективных линий», иначе коллектив перестает существовать [6]. Следуя этой идее, в нынешних школах проходят разнообразные конкурсы, олимпиады, создаются школьные интернет-газеты, блоги учеников и учителей, тематические недели, которые объединяют детей и заставляют не отставать от происходящего. Также разработана такая инновационная технология, позволяющая ученикам работать вместе на уроке, но в то же время не забывать об индивидуализации — коллективный способ обучения (КСО) по разработке А. Г. Ривина — это такая форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого [1, ст. 16]. При этом важная роль отводиться педагогу или воспитателю, который не должен быть лишен творческой свободы, а надзиратель не принесет ничего, кроме вреда самому ученику и коллективу в целом. А. С. Макаренко считал едиными воспитание и жизнь общества, коллектив и личность, при этом ученик как создатель или творец, а не как объект педагогического воздействия. Считал, что развитию личности способствует трудовой коллектив педагогов и воспитанников. Но речь не идет о всецелом погружении в труд физический всем коллективом, а речь о закреплении социальных связей, взаимной ответственности, нравственности [6]. При этом важным моментом должен быть позитивный настрой, «мажорный тон» учеников, взаимоуважение параллельно с требованиями, что и способствует сплочению детей и созданию оптимистической атмосферы в коллективе.

Трудовое воспитание, по мнению Антона Семеновича, играет не последнюю роль в становлении личности как гражданина потому, что в ходе трудовой деятельности формируются такие качества личности как ответственность, обязательность, способность достигать намеченной цели, эти качества и определяют перспективы самореализации человека в жизни [5, 6]. Педагог считал, что труд необходимо объединять с обучением наукам. Овладевая основами наук, дети не только приобретают знания о природе и обществе, но и развивают свое мышление, навыки умственной деятельности, развивают речь, воспитывают в себе качества научного мировоззрения, характера и поведения [5; 7]. В настоящее время актуальными являются вопросы экологического, природосберегающего воспитания, что связано с развитием программ освоения природных ресурсов. Антон Семенович Макаренко также обращается к воспитательному потенциалу природы, который способствовал формированию мировоззрения личности, педагог пытался достичь успешного воспитания не только привлекая детей к труду, но и увлекательными путешествиями, туризмом, что способствовало развитию разнообразных духовных потребностей, положительного и реального отношения к окружающей действительности. Антон Семенович работал над созданием культурного сельскохозяйственного производства, активно вовлекая в эту деятельность своих воспитанников [10, ст.112]. Но, не смотря на потребительский подход педагога к природе, мы можем использовать его опыт для формирования у детей стремления к заботе о сохранении и приумножении достояния общества, воспитании в себе бережливого отношения к природе путем привлечения детей к экологическим проектам, трудовым десантам… Труд — необходимый фактор развития и воспитания личности, но сейчас речь о воспитывающем труде в школе не идет. Труд запрещен, как что-то крайне нежелательное, а как следствие и ответственность, и организованность выпадают. Осталось только обучение, а в качестве результата — отметка или место в рейтинге. Поэтому в Федеральный Закон об образовании внесено важное направление, которое заключается в воспитании у детей уважения к труду, формировании гуманистических ценностей, популяризации актуальных знаний и умений. По словам Антона Семеновича, труд развивает умение ориентироваться, планировать, беречь время, добиваться высоких результатов [6]. Еще с младшего возраста детям можно поручать некоторые задания, рассчитанные на длительное время соответственно возрасту и по силам. Домашние обязанности на регулярной основе будут способствовать формированию чувства ответственности за выполнение порученного задания, а также помогает бороться с ленью, которая способствует развитию безнравственности, что в наше время достаточно распространенное явление среди детей и подростков. А если труд будет творческим, то ребенок с радостью будет включаться в процесс. Труд способствует духовному и психическому развитию считал великий педагог [5; 6].

