Создание контрольно-измерительных материалов для оценки результатов обучения по предмету «Мир природы и человека» у обучающихся с интеллектуальными нарушениями | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Борода, Т. В. Создание контрольно-измерительных материалов для оценки результатов обучения по предмету «Мир природы и человека» у обучающихся с интеллектуальными нарушениями / Т. В. Борода. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/341/15246/ (дата обращения: 23.11.2024).



Задачей современного образовательного учреждения является формирование природоведческих знаний соответствующих современному уровню представлений о природе уже на начальной стадии обучения.

Для детей с нарушениями интеллекта усвоение систематических и последовательных знаний в рамках изучения дисциплины «Мир природы и человека» становится обязательным компонентом образования и воспитания. Указанный курс должен заложить первичные представления о среде обитания человека, которые позволят в дальнейшем формировать правильное и гуманное мировоззрение. Кроме того, этот курс должен создать необходимые условия для успешного усвоения всего цикла таких базовых природоведческих дисциплин, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний. [2, с.8]

Оценивание выполнения работ учащимися с нарушением интеллекта, получающими образование в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида или в специальных (коррекционных) классах, или даже в условиях инклюзии, давно беспокоит педагогов, работающих с данной категорией детей.

В педагогической практике широко используются разнообразные варианты оценки детских письменных работ, предлагаемых для младших школьников общеобразовательных классов. Но использование этих пособий и рекомендаций не соответствует тому базовому минимуму содержания образования, который заложен в образовательные программы специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушением интеллекта. Это недопустимо для работы с детьми данной нозологической группы, так как завышает уровень требований к их знаниям, умениям и навыкам, что и вынуждает специалистов адаптировать и разрабатывать самостоятельно контрольно-диагностические материалы. При этом нужно отметить, что наметившаяся в стране тенденция к внедрению в общеобразовательные учебные заведения классов, в которые интегрированы дети с нарушением интеллекта, также должна быть подкреплена соответствующими учебно-методическими и контрольно-диагностическими материалами. В течение длительного времени вопросы подбора и использования контрольно-измерительных материалов (КИМов) для оценки качества сформированности учебных компетенций у школьников с нарушением интеллекта представляют трудности для учителей. Отсутствие изданных централизованным способом КИМов по всем предметным дисциплинам мешает педагогам вырабатывать единую содержательную стратегию контрольно-диагностического обеспечения и требует много времени на сам процесс подбора инструментария для мониторинга [1, с. 6].

Ниже представлены КИМы по двум произвольно выбранным темам содержательного раздела курса изучения предмета «Мир природы и человека» за 3 класс. Их целесообразно использовать для учета результативности усвоения образовательной программы по указанной дисциплине детьми с нарушением интеллекта. Их можно использовать как в общепринятом варианте проведения работ, так и путем внедрения данных материалов в общегородскую платформу МЭШ, т. е. вместо проверочных работ на листочках — интерактивные тесты.

Приведенные ниже КИМы составлены в соответствии с требованиями программы Воронковой В. В. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (подготовительный и 1–4 классы) и с учетом методических рекомендаций Н. Б. Матвеевой для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы по курсу «Мир человека и природы».

Контрольные задания по разделу «Живая природа. Животные»

  1. Как называют животных, тело которых покрыто перьями?

а) птицы; б) рыбы; в) звери.

  1. Определи птиц?

а) петух; б) бабочка; в) летучая мышь; г) белка — летяга.

  1. Укажи отличительный признак птиц?

а) туловище б) перья в) хвост

  1. Рассмотри рисунок и подпиши части тела птицы.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/04/10/s_5acc8912661fb/880155_10.png

  1. Впиши нужные слова в предложения.

  1. Почему у птиц разные клювы? Потому что….

а) так получилось б) пища у них разная в) у птиц одинаковые клювы

7. Некоторых птиц называют хищными, потому что:

а) они летают ночью б) они питаются животными в) питаются мелкими

насекомыми

  1. Птица дятел относится к:

а) насекомоядным б) хищным в) растительноядным

  1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком +.

https://pp.userapi.com/c849232/v849232517/15dd90/aftMfabFEmc.jpg

  1. Заполни таблицу.

