Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий
Авторы: Ковешникова Наталья Геннадьевна, Николаева Наталья Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 29.02.2016
Статья просмотрена: 757 раз
Библиографическое описание:
Ковешникова, Н. Г. Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий / Н. Г. Ковешникова, Н. А. Николаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 75-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9912/ (дата обращения: 16.12.2024).
Актуальность темы. Россия конца XX — начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. В современном мире все чаще нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Ситуация усугубляется, на наш взгляд, еще и тем, что в конце 80-х годов потеряла актуальность система патриотического воспитания, следовательно, выросло поколение родителей практически не интересующихся и даже отстраненных от данной темы. Соответственно, дети не чувствуют поддержки и интереса родителей, мало знают о празднике Победы, почему он существует и чему посвящен. Дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев-победителей в Великой Отечественной Войне.
Одновременно, тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна. Принцип событийности комплексно-тематического планирования образовательной деятельности в ДОУ позволяет уделить достаточное количество времени работе с детьми по данной теме. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.
Учитывая вышесказанное и в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 год», считаем важным и актуальным формирование основы патриотизма с детьми, начиная с дошкольного возраста.
Противоречия. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в дошкольных организациях является формирование основ патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. В тоже время, со стороны семьи, родителей дети зачастую не чувствуют поддержки, желания воспитывать в них патриотические чувства. Одной из причин, данного противоречия, на наш взгляд является потеря актуальности системы патриотического воспитания в конце 80-х годов XX века. Следовательно, родители зачастую не знают и не умеют духовно-нравственно ориентировать своих детей.
Таким образом, в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, деятельность дошкольного учреждения должна быть направлена на все возрастные категории, в частности на детей и их родителей. Только при таком подходе параллельного взаимодействия возможно осуществление патриотического воспитания дошкольников.
Из всего вышесказанного нами была сформулирована проблема-гипотеза — современные дети дошкольного возраста мало знают о празднике Победы и не ощущают поддержки и интереса со стороны родителей.
Для всестороннего взгляда на проблему мы применили систему вопросов-ответов для уточнения формулировки проблемы.
Почему это стало проблемой? В современном мире все чаще нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок.
Почему ее следует решать? Дети не чувствуют поддержки и интереса родителей, мало знают о празднике Победы, почему он существует и чему посвящен.
Чья это проблема? Государства и образовательных организаций, в частности педагогов.
Касается ли эта проблема других? Да, родителей, детей.
Кажется ли она им проблемой? Далеко не всегда, так как со стороны семьи, родителей дети и педагоги зачастую не чувствуют поддержки, желания воспитывать патриотические чувства и взаимодействовать с дошкольной организацией.
Захотят ли они участвовать в ее решении? При правильной организации и планировании, грамотной мотивации со стороны государства и просветительской, консультативной работы в образовательных организациях.
Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее? Государство, обеспокоенное данной ситуацией, формирует запрос образовательным организациям, которые в свою очередь находят пути решения данной проблемы.
Кто будет сопротивляться решению проблемы? Взрослые (осознанно или неосознанно) не знающие и/или не умеющие духовно-нравственно ориентировать детей.
Что случится, если мы не решим проблему? Нарушатся традиции, преемственность поколений, исказятся представления о патриотизме, нравственности и морали.
Какая форма наиболее оптимальна для решения проблемы?Опыт работы показывает, что современная образовательная технология — проектная деятельность — является одной из оптимальных форм взаимодействия, посредством которой можно объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса, для решения основной задачи — формирование гражданственности ипатриотизма удетей старшего дошкольного возраста.
Учитывая актуальность данной темы и обоснованность применения данной технологии, нами был задуман иреализован в 2014–15 учебном году проект «Этот день мы приближали, как могли» вМБУ «Школа №86» структурное подразделение Детский сад «Веста», городского округа Тольятти.
Данный проект длительный — его реализация заняла практически весь учебный год (с октября по апрель). Участники — воспитанники подготовительной группы (30 человек — 100 %) и их родители. Руководили проектной деятельностью — воспитатель данной группы Ковешникова Н. Г. и педагог-психолог учреждения Николаева Н. А.
Таким образом, миссия проекта (идеальное представление и общественная роль проекта, отражающая то, ради чего задумывается и реализуется проект) –
Мы встречаем день Победы,
Он идет в цветах, знаменах.
Всех героев мы сегодня
Называем поименно...[А.Игебаев «День Победы»].
Формулировка миссии отвечает на три вопроса:
- Для кого мы это делаем? Для детей, родителей (законных представителей).
- Что мы делаем?Формируем представления об истории праздника Победы и его традициях.
- Как мы делаем это?Через образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых, взаимодействие с семьями воспитанников.
Проект «Этот день мы приближали, как могли» включает следующие образовательные направления, выделенные ФГОС ДО — социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Перед участниками стояли, следующие цель изадачи проекта:
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста представление об истории праздника Победы и его традициях.
Задача 1. Выявить уровень представлений старших дошкольников о государственном празднике «День Победы».
Задача 2. Разработать и реализовать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о государственном празднике «День Победы».
