Некоторые традиции социализации кыргызов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 31.05.2016

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Мурзаев, М. С. Некоторые традиции социализации кыргызов / М. С. Мурзаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1395-1397. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30852/ (дата обращения: 16.12.2024).



Встатье рассматриваются некоторые особенности традиции социализации кыргызов и этнические особенности формировании личности, народная педагогика кыргызов и проблемы их исследования.

Ключевые слова: глобализация, социализация; формирования личности; традиции социализации, народная педагогика; этническое сознание, этническая культура.

Some specific tradition socialization peculiarities of Kyrgyz people, research and leenager’s generation forming problems in modern life are reviewed in this article.

Key words: socialization; formation of personality; folk pedagogy; ethnic consciousness; tolerance and formation of tolerance.

Человеку характерно жить в обществе, в социальной группе — среди людей. Поэтому человек с первых дней и до конца своей жизни живет как член общества в различных социальных группах, таких, как семья, школьный класс, друзья, трудовой коллектив, а также как представитель этноса, страны и т. д. Чтобы жить в обществе, быть членом какой-нибудь социальной группы, человеку необходимо приспособляться к социальной среде. Без этого человек не может жить в человеческом обществе. Адаптация человека в социальной среде осуществляется процессом социализации.

Социализация — это усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. «Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного быта …, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий» [1.165].

Л. В. Мардахаев определяет социализацию человека «как развитие, становление личности, формирование его сознания (на основе языка, социальных ценностей, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе), усвоение социальных ролей и опыта поведения (норм, установок, образцов поведения), овладение стилем социального общения и проявления, с учетом возраста, своеобразия среды и самоактивности» [2.22].

Социализация может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер.

Анализируя определения социализации, Л. В. Мардахаев выделил в ней следующие компоненты:

мировоззренческий: усвоение индивидом языка, социальных ценностей, идеалов, формирование и развитие интересов, потребностей, взглядов, целей человека, что определяет его направленность и отношение к окружающей действительности, самому себе, другим людям;

социоличностный: овладение социальными ролями, социальным опытом поведения, что находит отражение в его социальном статусе, социальной роли, которую он выполняет в той или иной социокультурной среде, обществе;

культурологический: овладение культурой среды, нормами и правилами, образцами поведения и деятельности, что находит проявление в культуре поведения, общения, деятельности;

эмоционально-волевой: эмоциональное состояние и волевое своеобразие, определяющие проявление культуры чувств, эмоций, целенаправленность, самоактивность в познании окружающей среды и самопроявления.

Каждый компонент имеет своеобразие в зависимости от возраста человека, среды жизнедеятельности и самоактивности по ее познанию и самопроявлению в ней [2.23].

При анализе традиции социализации кыргызского народа необходимо акцентировать внимание на все компоненты социализации.

Традиции социализации: социальные институты, социальные агенты, факторы социализации и средства социализации, формы, методы, пути социализации подрастающего поколения формировались в историческом развитии народа, которое отличается своеобразием у каждого народа.

Каждый народ в своем историческом развитии выработал систему социализации (средства и формы), которая отражена в его традициях социализации. Традиции социализации, обеспечивая преемственность поколений, являются одним из основных рычагов сохранения самобытности народа в исторически сложных ситуациях. Как и остальные народы, кыргызский народ выработал специфические традиции социализации, которые отличаются от социализации других народов по содержанию, форме, этапам и другими особенностями.

С древних времен у кыргызов в тесной связи развивались материальная и духовная культура народа, которые включали в себя и традиции социализации. Это колыбель, колыбельные песни, игрушки и игровые песни, детская одежда, подвижные игры, труд детей, детские орудия труда, детская пища, детское питание и правила кормления детей, детский фольклор и «ребячий пастух». Институт общественных воспитателей, традиционные детские (молодежные) праздники и традиционные формы назидания, советы молодой матери и заветы предков потомкам, спортивные и иные состязания подростков и посвящение их «в возмужалость», методы приучения и совокупность взглядов народа на подготовку подрастающего поколения к жизни и т. д. [3.172].

