Проект на тему «Их именами названы улицы Новокузнецка»
Авторы: Востричкина Ольга Викторовна, Помогаева Екатерина Николаевна, Иванюк Марина Романовна, Голубева Светлана Васильевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.
Дата публикации: 11.03.2018
Статья просмотрена: 949 раз
Библиографическое описание:
Востричкина, О. В. Проект на тему «Их именами названы улицы Новокузнецка» / О. В. Востричкина, Е. Н. Помогаева, М. Р. Иванюк, С. В. Голубева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 69-73. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3213/ (дата обращения: 16.12.2024).
Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.
Ш. Монтескье
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.
С. Михалков
Пояснительная записка
Проект разработан с учетом ФГОС, в рамках реализации программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Мы живем в очень сложное время, когда отклонения от высоких нравственных идеалов становятся нормой. Мы в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека. Как помочь молодым родителям разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую какая она есть? Что может заинтересовать ребенка чистой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Конечно же, наша многовековая история и культура. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому, семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте- это есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Итак, патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культурой. Культурное наследие народа — огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться. Безусловно, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым жила могучая Россия. Но при этом надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины. Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе, культуре. В дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды — местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
Цели проекта:
‒ Формирование патриотического чувства у детей подготовительной к школе группы посредством ознакомления с достопримечательностями родного города;
‒ Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к истории и культуре родного города.
Задачи:
- Знакомить детей с родным городом, его историческим прошлым и настоящим.
- Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках родного города.
- Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру.
- Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь.
- Воспитывать у детей чувства патриотизма — любовь к родному городу, стране, уважительно и с гордостью относиться к символике: гербу, флагу, гимну
Ожидаемый результат
Дети свободно владеют информацией и используют на практике (в игре, на занятиях, в свободной деятельности).
Дети умеют рассказывать о некоторых исторических событиях и личностях.
Дети умеют самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры.
Компетентность родителей по данной теме
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, личностный и профессиональный рост, самореализация.
Тип проекта:
Творческий, интегрированный, коллективный, среднесрочный.
Реализация проекта предполагает ряд принципов:
‒ Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введение детей в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении;
‒ Принцип народности лежит в основе педагогического процесса, потенциал народной культуры имеет развивающее значение;
‒ Принцип опоры на ведущую деятельность реализует связи игры с другими специфическими детскими видами деятельности (изобразительной, театральной, музыкальной, познавательно-речевой), которые взаимодействуют и обогащают друг друга;
‒ Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Кузнецкой земли;
‒ Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на достигнутом уровне, а затем возвращаться раннее изученному материалу на новом более высоком уровне;
‒ Принцип развитие личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного уважительного отношения к родному городу, его жителям, труду.
Был разработан план реализации проекта, куда вошли следующие этапы:
1. Подготовительный, который предусматривает составление проблемно-ориентированного анализа, всестороннего изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы, дифференциацию потребностей педагога и детей, родителей в рамках существующей проблемы, определение конкретных целей, подготовки, способов решения проблемы.
‒ Изучение методической литературы
‒ Составление перспективного плана
‒ Создание развивающей среды (подбор игр и оборудования для создания необходимой базы для продуктивной и творческой деятельности)
2. Этап реализации проекта определили основные ресурсы для реализации проекта, разработали конкретный план действий по созданию условий в группе. Были создан Журнал «Их именами названы улицы города Новокузнецка», разрезные дидактические игры, творческие задания, макет микрорайона, оформлены альбомы, подобран методический материал по данной теме и материал для виртуальных экскурсий.
В методическое обеспечение реализации проекта вошло: создание банка методических рекомендаций и пособий для познавательной деятельности; подбор диагностических методик; был разработан перспективный план по приобщению к историческим ценностям родного города.