Задача 3. Определить возможные достижения детей, в результате реализации разработанного механизма (мониторинг).
Команда проекта
Ребенок. Интерес может варьироваться от положительного до отрицательного в зависимости от степени включенности родителей, индивидуальных особенностей и т. д.; степень заинтересованности — средняя.
Педагог и родитель. Интерес ярко выражен и степень заинтересованности высокая (исключение составляют пассивные родители).
Схема обязанностей команды проекта
Участник проекта: Педагог — организатор, руководитель.
Обязанности: Мотивация детей и родителей к будущей деятельности, распределение ролей и обязанностей участников проекта, организация различных видов деятельности.
Участник проекта: Ребенок— активный исполнитель.
Обязанности: Выполнение деятельности в соответствии с поставленными задачами.
Участник проекта: Родитель— Помощник.
Обязанности: Помощь в организации проектной деятельности, взаимодействие с педагогами и детьми.
Этапы работы по проекту и функционал участников.
- Подготовительный.
Педагог — Распределение ролей для участников проекта. Формирование проектной группы. Конкретизация тематического поля. Определение проблемы.
Родитель — Поиск и анализ информации. Помощь в анализе проблемы и сборе информации детьми.
Ребенок — Предложение темы. Анализ проблемы. Сбор и изучение информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта.
- Основной.
Педагог — Текущий контроль качества.
Родитель — Помощь и поддержка в выполнении запланированных действий.
Ребенок — Выполнение запланированных технологических операций.
- Контрольный.
Педагог — Анализ выполнения результатов проекта. Оценка качества выполнения проекта.
Родитель — Помощь в подготовке выполнения презентации. Изучение возможностей использования результатов проекта.
Ребенок — Подготовка презентационных материалов. Презентация проекта.
Ожидаемый результат от реализации проекта— сформированное у детей старшего дошкольного возраста представление об истории праздника Победы и его традициях.
Критерий 1. Дети знают об истории праздника «День Победы», его традициях.
Критерий 2. Дети знают о ветеранах и об их вкладе в победу.
Критерий 3. Дети участвуют в досуговой деятельности, посвященной Дню Победы.
Критерий 4. Дети применяют полученные знания в игровой и двигательной деятельности.
Критерий 5. Дети отражают тематику в продуктивной деятельности.
Область рисков, влияющих на реализацию проекта иплан работы сними.
Риск 1. Родители (осознанно или неосознанно) не знающие и/или не умеющие духовно-нравственно ориентировать детей. Выход: Просветительская работа (консультации, буклеты, статьи, сайт ДОУ). Участие в совместной деятельности.
Риск 2. Дети, не заинтересованные в изучении темы.Выход: Совместная деятельность педагогов с детьми, поддерживающая мотивацию. Совместные экскурсии и походы педагогов, родителей и детей.
Риск 3. Недостаточная материальная база.Выход: Взаимодействие с администрацией и семьями для приобретения необходимых материалов и атрибутов.
Риск 4. Педагоги (осознанно или неосознанно) не знающие и/или не умеющие духовно-нравственно ориентировать детей. Выход:Обучение, просвещение, профилактика эмоционального выгорания (тренинги, психологические акции).
Реализация проекта
Для реализации проекта были проведены следующие мероприятия всоответствии с поставленными задачами:
Задача 1. Выявить уровень представлений старших дошкольников о государственном празднике «День Победы».
Реализованные мероприятия:
- Мониторинг (диагностика, опрос, наблюдение и т. д.) уровня индивидуального развития детей.
- Беседы, чтение и рассказывание детской художественной литературы.
- Рассматривание и показ наглядного материала (картинки, репродукции, иллюстрации, презентации, фильмы и т. д.).
Результаты входящего мониторинга (30 чел. — 100 %)
Количество детей, знающих об истории праздника, его традициях:
Высокий уровень — 2 человека (6,6 %)
Средний уровень — 17 человек (56,7 %)
Низкий уровень — 11 человек (36,7 %)
Количество детей, знающих о ветеранах и их вкладе в Победу:
Высокий уровень — 0 человека (0 %)
Средний уровень — 8 человек (26,6 %)
Низкий уровень — 22 человек (73,4 %)
Количество детей, применяющих имеющиеся знания в игровой и двигательной деятельности:
Высокий уровень — 0 человека (0 %)
Средний уровень — 5 человек (16,6 %)
Низкий уровень — 25 человек (83,4 %)
Количество детей, отражающих тематику в продуктивных видах деятельности:
Высокий уровень — 3 человека (10 %)
Средний уровень — 11 человек (36,7 %)
Низкий уровень — 16 человек (53,3 %)
Таким образом, количество детей, имеющих представление об истории праздника Победы иего традициях удетей старшего дошкольного возраста:
Высокий уровень — 2 человека (6,6 %)
Средний уровень — 13 человек (43,4 %)
Низкий уровень — 15 человек (50 %)
На подготовительном этапе реализации проекта большинство детей старшего дошкольного возраста имело низкий уровень представления об истории праздника Победы и его традициях.
Задача 2. Разработать и реализовать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о государственном празднике «День Победы».
