Проект на тему «Их именами названы улицы Новокузнецка» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Востричкина, О. В. Проект на тему «Их именами названы улицы Новокузнецка» / О. В. Востричкина, Е. Н. Помогаева, М. Р. Иванюк, С. В. Голубева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 69-73. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3213/ (дата обращения: 16.12.2024).



Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.

Ш. Монтескье

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.

С. Михалков

Картинки по запросу картинка города Новокузнецка

Пояснительная записка

Проект разработан с учетом ФГОС, в рамках реализации программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Мы живем в очень сложное время, когда отклонения от высоких нравственных идеалов становятся нормой. Мы в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека. Как помочь молодым родителям разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую какая она есть? Что может заинтересовать ребенка чистой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Конечно же, наша многовековая история и культура. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому, семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте- это есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Итак, патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культурой. Культурное наследие народа — огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться. Безусловно, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым жила могучая Россия. Но при этом надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины. Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе, культуре. В дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды — местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

Цели проекта:

‒ Формирование патриотического чувства у детей подготовительной к школе группы посредством ознакомления с достопримечательностями родного города;

‒ Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к истории и культуре родного города.

Задачи:

  1. Знакомить детей с родным городом, его историческим прошлым и настоящим.
  2. Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках родного города.
  3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру.
  4. Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь.
  5. Воспитывать у детей чувства патриотизма — любовь к родному городу, стране, уважительно и с гордостью относиться к символике: гербу, флагу, гимну

Ожидаемый результат

Дети свободно владеют информацией и используют на практике (в игре, на занятиях, в свободной деятельности).

Дети умеют рассказывать о некоторых исторических событиях и личностях.

Дети умеют самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры.

Компетентность родителей по данной теме

Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, личностный и профессиональный рост, самореализация.

Тип проекта:

Творческий, интегрированный, коллективный, среднесрочный.

Реализация проекта предполагает ряд принципов:

Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введение детей в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении;

Принцип народности лежит в основе педагогического процесса, потенциал народной культуры имеет развивающее значение;

Принцип опоры на ведущую деятельность реализует связи игры с другими специфическими детскими видами деятельности (изобразительной, театральной, музыкальной, познавательно-речевой), которые взаимодействуют и обогащают друг друга;

Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Кузнецкой земли;

Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на достигнутом уровне, а затем возвращаться раннее изученному материалу на новом более высоком уровне;

Принцип развитие личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного уважительного отношения к родному городу, его жителям, труду.

Был разработан план реализации проекта, куда вошли следующие этапы:

1. Подготовительный, который предусматривает составление проблемно-ориентированного анализа, всестороннего изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы, дифференциацию потребностей педагога и детей, родителей в рамках существующей проблемы, определение конкретных целей, подготовки, способов решения проблемы.

‒ Изучение методической литературы

‒ Составление перспективного плана

‒ Создание развивающей среды (подбор игр и оборудования для создания необходимой базы для продуктивной и творческой деятельности)

2. Этап реализации проекта определили основные ресурсы для реализации проекта, разработали конкретный план действий по созданию условий в группе. Были создан Журнал «Их именами названы улицы города Новокузнецка», разрезные дидактические игры, творческие задания, макет микрорайона, оформлены альбомы, подобран методический материал по данной теме и материал для виртуальных экскурсий.

В методическое обеспечение реализации проекта вошло: создание банка методических рекомендаций и пособий для познавательной деятельности; подбор диагностических методик; был разработан перспективный план по приобщению к историческим ценностям родного города.

Организованные формы

Совместная деятельность сдетьми

Совместная деятельность сродителями

Декабрь

1. Занятие-путешествие «История возникновения родного города»

1. Рассматривание иллюстраций о родном городе: Кузнецкая крепость, мост через Томь, площадь Торжеств, Сад Металлургов.

2. Рассказ воспитателя о названиях районов города: Запсибовский район; Ильинский район; Центральный район; Кузнецкий район.

3. Подбор открыток о Новокузнецке.

4. Беседа «Почему наш город так называется?"

5.Слушанье гимна Новокузнецка

1. Целевая прогулка по близлежащим улицам. Правила перехода через улицу «Мы — пешеходы».

Январь

1. Занятие «Новокузнецк — моя малая Родина ".

2. Занятие-путешествие «Их именами названы улицы города»

1. Знакомство с гербом города Новокузнецка.

2. Беседа «Гордимся тобою наш город родной»

3. Рассматривание открыток с изображением улиц и площадей родного города.

4. Виртуальная экскурсия по городу.

