Этнические особенности социальных институтов социализации кыргызов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 28.04.2016

Статья просмотрена: 504 раза

Библиографическое описание:

Мурзаев, М. С. Этнические особенности социальных институтов социализации кыргызов / М. С. Мурзаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1002-1005. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28877/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются этнические (национальные) особенности традиции социализации и формирование личности, особенности традиции социализации, социальных институтов у кыргызов и проблемы их исследования. Анализируется «кыргызчылык», традиции родственных отношений кыргызов как социальные институты социализации и раскрываются их воспитательные возможности, а также описаны особенности социализации подрастающего поколения традициями народа в современных условиях.

Ключевые слова: глобализация, социализация, социальные институты, этнические особенности, формирование личности, традиции социализации, «кыргызчылык», традиции родственных отношений, народная педагогика.

Some specific tradition socialization peculiarities of Kyrgyz people, research and leenager’s generation forming problems in modern life are reviewed in this article.

Key words: socialization; formation of personality; folk pedagogy; ethnic consciousness; tolerance and formation of tolerance.

Взаимодействие и взаимовлияние человека и общества являются одним из атрибутов жизни. Эти процессы взаимодействия и взаимовлияния человека и общества находятся в постоянном развитии и изменении. В результате они имеют различные формы и характер в зависимости от исторического периода развития человечества.

Общество и cоциальная группа передают становящейся личности систему норм и ценностей посредством знаков. Жизнь человека проходит в процессе приспособления (адаптации) к своей социальной группе, к обществу в целом. По мнению Б. Ф. Поршнева общество «… совершенно особая сила — специфически человеческие отношения и взаимосвязи. Нет этого — и человек все–таки остается животным, хотя и очень тонко приспособляющимся к среде» [1].

Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемый в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [2. 267].

А. А. Реан определял социализацию как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта; процесс социализации, по его мнению, неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Он указывает, что человек, будучи частью социума, приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Вместе с тем «социализация не может рассматриваться как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта... Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным... Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт» [3].

Л. В. Мардахаев определяет социализацию человека «как развитие, становление личности, формирование его сознания (на основе языка, социальных ценностей, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе), усвоение социальных ролей и опыта поведения (норм, установок, образцов поведения), овладение стилем социального общения и проявления, с учетом возраста, своеобразия среды и самоактивности» [4. 22].

Социализация личности включает в себя формирование и развитие личности, которые определяются совокупностью условий социального существования человека в данной исторической эпохе. Роль социализации в сохранении и передаче народных традиций воспитания огромна.

Каждый народ в своем развитии выработал специфические традиции социализации.

Традиции социализации: социальные институты, социальные агенты, факторы социализации и средства социализации, формы, методы, пути социализации подрастающего поколения формировались в историческом развитии народа, которое отличается своеобразием у каждого народа.

В социализации и становлении личности огромную роль играют социальные институты.

Группы, которые приобщают личность к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, называются социальными институтами [2. 275]. К социальным институтам относятся семья, школа, группа друзей, трудовой коллектив, учебные заведения и пр.

Социальные институты каждого народа имеют специфические особенности по структуре, содержанию и функциональным возможностям.

Кыргызский народ, как и другие народы, в своем историческом развитии выработал и развивал своеобразные социальные институты.

У кыргызов такие социальные явления (феномены), как землячество, соседство, кыргызчылык, родство имеют воспитательную функцию и выступают как социальные институты, так как они выполняют роль передачи общественных норм отношений и правил поведения подрастающему поколению.

В жизни кыргызов важную роль играет родство, родственные отношения. Этнические особенности кыргызов формируются в историческом развития народа. Кочевой образ жизни являлся основным условием и фактором в формировании этнических особенностей кыргызов. Некоторые традиции кочевого образа жизни сохраняются и продолжают сильно влиять на жизнь кыргызов в целом, в частности на социализацию подрастающего поколения. Сегодня в условиях постиндустриального общества и в век информационных технологий в социализации личности у кыргызов огромную роль играют традиции родственных отношений.