Кыргызский народ уделял особое внимание воспитанию подрастающего поколения, заботился о том, чтобы дети с малых лет стали полноценными членами общества, и выработал свои неповторимые традиции социализации. Традиции социализации кыргызов формировались в длительный исторический период развития народа, который осуществлял передачу национальных особенностей из поколения в поколения и способствовал тем самим сохранению своей этничности и самобытности культуры народа.

Подробно остановимся на отдельных традициях социализации кыргызского народа:

1. Традиция родителей и старших в семье брать с собой детей в гости к родственникам, на той. Эта традиция долгое время выполняла роль основного способа приобщения детей к обществу. Такие как родители, старшее поколения: бабушки и дедушки, с целью познакомить детей с родственниками, приучить их к общественной жизни брали с собой детей на различные мероприятия (к встрече с родственниками, на той и др.) праздничного характера и на спортивные состязания.

Эта традиция имела двоякую цель: с одной стороны, чтобы дети познакомились с родственниками и в дальнейшем продолжали родственные отношения, а с другой ─ таким способом детям прививали социальный опыт: их приучали к социальным нормам общения людей в обществе, знакомили с социальными ролями — гость, родственник, акын, балбан и пр. Для ребенка традиция бывать на тоях и у родственников с бабушками и дедушками выполняла роль жизненной школы для формирования культуры поведения и служила условием обогащения его духовного мира.

Обычно когда дедушки и бабушки берут с собой внуков, то это создает условия для приобретения детьми социального опыта, опыта межличностных контактов с ранее незнакомыми людьми, обеспечивая формирования ребенка как личности в основе этнокультурного влияния народа, а также для осуществления социализации детей к социальным нормам поведения людей в кыргызском обществе. В процессе социализации формируются коммуникативные навыки и способы общения детей. В ходе социализации происходит развитие эмоциональной отзывчивости, развитие способности считаться не только со своими желаниями и чувствами, но и с желаниями и чувствами других людей, воспитание эмоционально-ценностного и оценочного отношения к другим и к себе, воспитание толерантности, чуткости и доверия по отношению к другим людям.

Эти традиции социализации соблюдается бабушками и дедушками с целью, чтобы ребенок своими глазами видел и понял, как ведут себя люди среди людей, узнал и научился правильно вести себя в обществе, Как видно, традиция брать с собой детей в общественные места это проверенный временем способ воспитания детей кыргызского народа и направлен на воспитания у детей чуткости и доверия по отношению к человеку, усвоение правил поведения в общественных местах и пр. Т. е. эта традиция социализации используются для того, чтобы ребенок научился жить в обществе, живя в нем.

2. Традиция рассказывать своим детям об интересных случаях в своей жизни, об исторической жизни народа, о различных жизненных историях знакомых и незнакомых людей, о жизни родственников, а также легенды о названиях местностей (гор, сел, ущелий, городов и пр.). Таким образом старшие делятся с детьми со своим жизненным опытом, направляя свое чадо на правильный путь, прививая опыт жить в человеческом обществе, Бабушки аналогичную работу проводят с девочками. Н.: в повести Ч. Айтматова «Ранние журавли» эта традиция кыргызского народа отражена в рассказах Бекбая сыну Султанмурату по дороге в Джамбул, где отец подробно рассказывает о тех исторических событиях, которые произошли в этих местностях, рассказывает, почему так названа та или иная местность, разъясняя доступным для сына языком [4].

3. У кыргызов есть такая традиция социализации; для того, чтобы ребенок научился вести хозяйство, его с малых лет учили тем или иным жизненным навыкам, которые пригодятся ему в повседневной жизни. Н.: уход за скотиной, встреча и проводы гостей, убой скота и пр.

Сперва эти работы выполнялись на глазах детей, а потом эти же работы выполнялись с непосредственным участием детей. Далее дети выполняли эти же поручения в присутствии взрослых, под присмотром взрослого. Взрослый следил за действиями детей и корректировал их при необходимости. Таким образом, детей с малолетного возраста приучали выполнять ответственные хозяйственные работы. Участие в повседневных делах дает ребенку практическое воспитание, дети с малых лет усваивая хозяйственную жизнь народа, адаптируются к образу жизни кыргызов, такими методами и способами воспитывают и готовит его к жизни, дают толчок для его духовного развития. Такими методами и способами воспитания кыргызы давали детям всестороннее воспитание.