Газета «Памятники родного города людям, прославившим город, страну».

Февраль

1. Комплексное занятие «Новокузнецк — город шахтёров»

2. Семейная викторина «Мама, папа, я — новокузнецкая семья».

3. Занятие «Мой папа — металлург»

1. Беседа «Достопримечательности родного города.

2. Дидактическая игра «Улочки-закоулочки».

3. Сюжетно-ролевая игра «Сталевары»; «Семья»

4. Рассказы воспитателя о сталеварах и шахтёрах.

Консультация «Улицы родного города»

1. Викторина «Улицы родного города».

2. Занятие «Наши знаменитые земляки».

1. Составление рассказа об истории города по названиям улиц.

2.Дидактическая игра. «Кто где работает?"

3. Заучивание стихотворения «Что мы Родиной зовём?"

4. Рисование на тему: «Мой город в праздничном убранстве».

Подборка стихов о Новокузнецке

Март

1. Беседа «Что такое музей?"

2. Занятие-путешествие «Транспорт города».

3. Занятие «Любимый город Новокузнецк».

1. Беседа «Знакомство с драматическим театром Новокузнецка».

2. Игра «Узнай, где я нахожусь?" Закрепление знаний о достопримечательностях Новокузнецка.

3. Минутки безопасности «Городские улицы»

4. Сюжетно-ролевая игра «Театр».

Сводить детей в музей, театр

Март

Беседа «Кузнецкая крепость — история нашего города».

Занятие «Мой родной Новокузнецк».

1. Беседа о памятниках защитникам Отечества.

2.Рассказ о народных промыслах Новокузнецка (Кузнецкая матрёшка, берестяные туески).

Целевая прогулка по близлежащим улицам — закрепление названий улиц и ориентировка в районе.

Апрель

1. Занятие «Встреча с прекрасным» (Художественные музеи города).

2. КВН «Любимый город».

1.Работа со схемой Ильинского района — упражнение в ориентировке.

2.Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Любимые места родного города.

3.Беседа «Мы — новокузнечане».

Выставка детских рисунков «В нашем городе весна».

1. Занятие «Архитектура родного города.

2. Занятие «Предприятия и учреждения города».

1. Беседа о народных героях, в честь которых названы улицы города: Циолковский, Суворов.

2. Коллективное рассматривание альбома о знаменитых земляках.

3. Беседа «Наш земляк Леонов А. А. — первый человек, вышедший в открытый космос».

4. Создание журнала «Их именами названы улицы нашего города Новокузнецка».

Создание уголка «Мой Новокузнецк»

Формы работы с детьми:

  1. Слушанье гимна Новокузнецка.
  2. Разучивание стихотворений о Новокузнецке;
  3. Проведение бесед и занятий из цикла «Культурно — историческое наследие народа»;
  4. Виртуальная экскурсия «Их именами названы улицы города»
  5. Виртуальная экскурсия по Новокузнецку;
  6. Памятники Великой отечественной войны в Новокузнецке.
  7. Организация творческих мастерских;
  8. Организация сюжетно-ролевых игр по тематике, связанной с жизнью былинных героев и народа;
  9. Организация досуговых мероприятий (посиделки, забавы и т. д.)
  10. Организация выставок о городе Новокузнецке;
  11. Рассматривание альбомов по теме («Новокузнецк — моя малая Родина»)
  12. Рассматривание репродукций, картин, посвященных героическому прошлому, настоящему города Новокузнецка.
  13. Дидактические игры «Угадай профессию»; «Кому что нужно для работы»;

3 этап

Презентация проекта.

Результат

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей; формирования патриотизма чувств у дошкольников. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

Все этапы прошли через разные виды деятельности. Родители вместе с детьми предоставили очень интересную информацию по теме «Улицы нашего города»; сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном городе.

H:\IMG-19cf6b05f861bf0cc2b3bd8cce378825-V.jpg

Деловая игра «Профессии города»

IMG_20180302_174327_1.jpg

Фотовыставка «Моя семья – моя малая Родина»

J:\008.jpg

Макет «Мой микрорайон»

Литература:

  1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. -М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. –М.: Просвещение, 2012.
  3. Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная группа. Интегрированный подход. — М.: Скрипторий, 2013.
  4. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия: 5–7 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. –М.: Оникс-XXI век, 2005.
  5. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. — А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н. Краснощекова. –СПб. Детство-пресс, 2010.
  6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М.: Мозаика Синтез, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): родной город, Новокузнецк, ребенок, беседа, виртуальная экскурсия, город, занятие, моя малая Родина, патриотическое воспитание, Улица.
Задать вопрос