Одним из таких факторов является социальный институт родовых отношений кыргызов. Т. е. важным из социальных институтов, влияющих на социализацию личности у кыргызов являются родственные отношения.

В родо-племенном и феодальном обществе у кыргызов возникли родственные отношения и интенсивно развивались, это было связано с образом жизни, условиями жизни кочевников. Родственные отношения основаны на близких родственных связях: оказание помощи родственникам и ожидание помощи от родственников при проведении свадеб, похорон и других обрядов, помощь сиротам и одиноким людям, помощь бедным.

Родственные отношения у кыргызов основаны на следующих принципах:

  1. Уважительное отношение к своим родственникам (постоянно поддерживать хорошие отношения с родственниками).
  2. Взаимопомощь и взаимоподдержка родственников.
  3. Не отказывать в просьбах родственников, оказывать им посильную помощь.
  4. Ожидание помощи от родственников.
  5. Уверенность в том, что родственник не оставит в беде.

Родственные отношения основаны на гуманизме, взаимопонимании и взаимоподдержке. Родственные связи ─ это очень близкие общественные отношения людей и выполняют различные функции в жизни кыргызов. Одной из функции родственных отношений является социализация подрастающего поколения. Поэтому родственные связи кыргызов можно рассматривать как традиции, средство и фактор социализации.

Прежде всего все нормы родственных отношений передаются через родственные связи, адаптируют детей к образу жизни кыргызов. В своем историческом развитии кыргызы выработали особую систему отношения к детям и систему их воспитания. У кыргызов имеется очень много пословиц о сущности воспитания детей: «Бала тапкандыкы эмес, баккандыкы». Это говорит о том, что воспитание ребенка, т. е., «Адам кылуу» («сделать из него человека») — более сложная, трудная работа, чем его рождение.

Культ детей у кыргызов выражается и в родственных отношениях. Родственник никогда не бросает в беде детей своих родственников, также в традиционном обществе каждый член общества считает себя ответственным за судьбу своего сородича. Поэтому он всегда оказывает помощь даже в воспитании детей.

У кыргызов есть традиция не только разделять радости жизни (время, праздники, силу, пищу и др.) с родственниками, но и делиться с родными детьми. По традиции у кыргызов бесплодные мужчины и женщины, не имеющие детей, очень плохо воспринимались в обществе, они подвергались постоянному и изощренному моральному насилию. Люди считали бесплодие наказанием всевышнего. Поэтому родственники помогали родственникам, не имеющим детей, выйти из создавшегося положения, отдавая своего родного сына на усыновление. По традиции у кыргызов инициатива усыновления должна исходить от родного отца и матери усыновляемого ребенка. Также после усыновления родные отец и мать усыновленного ребенка стараются не приближаться к родному сыну, с одной стороны, для того чтобы не обижать своего родственника, каждый раз невольно напоминая о том, что они родные отец и мать ребенка, с другой стороны, ─ с целью не вызывать глубокие душевные переживания у ребенка. С этой целью они скрывают, что они родные отец и мать ребенка, общество тоже старается забыть, что этот ребенок усыновленный, и у ребенка формируется сознание, что он родной сын усыновивших родителей. Все жители айыла признают их родителями усыновленного.

Традиции народа имеют положительные и отрицательные стороны. Сегодня положительная сторона родственных отношений кыргызов выражается в бескорыстной помощи своим родственникам в жизненных несчастьях, особенно когда родственник попадают в беду (в несчастьях, катастрофы, (землетрясения, авария, тяжелая болезнь) и делятся с кровом, богатством. Традиции родственных отношений кыргызов имеют отрицательные стороны: помощь родственникам в карьерном росте, в назначении на прибыльные должности (в налоговую службу и пр.), это негативно влияет на общественное и экономическое развитие народа, страны. Еще одна отрицательная сторона традиций родственных отношений — формирование у подрастающего поколения социальной установки надеяться не на свои силы, а на родственников, занимающих высокие посты. Все это в целом отрицательно влияло и влияет по сей день на развитие кыргызского общества.

