Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (52) апрель 2022 г.

Дата публикации: 19.03.2022

Статья просмотрена: 841 раз

Библиографическое описание:

Бабурина, Т. В. Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Т. В. Бабурина, Ю. Н. Павлова, Н. В. Акишина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (52). — С. 22-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/220/7191/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.

Ключевые слова: интеллект-карта, метод, проект, речевое развитие.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития. Не секрет, что количество детей с различными нарушениями речи увеличивается год от года. Особенности в развитии детей с нарушениями речи требуют от педагогов специально организованной работы по коррекции речевой, познавательной и коммуникативной деятельности. Перед педагогами дошкольных образовательных учреждений возникает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применения различных образовательных технологий и методик, позволяющих не только исправить эти нарушения, но и способствующих формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, развитию детской инициативы и самостоятельности.

Нашу группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. В ходе наблюдений за детьми мы обратили внимание на то, что наряду с низким уровнем речевого развития, отмечается недоразвитие и познавательной сферы. Внимание детей отличается неустойчивостью, дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, способов решения задач. Также снижена продуктивность запоминания, дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые элементы и задания, меняют последовательность действий. Некоторые дети не способны устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, с трудом овладевают обобщением, сравнением, анализом и синтезом. Воспитанникам свойственна пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

Анализ литературы и данные практики убедили нас, что одним из таких эффективных методов развития ребенка является использование в дошкольном образовании интеллект- карт. Метод интеллект-карт используется в разных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Рекомендации по применению интеллект-карт в процессе обучения дошкольников были даны кандидатом педагогических наук Акименко В. М. Интеллект-карта — это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, инструмент развития связной речи, памяти и мышления. Основные свойства интеллект-карты:

– наглядность — весь материал можно окинуть одним взглядом;

– запоминаемость — благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается;

– привлекательность — интеллект-карта имеет свою эстетику, ее интересно рассматривать;

– творчество — помогает найти различные пути решения задач, дает толчок для развития творчества;

– возможность пересмотра — интеллект-карту можно пересматривать, детализировать настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

Для реализации данного направления в педагогической деятельности нами был разработан проект «Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи». Проектный метод позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Также метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Проблема: низкий уровень речевого развития, недостаточное развитие познавательной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: развитие речи и познавательных процессов детей логопедической группы путем внедрения в систему работы метода интеллект-карт.

Задачи:

– продолжать совершенствовать все стороны речи: повышать речевую активность детей, пополнять и активизировать словарный запас, совершенствовать звукопроизношение, развивать связную речь;

– развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать предметы и явления; способствовать развитию памяти, внимания и воображения;

– создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств;

– развивать умение добывать информацию различными способами, определять оптимальный способ получения необходимой информации;

– формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

– развивать умение договариваться, совместно заниматься выбранным делом;

– воспитывать самостоятельность, целенаправленность, умение планировать свои действия;

– развивать познавательные интересы детей;

– объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по реализации проекта.

Новизна: проекта заключается в применении метода интеллект-карты в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Метод является эффективным, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, совершенствованию всех сторон речи.

План проекта

№ п/п

I этап — подготовительный

Предварительная работа:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Определение темы проекта, постановка целей и задач.

Педагогическая диагностика воспитанников.

Подбор и изучение методической, научно-популярной литературы по теме.

Составление плана реализации проекта.

Изучение материалов в сети Интернет.

Разработка конспектов занятий, консультаций, памяток.

Вовлечение родителей воспитанников в реализацию проекта.

Знакомство детей и родителей с методом «Интеллект-карты».

Подбор необходимых материалов (ватман, картинки, фотографии по лексическим темам; наборы цветных карандашей, фломастеров, ручек т. д.)

Месяц,

тема недели

2 этап — практический

Февраль

Содержание работы

1 неделя

«Профессии»

1. Беседа о труде шахтера.

2. Игры «Не пропусти», «Кому что нужно для работы».

3. Беседы «О чем расскажет книга?», «Информация. Что это такое?»,

«Источники информации».

4. Самостоятельная художественная деятельность: рисование углем.

5. Составление педагогом интеллект-карты для детей и работа с картой по теме недели.

5. ООД «Уголь» (привлечение детей к составлению интеллект-карты «Свойства угля»).

2 неделя

«Дом. Мебель.

Материал»

1.Беседы «Библиотека — дом, где живут книги», «Из чего делают мебель?», «Деревянные изделия».

2. Игры «Найди два одинаковых предмета», «Что за дерево такое?», «Тут что-то не так», «Обезьянка».

3. Просмотр презентации «Какие бывают интеллект-карты».

4. ООД «Бабушкин сундук» (привлечение детей к составлению интеллект-карты).

