Формирование представлений о природе у старшеклассников с нарушением интеллекта посредством элементов программированного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (74) сентябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 10.09.2014

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Усачев, М. В. Формирование представлений о природе у старшеклассников с нарушением интеллекта посредством элементов программированного обучения / М. В. Усачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15 (74). — С. 307-308. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12518/ (дата обращения: 16.11.2024).

Формирование у учащихся активной и самостоятельной мыслительной деятельности — одна из главных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида. От этих качеств во многом зависят динамика личностного развития ребенка с нарушением интеллекта, его адаптивные возможности в процессе социализации [2, с. 19]. Поэтому в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида постоянно ведется поиск наиболее эффективных форм и методов обучения.

В психолого-педагогической литературе программированное обучение определяется как обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия, как ученика, так и учителя или заменяющей его обучающей машины, компьютерной программы, программированного учебника [1, с. 62]. Применение элементов программированных заданий в учебном процессе коррекционной школы способствует поэтапному формированию умственных действий у школьников, развитию аналитико-синтетических процессов мышления, способности к обобщению и абстрагированию, позволяя учитывать индивидуальные и типологические особенности познавательной деятельности учащихся.

Но использование программированных заданий в обучении детей с нарушением интеллекта пока еще не получило детальной методической разработки в специальной литературе. Можно отметить небольшое количество публикаций, которые являются ориентиром, побуждающим учителей коррекционных школ к поиску разнообразных программированных заданий. Исходя из этого, проблема формирования представлений о природе посредством элементов программированного обучения является актуальной при обучении детей с нарушением интеллекта.

С целью формирования представлений о природе были взяты отдельные этапы урока и разработаны программированные задания по предмету «Естествознание», раздел — «Животные». Разработанный методический комплекс включал в себя программированные задания с использованием натуральных объектов, учебной книги и экранных пособий. Рассмотрим некоторые программированные задания на различных этапах урока.

Этап: Изучение нового материала.

Вид: программированное задание с использованием иллюстративного материала.

Задание (на перфокарте): 1. Рассмотрите внешний вид животных. Определите форму их тела. 2. Найдите основные отделы тела животных: голову, шею, туловище, хвост. 3. Рассмотрите, чем покрыто тело у животных. Определите окраску. 4. Рассмотрите голову животных. Найдите глаза, имеющие веки с ресницами. 5. Найдите уши млекопитающих, имеющие наружную ушную раковину. 6. Определите, какую форму могут иметь уши у млекопитающих. 7. Рассмотрите туловище животных и найдите органы передвижения — ноги. 8. Обратите внимание на расположение ног у млекопитающих 9. Пометьте крестиком (х) характерные черты млекопитающих

1.         наличие волосяного покрова;

2.         ноги расположены по бокам;

3.         наличие слуховых отверстий;

4.         наличие век с ресницами;

5.         ноги расположены под туловищем

6.         наличие наружных ушных раковин

На этапе изучения нового материала можно использовать программированные задания по типу «Найди пару». Учащимся при изучении темы «Хищные звери» предлагается к каждому из названий зубов хищника, из первого столбика, найти пару — функцию, которую они выполняют, из второго столбика. Каждую пару соединить стрелкой.

Резцы

- перекусывают прочные сухожилия, кости

Клыки

- соскабливают мясо с костей

Хищные зубы

- умерщвляют добычу

На уроках естествознания широко можно использовать программированные задания с использованием экранных пособий. Задание: используя учебный фильм, подберите правильные ответы к вопросам.

1.      К грызунам относятся... (мышь, волк, бобр, заяц, белка, ондатра, лось)

2.      Грызунов можно встретить... (на полях, в стогах сена, в лесах, на водоемах, в горах)

3.      Грызуны питаются... (корой деревьев, шишками, ягодами, грибами, мелкими животными, семенами)

4.      Пищу грызуны откусывают... (резцами, коренными зубами, хищными зубами)

5.      Эти животные приносят человеку... (огромный вред, большую пользу)

Этап: Первичное закрепление

На этапе первичного закрепления материала используются программированные диктанты. Так учащимся нужно записать под диктовку вопрос и дописать правильный ответ. Например, при изучении темы «Особенности внутреннего строения птиц» учащимся предлагается следующее задание: прослушайте вопросы с вариантами ответов и определите правильный ответ.

1.                  К органам пищеварения птиц относятся (язык, глотка, зубы, пищевод, желудок, кишечник)

2.                  Измельчение пищи у птиц происходит в... (глотке, желудке, кишечнике)

3.                  Дышат птицы при помощи... (жабр, легких, ноздрей)

4.                  Сердце у птиц состоит из... (двух, трех, четырех) камер

При изучении темы «Птицеводство» учащимся нужно, используя текст учебника и рисунки к нему, составить «цепочку» развития птицеводства и записать ответы цифрами.

1.      цех клеточных несушек;

2.      инкубаторный цех;

3.      цех по выращиванию молодняка;

4.      брудерный цех.

Этап: Задание на дом

При изучении темы «Китообразные» домашнее задание также можно давать с применением программированных заданий комплексного характера. Задание: 1.Спомощью ключа расшифруйте понятие и запишите его в тетрадь.

А

Б

В

Г

1

К

И

О

Ы

1А1Б2А1В1В2БЗАЗБ2ВЗВ1Г2Г

2

Т

Б

3

Е

3

Р

А

Н

2. Укажите номера рисунков, подходящих к данному понятию

Таким образом, использование на уроках естествознания элементов программированного обучения способствует повышению эффективности учебного процесса по преодолению недостатков в формировании представлений о природе.

Литература:

1. Дефектологический словарь [Текст] / под ред. В. М. Гудонис, Б. П. Пузанов. — М.: МОДЭК, 2007. — 736 с.

2. Печерский В. Г. Программированные задания, как способ организации учебной деятельности учащихся коррекционной школы [Текст] / В. Г. Печерский В. Г. // Дефектология. — 2000. — № 1. — С.18–24.

Основные термины (генерируются автоматически): задание, VIII, нарушение интеллекта, программированное обучение, обучение детей, правильный ответ, учебный процесс.


Похожие статьи

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр

Формирование коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием Lego-конструктора

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Формирование экологических представлений у дошкольников посредством использования экспериментальной деятельности

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни посредством валеологического обучения

Похожие статьи

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр

Формирование коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием Lego-конструктора

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Формирование экологических представлений у дошкольников посредством использования экспериментальной деятельности

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни посредством валеологического обучения

Задать вопрос