Мероприятия для реализации данной задачи:
- Подготовка и проведение образовательной деятельности, обозначение методов, средств, приемов и форм детской деятельности.
- Игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, подвижные игры и т. д.).
- Использование ИКТ (презентации, интерактивные игры, диафильмы, кадры лент военного времени, сканеры писем с фронта и т. д.)
- Круглый стол «Этот день мы приближали, как могли!», выпуск газеты «Праздник со слезами на глазах», папка-раскладушка с целью повышения уровня компетентности, заинтересованности и мотивации родителей на совместную деятельность.
- Посещения Паркового комплекса истории техники имени К Г.Сахарова, совместный поход родителей и детей в Парк Победы.
- Развлечение, посвященное Дню Победы, спортивный праздник «Зарница» на военную тематику.
- Психологическая акция «Спасибо за Победу».
- Слушание музыкальных произведений, посвященных празднику.
- Продуктивная совместная деятельность.
- Выставка-композиция (фотографии военных лет, военные атрибуты формы, медали, ордена, игрушки на военную тему и т. д.).
Задача 3. Определить возможные достижения детей, в результате реализации разработанного механизма (мониторинг).
Мероприятия для реализации данной задачи:
- Мониторинг (диагностика, опрос, наблюдение и т. д.) уровня индивидуального развития детей.
- Анализ продуктивной деятельности.
- Открытая презентация детских мини-проектов с чаепитием, рефлексия участников.
Результаты заключительного мониторинга (30 чел. — 100 %)
Количество детей, знающих об истории праздника, его традициях:
Высокий уровень — 15 человека (50 %)
Средний уровень — 13 человек (43,4 %)
Низкий уровень — 2 человек (6,6 %)
Количество детей, знающих о ветеранах и их вкладе в Победу:
Высокий уровень — 10 человека (33,3 %)
Средний уровень — 16 человек (53,3 %)
Низкий уровень — 4 человек (13,4 %)
Количество детей, применяющих полученные знания в игровой и двигательной деятельности:
Высокий уровень — 11 человека (36,6 %)
Средний уровень — 13 человек (43,4 %)
Низкий уровень — 6 человек (20 %)
Количество детей, отражающих тематику в продуктивных видах деятельности:
Высокий уровень — 23 человека (76,6 %)
Средний уровень — 6 человек (20 %)
Низкий уровень — 1 человек (3,4 %)
Таким образом, количество детейстаршего дошкольного возраста, имеющих сформированное представление об истории праздника Победы иего традициях:
Высокий уровень — 18 человека (60 %)
Средний уровень — 8 человек (26,6 %)
Низкий уровень — 4 человек (13,4 %)
Результат-эффект реализации проекта — большинство детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень представления об истории праздника Победы и его традициях.
Таким образом, завершив проект «Этот день мы приближали, как могли» мы подвели итоги нашей совместной деятельности, ипришли кследующим выводам. Во-первых,гипотеза нашла свое подтверждение. А именно — современные дети дошкольного возраста мало знают о празднике Победы и не ощущают поддержки и интереса со стороны родителей. Вследствие этого происходит постепенное нарушение традиций, преемственности поколений, искажаются представления о патриотизме, нравственности и морали.
Во-вторых, проектная деятельность действительно является одной из оптимальных форм взаимодействия, посредством которой можно объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса, для решения задачи — формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
В-третьих, были сформированы следующие компетентности у детей:
Компетенции социального взаимодействия (навыки межличностных отношений, устная коммуникация на родном языке, социальная коммуникативность, умение работать в команде, способность устной презентации, умение слушать);
Системно-деятельностные компетенции (базовые знания в различных областях, способность применять знания на практике, гибкость мышления, владение методами поиска нового, способность к решению проблем, способность порождать новые идеи, способность к анализу и синтезу);
Ценностно-смысловые компетенции (духовная организация человека, способность переносить, полученные знания в реальность, следование социальным стандартам и этике, социальная компетентность)
Компетенции самоорганизации и самоуправления (способность к рефлексии, инициативность, уверенность в себе, способность адаптироваться, самостоятельная работа, способность организовать свою работу индивидуально или в команде, способность работать дисциплинированно и концентрированно, способность брать на себя ответственность)
Компетенции самостоятельной познавательной деятельности (способность учиться, владение методами познания, способность распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их, навыки работы с компьютером, способность перерабатывать растущую массу информации и владение ИКТ).
По итогам реализации проекта и анализа результатов мы с большой долей вероятности предполагаем, что все участники проекта пополнили свои знания об истории праздника, его традициях, о ветеранах и их вкладе в Победу. Дошкольники стали активно применять полученные знания в игровой и двигательной деятельности, а также отражать тематику в продуктивных видах деятельности. При этом наблюдался эмоционально положительный настрой родителей, что является составляющей успеха и реализации желания воспитывать патриотические чувства детей и взаимодействовать с дошкольной организацией. Родители и дети стали больше времени уделять совместному времяпрепровождению, а также получили положительный опыт публичных выступлений.
И самое главная ценность проекта, это осознание того, что воспитание ребенка — очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, влияет на формирование его личности. Но самой большой силой и мощью обладает историческая память.