4. У кыргызов поверья имеют огромное значение в воспитании детей. Кыргызы использовали разные поверья для эффективного и правильного воспитания ребенка.

Сформированы традиции социализации детей, основанные на поверьях, через отношение детей к еде. Считалось, что если ребенок съест селезенку, он станет упрямым: «Кок бет» т. е. синелицый, никогда не будет слушать своих родителей и старших, не будет соблюдать правила поведения и пр. Поэтому селезенку животных детям не давали. Чтобы девочка не была слишком языкастой, ей не давали кончик языка животного. Существовало поверье, что если ребенок съест мозг овцы, он станет сопливым, поэтому детям не давали его есть.

5. Для того, чтобы ребенок научился красиво и грамотно говорить, стал оратором, красноречивые люди должны были плевать в рот ребенку (считалось, что если ребенок не брезгует, значит, он будет оратором, красноречивым).

Для того, чтобы ребенок стал играть на комузе, его возили к хорошим комузистам, когда комузист начинал играть на комузе, ребенок должен был прикусить настраивающую часть комуза. В других случаях чтобы ребенок стал мастером, должен был прикусить большой палец мастера и получить от него благословление.

Совершались следующие обряды с целью, чтобы девочка в будущем была мастерицей на все руки: при подаче гостям мяса только что зарезанной овцы брали небо овцы, давали девочке, она должна была его съесть.

Описанные выше обряды выполнялись с целью сформировать и развить способности ребенка. Так как у кыргызов существовала традиция с малых дет готовить ребенка к будущей профессии, с этой целью выполняются различные обряды. Также ребенка воспитывают в этом направлении, все время напоминая о выполненном обряде. Ребенок часто слышит такие фразы: «Чтобы ты стал оратором, мы делали то-то и то-то», «Чтобы ты стала мастерицей, мы выполняли такой-то обряд …», «Чтобы ты стал комузистом, …», т. е. каждый раз ребенку подробно рассказывали об обряде, который направлял его интерес к определенным видам деятельности. Такие обряды помогают ребенку определиться с будущей профессией, дают ему нужную социальную установку при выборе рода занятий.

Как видно из вышеизложенного, традиции социализации кыргызов разнообразны и многоаспектностны, богатством содержания и методов. Способы использование их в условиях глобализации повышают эффективность социализации подрастающего поколения.

Выводы:

Каждый народ в своем историческом развитии выработал традиции социализации, которые обеспечивают передачу социального опыта народа от старшего поколения к подрастающему поколению.

Кыргызский народ выработал своеобразные традиции социализации, которые обеспечивают ему сохранение самобытности культуры народа и этнических особенностей.

Сегодня традиции социализации кыргызов подвергаются влияниям вследствие изменений в общественной жизни, вызванных научно-техническим прогрессом, политическими, экономическими и социальными переменами. Несмотря на это, традиции социализации народа по-прежнему сильно влияют на становление личности, на развитие молодого поколения. Традиции социализация как сложный, многоуровневый, многоаспектный процесс, способствует адаптации человека к изменяющемуся обществу.

Литература:

  1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. Т.1. — С.165.
  2. Мардахаев Л. В. Социализация человека как социально-педагогический процесс. / Педагогическое образование и наука. -2009. -№ 4. — С.20–25.
  3. Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. –Ленинград, 1971.
  4. Муратов А. Ж. Чынгыз Айтматов — жазуучу-этнопедагог. –Б. 2006. –204 б.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, традиция социализации, кыргызский народ, подрастающее поколение, общество, социализация, социальный опыт, традиция, традиция социализации кыргызов, будущая профессия.


Похожие статьи

Глобализация и традиции социализации кыргызов

В статье рассматриваются специфические особенности традиций социализации и формирования личности, народная педагогика кыргызов и проблемы их исследования, а также проблемы социализации подрастающего поколения в условиях глобализации.

Этнические особенности социальных институтов социализации кыргызов

В статье рассматриваются этнические (национальные) особенности традиции социализации и формирование личности, особенности традиции социализации, социальных институтов у кыргызов и проблемы их исследования. Анализируется «кыргызчылык», традиции родств...

