Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях. Эти изменения требуют от человека овладения новыми технологиями. Это значит, что и в образовательном процессе тоже должны происходить изменения. Основа учебной деятельности ребенка заключается в грамотности. Современная грамотность, которая выросла из традиционных «писать, читать, считать», постоянно изменяет свои приоритеты и само содержание понятия «грамотность», и содержит элементы информационной культуры, технологий [3, с. 15–18].
Смена ведущей деятельности ребёнка в начальной школе с игровой на учебную происходит зачастую очень болезненно и сопровождается психологическими проблемами. Поэтому очень важно, чтобы на уроках учитель использовал игровые технологии [1, с. 87–93].
Но, как было сказано выше, современному человеку необходимо владение ИКТ. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет не только добавить в урок элементы игры, но и в увлекательной форме усвоить учебный материал. Игровые возможности компьютерной техники вместе с дидактическими способностями (обеспечение обратной связи, наглядное представление информации, индивидуальный стиль работы и др.) дают возможность обеспечения более плавного подхода к учебной деятельности [5, с. 51–59].
Большая часть УУД не развиваются достаточно хорошо в рамках обычного урока, не используются учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается. В связи с этим на уроках необходимо организовывать исследовательскую деятельность [9, с. 112–116].
Исследовательская деятельность обучающихся представляет собой деятельность учащихся, которая связан с решением им творческой исследовательской задачи, которая предполагает наличие основных этапов, свойственных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций:
– Постановку цели, выявление проблемы;
– Изучение литературы, посвящённой данной проблематике;
– Подбор методик исследования и практическое овладение ими;
– Сбор накопленного в ходе исследования материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы [11, с. 91–99].
Целью применения ИКТ в исследовательской деятельности является повышение качества обучения. В свою очередь, качество обучения представляет то, для чего работает исследователь.
Благодаря компьютерным технологиям решаются следующие задачи:
– — регулярное самообразование, а также повышение педагогического мастерства в связи с нахождением в состоянии постоянного поиска;
– — формирование «новой грамотности», которая предполагает высокую самостоятельность учащихся в работе с информационными данными;
– — внедрение индивидуализации образования путем применения дифференцированного подхода — такой подход характерен для учащихся с трудностями в обучении, которым необходимы особые формы предъявления материала, а также одаренным детям;
– — изменение методов и форм учебной деятельности;
– — объединение урочной и внеурочной деятельности;
– — организация воспитательной деятельности на более высоком информационном уровне [9, с. 118–125].
Рассмотрим практическое применение ИКТ при изучении окружающего мира.
Для более эффективного внедрения ИКТ можно:
– — создание слайд-презентаций;
– — подготовить индивидуальные карточки для обучения;
– — создать флэш-анимации к учебнику;
– — использовать готовые электронные учебные материалы;
– — подготовить дополнительный материал.
В целях эффективного внедрения ИКТ в исследовательскую деятельность, кабинет, в котором осуществляются уроки окружающего мира, должен содержать такое оборудование, как: компьютер, мультимедийный проектор, а также интерактивная доска [3, с. 81–88].
Довольно интересным является учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». В нем множество интересных иллюстраций, которые помогают привлекать внимание детей к наиболее важным моментам изучения каждой темы. На уроках, зачастую, предлагается широко использовать наглядный материал. Важно подготавливать наглядный материал на компьютере, к примеру, давать возможность персонажам учебника двигаться благодаря мышке. Такие «ожившие» картинки дают возможность ребятам лучше осваивать новый материал и повышают интерес к предмету [8, с. 34–39].
Важно постоянно совершенствовать систему слайдов-презентаций для уроков окружающего мира 1–4 классов. К примеру, можно подготовить такие материалы, как:
– — «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» — для ребят 1 класса;
– — «Природные зоны нашей страны» — для ребят 4 класса;
– — «Охрана животных» — для ребят 3 класса;
– — тест по теме «Лес и человек» — для ребят 4 класса и др.
