Глобализация и традиции социализации кыргызов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 09.12.2015

Статья просмотрена: 559 раз

Библиографическое описание:

Мурзаев, М. С. Глобализация и традиции социализации кыргызов / М. С. Мурзаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 665-668. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24204/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

В статье рассматриваются специфические особенности традиций социализации и формирования личности, народная педагогика кыргызов и проблемы их исследования, а также проблемы социализации подрастающего поколения в условиях глобализации.

Ключевые слова: глобализация,социализация;формирование личности;традиции социализации,народная педагогика;этническое сознание, этническая культура.

 

Some specific tradition socialization peculiarities of Kyrgyz people, research and leenager’s generation forming problems in modern life are reviewed in this article.

Key words: socialization; formation of personality; folk pedagogy; ethnic consciousness; tolerance and formation of tolerance.

 

Интенсивное развитие процесса глобализации привело к разрушению всяких границ (начиная с межэтнических, межнациональных, кончая духовно-нравственными и пр.) и порождению ощущения себя человеком общего мира, которое отодвигает на второй план собственные национальные особенности и интересы.

Радикальные изменения в общественной жизни (глобализация, демократизация и рыночная экономика) привели к изменению социальных норм и правил поведения людей в обществе, к духовному кризису в целом, в частности у подрастающего поколения. В результате изменилась философия жизни кыргызов, мировоззрение, ценности, социальные нормы и правила поведения людей в обществе.

Развитие в современном мире процесса глобализации и информационных технологий приводит к унификации культур, которая постепенно стирает своеобразие культур народов. Эта ведущая мировая тенденция развития культур народов,вызывает необходимость того, чтобы кыргызский народ сохранил свои национальные особенности своей культуры. Для этого следует использовать традиции социализации в воспитании подрастающего поколения. Чтобы подрастающее поколение стало полноценным носителем национального характера и менталитета, ценностей кыргызского народа, таких, как гостеприимство, гуманизм, дружба с представителями других этносов и пр., необходимо использовать богатый опыт и традиции социализации кыргызов, которые способствуют сохранению культуры народа и преодолению духовно-нравственного кризиса, породившего такие негативные явления, как проституция, равнодушие, беспризорность детей и стариков и др. При решении тех проблем, которые имеются в нашем обществе (безнравственность, проституция, наркомания и алкоголизм, бессердечность, жестокость, агрессивность пр.), необходимо использовать традиции социализации народа, которые позволят решать многие проблемы воспитания подрастающего поколения, помогут обществу выйти из духовного кризиса. Главное — показать подрастающему поколению, что бездумное усвоение всех элементов западной культуры чревато в будущем утратой не только национальной культуры (т. е. национальных особенностей: менталитета, традиций, обрядов и пр.), но и государственности. Поэтому формирование подрастающего поколения на основе народной педагогики (фольклора, традиций, обрядов, поверий и др.) кыргызов будет сегодня единственно правильным решением.

На наш взгляд, процесс глобализации в кыргызском обществе выдвинул две основные задачи: сохранение самобытности народа и модернизация (трансформация) традиций социализации и воспитания подрастающего поколения.Традиции социализации кыргызов должны решать обе эти задачи.

В духовно-нравственном развитии кыргызского народа огромную роль играл кочевой образ жизни. Некоторые элементы кочевого образа жизни до сих пор являются неотъемлемой частью жизни кыргызов, они сохраняются в нашем сознании и поведении.Национальный характер кыргызов формировался в исторических условиях жизни народа. Кочевые условия жизни формировали у кыргызов аскетический образ жизни, умение жить в гармонии с природой, уважение к старшим, мирное сосуществование с другими народами и др., все это проходило проверку времени и закреплялось многовековым жизненным опытом народа. Для примера рассмотрим необходимость того, чтобы придерживаться аскетического образа жизни. Так, для каждодневной жизни нужно было самое необходимое для человека: вода, пища, мирное существование и др.

Традиции социализации кыргызов во многом сохраняют систему воспитания детей кочевника. Кочевой образ жизни сильно влиял на формирование особенностей характера кыргызов, таких, как выносливость, гостеприимство, терпеливость, оптимизм и др.