|
Организованные формы |
Совместная деятельность сдетьми |
Совместная деятельность сродителями |
Декабрь |
1. Занятие-путешествие «История возникновения родного города» |
1. Рассматривание иллюстраций о родном городе: Кузнецкая крепость, мост через Томь, площадь Торжеств, Сад Металлургов. 2. Рассказ воспитателя о названиях районов города: Запсибовский район; Ильинский район; Центральный район; Кузнецкий район. 3. Подбор открыток о Новокузнецке. 4. Беседа «Почему наш город так называется?" 5.Слушанье гимна Новокузнецка |
1. Целевая прогулка по близлежащим улицам. Правила перехода через улицу «Мы — пешеходы». |
Январь |
1. Занятие «Новокузнецк — моя малая Родина ". 2. Занятие-путешествие «Их именами названы улицы города» |
1. Знакомство с гербом города Новокузнецка. 2. Беседа «Гордимся тобою наш город родной» 3. Рассматривание открыток с изображением улиц и площадей родного города. 4. Виртуальная экскурсия по городу. |
Газета «Памятники родного города людям, прославившим город, страну». |
Февраль |
1. Комплексное занятие «Новокузнецк — город шахтёров» 2. Семейная викторина «Мама, папа, я — новокузнецкая семья». 3. Занятие «Мой папа — металлург» |
1. Беседа «Достопримечательности родного города. 2. Дидактическая игра «Улочки-закоулочки». 3. Сюжетно-ролевая игра «Сталевары»; «Семья» 4. Рассказы воспитателя о сталеварах и шахтёрах. |
Консультация «Улицы родного города» |
1. Викторина «Улицы родного города». 2. Занятие «Наши знаменитые земляки». |
1. Составление рассказа об истории города по названиям улиц. 2.Дидактическая игра. «Кто где работает?" 3. Заучивание стихотворения «Что мы Родиной зовём?" 4. Рисование на тему: «Мой город в праздничном убранстве». |
Подборка стихов о Новокузнецке |
|
Март |
1. Беседа «Что такое музей?" 2. Занятие-путешествие «Транспорт города». 3. Занятие «Любимый город Новокузнецк». |
1. Беседа «Знакомство с драматическим театром Новокузнецка». 2. Игра «Узнай, где я нахожусь?" Закрепление знаний о достопримечательностях Новокузнецка. 3. Минутки безопасности «Городские улицы» 4. Сюжетно-ролевая игра «Театр». |
Сводить детей в музей, театр |
Март |
Беседа «Кузнецкая крепость — история нашего города». Занятие «Мой родной Новокузнецк». |
1. Беседа о памятниках защитникам Отечества. 2.Рассказ о народных промыслах Новокузнецка (Кузнецкая матрёшка, берестяные туески). |
Целевая прогулка по близлежащим улицам — закрепление названий улиц и ориентировка в районе. |
Апрель |
1. Занятие «Встреча с прекрасным» (Художественные музеи города). 2. КВН «Любимый город». |
1.Работа со схемой Ильинского района — упражнение в ориентировке. 2.Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Любимые места родного города. 3.Беседа «Мы — новокузнечане». |
Выставка детских рисунков «В нашем городе весна». |
1. Занятие «Архитектура родного города. 2. Занятие «Предприятия и учреждения города». |
1. Беседа о народных героях, в честь которых названы улицы города: Циолковский, Суворов. 2. Коллективное рассматривание альбома о знаменитых земляках. 3. Беседа «Наш земляк Леонов А. А. — первый человек, вышедший в открытый космос». 4. Создание журнала «Их именами названы улицы нашего города Новокузнецка». |
Создание уголка «Мой Новокузнецк» |
Формы работы с детьми:
- Слушанье гимна Новокузнецка.
- Разучивание стихотворений о Новокузнецке;
- Проведение бесед и занятий из цикла «Культурно — историческое наследие народа»;
- Виртуальная экскурсия «Их именами названы улицы города»
- Виртуальная экскурсия по Новокузнецку;
- Памятники Великой отечественной войны в Новокузнецке.
- Организация творческих мастерских;
- Организация сюжетно-ролевых игр по тематике, связанной с жизнью былинных героев и народа;
- Организация досуговых мероприятий (посиделки, забавы и т. д.)
- Организация выставок о городе Новокузнецке;
- Рассматривание альбомов по теме («Новокузнецк — моя малая Родина»)
- Рассматривание репродукций, картин, посвященных героическому прошлому, настоящему города Новокузнецка.
- Дидактические игры «Угадай профессию»; «Кому что нужно для работы»;
3 этап
Презентация проекта.
Результат
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей; формирования патриотизма чувств у дошкольников. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Все этапы прошли через разные виды деятельности. Родители вместе с детьми предоставили очень интересную информацию по теме «Улицы нашего города»; сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном городе.
Деловая игра «Профессии города»
Фотовыставка «Моя семья – моя малая Родина»
Макет «Мой микрорайон»
Литература:
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. -М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. –М.: Просвещение, 2012.
- Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная группа. Интегрированный подход. — М.: Скрипторий, 2013.
- Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия: 5–7 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. –М.: Оникс-XXI век, 2005.
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. — А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н. Краснощекова. –СПб. Детство-пресс, 2010.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М.: Мозаика Синтез, 2014.