Одним из социальных институтов у кыргызов является «кыргызчылык -- кыргызовщина». Возникновение «кыргызчылыка» связано с историческими условиями развития кыргызского народа. Кочевой образ жизни, оторванность от мировой цвилизации и др. сформировали «кыргызчылык — кыргызовщину».

На наш взгляд, «кыргызчылык» («кыргызовщина») — это социальный, социально-экономический, духовно-нравственный феномен и социально-психологическое явление, которое формируется в ходе всего исторического развития кыргызского народа.

«Кыргызчылык» («кыргызовщина») включает в себя мировосприятие, миропонимание, национальный характер, национальные ценности, национальное сознание и самосознание. Поэтому все воспитательное влияние общества должно направляться на формирование самосознания. Такие национальные особенности кыргызов, как толерантность, гостеприимство, выносливость, мужественность, оптимизм, широта духа, открытость к новой информации являются составляющими элементами «кыргызчылыка» («кыргызовщины»).

Национальный характер кыргызов формировался в исторических условиях жизни народа. Некоторые элементы кочевого образа жизни до сих пор являются неотъемлямой частью жизни кыргызов, они сохраняются в нашем сознании и поведении. Н.: кыргызы придерживаются аскетического образа жизни, потому что кочевнику не было необходимости иметь много вещей, которые мешали при кочевке. «Кыргызчылык» основан на том, чтобы жить «беспроблемно» при кочевом образе жизни, он должен был решать возникшие проблемы сразу же, безотлагательно, на основе таких привычек кыргызы формировали у себя привычку быстро принимать решения в проблемной ситуации.

Для кочевника-кыргыза ценностями жизни являлись «ден соолук» (здоровье), «ак жоолук» (супруга), «беш соолук» (небольшое хозяйство). Это отражено в пословице: «Биринчи байлык ден соолук, экинчи байлык ак жоолук». Поэтому жизнь кыргызов без элементов «кыргызчылыка» («кыргызовщины») невзможно представить.

«Кыргызчылык» (кыргызовщина) имеет положительные и отрицательные стороны. Мы останавовимся только на социализирующей роли «кыргызчылыка» («кыргызовщины»).

«Кыргызчылык» влияет на формирование традиций социализации таких качеств, как патриотизм, гуманизм, честолюбие, забота о старых и детях, любовь и бережное отношение к природе, специфические особенности мировосприятия, миропонимание народа и отражается в следующих элементах:

  1. Уважение к старшим. «Улууга урмат, кичууго ызат».
  2. Культ отца — «Ата — аска тирегин».
  3. Культ ребенка — «Баласы бардын бактысы бар».
  4. Уважение к женщине. «Аял — уйдун куту».
  5. Аскетический образ жизни — «Коюп ичсе, кой калат, тартып ичсе тай калат».
  6. Уважение к человеку — «Баарынан адам улуу».
  7. Честолюбие — «Уят олумдон каттуу».
  8. Бережное отношение к природе — «Ар бир нерсенин ээси бар», «Чопту кордосон козго саят».

Подрастающее поколение в процессе социализации приобретают нормы и правила поведения кыргызов через усвоение элементов кыргызчылыка, национальные особенности своего народа усваиваются привычкой кыргызчылыка, каждый кыргыз таким способом приобретает национальные черты своего народа.

У каждого народа свое отношение к детям. У кыргызов существуют культ ребенка (культ детей). Хотя этот культ сохраняются в традициях и обрядах народа и соблюдаются народом в повседневной жизни, они с каждым годом теряют свою значимость в жизни народа, особенно в условиях рыночных отношений.

Сегодня как социальный институт кыргызов «кыргызчылык» («кыргызовщина») имеет отрицательные стороны в общественной жизни кыргызского народа.