Социализация личности включает в себя формирование и развитие таких качеств личности, которые определяются совокупностью условий социального существования человека в данную историческую эпоху.

Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять своe место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Социализация — это «очеловечивание» под влиянием воспитания [1].

Социализация — это усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. «Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного быта…, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий» [2,165].

В процессе социализации личность усваивает общественные нормы и требования социального поведения, а также правила поведения в своей социальной группе.

Каждое новое поколение живет среди вещей и предметов, ценностей, норм морали, правил жизни, которые выработало предыдущее поколение. В процессе социализации опыт предыдущего поколения передается подрастающему поколению.

В процессе социализации старшее поколение сохраняет и передает подрастающему поколению менталитет и привычки поведения своего народа в широком аспекте, способствуя тому, чтобы оно приобретало этнокультурный и социальный опыт своего этноса в таких социальных институтах, как семья, школа, группа друзей, радио, телевидение, СМИ и др.

Социализация личности зависит от деятельности человека, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении.

Традиции социализации: социальные институты, социальные агенты, факторы социализации и средства социализации, формы, методы, пути социализации подрастающего поколения формировались в историческом развитии, которое отличается своеобразием у каждого народа.

Роль социализации в сохранении и передаче народных традиций воспитания огромна.

Каждому народу присущи характерные традиции, средства и формы социализации. Кыргызский народ, как и другие народы, в своем историческом развитии выработал и развил систему социализации, которая отражена в специфике его традиций социализации, отличающихся от традиций социализации других народов содержанием, формой, этапами и другими особенностями.

В формирования этничности и этнокультуры кыргызов у подрастаюшего поколения необходимо опираться на традиции социализации народа.

Традиции социализации кыргызов формировались в длительный исторический период развития народа, который осуществлял передачу национальных особенностей из поколения в поколение и способствовал тем самим сохранению своей этничности и самобытности своей культуры.

Социализация у кыргызов своеобразна и неповторима, отличается разнообразием и многоаспектностью, богатством содержания и методов. На развитие традиций социализации влияли исторические условия развития, философия и образ жизни кыргызского народа.

В социализации и становлении личности огромную роль играют социальные институты (группы, которые приобщают личность к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта)[3, 275]. К социальным институтам относятся семья, школа, группа друзей, трудовой коллектив, учебные заведения, национальное радио, телевидение и другие виды СМИ и пр.

Кыргызский народ, как и другие народы, в своем историческом развитии выработал и развил своеобразные социальные институты. У кыргызов такие социальные явления (феномены), как землячество, соседство, родство имеют воспитательную функцию и выступают как социальные институты, так как они выполняют роль передачи подрастающему поколению общественных норм отношений и правил поведения.

Подрастающее поколение в процессе социализации приобретает нормы и правила поведения кыргызов через усвоение образа жизни, национальных ценностей и национального характера, общественных норм и требований социального поведения, национальных привычек и правил поведения, а также культурных особенностей своего народа, каждый кыргыз таким способом обретает национальные черты своего народа.

Традиции социализации, обеспечивая преемственность поколений, являются одним из основных рычагов сохранения самобытности народа в исторически сложных ситуациях.

В социализации личности у кыргызов огромную роль играют родственные отношения.

Родственные отношения основаны на близких родственных связях: оказание помощи родственникам и ожидание помощи от родственников при проведении свадеб, похорон, помощь сиротам и одиноким людям, помощь бедным.

Родственные отношения основаны на гуманизме, взаимопонимании и взаимоподдержке. Родственные связи выполняют функции социализации подрастающего поколения. Поэтому родственные связи кыргызов можно рассматривать как традиции, средство, фактор социализации. Прежде всего все нормы родственных отношений передаются через родственные связи, адаптируют детей к образу жизни кыргызов.

