This article focuses on specific features of qualitative research and qualitative methods, traditions of communication and interaction of Kyrgyz people and also how to use the method of ethnomethodology to study the traditions of Kyrgyz people socialization.
Theoretical analyse of gualitative methods’ usaage in people pedagogics research showed that these methods assist-to deep and detailed material research, the results allow to spiritual and ethnic pecularities of Kyrgyz people which assisted to save people in different historical periods as ethnic ones, also the ways of Kyrgyz people tradition usage socialization in individual formation of growing generation in globalization conditions.
Keywords: qualitative research, qualitative method, ethnomethodology, socialization, traditions of socialization, formation of personality, pedagogic culture of the people, traditions of communication and interaction of Kyrgyz people.
Актуальность статьи заключается в том, что в условиях глобализации идет процесс усиленного влияния массовой культуры на сознание людей в современном кыргызском обществе, порождая неблагоприятные явления в общественной и духовной жизни народа. Изучение условий социализации кыргызов является актуальным, а использование в ней качественных методов исследования позволит найти эффективные направления внедрения лучших традиций социализации кыргызов в современных условиях, а также путей, способствующих искоренению пагубно действующих факторов на духовную жизнь подрастающего поколения.
Материал иметодика исследований. Встатье проводится теоретико-методологический анализ литературы по использованию качественных методов при исследовании традиций социализации кыргызского народа, отраженных в практике (средствах) народной педагогики.
Результаты исследований иих обсуждение. Теоретический анализ литературы по использованию качественных методов исследовании и качественного анализа показали, что эти методы способствуют глубокому и детальному исследованию материалов народной педагогики кыргызов. Полученные результаты могут быть использован в исследование этнокультурные особенности воспитания подрастающего поколения и в воспитательных работах в общеобразовательных школах, средних и высших образовательных учреждениях.
Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять своe место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Социализация — это «очеловечивание» под влиянием воспитания [10].
Социализация — это усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. «Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного быта …, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий» [8, с.165].
В социализации и становлении личности огромную роль играют социальные институты (группы, которые приобщают личность к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта) [2, с.275].
В процессе социализации личность усваивает общественные нормы и требования социального поведения, а также правила поведения в своей социальной группе.
В процессе социализации старшее поколение сохраняет и передает подрастающему поколению менталитет и привычки поведения своего народа в широком аспекте, способствуя ему приобретать этнокультурный и социальный опыт своего этноса в таких социальных институтах, как семья, школа, группа друзей, радио, телевидение, СМИ и др. [7, с.666]
Традиции социализации: социальные институты, социальные агенты, факторы социализации и средства социализации, формы, методы, пути социализации подрастающего поколения формировались в историческом развитии народа, которое отличается своеобразием у каждого народа [7, с. 666].
Традиции социализации, обеспечивая преемственность поколений, являются одним из основных рычагов сохранения самобытности народа в исторически сложных ситуациях.
Традиции социализации кыргызов формировались в длительный исторический период развития народа, который осуществлял передачу национальных особенностей из поколения в поколения и способствовал тем самим сохранению своей этничности и самобытности культуры народа.
Социализация у кыргызов своеобразна и неповторима, отличается разнообразием и многоаспектностью, богатством содержания и методов. На развитие традиций социализации влияли исторические условия развития, философия и образ жизни кыргызского народа [6, с. 77].
Качественный анализ количественных данных является естественной и неотъемлемой частью любого эмпирического исследования, но кроме количественных данных в социологических и психологических науках используются качественные данные, которое составляют ядро качественных исследований.
Исследования такого характера отличается своеобразием теоретических оснований, этических установок, методологических решений, используемых принципов и процедур. Это определенный подход к порождению знания [9, с. 18].
Качественные данные — это любая информация, собираемая исследователем, которая выражается не в числах, а словах: некоторое содержание, выделяемое исследователем из протоколов наблюдения, интервью, документов и аудиовизуальных материалов и формулируемое, кодируемое и передаваемое им словесно. В этом смысле, качественные исследования — это исследования, которые преимущественно или исключительно используют слова в качестве данных и средств анализа [9, с. 19].
Основными методологическими и этическими принципами, а также специфическими особенностями качественных методов исследования являются:
1) предпочтение полевой формы работы;
2) обращение к социальному контексту;
3) стремление к богатству и холизму описания;
4) интерес к единичным случаям;
5) индуктивный подход к данным;
6) гибкость и отсутствие жесткой стандартизации;
7) трактовка исследуемого человека как эксперта;
8) повышенное внимание к языку;
9) ориентация на изучение смыслов и переживаний
10)опора на рефлексивность исследователя.