  1. «Кыргызчылык» породил интеллектуальную, социальную, политическую интертность у большинства населения. Так, кочевник кыргыз никуда не спешил, спокойно и разумно решал каждодневные проблемы без суеты, но динамичный ХХ1 век диктует другие условия жизни, при которых проявляется отставание от сегодняшних требований жизни. Кыргызы придерживаясь жизненных принципов «кыргызчылык» передавая подрастающему поколению формируют у них негативные черты.
  2. Гедонизм кочевого образа жизни отрицательно влияет на молодежь. Стремление жить в радости и достатке порождает у них пассивность, безынициативность, нерешительность, нежизнеспособность и неспособность решать проблем в реальных жизненных ситуациях. Н.: Стремление жить в радости и достатке породил бум среди девушек-кыргызок ─ выйти замуж в Южной Корее. Периодические издания («Супер-инфо» и др.) пишут, что более 1200 девушек вышли замуж за корейцев.
  3. Коллективная форма поведения кыргызов, которое формировалось в родо-племенном и феодальном обществе, до сегодняшнего дня имеет сильное влияние на кыргызов и оказывает свое отрицательное влияние на воспитание подрастающего поколения и на формирование психологических особенностей кыргызов. Поэтому у кыргызов сначала формируется понятие «МЫ», а позже формируется понятие «Я». Это связано с очень сильным влиянием коллективного образа жизни, которое порождало родо-племенное и феодальное общество.

Формирование «Мы» определяет характер межличностных и межгрупповых отношений в социальной жизни кыргызов. Н.: Мы — северяне, южане, таласцы и др. влияет при дилемме с кем общаться и не общаться и пр.

Выводы

  1. Исследование проблем традиции социализации кыргызов поможет решать те проблемы, которые порождаются в современном обществе глобализацией и массовой культурой.
  2. Исследование традиций социализации у кыргызов имеет очень важное значение для дальнейшего исследования педагогической культуры кыргызского народа. У кыргызов сохранились древняя философия и ценности, которые являются общими для всех тюркских народов — таких, как татары, казахи, алтайцы и др., так как многие тюркские народы утратили свою первоначальную философию и принципы жизни.
  3. Глубокий анализ традиции социализации кыргызов позволит найти прогрессивные педагогические взгляды которые будут положительно влиять на воспитание детей и социализацию личности. Поэтому традиции социализации кыргызов должен стать объектом серьезных научных исследований педагогов и психологов.

Литература:

  1. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979. — С. 138.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект пресс, 2002. — С. 267, — С. 275.
  3. Реан А. А., Каломинский ЯЛ. Социальная педагогическая психология. — СПб, 1999.
  4. Мардахаев Л. В. Социализация человека как социально-педагогический процесс. / Педагогическое образование и наука. — 2009, № 4. — С.20–25.
Основные термины (генерируются автоматически): подрастающее поколение, кыргыз, кочевой образ жизни, отношение, жизнь кыргызов, кыргызский народ, родственник, институт, социализация личности, социальный опыт.


Похожие статьи

Традиции социализации кыргызов и проблемы формирования личности в современных условиях

В статье рассматриваются особенности традиции социализации кыргызов, влияние философских идей и верований народа на формирование особенностей традиций социализации, зависимость содержания социализации от содержания педагогической культуры народа, про...

Некоторые традиции социализации кыргызов

В статье рассматриваются некоторые особенности традиции социализации кыргызов и этнические особенности формировании личности, народная педагогика кыргызов и проблемы их исследования.

Некоторые проблемы социализации подрастающего поколения в Кыргызстане

В статье рассматриваются социализация, специфические особенности традиции социализации у разных этносов, проблемы этнополитической социализации молодежи в Кыргызстане и проблемы их исследования, а также проблемы использования традиции социализации в ...

Глобализация и традиции социализации кыргызов

В статье рассматриваются специфические особенности традиций социализации и формирования личности, народная педагогика кыргызов и проблемы их исследования, а также проблемы социализации подрастающего поколения в условиях глобализации.

Особенности социализации детей дошкольного возраста в полиэтническом и поликультурном пространстве

В данной статье отражена актуальность поликультурного образования, воспитания, межличностных взаимоотношений. Описывается опыт и методы работы, подходы, необходимые при обучении и организации деятельности с детьми по поликультурному образованию, орга...