3 неделя

«День защитника Отечества»

1. Беседы «Наши защитники», «Военная техника».

2. Игры «Летает — не летает», «Разведчики», «Капитаны», «Четвертый лишний», «Найди 10 отличий».

3. ООД «Согласные звуки» (совместное составление интеллект-карты)

4 неделя

«Продукты питания»

1. Беседы «Продукты питания», «Еда без вреда».

2. Игры «Съедобное — не съедобное», «Запоминаем вместе».

3. Совместное составление интеллект-карты по теме недели для детей старшей группы.

5. ООД «Гласные звуки»

Март

Содержание работы

1 неделя

«8 марта»

1. Беседы «Мама — солнышко мое», «Как я помогаю маме».

2. Совместное оформление интеллект-карты детьми и родителями, составление описательного рассказа «Моя мама».

3. Игры «Волшебные кляксы», «Мамины помощники», «Топ-хлоп».

2 неделя

«Огонь и дети»

1. Беседы «Огонь друг или враг?», «Меры пожарной безопасности».

2. Игры «Неоконченный рисунок», «Радио», «Зеваки», «Что нового?»,

3. ООД «Осторожно, огонь!» (совместное или самостоятельное, по желанию детей, составление интеллект-карты).

3 неделя

«Весна»

1. Беседы «К нам весна шагает», «Труд людей весной».

2. Игры «Придумай свой конец сказке», «Так бывает или нет»»,

3. Самостоятельное составление интеллект-карты по теме недели.

4. ООД Пересказ сказки «Медведь и солнце» по интеллект-карте.

4 неделя

«Комнатные растения». ОЭД

1. Упражнение «На что похожи наши ладошки».

2.Игры «Загадай, мы отгадаем», «Придумай предложение», «Что сначала, что потом».

3.Совместное оформление интеллект-карты детьми и родителями, составление описательного рассказа «Мое любимое растение».

4. ООД «Волшебница Вода» (совместное или самостоятельное, по желанию детей, составление интеллект-карты)

Апрель

Содержание работы

1 неделя

«День космонавтики»

1. Беседы «Этот загадочный космос», «Первый космонавт».

2. Игры «Найди отличия», «Выдумай историю»

3. ООД «Большое космическое путешествие».

4. Совместное составление интеллект-карты по теме недели

2 неделя

«Весенний лед и вода»

1. Беседы «Что такое ледоход», «Осторожно, тонкий лед».

2. Игры «Выбери нужное», «Кто не на месте», «Перепутались», «Волшебные кляксы».

3. Исследовательская деятельность «Загадочное пятно на реке» с использованием метода интеллект-карт.

3 неделя

«Планета — наш общий дом»

1. Беседы «Моя Земля — мой дом», ««Поговорим о Красной книге».

2. Игра «Придумай предложение», «Я знаю», «Логические цепочки»

3. Викторина «Что? Где? Когда?» (Что я знаю о родном Коми крае) Интеллект-карта используется как часть занятия.

4.ООД «Юные экологи-исследователи», самостоятельное составление интеллект-карты.

4 неделя

«Птицы»

1. Беседа «Птицы — вестники весны», «Какие бывают птицы».

2. Игра «Рассели птиц», «Вспомни», «Лабиринты», «Отрицалки».

3. ООД «В мире птиц», самостоятельное оформление интеллект-карты, составление рассказов по карте.

Начиная работу по ознакомлению дошкольников с интеллект-картой, педагог предлагает детям рассмотреть готовую карту на известную им тему. Вместе с воспитанниками обсуждает структуру интеллект-карты; объясняет, из чего она состоит и для чего нужна. Дети получают представления о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать с помощью картинок, рисунков, схем. Педагог обращает внимание детей на главную тему, расположенную в центре листа. Затем воспитанники называют, что изображено на картинках и пробуют составить предложения по каждому направлению, отходящему от главной темы. Следующий шаг — это составление рассказа по готовой карте. Если дети затрудняются, взрослый помогает наводящими вопросами. Важно вызвать интерес дошкольников к данному виду деятельности, так как не все дети сразу увлекутся работой с интеллект-картами, потому что это требует от них концентрации внимания, умения выражать мысли, размышлять. Педагог должен быть готов поддержать любую инициативу детей.

В дальнейшем дети составляют интеллект-карты с помощью взрослого. Подбираются все необходимые материалы: картинки, бумага, фломастеры, цветные карандаши, маркеры, клей и т. д. Большую помощь в подготовке материалов оказывают родители воспитанников. Карты можно зарисовывать не только на бумаге, но и на доске маркерами. При данном способе изображения легко можно внести исправления, но есть и свои минусы — карта не сохраняется надолго. Общий алгоритм составления интеллект-карты довольно прост:

  1. В центре листа обозначается общая тема (профессии, птицы, дом и т. д.)
  2. «Мозговой штурм» — подбор ассоциаций по теме.
  3. От центрального рисунка (надписи) отходят линии разной толщины и цвета, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.
  4. Ветви детализируются, добавляются картинки, символы.