Традиции социализации кыргызов отражаются в следующих элементах:

  1.                Уважение к старшим. «Улууга урмат, кичүүго ызат»(К старшим — уважение, к младшим –?).
  2.                Культ отца. «Ата — аска тирегиң» (Отец — твоя опора как скала).
  3.                Культ ребенка. «Баласы бардын бактысы бар» (Кто имеет детей, тот счастлив).
  4.                Уважение к женщине. «Аял — үйдүн куту» (Женщина — благодать дома).
  5.                Аскетический образ жизни. «Коюп ичсе, кой калат, тартып ичсе тай калат» (Если съедать все что есть, останется овца, если есть экономно, останется лошадь).
  6.                Уважение к человеку. «Баарынан адам улуу» (более всего велик человек).
  7.                Беречь свою честь. «Уят өлүмдөн катуу» (Честь сильнее смерти).
  8.                Бережное отношение к природе. «Ар бир нерсенин ээси бар», «Чөптү кордосоң көзгө саят» (У каждой вещи есть свой хозяин, Если будешь жесток к траве, она будет колоть твои глаза).

Традиции социализации кыргызов имеют следующие особенности:

  1.      В традиционном обществе (у кочевников) ребенок являлся объектом и субъектом воспитания. К ребенку относились и как к объекту воспитания (воспитывался приказом, упреком, замечанием и др.), и как к субъекту воспитания (уважительное отношение к ребенку, неизменно внимательное отношение к нему, выслушивание его мнения и др.). Это позволяло детям участвовать в принятии решений, выражать свое мнение по отношению к обсуждаемой проблеме. При воспитании детей использовали разнообразные методы: и метод поощрения, и метод наказания, похвалу, поучения и др.
  2.      В социализации личности у кыргызов огромную роль играли и играют родственные отношения. Родо-племенное и феодальное общество привело к сильному развитию родственных отношений у кыргызов. Сильное развитие родственных отношений у кыргызов связано с образом жизни, условиями жизни кочевников. Родственные связи кыргызов можно рассматривать как традиции, средство, фактор социализации у кыргызов. Родственные связи выполняют функции социализации подрастающего поколения. Прежде всего все нормы родственных отношений передаются через родственные связи, адаптируют детей к образу жизни кыргызов, формируют национальный характер и привычки поведения, а также систему отношения к детям и различным объектам.
  3.      Культ ребенка у кыргызов выражается и в родственных отношениях. Родственник никогда не бросает в беде детей своих родственников, также в традиционном обществе каждый член общества считает себя ответственным за судьбу своего сородича. Поэтому он всегда оказывает помощь даже в воспитании детей. В традиции социализации кыргызов сформировалась традиция «принятие ребенка» и «защита ребенка». Поэтому у кыргызов дети всегда чувствовали себя в безопасности. Отличительной чертой отношения к детям у кыргызов является обеспечение безопасности детей и забота о них во всех случаях жизни.
  4.      На формирование национального характера кыргызов влияют природа, климат и географические условия, в этом особую роль играют исторические события. В национальном характере кыргызов есть сходства с особенностями гор. У кыргызов черты характера идентичны свойствам гор: непоколебимость, возвышенность, твердость.

В условиях глобализации рыночные отношения в экономике породили многочисленные новые общественные проблемы, такие, как безработица, миграция, преступность, проституция, межэтнические конфликты и др., которые несовместимы с народными представлениями о нравственности, о порядочности человека и требуют принятия неотлагательных мер по решению этих проблем. Одной из важных проблем в такой многонациональной стране, как Кыргызстан, является улучшение и оптимизация межэтнических, межконфессиональных отношений людей и установление взаимопонимания между ними. Чтобы достичь этого, необходимо проведение систематической работы по формированию толерантности, в частности, этнической толерантности у подрастающего поколения республики. На основе традиций социализации кыргызов необходимо формировать толерантное сознание и поведение у подрастающего поколения.

Сегодня существуют многочисленные факторы, разрушительно влияющие на традиции социализации народа. Одним из таких факторов являются СМИ. Важную роль в формировании личности играют современные средства массовой информации. Усиление влияния массовой культуры на сознание людей в современном кыргызском обществе привело к росту и распрастранению безнравственности, бездуховности, цинизма, жестокости, равнодушия и др. Возникновение различных видов СМИ и усиление их влияния на сознание людей разрушительно влияет на традиции социализации народа.

Сегодня на изменение традиций кыргызов сильно влияют СМИ, которые целенаправленно используются как основное средство культурной экспансии Запада (страны Европы и США и др.), как распространитель идей жестокости, бесчеловечности, терроризма, культа денег, богатства и др. Поэтому основная задача в современных условиях — сохранение этнокультурных особенностей народа, научно обоснованное использование традиции социализации народа.