Важно также подбирать интересный иллюстративный материал:
– — «Разнообразие природы»;
– — Цветы садов и полей»;
– — «Хорвард лепестков»;
– — «Овощи»;
– — «Зимующие и кочующие птицы» и др. [3, с. 71–79]
Кроме созданных самостоятельно материалов электронных уроков можно использовать также электронно-учебные пособия. Одним из таких пособия является «Мир природы. Наглядное пособие по естествознанию младших школьников» [6]. Данное пособие охватывает ряд особо интересных тем об окружающем мире, а также его разнообразии, неповторимости и изменчивости:
– — смена времен года, дня и ночи;
– — процессы размножения и распространения цветковых растений;
– — вопросы, связанные с формой Земли, а также ориентированием на местности;
– — изучение трех состояний воды, круговорота воды в природе и т. д. [6]
Данное пособие благодаря наглядным анимациям, динамическим рисункам, схемам и таблицам, красочным фотографиям дает возможность ребятам понимать таинственные законы природы. Все материалы сопровождаются дикторским комментарием, что делает работу намного интересней и познавательней.
Такой раздел как «Проверь себя» содержит красочные развивающие интерактивные задания по различным темам, помогающим закрепить, а также повторить некоторые темы, развить внимание, усидчивость, воображение детей [6].
Немаловажна и универсальность пособия, что помогает активизировать исследовательскую деятельность учащихся, а также обеспечить высокий уровень визуализации учебного процесса, позволяющая проводить уроки в виде интерактивного обучения [6].
Другим мультимедийным учебником, который может стать эффективным средством использования на уроках является «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир» [12, 13]. Благодаря ему дети могут не только ознакомиться с окружающим миром, но и с правилами безопасного взаимодействия с ним. Учебный материал представляется здесь в игровой форме, которая особо подходит для детского воспитания. Многочисленные задания, выполняемые учеником при общении с анимированным персонажем, дают возможность не только легко и прочно усвоить материал школьной программы, но и дают стимул к развитию внимания и логического мышления. Учебники включают весь образовательный материал предмета «Окружающий мир» начальной школы [12, 13].
Следующим интересным пособием мультимедийного характера является программа «Мультипликационные времена года с тетушкой Совой» [7]. В данной программе кроме обучения новому материалу, ребята могут почитать видеокнижку А. Валевского обо всех 12-ти месяцах в году, и используя караоке спеть полюбившиеся песни [7].
Довольно интересным является игра от компании «Бука» — «Пятачок сдает экзамен по анатомии» [10]. Данное пособие позволит освоить знания по анатомии, а также проверить их прочность, получить консультацию, сдать экзамен на «отлично» [10].
Указанные мультимедийные пособия не подменяют никаким образом имеющиеся учебно-методические комплексы. Они выступают эффективным дополнительным средством, которое дает возможность обеспечения качественного обучения в сочетании с учебниками, а также рабочими тетрадями, раздаточным материалом. Эпизодическое применение интерактивной доски, а также разнообразная учебная деятельность выступают залогом здоровьесберегающего эффекта обучения, значительно влияют на эмоциональный фон урока, помогают оптимизации учебной нагрузки.
Использование интерактивной доски — это неотъемлемый помощник в привитии интереса к предмету и формировании коллективной работы класса. Ведь применение различного вида магнитных ручек, лазерных указок, а также «волшебных» палочек дает возможность развиваться не только логике, творческому мышлению, моторике и координации ребенка, но и способствует возврату его назад для просмотра, где были пущены ошибки и анализа своей работы.
Применение информационно-коммуникационных технологий дает возможность преподавателю перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, когда ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Это дает возможность осознанно осваивать знания учащимися [9, с. 56–61].
Не менее важно использовать ИКТ при подготовке к уроку, что включает в себя:
– — обработку текстовой, графической, цифровой, звуковой информации благодаря соответствующему программному обеспечению в целях подготовки дидактических материалов к уроку (таблицы, индивидуальные карточки, иллюстрации, схемы, чертежи и др.);
– — осуществление поиска нужной информации в сети Интернет в процессе подготовки к урокам, а также внеклассовым мероприятиям по предмету [11, с. 18–19].
Применение ИКТ в процессе урока также является важным аспектом исследовательской деятельности в данной сфере. На уроках ИКТ могу применяться по-разному. Форма работы может быть как групповой, так и индивидуальной и фронтальной. К примеру, при работе с тренажером ученик может выполнять задания самостоятельно.также можно организовать групповую работу, в процессе которой преподаватель будет демонстрировать на экране отдельные эпизоды, моменты тренажера. Затем после каждого эпизода все ученики по очереди делают упражнения, при необходимости с подсказкой учителя [3, с. 16–19].