Работа строится с учетом того, что педагог не просто объясняет новый материал, а создает условия, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Воспитатель перестает просто выполнять информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей.

Составление интеллект-карты может проходить на одном занятии или в течение недели по определенной лексической теме, служить как изучению нового материала, так и обобщению изученного. Работу над картой можно проводить всей группой, микрогруппами, а также индивидуально. С помощью интеллект-карт дошкольники учатся описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, явления природы, людей животных; пересказывать литературные произведения, придумывать рассказы из личного опыта. Следующим этапом работы будет самостоятельное составление детьми интеллект-карт по различным темам. К составлению карт также привлекаются родители.

Метод интеллект-карт хорошо зарекомендовал себя и при проведении исследовательской деятельности детьми. Дошкольники учатся добывать информацию различными способами, пытаются решить проблемную ситуацию, устанавливают причинно-следственные связи. Интеллект-карта помогает детям составить план и наглядно зафиксировать результат своей работы, что повышает самооценку и создает ситуацию успеха для каждого ребенка. Метод интеллект-карты является очень эффективным, так как на всех этапах работы осуществляется опора на наглядность.

Работа с родителями

  1. Консультация «Интеллект-карты в познавательном развитии дошкольников».
  2. Памятка «Что такое интеллект-карта?»
  3. Просмотр презентаций: «Интеллект — карты», «Создание интеллект-карт с ребенком».
  4. Знакомство родителей с промежуточными результатами проекта (с интеллект-картами, изготовленными в ходе ООД, а также самостоятельно оформленными детьми);
  5. Мастер-класс по созданию интеллект-карт (онлайн).
  6. Совместное изготовление интеллект-карт детьми и родителями.

Промежуточный результат .Промежуточные результаты проекта показали положительную динамику. Использование в работе с детьми метода интеллект-карт эффективно сказывается на совершенствовании всех сторон речи: повышается речевая активность детей, развивается связная речь, пополняется и активизируется словарный запас; развиваются познавательные процессы.. Благодаря работе с интеллект-картами у детей развиваются активность, любознательность, мышление, внимание, память, монологическая и диалогическая речь, развивается умение работать в парах, в микрогруппах, в коллективе. Дети научились слушать друг друга, уважительно относиться к мнению других детей. Накоплен положительный опыт взаимодействия с родителями.

№ п/п

III этап — заключительный

1.

2.

3.

Анализ результатов проекта.

Представление проекта педагогам ДОУ.

Участие в конкурсе проектов для детей с ОВЗ.

Литература:

  1. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников. Начальная школа. — 2012.- № 7
  2. Дыбина О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. М: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры — занятия. — М.: ТЦ Сфера, 2005

Похожие статьи

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Формирование и развитие понимания речи у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках программы подготовки к школе

В статье автор описывает опыт формирования и развития понимания речи у неговорящих дошкольников с РАС.

Модель развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье описана практическая деятельность педагогов дошкольной образовательной организации по развитию когнитивных процессов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Разработанная Модель предполагает замысел положительного ожидаемого р...

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Направления работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье рассматриваются возможности использования целенаправленной коррекционно-педагогической работы с использованием комплекса мероприятий по формированию и расширению семантических полей слов в процессе развития связной речи младших школьников с ...

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...

Создание условий для формирования пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы дефектологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития по выявлению и коррекции нарушений формирования пространственной ориентировки.

Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников

В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.

Похожие статьи

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Формирование и развитие понимания речи у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках программы подготовки к школе

В статье автор описывает опыт формирования и развития понимания речи у неговорящих дошкольников с РАС.

Модель развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье описана практическая деятельность педагогов дошкольной образовательной организации по развитию когнитивных процессов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Разработанная Модель предполагает замысел положительного ожидаемого р...

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Направления работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье рассматриваются возможности использования целенаправленной коррекционно-педагогической работы с использованием комплекса мероприятий по формированию и расширению семантических полей слов в процессе развития связной речи младших школьников с ...

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...

Создание условий для формирования пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы дефектологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития по выявлению и коррекции нарушений формирования пространственной ориентировки.

Включение психологических методов и приёмов в повышение эффективности логопедической работы при коррекции и автоматизации звуков речи у дошкольников

В статье автор анализирует положительное влияние использования современных психологических методов и приёмов на повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда ГБДОУ.

Задать вопрос