Этнокультура кыргызского народа, как средство формирования личности, предполагает обращение к нравственно-духовной сфере народа и способствует перадаче этической, эстетической и др. информации, выработанной народом в историческом развитии, и прививает подрастающему поколению любовь, привязанность к родине, бережное отношение к природе, животному и растительному миру, гуманное и толерантное отношение к людям.

Использование традиций социализации кыргызов в условиях глобализации способствует формированию этнокультурных ценностей кыргызского народа.

При использовании традиций социализации следует учесть следующее:

  1.                Социализация как сложный, многоуровневый, многоаспектный процесс способствует адаптации человека к изменяющемуся обществу. Роль социализации в сохранении и передаче народных традиций воспитания, менталитета народа огромна.
  2.                Кыргызский народ выработал своеобразные традиции социализации, которые обеспечивают ему сохранение самобытности культуры народа и этнических особенностей.
  3.                Глобализация усилила взаимовлияние стран и народов, породила конкуренцию национальных культур, поэтому, чтобы глобализация не нанесла ущерб национальным ценностям кыргызов, необходимо усилить воспитание подрастающего поколения на традициях социализации кыргызов, основной акцент делая на формировании этнокультурных особенностей у них.
  4.                Исследование проблем традиций социализации кыргызов будет содействовать решению проблемы этнокультурного воспитания подрастающего поколения, так как глобализация и массовая культура, а также культурная и информационная экспансия, усиление влияния массовой культуры на сознание людей в современном кыргызском обществе привело к росту и распрастранению безнравственности, бездуховности, цинизма, жестокости, равнодушия и др.
  5.                Выявление научных методов использования традиций социализации в решении современных проблем позволит решать многие проблемы воспитания подрастающего поколения, — такие, как беспризорность, проституция и пр., поможет обществу выйти из духовного кризиса. Исследование и применение традиций родовых отношений и традиций социализации кыргызов в условиях глобализации является очень полезным в решении многочисленных проблем, таких, как отношения между поколениями и воспитание детей на традициях народа в условиях глоболизации, а также в решении психологической проблемы спасения человека от отчужденности (Э. Фромм).
  6.                Исследование традиций социализации у кыргызов имеет очень важное значение для дальнейшего исследования педагогической культуры тюркских народов. У кыргызов сохранились древняя философия и ценности, которые являются общими для всех тюркских народов — таких, как татары, казахи, алтайцы и др., но многие тюркские народы утратили свою первоначальную философию и принципы жизни. А у кыргызов они сохранились, и все это отражается даже в традициях социализации. Глубокий анализ этих традиций позволит найти общее (в педагогической и психологической культуре) у тюркских народов в воспитании детей и социализации личности, так как у многих тюркских народов имеются общие духовные ценности, которые до сих пор не были и не стали объектом серьезных научных исследований педагогов и психологов.

 

Литература:

 

1.                  Человек в системе наук. — М., 1989. -460 с.

2.                  Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. Т.1. — С.165.

3.                  Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2002. — С. 275.

Основные термины (генерируются автоматически): подрастающее поколение, Кыргызский народ, традиция социализации, традиция социализации кыргызов, кыргыз, народ, социализация личности, воспитание детей, историческое развитие, огромная роль.


Похожие статьи

Некоторые традиции социализации кыргызов

В статье рассматриваются некоторые особенности традиции социализации кыргызов и этнические особенности формировании личности, народная педагогика кыргызов и проблемы их исследования.

Некоторые проблемы социализации подрастающего поколения в Кыргызстане

В статье рассматриваются социализация, специфические особенности традиции социализации у разных этносов, проблемы этнополитической социализации молодежи в Кыргызстане и проблемы их исследования, а также проблемы использования традиции социализации в ...

Этнические особенности социальных институтов социализации кыргызов

В статье рассматриваются этнические (национальные) особенности традиции социализации и формирование личности, особенности традиции социализации, социальных институтов у кыргызов и проблемы их исследования. Анализируется «кыргызчылык», традиции родств...

Традиции социализации кыргызов и проблемы формирования личности в современных условиях

В статье рассматриваются особенности традиции социализации кыргызов, влияние философских идей и верований народа на формирование особенностей традиций социализации, зависимость содержания социализации от содержания педагогической культуры народа, про...

