Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта в возрасте 8–9 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 14.11.2021

Статья просмотрена: 356 раз

Библиографическое описание:

Южакова, М. А. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта в возрасте 8–9 лет / М. А. Южакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 333-336. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85443/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова : нарушения интеллекта, информационно-компьютерные технологии, ребенок с ограниченными возможностями.

В настоящее время значительный процент из общего числа детей составляют дети с интеллектуальной недостаточностью, у которых вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушен нормальный ход психического развития. Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом развития такого ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир [5].

Для успешной социализации младших школьников с нарушениями интеллектуального развития важны полноценные представления об окружающем мире [1, c. 172].

В настоящее время в научном сообществе существуют определенные противоречия использования информационных технологий в образовательном процессе. На уровне общей науки: между специфичными особенностями детей младшего школьного возраста и требованиями информатизации образовательного пространства в современной России. На частно-научном уровне: между требованиями ФГОС школьного образования к организации образовательного процесса и недостатком системных методических разработок применения ИКТ в образовательном процессе, а также между условиями образовательных учреждений и нормативными требованиями к организации ИКТ. На конкретно-научном уровне: между требованиями к квалификации педагогов и реальной подготовкой специалистов [2, c. 45; 6]. Данные противоречия являются причиной возникновения проблем использования ИКТ в практике школьных образовательных организаций.

В настоящее время возникает необходимость разработки авторских, современных методик работы с данной категорией детей, адаптированных для российских условий в образовательных организациях. Ведь информационные технологии является интерактивным, мультимедийным средством обучения и воспитания ребенка с интеллектуальными нарушениями. Универсальность и современность данного метода позволяет применять информационные технологии в любых учебных заведениях и в различных областях знаний, что способствует формированию познавательного интереса и умственной работе учащихся. Заинтересованность и мотивация являются важнейшими факторами формирования личности ребенка, особенно в случае наличие у него каких-либо особенностей здоровья и развития.

Автором исследования разработана методика работы с учащимися старших классов, имеющими глубокую степень умственной отсталости.

Предмет «Социально-бытовая ориентировка» является практическим, поэтому значительное количество часов отводится на проведение дидактических игр и упражнений, ролевых игр, практических упражнений, экскурсий. Поэтому программа написана в формате обучающей познавательной игры, которая проводится с использованием компьютерных технологий.

Особенности разработанной программы:

  1. Индивидуальное обучение в медленном темпе (1 упражнение — 1 и более уроков).
  2. Обучение с поэтапным проговариванием, запоминанием незнакомых слов, знакомством с понятиями.
  3. Дальнейшая наглядная демонстрация материала, практическая проработка упражнения, выполненного на экране компьютера.
  4. Постепенное сокращение помощи ребенку со стороны педагога.
  5. Постепенное повышение трудности заданий.
  6. Стимулирование познавательного интереса.

По итогам прохождения игры с использованием компьютерных технологий успешно справились с выполнением всех заданий три человека (50 %), не справились или частично справились с заданиями с заданиями — 3 человека (50 %).

Предполагаемые причины неуспешного прохождения задания: отсутствие мотивации обучающихся, нежелание выполнять задания, а также отсутствие технической оснащенности места проживания (нет возможности приобретения и установки компьютерной техники). Отсутствие навыков работы с персональным компьютером у ребенка или родителей также является причиной неуспешного выполнения программы.

В ходе реализации программы были сделаны следующие выводы. Дети с тяжелыми формами умственной отсталости нуждаются в индивидуальном подходе к обучению, и информационно-компьютерные технологии являются подходящей методикой для включения детей в образовательный процесс, формирования интереса к занятиям и освоения бытовых навыков.

Компьютерные технологии позволяют прорабатывать формирование представлений об окружающем мире в индивидуальном темпе, использовать красочные и наглядные материалы, выбирать уровень сложности задания, а также многократно повторять упражнения, что является несомненным преимуществом и необходимостью при работе с детьми, имеющими особенности развития.

Кроме этого, образование и программа для лиц с тяжелой и глубокой умственной отсталостью должны строиться с учетом их образовательных потребностей и возможностей, в свою очередь, ИКТ дают возможность выстраивать индивидуальную работу с необходимым количество повторений, отработки, наличием собственного темпа занятий. Также применение современных информационных технологий в процессе коррекции у школьников с нарушением интеллекта позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи педагогического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников, что позволяет достигать качественного положительного результата.

Таким образом, для формирования у детей, имеющих глубокую степень умственной отсталости, способностей к исследованию окружающего мира, требовалась разработка компьютерной игры, позволяющая в яркой, красочной и познавательной форме подготовить обучающихся к реальным действиям.

Литература:

  1. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., перераб. М.: Академия, 2002. 272 с.
  2. Забрамная С. Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных сотояний//Детская патопсихология: Хрестоматия / сост., авт., всуп. ст. Н. Л. Белопольская. 2-е изд., испр. М.: Комто-Центр, 2001. С. 19–29.
  3. Калиникова Л. В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании. М.: ГНОМ и Д, 2001. 449 с.
  4. Князева Е. В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида /Князева Е. В.// Коррекционная педагогика. М.: Просвещение, 2009 — № 4 (34). С. 29–37
  5. Применение современных информационных технологий в процессе коррекции речи школьников с нарушением интеллекта [электронный ресурс]. URL: http://logoportal.ru/primenenie-informatsionnyih-tehnologiy (дата обращения: 01.05.2020).
  6. Рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ профессионального обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ с нарушениями интеллекта [электронный ресурс]. URL: http://www.osu.ru/docs/fpkp/rekom_OP_PO_dlya_invalidov.pdf (дата обращения: 01.05.2020).
  7. Ловцевич Е. И. Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с нарушением речи // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи: матер. Междунар. научно-практ. конф. научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых; аспирантов и магистрантов, 21 марта 2013 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т; науч. ред. И. А. Филатова, А. П. Маршалкин. Екатеринбург, 2013. Ч. 1. С. 221–225.
  8. Лере-Планд А. Н. Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 6. С. 53–57.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, окружающий мир, ребенок, умственная отсталость, нарушение интеллекта, познавательный интерес.


Ключевые слова

информационно-компьютерные технологии, нарушения интеллекта, ребенок с ограниченными возможностями

Похожие статьи

Методические основы использования информационно-коммуникационных технологий в коррекции общего недоразвития речи

Статья посвящена использованию ИКТ в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. Отмечено положительное влияние ИКТ на коррекционную работу, а также отражены основные требования к логопедической работе с мультимедиа-ресурсами.

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков

Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Формирование межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллектуального развития со сверстниками

В статье представлен опыт работы по формированию межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта со сверстниками.

Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.

Речевое развитие детей с нарушениями речи через музыкальную деятельность в системе дошкольного, школьного и профессионального образования

В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.

Актуальные вопросы интегрированного и инклюзивного образования детей с речевыми нарушениями

Экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у д...

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

Похожие статьи

Методические основы использования информационно-коммуникационных технологий в коррекции общего недоразвития речи

Статья посвящена использованию ИКТ в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. Отмечено положительное влияние ИКТ на коррекционную работу, а также отражены основные требования к логопедической работе с мультимедиа-ресурсами.

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков

Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Формирование межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллектуального развития со сверстниками

В статье представлен опыт работы по формированию межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта со сверстниками.

Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.

Речевое развитие детей с нарушениями речи через музыкальную деятельность в системе дошкольного, школьного и профессионального образования

В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.

Актуальные вопросы интегрированного и инклюзивного образования детей с речевыми нарушениями

Экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у д...

Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС

Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...

Задать вопрос