Большое значение в воспитательном процессе Антон Семенович придавал игре [5]. С помощью игры ребенок познает окружающий мир, учится определять значение не только предметов, но и людей. Современные дети все меньше играют во дворе со сверстниками, все больше дома в виртуальном пространстве. Конечно, трудно переоценить пользу современных технологий для человека, но все же есть и негативная сторона цифровизации человека, а именно исчезает само понятие личность, человек превращается в ник, аватар, цифру, внесенную в компьютерную сеть. А при отсутствии временных рамок компьютерные игры приводят к оторванности от реальности, что может привести к нервным срывам при смене привычной среды обитания человека –выход за пределы «зоны комфорта» и несовпадении виртуального с реальным. В компьютерных играх дети становятся героями, сильными, отважными, умными, побеждающими врагов, но нет понимания дружбы, нет взаимодействия с другими детьми вживую. В виртуальной игре все события происходят по желанию ребенка, преобладает «я хочу» над всем другим, реальным. Слишком глубокое погружение в виртуальную реальность содержит для ребенка серьезную опасность. Ролевая игра — один из важнейших компонентов воспитания и развития личности. Посредством игры, не виртуальной, адаптированной к существующей реальности, ребенок познает мир. Игра — вид деятельности, в котором имеет значение сам процесс, а не результат, способствует физическому развитию, умственному и нравственному воспитанию детей. В процессе игры большое значение имеет родитель, который должен быть не просто наблюдателем, а активным участником игры, в ходе которой способствует активизации творчества ребенка, развитию тех или иных навыков, формированию бережного отношения к игрушкам и порядку, способности доводить дело до конца, способствует формированию разносторонних стремлений и интересов. Далее следует игра, которая способствует нахождению новых интересов в подростковом возрасте на школьной арене, где дети заводят новых друзей. Их игра становиться более организованной, имеющая определенные задачи (вместо игрушек), решение которых требует дисциплины и логического мышления. Здесь уже не родители, как активные участники, а педагоги как помощники. И конечно же игра, суть корой сводиться к зарождению высокой культуры деятельности, определение ребенком себя как члена коллектива, в котором он воспитывает в себе духовную культуру, ценности, культуру общения, ответственность. В игре ребенок учиться управлять собой, жить в коллективе, соблюдать правила, помогать товарищам, считаться с интересами других [5]. Антон Семенович считал, что не следует играть в одну и ту же игру, нужно создавать комплекс игр, так как одна игра не может обеспечить успеха в достижении целей [5]. На современном этапе развития общества игры значительно изменились, используя идеи великого педагога нужно лишь адаптировать их к нашему времени, это могут быть игры подвижные и интеллектуальные, в которые играли бы современные дети. Педагог был убежден, что игры должны быть яркими, оригинальными и будучи подготовкой к труду, должны плавно переходить в трудовую деятельность, так как в процессе игры формируются качества будущего работника и гражданина.

Вывод . Педагог — ключевая фигура в воспитании личности, так как ученик смотрит на него как на пример, авторитет, который стремится привить ребенку интерес к школьной жизни, к творчеству, к труду и знаниям, любовь к Родине, уважение к другим людям и к самому себе. Таким учителем был Антон Семенович Макаренко. И современные учителя стремятся к этому, многие следуют этим идеям и принципам воспитания великого отечественного педагога, который внес ощутимый вклад в методологию педагогики своими исследованиями на практике. На основании вышеизложенного анализа публикаций и литературы, можно сделать вывод, что системы воспитания и развития личности, разработанные Антоном Семеновичем — необходимость времени, и нашего времени в частности, его идеи остаются актуальными и сегодня. Психолого-педагогическое наследие педагога представляет собой целостную систему целенаправленного управления процессом формирования и развития личности. Воспитание в его системе было приоритетным по отношению к учебе, но не отставало от последних достижений науки и техники. Приемы, разработанные Антоном Семеновичем, основываются на сплочении детей в коллективе и с помощью труда. В таких условиях есть возможность воспитать и сформировать нравственность, гуманность, чувство патриотизма у детей. Развитие общества на современном этапе обеспечивают прежде всего самостоятельные и активные личности, которым присуща индивидуальность и способность быстро и нестандартно решать возникающие проблемы. Главная заслуга Антона Семеновича Макаренко — разработанная им методика воспитания, основой которой являлся коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями, это и служит благоприятной средой для развития личности. Конечной целью такого воспитания мы видим, гуманность, доброжелательность, требовательность к себе, ответственность.

