Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Погосова, Л. В. Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ / Л. В. Погосова, А. С. Сергиевская, О. Ю. Собанина, Т. И. Обрядина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 189-192. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84348/ (дата обращения: 16.12.2024).



Важнейшей задачей, поставленной ФГОС ДО, является формирование самостоятельной личности, способной к сотрудничеству и принятию решений, инициативной, умеющей поставить цель и выбирать адекватные пути ее достижения.

Для решения этой задачи мы подготовили и реализовали проект по разновозрастному взаимодействию детей младшего и старшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать».

Актуальность разновозрастного общения детей в ДОУ в настоящее время возросла. Очень часто ребенок является единственным в семье, современные дети меньше стали гулять во дворах, игровой опыт они черпают больше из мультфильмов и компьютерных игр, чем из общения со сверстниками и детьми старшего возраста [1; с. 10–11].

Целью нашего проекта является содействие формированию самостоятельной личности, формирование опыта сотрудничества, формирование умения самореализовываться в детском коллективе. Нами был разработан перспективный план, в котором были представлены методы и приемы наиболее эффективные для успешного взаимодействия детей. Так же были подобраны игровые, образовательные, проблемные ситуации, которые вошли в картотеку.

Перспективный план по взаимодействию детей старшего и младшего возраста в ДОУ

Задачи

Формы работы

Содержание. Методы и приемы.

Когнитивная.

Формировать первичные представления о себе и других людях, их сходстве и отличии, о социокультурных ценностях нашего общества, содействовать формированию самостоятельной личности.

Образовательная ситуация

«Подготовка к празднику», «Чем отличаемся и что общего»,

«Знакомство со светофором и пешеходным переходом»

Чтение художественной литературы

Е. Пермяк «Про нос и язык» В. Осеева «Просто старушка» Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка» К. Чуковский «Федорино горе» В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Решение проблемных ситуаций

«Вот так игра», «Вежливая просьба», «Об уступчивости»

Беседы

«Что значат наши имена», «Моя семья», «Я», «Добрые дела»

Коммуникативная.

Формировать опыт сотрудничества детей разного дошкольного возраста, развивать эмоциональный и социальный интеллект ребенка, воспитывать уважительное отношение к чувствам и эмоциям других людей, готовность к сопереживанию.

Решение проблемных ситуаций

«Поменяемся игрушками», «Волшебные слова во всем помогают», «Поможем малышам вымыть игрушки»

Театрализованные игры

Показ сказки «Эпидемия в сказочной стране»

Подвижные игры

«Мышеловка», «Золотые ворота», «Уголки», «Красное знамя, ударное звено», «Царь-горох» (игры Вологодской области)

Благотворительные акции

«Сундучок храбрости»

Мастер-классы

Мастер-класс по изготовлению открытки к 23 февраля

Поведенческая.

Формировать умение самореализовываться в коллективе детей разного возраста, развивать усвоенные нормы и ценности принятые в обществе, закрепить опыт социально одобряемого поведения в обществе.

Мастерская детского творчества

Изготовление звоночков, коллажа «На лугу пасутся ко…»

Интерактивные технологии (работа в парах, работа в малых группах, интервью)

«Пирамида добра», «Чудо-цветок», «Кому нужна вода», «Придумай сказке другой конец»

Сюжетно-ролевые игры

«Семья», «День рождения», «Магазин», «Больница»

Образовательные ситуации

«Кому нужна вода?», «Что я знаю о себе? Какой я?», «Кем я буду, когда вырасту?»

Решение проблемных ситуаций

«Твой друг загрустил…», «Маша прищемила палец», «Кукла Катя больна», «Ваня сломал машинку»

В процессе работы мы решали следующие задачи: когнитивную, коммуникативную, поведенческую.

Решая когнитивную задачу, мы формировали представления детей о себе и других людях, используя такие формы работы как игровая ситуация, образовательная ситуация, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций, беседы, просмотр презентаций. Наиболее интересной формой работы стали образовательные ситуации, в частности ситуации-упражнения. В ситуации-упражнении ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Например, образовательная ситуация «Знакомство со светофором и пешеходным переходом», в которой дети младшего возраста познакомились с правилами дорожного движения, тренировались в выполнении этих правил. А дети старшего возраста помогали им освоить эти правила, понять их, обыграть их в ходе сюжетно-дидактической игры.

Решая коммуникативную задачу, мы формировали опыт сотрудничества детей разного дошкольного возраста, используя такие формы работы как ситуативный разговор, игровые ситуации, решение проблемных ситуаций, театрализованные игры, подвижные игры, трудовая деятельность, благотворительные акции, чтение художественной литературы, мастер-классы. Детям была очень интересна такая форма работы как мастер-класс. Дети старшего дошкольного возраста получили опыт вовлечения детей младшего возраста в продуктивную деятельность, умения проявлять заботу и внимание. Дошкольники младшего возраста развивали навыки общения. Обмен знаниями, идеями и способами происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать коммуникативные умения: прислушиваться к мнению другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, вырабатывать совместное решение [2; с. 30–31]. Такая форма работы способствует установлению эмоциональных контактов между детьми, приучает их работать в команде, снимает нервное напряжение, помогая дошкольникам испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Ход совместной образовательной деятельности по изготовлению объемной открытки детьми подготовительной и средней группы

Участники : дети подготовительной и средней группы, педагоги.

Цель : формирование опыта сотрудничества детей разного дошкольного возраста.