Религия, государство и школа: проблема взаимодействия в современной России

В статье оценивается взаимодействие общества, власти и религиозных объединений в сфере воспитания и обучения подрастающих поколений. Анализируются особенности и характер этого взаимодействия, борьба за содержание образования.

Мультикультурализм и социокультурные проблемы интеграции

В статье рассматривается политика мультикультурализма как концепция социально-культурной жизни, характерная для экономически развитых стран Запада, порождающая напряженность и конфликты в современном обществе. Анализируются различные точки зрения оте...

Институциональная трансформации национальной экономики сквозь призму развития малого предпринимательства

В статье изучены некоторые проблемы институциональной трансформации национальной экономики Узбекистана. Автором, на основе проведенных исследований, предложены мероприятия по активизации развития малого и частного предпринимательства.

Основы трудового и морального воспитания в азербайджанской семье

В статье проанализированы народно-педагогические аспекты трудового и нравственного воспитания в азербайджанской семье.

Исторические традиции профилизация образовательной среды в зарубежной педагогике

В статье рассматриваются исторические традиции профилизации образовательной среды в зарубежной педагогике. Приводятся исторические предпосылки социокультурного развития образования в аспекте профилизации. Анализируются общие черты организации профиль...

Эволюция кадровой политики в эпоху экономики знаний

Статья посвящена оценке состояния и совершенствования кадровой политики государства на современном этапе, ее эволюции в связи с меняющимися реалиями мировой экономической системы. В статье также исследуется кадровая политика России, ее цели, задачи, ...

Похожие статьи

Некоторые традиции социализации кыргызов

В статье рассматриваются некоторые особенности традиции социализации кыргызов и этнические особенности формировании личности, народная педагогика кыргызов и проблемы их исследования.

Некоторые проблемы социализации подрастающего поколения в Кыргызстане

В статье рассматриваются социализация, специфические особенности традиции социализации у разных этносов, проблемы этнополитической социализации молодежи в Кыргызстане и проблемы их исследования, а также проблемы использования традиции социализации в ...

Этнические особенности социальных институтов социализации кыргызов

В статье рассматриваются этнические (национальные) особенности традиции социализации и формирование личности, особенности традиции социализации, социальных институтов у кыргызов и проблемы их исследования. Анализируется «кыргызчылык», традиции родств...

Традиции социализации кыргызов и проблемы формирования личности в современных условиях

В статье рассматриваются особенности традиции социализации кыргызов, влияние философских идей и верований народа на формирование особенностей традиций социализации, зависимость содержания социализации от содержания педагогической культуры народа, про...

Религия, государство и школа: проблема взаимодействия в современной России

В статье оценивается взаимодействие общества, власти и религиозных объединений в сфере воспитания и обучения подрастающих поколений. Анализируются особенности и характер этого взаимодействия, борьба за содержание образования.

Мультикультурализм и социокультурные проблемы интеграции

В статье рассматривается политика мультикультурализма как концепция социально-культурной жизни, характерная для экономически развитых стран Запада, порождающая напряженность и конфликты в современном обществе. Анализируются различные точки зрения оте...

Институциональная трансформации национальной экономики сквозь призму развития малого предпринимательства

В статье изучены некоторые проблемы институциональной трансформации национальной экономики Узбекистана. Автором, на основе проведенных исследований, предложены мероприятия по активизации развития малого и частного предпринимательства.

Основы трудового и морального воспитания в азербайджанской семье

В статье проанализированы народно-педагогические аспекты трудового и нравственного воспитания в азербайджанской семье.

Исторические традиции профилизация образовательной среды в зарубежной педагогике

В статье рассматриваются исторические традиции профилизации образовательной среды в зарубежной педагогике. Приводятся исторические предпосылки социокультурного развития образования в аспекте профилизации. Анализируются общие черты организации профиль...

Эволюция кадровой политики в эпоху экономики знаний

Статья посвящена оценке состояния и совершенствования кадровой политики государства на современном этапе, ее эволюции в связи с меняющимися реалиями мировой экономической системы. В статье также исследуется кадровая политика России, ее цели, задачи, ...

Задать вопрос