Литература:

  1. Реализация технологии коллективного способа обучения в условиях модернизации образования / Бондаренко И. А., Логинова Л. В., Осипов Р. А. Педагогические исследования и разработки 2020: сборник статей IV Международного научно-исследовательского конкурса. — Пенза: МЦНС «Наука и просвещение».– 2020. — 52с.
  2. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования.URL:http://static.government.ru/media/files/GcesxuJAI13AntFYxDYzpnoNgsv7T1vX.pdf
  3. Ефимова Л. С. Понятие личности и условия ее формирования. Журнал Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики/Социальная психология. — N3(38) — 2012г.
  4. А.Макаренко. Книга для родителей. Гос. издательство «Художественная литература». М.: 1937–330с.
  5. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. М.: Педагогика, 1983. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Лекции_о_воспитании_детей_(Макаренко)
  6. Гасанова Р. Р., Маркова Г. А. Современные методы педагогических взглядов А. С. Макаренко. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании». Журнал Современное педагогическое образование. N11–2019г.– Москва.
  7. Третьякова В. С. Ретроинновации: творческое осмысление идей А. С. Макаренко в контексте современности// Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — N3. — с. 26–34. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании».
  8. Устав Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых». (ред.2). Москва — 2022г. URL: https://topuch.com/protokol-1-ot-18–19-dekabrya-2022-g-ustav-obsherossijskogo-obs/index.html
  9. Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы// Национальный психологический журнал — 2010. — N2(4) — с.6–11.
  10. Воспитательная система А. С. Макаренко как основа организации коллективного производственного труда и продуктивной деятельности детей и подростков: сборник статей участников Международной научно-практической конференции (1 апреля 2022 г.) / науч. ред. А. Ю. Федосов. — Москва, ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2022. — 184 с.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие личности, ребенок, коллектив, воспитание, время, личность, общество, родитель, труд, воспитание личности.


Похожие статьи

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Лингводидактический аспект педагогической системы К. Д. Ушинского

В статье исследуется взгляды К. Д. Ушинского на функции родного языка в сохранении национальных основ образовательной системы России, развитие языковой эрудиции и культуры, роль женщины в трансляции народно-языковой самобытности.

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Педагогическая культура родителей как социально-педагогическая проблема

В данной статье рассмотрена проблема формирования педагогической культуры родителей. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы знаний у родителей для формирования полноценной личности ребенка.

Актуальность педагогических идей К. Д. Ушинского для современного образования

Данная статья посвящена значимости педагогических идей К. Д. Ушинского в современной системе образования. На примере заданий урока истории показывается, как направления педагога используются в образовательном процессе.

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Этнопедагогические аспекты в формировании интеллектуальной нации

В научной статье рассматриваются этнопедагогические аспекты современной системы образования и важная роль привития национальных духовных качеств в воспитании подрастающего поколения.

Идеи педагогики и воспитания в наследии Л. С. Выготского

Статья посвящена осмыслению вклада Л. С. Выготского в развитие отечественной и мировой науки, учению о возрасте как единице анализа детского развития.

Пути и способы развития методологической культуры обучающихся

Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...

К вопросу об образовательных системах и развитии личности

Похожие статьи

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Лингводидактический аспект педагогической системы К. Д. Ушинского

В статье исследуется взгляды К. Д. Ушинского на функции родного языка в сохранении национальных основ образовательной системы России, развитие языковой эрудиции и культуры, роль женщины в трансляции народно-языковой самобытности.

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Педагогическая культура родителей как социально-педагогическая проблема

В данной статье рассмотрена проблема формирования педагогической культуры родителей. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы знаний у родителей для формирования полноценной личности ребенка.

Актуальность педагогических идей К. Д. Ушинского для современного образования

Данная статья посвящена значимости педагогических идей К. Д. Ушинского в современной системе образования. На примере заданий урока истории показывается, как направления педагога используются в образовательном процессе.

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Этнопедагогические аспекты в формировании интеллектуальной нации

В научной статье рассматриваются этнопедагогические аспекты современной системы образования и важная роль привития национальных духовных качеств в воспитании подрастающего поколения.

Идеи педагогики и воспитания в наследии Л. С. Выготского

Статья посвящена осмыслению вклада Л. С. Выготского в развитие отечественной и мировой науки, учению о возрасте как единице анализа детского развития.

Пути и способы развития методологической культуры обучающихся

Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...

К вопросу об образовательных системах и развитии личности

Задать вопрос