Формирование у учащихся активной и самостоятельной мыслительной деятельности — одна из главных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида. От этих качеств во многом зависят динамика личностного развития ребенка с нарушением интеллекта, его адаптивные возможности в процессе социализации [2, с. 19]. Поэтому в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида постоянно ведется поиск наиболее эффективных форм и методов обучения.
В психолого-педагогической литературе программированное обучение определяется как обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия, как ученика, так и учителя или заменяющей его обучающей машины, компьютерной программы, программированного учебника [1, с. 62]. Применение элементов программированных заданий в учебном процессе коррекционной школы способствует поэтапному формированию умственных действий у школьников, развитию аналитико-синтетических процессов мышления, способности к обобщению и абстрагированию, позволяя учитывать индивидуальные и типологические особенности познавательной деятельности учащихся.
Но использование программированных заданий в обучении детей с нарушением интеллекта пока еще не получило детальной методической разработки в специальной литературе. Можно отметить небольшое количество публикаций, которые являются ориентиром, побуждающим учителей коррекционных школ к поиску разнообразных программированных заданий. Исходя из этого, проблема формирования представлений о природе посредством элементов программированного обучения является актуальной при обучении детей с нарушением интеллекта.
С целью формирования представлений о природе были взяты отдельные этапы урока и разработаны программированные задания по предмету «Естествознание», раздел — «Животные». Разработанный методический комплекс включал в себя программированные задания с использованием натуральных объектов, учебной книги и экранных пособий. Рассмотрим некоторые программированные задания на различных этапах урока.
Этап: Изучение нового материала.
Вид: программированное задание с использованием иллюстративного материала.
Задание (на перфокарте): 1. Рассмотрите внешний вид животных. Определите форму их тела. 2. Найдите основные отделы тела животных: голову, шею, туловище, хвост. 3. Рассмотрите, чем покрыто тело у животных. Определите окраску. 4. Рассмотрите голову животных. Найдите глаза, имеющие веки с ресницами. 5. Найдите уши млекопитающих, имеющие наружную ушную раковину. 6. Определите, какую форму могут иметь уши у млекопитающих. 7. Рассмотрите туловище животных и найдите органы передвижения — ноги. 8. Обратите внимание на расположение ног у млекопитающих 9. Пометьте крестиком (х) характерные черты млекопитающих
1. наличие волосяного покрова;
2. ноги расположены по бокам;
3. наличие слуховых отверстий;
4. наличие век с ресницами;
5. ноги расположены под туловищем
6. наличие наружных ушных раковин
На этапе изучения нового материала можно использовать программированные задания по типу «Найди пару». Учащимся при изучении темы «Хищные звери» предлагается к каждому из названий зубов хищника, из первого столбика, найти пару — функцию, которую они выполняют, из второго столбика. Каждую пару соединить стрелкой.
Резцы |
- перекусывают прочные сухожилия, кости |
Клыки |
- соскабливают мясо с костей |
Хищные зубы |
- умерщвляют добычу |
На уроках естествознания широко можно использовать программированные задания с использованием экранных пособий. Задание: используя учебный фильм, подберите правильные ответы к вопросам.
1. К грызунам относятся... (мышь, волк, бобр, заяц, белка, ондатра, лось)
2. Грызунов можно встретить... (на полях, в стогах сена, в лесах, на водоемах, в горах)
3. Грызуны питаются... (корой деревьев, шишками, ягодами, грибами, мелкими животными, семенами)
4. Пищу грызуны откусывают... (резцами, коренными зубами, хищными зубами)
5. Эти животные приносят человеку... (огромный вред, большую пользу)
Этап: Первичное закрепление
На этапе первичного закрепления материала используются программированные диктанты. Так учащимся нужно записать под диктовку вопрос и дописать правильный ответ. Например, при изучении темы «Особенности внутреннего строения птиц» учащимся предлагается следующее задание: прослушайте вопросы с вариантами ответов и определите правильный ответ.
1. К органам пищеварения птиц относятся (язык, глотка, зубы, пищевод, желудок, кишечник)
2. Измельчение пищи у птиц происходит в... (глотке, желудке, кишечнике)
3. Дышат птицы при помощи... (жабр, легких, ноздрей)
4. Сердце у птиц состоит из... (двух, трех, четырех) камер
При изучении темы «Птицеводство» учащимся нужно, используя текст учебника и рисунки к нему, составить «цепочку» развития птицеводства и записать ответы цифрами.
1. цех клеточных несушек;
2. инкубаторный цех;
3. цех по выращиванию молодняка;
4. брудерный цех.
Этап: Задание на дом
При изучении темы «Китообразные» домашнее задание также можно давать с применением программированных заданий комплексного характера. Задание: 1.Спомощью ключа расшифруйте понятие и запишите его в тетрадь.
А |
Б |
В |
Г |
||
1 |
К |
И |
О |
Ы |
1А1Б2А1В1В2БЗАЗБ2ВЗВ1Г2Г |
2 |
Т |
Б |
3 |
Е |
|
3 |
Р |
А |
Н |
2. Укажите номера рисунков, подходящих к данному понятию
Таким образом, использование на уроках естествознания элементов программированного обучения способствует повышению эффективности учебного процесса по преодолению недостатков в формировании представлений о природе.
Литература:
1. Дефектологический словарь [Текст] / под ред. В. М. Гудонис, Б. П. Пузанов. — М.: МОДЭК, 2007. — 736 с.
2. Печерский В. Г. Программированные задания, как способ организации учебной деятельности учащихся коррекционной школы [Текст] / В. Г. Печерский В. Г. // Дефектология. — 2000. — № 1. — С.18–24.