Учащихся начальных классов можно вовлекать не только в применение информационных ресурсов, но и в их создание. Естественно, возраст накладывает определенные ограничения на формирование такой деятельности. Но начинать такую работу важно именно с начальных классов. Все дело в том, что в младшей школе закладывается ряд ценностей, личных качеств и отношений. Если данное обстоятельство не будет учтено и возраст будет рассмотрен как малозначимый фактор, то нарушится преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности учащихся. Современный младший школьник замечательно знает компьютер (даже иногда лучше, чем взрослые), но он относится к нему, как к игрушке. И тут встает задача, показать, насколько это мощный инструмент познания, который дает возможность открыть мир. Ученикам зачастую можно давать задания для создания, к примеру, дополнительного материала по различным темам окружающего мира: «Животный мир Земли», «Растениеводство в нашем крае», «Эти удивительные растения», «Пробуем перо», «Хоровод лепестков (лекарственные растения» др. Данный материал может содержать в себе не только фактический материал по теме, но и загадки, стихотворения, кроссворды [11, с. 17–24].
На современном этапе все больше внимания необходимо уделять не столько получению готовых фактических знания, сколько развитию и совершенствованию у ребят умения получать эти знания самостоятельно (или почти самостоятельно с незначительным использованием фактических данных). Такому развитию могут служить исследовательские проекты. Так, к примеру, можно дать задание для исследования «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», где ученикам необходимо будет провести исследование. Выполнение такого вида исследовательской работы может решить вопросы, в процессе которых учащиеся:
– — будут уметь работать с дополнительной литературой (Интернет, справочник, энциклопедия);
– — расширят свое информационное поле;
– — сформируют орфографическую зоркость в процессе обработки подобранного материала;
– — приобретут навыки работы с компьютером;
– — будут уметь работать в парах, группах и развивать своих творческие способности [5, с. 18–19].
Подводя итог, можно отметить, что при исследовании применения ИКТ при изучении окружающего мира было выявлено, что наибольший интерес у детей вызывают именно уроки, где используются ИКТ.
Исследуя опыт использования ИКТ на уроках, рассматривая множество материалов по теме, можно четко сказать, что применение ИКТ дает возможность:
– — проведения уроков на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
– — активизации познавательной деятельности учащихся;
– — усовершенствования контроля знаний;
– — обеспечения высокой степени дифференциации обучения;
– — рациональной организации учебного процесса, а также повышения эффективности урока;
– — повышение объема выполняемой на уроке работы;
– — обеспечение доступа к различного вида справочникам, электронным библиотекам, а также другим информационным источникам;
– — формировать навыки исследовательской деятельности [6, с. 18–22].
Контрольные и проверочные работы по окружающему миру являются следствием положительной динамики усвоения знаний, а также общего уровня информированности.
Литература:
- Базовые и прикладные информационные технологии: Учебник / В. А. Гвоздева. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 384 с.
- Волкова А. И. развитие творческих способностей учащихся. — М.: Просвещение, 1994.
- Гафурова, Н. В. Методика обучения информационным технологиям. Практиум [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. В. Гафурова, Е. Ю.Чурилова. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. — 181 с.
- Интернет в гуманитарном образовании // под. ред. Полат Е. С. — М.: Владос, 2001.
- Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е. Л. Федотова, А. А. Федотов. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 336 с.
- Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире. Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников. — Новый диск.
- Мультипликационные времена года с тетушкой Совой. Обучающая программа для детей от 2-х до 7-ми лет.
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Программа и тематическое планирование для начальной школы. — М.: Просвещение, 2007.
- Преподавание информационных технологий в школе [Электронный ресурс]: методическое пособие / О. Б. Богомолова.—2-е изд. (эл.).—Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 422 с.) и доп. (1 файл rar, 884 Мбайт) дан.—М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- “Пятачок сдаёт экзамен по анатомии. 5–13 лет”. Игры для детей от компании “Бука”: www.buka.ru.
- Система формирования учебной деятельности младших школьников/Вергелес Г. И., 3-е изд. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 168 с.
- Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1–4 кл.