Слова для справок: коршун, соловей, дятел, ястреб, дрозд, галка, сова, грач, снегирь, жаворонок, ласточка, журавль.

Перелётные птицы

Зимующие птицы

Хищные птицы

Певчие птицы

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

  1. О каких животных говорится: «Их разводят и кормят люди, защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве».

а) домашние животные; б) дикие животные; в) хищные животные.

  1. Подчеркни названия диких животных, которые обитают в твоей местности?

Павлин, ёж, лиса, тюлень, шимпанзе.

  1. Догадайся, какое ещё животное можно дописать в каждую группу.

Коза, корова, свинья, __________________________________________

Волк, медведь, лиса, ___________________________________________

Контрольные задания по темам «Дыхание человека. Кровь. Сердце»

  1. Обведи кружком буквы правильных ответов названия органов дыхания человека.

а) сердце; б) лёгкие; в) трахея; г) мозг; д) бронхи.

  1. Напиши, какой газ необходим всем живым существам? _________
  2. Как происходят вдох и выдох? Соотнеси.

Легкие сжимаются вдох

Легкие расширяются. выдох

  1. Перечисли болезни органов дыхания. _______________________
  2. Какой прибор помогает определить, болен человек или здоров? _______________
  3. Какое значение для человека имеет кровь? Обведи нужную букву.

а) она заполняет пустоту внутри организма;

б) она переносит ко всем органам кислород и питательные вещества;

в) она не нужна организму.

  1. Отгадай загадку.

Не часы, а тикает. ______________

  1. Найди и вычеркни НЕправильный ответ:

а. Органы дыхания: трахея, бронхи, желудок, легкие

б. Забота о дыхании: проветривание, курение, влажная уборка, прогулка

в. Чтобы не болеть, нужно: закаливаться, правильно одеваться, заниматься спортом, сидеть дома у телевизора.

  1. Прочитай, подумай, подчеркни правильный ответ:

а. По кровеносным сосудам человека течёт: вода, кровь, краска

б. Орган, который заставляет кровь двигаться по организму: легкие, желудок, сердце

  1. Найди и подчеркни верные высказывание.

а) Человеку для дыхания нужен кислород

б) Сердце человека ночью не бьется

в) Мы выдыхаем углекислый газ

г) Сердце можно сравнить с насосом

  1. Вставь пропущенные слова:

Когда __________ работает, оно сжимается и разжимается. Это удары сердца. Если приложить руку, в некоторых местах можно почувствовать ___________ толчки. Эти толчки, которые мы ощущаем, называются ___________. По пульсу можно определить, как _________________ себя человек. Если пульс очень частый или прерывистый, то, возможно, человек ____________.

Слова для справок: пульс, заболел, чувствует, сердце, слабые

Литература:

  1. Барякина И. В., Будникова Е. С., Екжанова Е. А.
  2. Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, чтению и математике к учебным планам СКОУ VIII вида. / Науч.ред. Е. А. Екжанова. — Санкт-Петербург, КАРО, 2015.
  3. Матвеева Н. Б. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. — М.: Просвещение, 2016.
  4. Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организа-ций, реализующих АООП. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. — М.; Просвещение, 2017.
  5. Мир природы и человека. 3 класс. Рабочая тетрадь. Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ. — М.: «Просвещение», 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение интеллекта, VIII, животное, птица, правильный ответ, ребенок, сердце.

Похожие статьи

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Использование инновационных форм работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Использование компонентов образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» как эффективное средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников

О формировании практических умений и навыков у студентов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»

Организация работ по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Социальная адаптация детей с ментальными нарушениями развития через организацию занятий по программе «Окно в мир!»

Похожие статьи

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Использование инновационных форм работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Использование компонентов образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» как эффективное средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников

О формировании практических умений и навыков у студентов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»

Организация работ по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Социальная адаптация детей с ментальными нарушениями развития через организацию занятий по программе «Окно в мир!»