Воспитание профессиональной культуры: содержание, методы, модели

В статье раскрываются теоретические подходы к воспитанию профессиональной культуры у обучающихся профессиональных образовательных организаций, раскрывается структура и содержания профессиональной культуры как социально-педагогического феномена, приво...

Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки

В статье описывается вклад выдающегося чешского педагога Я. А. Коменского в развитие педагогической теории, дидактики; отражаются его педагогические взгляды на образование и образовательный процесс в целом, раскрываются основные категории педагогики,...

Система формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже

В статье представлена система формирования профессионально-педагогической направленности студентов педагогического колледжа, отражающая основные принципы, компоненты, методы и формы, педагогические условия формирования направленности личности. Содерж...

Государственная власть и государство: истоки явлений и характерные особенности

Актуальность статьи обусловлена недостаточной изученностью феномена государственной власти и её особенностей. Целью статьи является исследование зарождения, формирования и развития властных отношений внутри ранних моделей организации общества. На осн...

Формирование философской культуры учителя (элементы, противоречия, движущие силы, эволюция)

В данной статье представлены условия формирования философской культуры как сложного социального и духовного феномена: элементы, противоречия, движущие силы, эволюция Основной целью исследования являются направления формирования философской культуры, ...

Похожие статьи

Традиции социализации кыргызов и проблемы формирования личности в современных условиях

В статье рассматриваются особенности традиции социализации кыргызов, влияние философских идей и верований народа на формирование особенностей традиций социализации, зависимость содержания социализации от содержания педагогической культуры народа, про...

Некоторые традиции социализации кыргызов

В статье рассматриваются некоторые особенности традиции социализации кыргызов и этнические особенности формировании личности, народная педагогика кыргызов и проблемы их исследования.

Некоторые проблемы социализации подрастающего поколения в Кыргызстане

В статье рассматриваются социализация, специфические особенности традиции социализации у разных этносов, проблемы этнополитической социализации молодежи в Кыргызстане и проблемы их исследования, а также проблемы использования традиции социализации в ...

Глобализация и традиции социализации кыргызов

В статье рассматриваются специфические особенности традиций социализации и формирования личности, народная педагогика кыргызов и проблемы их исследования, а также проблемы социализации подрастающего поколения в условиях глобализации.

Особенности социализации детей дошкольного возраста в полиэтническом и поликультурном пространстве

В данной статье отражена актуальность поликультурного образования, воспитания, межличностных взаимоотношений. Описывается опыт и методы работы, подходы, необходимые при обучении и организации деятельности с детьми по поликультурному образованию, орга...

Воспитание профессиональной культуры: содержание, методы, модели

В статье раскрываются теоретические подходы к воспитанию профессиональной культуры у обучающихся профессиональных образовательных организаций, раскрывается структура и содержания профессиональной культуры как социально-педагогического феномена, приво...

Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки

В статье описывается вклад выдающегося чешского педагога Я. А. Коменского в развитие педагогической теории, дидактики; отражаются его педагогические взгляды на образование и образовательный процесс в целом, раскрываются основные категории педагогики,...

Система формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже

В статье представлена система формирования профессионально-педагогической направленности студентов педагогического колледжа, отражающая основные принципы, компоненты, методы и формы, педагогические условия формирования направленности личности. Содерж...

Государственная власть и государство: истоки явлений и характерные особенности

Актуальность статьи обусловлена недостаточной изученностью феномена государственной власти и её особенностей. Целью статьи является исследование зарождения, формирования и развития властных отношений внутри ранних моделей организации общества. На осн...

Формирование философской культуры учителя (элементы, противоречия, движущие силы, эволюция)

В данной статье представлены условия формирования философской культуры как сложного социального и духовного феномена: элементы, противоречия, движущие силы, эволюция Основной целью исследования являются направления формирования философской культуры, ...

Задать вопрос