Психологические феномены рассматриваются с учетом особенностей сообщества людей, которым они присущи, их языка, коммуникативных и широких культурных практик, их образа жизни, истории, форм распределения власти в обществе и т. д. [9, с. 20].
Одним из методов качественного исследования является этнометодология.
Понятие «этнометодология» ввел Г. Гарфинкель. Под «этносом», в отличие от традиционного понимания в названии термина имеется в виду любая общность людей, под «методами» понимаются способы взаимодействия людей по неписаным правилам поведения, которые регулируют их повседневную жизнь, а «логос» — это знание, теория.
По мнению Д. Абельса, Г. Гарфинкель ввел понятие этнометодологии сознательно по аналогии с этнографией, предметом которой является знание, с помощью которого представители примитивных обществ овладевают явлениями в окружающей предметной среде. Замысел этнометодологии является сходным: обнаружить методы (средства), которыми пользуется современный человек в обществе для реализации всего многообразия повседневных действий [3, с. 217].
Этнометодологов прежде всего интересует: 1) как организуется и совершается практичное повседневное взаимодействие людей; 2) как эти действия с помощью общения понимаются и интерпретируются, какой им придается смысл. При этом их не интересует, почему люди совершают некоторые действия. Их интересует, как они это делают [3, с. 217].
Этнометодология постулирует определенные теоретические допущения, например, отождествление социального взаимодействия с речевой коммуникацией и исследования — с интерпретацией действий собеседника и др., т. е., в центре внимания этнометодологии находится коммуникативное взаимодействие — социальная интеракция людей, анализ отдельных конкретных случаев коммуникативного взаимодействия конкретных индивидов в их обыденной повседневной жизни. Совершение и осмысление поступков в процессе коммуникативного взаимодействия определяется как создание людьми своего «социального мира». Люди рассматриваются как постоянно формирующие и созидающие свой социальный мир во взаимодействии и общении с другими людьми. Исследовать эти процессы, по мнению этнометодологов, можно только методами, разработанными в «субъективистской» традиции. Это прежде всего интерпретационный метод, когда исследователь вместе с испытуемым в ходе беседы пытается найти тот смысл, который последний придает своим словам и поступкам [3, с. 217].
Огромное внимание в этнометодологии уделяется анализу самых разнообразных форм коммуникации, особенно разговорного языка. Взаимодействие и общение есть непосредственная реальность общественных отношений. Поэтому наблюдение, взаимодействие и общение людей в жизни позволяет выявить особенности реальных общественных отношений кыргызского общества в современных условиях.
Эмпирические материалы, которые имеются в кыргызском фольклоре, являются кладезем народной мудрости по воспитанию подрастающего поколения, в которых отражен многовековый опыт.
Кыргызский фольклор, который отражает огромный педагогический опыт и традиции воспитания подрастающего поколения, выработанный народом в течение долгого исторического времени, является материалом для качественного анализа, использованием метода этнометодологии. Н: Поговорки и пословицы, представляющие собой подлинный кладезь народной мудрости, всегда выступали как народный кодекс морали и чести. Лаконичные по форме, глубокие по содержанию, безупречные по своей стилистике — они являлись важнейшим средством воспитании и социализации личности и оказывали сильное эмоциональное воздействие на детей [4, с. 15–16].
Традиции общения и взаимодействия кыргызов отличаются специфическими особенностями, это обусловлено древностью народа и сохранением до сегодняшнего дня элементов традиции и обычаев кочевого образа жизни и мышления. Поэтому исследования традиций общения и взаимодействия кыргызов в повседневной жизни методом этнометодологии являются актуальными и результаты таких исследований позволяют выявить духовные особенности и неповторимые черты характера народа, которые способствовали народу сохранить себя как этнос в различных исторических периодах развития народа, а также найти пути сохранения самобытности культуры кыргызского народа в условиях глобализации.
Мы считаем, что использование метода этнометодологии в исследовании традиций социализации кыргызов, позволяет выявить специфические особенности традиции социализации с этнопсихологического и этнопедагогического аспекта. Н: У кыргызов любовь матери, к детям эмоционально выражалась в нежных и ласковых колыбельных песнях (бешик ыр). В них содержатся уговоры не плакать, различные пожелания ребенку, биографические моменты из жизни матери и близких ребенка, личные переживания матери, пересказы сказок [1, с. 264–265].