Некоторые проблемы социализации подрастающего поколения в Кыргызстане

В статье рассматриваются социализация, специфические особенности традиции социализации у разных этносов, проблемы этнополитической социализации молодежи в Кыргызстане и проблемы их исследования, а также проблемы использования традиции социализации в ...

Традиции социализации кыргызов и проблемы формирования личности в современных условиях

В статье рассматриваются особенности традиции социализации кыргызов, влияние философских идей и верований народа на формирование особенностей традиций социализации, зависимость содержания социализации от содержания педагогической культуры народа, про...

Исторические традиции профилизация образовательной среды в зарубежной педагогике

В статье рассматриваются исторические традиции профилизации образовательной среды в зарубежной педагогике. Приводятся исторические предпосылки социокультурного развития образования в аспекте профилизации. Анализируются общие черты организации профиль...

Роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников. Освещены основные проблемы использования национально-художественной культуры, культурных ценностей в эстетическом воспитании школьников.

Социологические подходы к изучению гендерных отношений

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к изучению гендерных отношений в западной социологии, дается трактовка термина «гендерные отношения» с точки зрения социологического подхода.

Основы трудового и морального воспитания в азербайджанской семье

В статье проанализированы народно-педагогические аспекты трудового и нравственного воспитания в азербайджанской семье.

Зарождение антропологических идей в русской православной педагогике

В статье отражены основные идеи русской православной педагогики с позиций педагогической антропологии, рассматриваются социально-культурные ценности, характеризующие русскую православную традицию в воспитании.

История развития музыкальной психологии донаучного периода

Статья посвящена истории развития музыкальной психологии донаучного периода. Рассмотрено отражение эмоциональной сферы человека средствами музыки, что имеет давнюю традицию, истоки которой восходят начал философии искусства. История развития музыкаль...

Похожие статьи

Глобализация и традиции социализации кыргызов

В статье рассматриваются специфические особенности традиций социализации и формирования личности, народная педагогика кыргызов и проблемы их исследования, а также проблемы социализации подрастающего поколения в условиях глобализации.

Этнические особенности социальных институтов социализации кыргызов

В статье рассматриваются этнические (национальные) особенности традиции социализации и формирование личности, особенности традиции социализации, социальных институтов у кыргызов и проблемы их исследования. Анализируется «кыргызчылык», традиции родств...

Некоторые проблемы социализации подрастающего поколения в Кыргызстане

В статье рассматриваются социализация, специфические особенности традиции социализации у разных этносов, проблемы этнополитической социализации молодежи в Кыргызстане и проблемы их исследования, а также проблемы использования традиции социализации в ...

Традиции социализации кыргызов и проблемы формирования личности в современных условиях

В статье рассматриваются особенности традиции социализации кыргызов, влияние философских идей и верований народа на формирование особенностей традиций социализации, зависимость содержания социализации от содержания педагогической культуры народа, про...

Исторические традиции профилизация образовательной среды в зарубежной педагогике

В статье рассматриваются исторические традиции профилизации образовательной среды в зарубежной педагогике. Приводятся исторические предпосылки социокультурного развития образования в аспекте профилизации. Анализируются общие черты организации профиль...

Роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников. Освещены основные проблемы использования национально-художественной культуры, культурных ценностей в эстетическом воспитании школьников.

Социологические подходы к изучению гендерных отношений

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к изучению гендерных отношений в западной социологии, дается трактовка термина «гендерные отношения» с точки зрения социологического подхода.

Основы трудового и морального воспитания в азербайджанской семье

В статье проанализированы народно-педагогические аспекты трудового и нравственного воспитания в азербайджанской семье.

Зарождение антропологических идей в русской православной педагогике

В статье отражены основные идеи русской православной педагогики с позиций педагогической антропологии, рассматриваются социально-культурные ценности, характеризующие русскую православную традицию в воспитании.

История развития музыкальной психологии донаучного периода

Статья посвящена истории развития музыкальной психологии донаучного периода. Рассмотрено отражение эмоциональной сферы человека средствами музыки, что имеет давнюю традицию, истоки которой восходят начал философии искусства. История развития музыкаль...

Задать вопрос