В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально -коммуникативном развитии — это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. В связи с этим педагоги нашего дошкольного учреждения обращают особое внимание на раннюю профориентацию дошкольников, организацию мероприятий, направленных на знакомство детей с миром профессий, различными видами труда. С целью развития ранней профориентации дошкольников в детском саду создана предметно-пространственная среда, которая знакомит детей с многообразием профессий.
В образовательном холле оформлен тематический центр «Проспект профессий», в центре представлены: «Отделение скорой помощи», «Служба спасения», «Мастерславль». Имеются картотеки загадок пословиц, поговорок. Также имеется одежда разных профессий, где воспитанники совместно с педагогами могут обыграть ситуации. В каждом центре образовательного холла: «Удивительный космос», «Удивительная планета», центре опытно-экспериментальной деятельности, «Лего-центре», центре «Мир экономики и финансов», центре «Юный художник», патриотическом центре представлен тематический атлас профессий, который знакомит детей с разнообразием профессий каждого центра.
Содержание центров по ранней профориентации в группах:д идактические игры, настольно-печатные игры; лэпбуки; атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Аптека», «Банк», «Супермаркет», «Кафе» и др; художественная литература по теме; альбомы: «Профессии родителей», «Профессии родного поселка». В играх дети моделируют жизненные ситуации, учатся планировать свою деятельность, договариваться, действовать сообща, воспроизводить трудовые процессы, получают элементарный опыт. Появляется интерес к новым современным профессиям. Для ознакомления детей с трудом взрослых педагоги применяют технологии проектной деятельности, технологии исследовательской деятельности.
Подробнее остановимся на технологии «Интеллект-карта», которую воспитатели активно внедряют в деятельность с детьми при формировании ранней профориентации. Технологию предложил и разработал Тони Бьюзен — британский психолог, автор методики запоминания и творчества. Интеллектуальная карта имеет разные названия: «интеллект_карта», «карта ума», «карта разума», «карта памяти», «ментальная карта».
Интеллектуальная карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, представляющий собой особый вид записи материала в виде структуры, исходящей от центра к краю. В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи:
— развивать психические функции (внимание, память, мышление);
— стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь;
— развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
— развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
— формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развивать воображение и творческую активность;
— развивать мелкую моторику рук.
Педагогическая ценность интеллект-карты:
— наглядность (в интеллект-карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
— привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно;
— запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);
— своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);
— творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
— возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).В педагогической практике применяем интеллект-карты следующим образом:
1 этап — Сбор материала
2 этап — Закрепление и обобщение материала.
3 этап — Развитие связной речи. Составление рассказов. Методика изготовления карты довольно проста:
- Рекомендовано в центре писать (иллюстрировать) и обводить главную идею (цель, предмет, название новой темы).
- Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
- Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
- Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры
- Из «главной идеи» выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы). Каждое ответвление обозначают ключевым словом или фразой.
- Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
- Каждая мысль обводится.
Интеллектуальная карта должна быть обильно снабжена различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями. Интеллект-карты используем со средней группы.
В средней группе интеллект-карты самые простые. Не имеют много разветвлений. При составлении используем картинки, цветными маркерами обводим тему. При составлении интеллект-карты на тему «Профессии детского сада» в центре разместили детский сад, разветвления — профессии детского сада.
В старшей группе усложняется, что воспитанники могут самостоятельно вырезать картинки, рисовать, разветвлений становится больше.
А в подготовительной группе воспитанники сами подписывают, выбирают макет, форму. Используем различные варианты карт. На ватмане, на магнитной доске, фланелеграфе. Интеллект-карты используем в организованной деятельности, в самостоятельной деятельности детей старшие дошкольники в тематических локациях создают интеллект-карты самостоятельно.
Литература:
- Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 7.
- Алябьева Е. А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5–7 лет: — М.: ТЦ Сфера, 2018.
- Колчина Н. И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду // Дошкольная педагогика. — 2016. — № 10
- Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. Методическое пособие для воспитателей ДОУ: — М.: ТЦ Сфера, 202