На наш взгляд, использование метода этнометодологии в изучении традиций социализации кыргызов позволит, раскрыть важные социально-психологические механизмы взаимодействия индивидов в малых группах на межличностном уровне, а также взаимодействие людей в больших группах на межгрупповом уровне [6].
В социализации детей, благоприятные последствия имели также традиции народного милосердия, особенно традиции заботы о сиротах. Есть добрый обычай у кыргызов — усыновление детей. «Бала тапкандыкы эмес баккандыкы» (Родной не тот, кто родил, а тот, кто вырастил) гласит народная пословица. Общепринятый порядок требует, чтобы усыновленные дети росли в семьях как родные, и в свою очередь, к родителям они проявляли такую же заботу. Нарушение обычаев предков заслуживало всенародного осуждения [5].
Исследование традиции социализации кыргызов позволить показать влияние языка (родного, близкого к родному и иностранного) в формировании характера человека, развития его интеллекта, и этнической идентичности.
Исследования традиции социализации кыргызов позволяют определить виды и типы социальной роли и референтной группы, которые влияют на социализацию человека в кыргызском обществе.
На материале традиции социализации кыргызов можно исследовать эволюцию развития традиции взаимодействий различных племен и родов кыргызского народа, проанализировав их, можно вывести теоретические обобщения в этнопедагогическом и этнопсихологическом аспектах.
Этнометодологией осуществляется анализ символов различных видов и форм. Поэтому метод этнометодологии можно использовать при исследовании символов, в кыргызских эпосах Н: символы эпоса «Манас».
Резюме
Глобализация и массовая культура, а также культурная и информационная экспансия, усиления влияния массовой культуры на сознание людей в современном кыргызском обществе порождала безнравственность, бездуховность, цинизм, жестокости, равнодушие и др. Поэтому, чтобы глобализация не нанесла ущерб национальным ценностям кыргызов, необходимо усилить воспитание подрастающего поколения на традициях социализации кыргызов, основной акцент делая на формировании этнокультурных особенностей у них.
В исследовании социализации кыргызов огромную роль играт качественные методы исследования который способствуют выявления воспитательные возможности их и оптимально использовать ее в формирование личности подрастающего поколения в образовательных системах Кыргызстана.
Исследование проблем традиций социализации кыргызов качественными методами поможет решать проблемы этнокультурного воспитания подрастающего поколения в условиях глобализации,
Использование качественных методов исследования традиций социализации в решении современных проблем позволит решать многие проблемы воспитания подрастающего поколения, — такие, как бездуховность, жестокости, алчности, равнодушие, беспризорность, проституция, отношения между поколениями и воспитание детей на традициях народа в условиях глобализации и пр.
Исследование традиций социализации кыргызов качественными методами поможет обществу найти научно-методически обоснованные пути выхода общества из духовного кризиса в современных условиях.
Теоретический анализ литературы по использованию качественных методов исследований и качественного анализа показали, что эти методы способствуют глубокому и детальному исследованию материалов народной педагогики кыргызов. Полученные результаты таких исследований можно использовать в общеобразовательных школах, средних и высших образовательных учреждениях.
Теоретический анализ литературы показал, что использование качественных методов исследования способствует глубокому анализу традиций социализации кыргызов, выявить их специфические особенности и научно обосновать использование ее в дальнейшем в процессе социализации подрастающего поколения в рыночных условиях.
Литература:
- Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко- культурные связи. — Фрунзе: Кыргызстан, 1990. — 480 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. -М.: Аспект пресс, 2002. -С. 275.
- Андреева Г. М., Петровская Л. А., Богомолова Н. Н. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 288 с.
- Исаев А. А. Прогрессивные традиции народной педагогики в идейно-нравственном воспитании учащихся в школах Киргизии в годы Великой отечественной войны: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 — Казань, 1990. — 19 с.
- Муратов А. Ж. Чынгыз Айтматов — жазуучу-этнопедагог. — Б.: 2006. — 204 б.
- Мурзаев М. С. Сапаттык изилдъълър жана аны колдонуу маселелери. Известия КАО. -2012. -№ 1 (21). –С 76–79.
- Мурзаев М. С. Глобализация и традиции социализации кыргызов. Молодой ученный № 24 (104) / 2015. — С 665–668.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. Т.1. — С.165.
- Улановский А. М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы. Психологический журнал. — Том 30. — № 2. — 2009. — С. 18–28.
- Человек в системе наук. — М., 1989. -460 с.