Задачи:

— побуждать детей к взаимодействию друг с другом во время практической деятельности; развивать навыки общения;

— развивать конструктивное мышление и сообразительность;

— воспитывать настойчивость в достижении цели;

— тренировать внимание, память, координацию движений, воображение.

Материалы и оборудование: гуашь;соль;клей ПВА;цветной картон;кисточка № 5;простой карандаш;ластик.

Части совместной образовательной деятельности

Методы и приемы

Содержание деятельности

1

введение в ситуацию

активирующие вопросы

мотивация

— вы знаете, какой праздник скоро будет? (день защитники Отечества)

— кому посвящен этот праздник? (военным, солдатам)

— а в вашей семье кто-нибудь служил в армии? (да: папа, дедушка)

— хотели бы вы их поздравить? (да)

игра» Ассоциации»

— что вы себе представляете, когда слышите слово «праздник»? (цветы, подарки веселье, праздничный салют)

— дети подготовительной группы недавно научились делать объемную открытку с изображением салюта, они могут научить и вас. Хотите? (да)

2

рассказ об этапах работы с помощью технологической карты

— дети подготовительной группы показывают последовательность работы: выполнить рисунок карандашом, обвести рисунок клеем ПВА, покрыть его солью, дать высохнуть, затем раскрасить красками.

— дети средней группы приступают к изготовлению открытки, дети подготовительной группы помогают им при возникновении затруднений.

физкультминутка

—дети подготовительной группы проводят физкультминутку «Чтобы сильным стать и ловким»

Чтобы сильным стать и ловким, (Сгибание-разгибание рук к плечам в стороны.)

Приступаем к тренировке. (Шагаем на месте.)

Носом вдох, а выдох ртом. (Руки на поясе, вдох-выдох.)

Дышим глубже, (Руки вверх — вдох; руки вниз — выдох.)

А потом шаг на месте, не спеша. (Шагаем на месте.)

Как погода хороша! (Прыжки на месте.)

Не боимся мы пороши, (Шагаем на месте.)

Ловим снег — хлопок в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны, по швам, (Руки в стороны.)

Хватит снега нам и вам. (Хлопаем в ладоши.)

Мы теперь метатели, (Изображаем метание левой рукой.)

Бьем по неприятелю. (Изображаем метание правой рукой.)

Размахнись рукой — бросок! (Изображаем метание левой (правой) рукой).

Прямо в цель летит снежок. (Хлопаем в ладоши.)

загадки о военных профессиях

Дети средней группы заканчивают изготовление открытки.

3

рефлексия

— давайте вспомним, что мы делали сегодня? (открытку к дню защитника Отечества с помощью клея ПВА и соли)

— у вас получилось? Благодаря чему? (дети подготовительной группы нам объяснили, как делать открытку и помогали нам, если было трудно)

— вам понравилось учиться чему-то новому? (Да)

— а старшим детям понравилось выступать в роли наставников? (да, мы больше умеем и можем научить других)

— дети подготовительной группы приглашают младших на выставку военной техники, сделанной своими руками.

Решая поведенческую задачу, мы формировали умение самореализовываться в коллективе детей разного возраста, используя такие формы работы как мастерская детского творчества, интерактивные технологии, сюжетно-ролевые игры, образовательные ситуации, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы. Здесь мы использовали специальную форму организации детской деятельности — интерактивное обучение. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:

— активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

— формируются условия для самообразования, саморазвития личности каждого ребенка.

Использовались такие технологии как работа в парах, работа в малых группах, интервью. В ходе игры «Пирамида добра» дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), развиваются межличностные отношения, создается ситуация успеха. В игре «Придумай сказке другой конец» использовалась интерактивная технология «работа в парах». Объединившись в пары (старший и младший дошкольник), дети придумывали другой конец известной сказке. При работе парами дети учатся взаимодействовать друг с другом, совершенствовать умение договариваться, сообща выполнять работу. При организации работы в парах и малых группах каждый ребенок мыслит, предлагает свое мнение, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение.

Результатом нашей работы стала дружба и общение детей разного дошкольного возраста. Дети стали более эмоционально отзывчивыми, стали более внимательными к чувствам других людей. Эта работа позволила детям лучше усвоить общественные нормы и ценности, принятые в обществе. Мы считаем, что разновозрастное общение детей способствует приобретению социального опыта и адаптирует ребенка к реалиям современной жизни.

Литература:

  1. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]: пособие для воспитателей дет. сада /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; под ред. А. Д. Кошелевой, —М.: Просвещение, 1985. — 176 с., ил.
  2. Бодалев, А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности [Текст] / Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. — Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. — 135 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, подготовительная группа, форма работы, дошкольный возраст, младший возраст, ситуация, художественная литература, изготовление открытки, образовательная ситуация, самостоятельная личность.


Похожие статьи

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Сотрудничество с семьями воспитанников в рамках правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Взаимодействие учителя с родителями детей с ОВЗ в условиях школьного воспитания

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя при адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

Взаимодействие ДОУ с родителями в воспитании подрастающего поколения

Информационное пространство ДОУ как способ формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Сотрудничество с семьями воспитанников в рамках правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Взаимодействие учителя с родителями детей с ОВЗ в условиях школьного воспитания

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя при адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

Взаимодействие ДОУ с родителями в воспитании подрастающего поколения

Информационное пространство ДОУ как способ формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Задать вопрос