Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Бравые солдаты!» (объемная аппликация из геометрических фигур) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 01.12.2021

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Ярош, М. В. Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Бравые солдаты!» (объемная аппликация из геометрических фигур) / М. В. Ярош, С. Ю. Маурина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6877/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цель: освоение доступных способов и приемов вырезания в аппликации при создании изображений из геометрических фигур.

Задачи:

– способствовать обогащению представлений детей о героическом прошлом русского народа великих богатырях-защитниках земли русской;

– способствовать развитию умений выполнять аппликативный образ солдата способами и приемами вырезания из геометрических фигур;

– способствовать закреплению навыков изобразительной деятельности;

– способствовать развитию связной речи, мышления, воображения.

Словарная работа: Русь, защитники, богатыри, кольчуга, шлем, плащ, меч, щит.

Предварительная работа:

– Чтение сказок и былин о богатырях;

– Беседа о прошлом нашей страны;

– Разучивание физкультминуток «Будем мир мы защищать!», «Пусть всегда будет мир!»;

– Разучивание пальчиковых гимнастик «Здравствуй солнце золотое!», «Город чудный»;

– Рассматривание карты нашей страны;

– Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри»;

– Заучивание стихотворений о Родине, богатырях;

– Знакомство с пословицами и поговорками о героизме русских воинов, о любви к своей Родине;

– Просмотр детской интерактивной энциклопедии «Как жили на Руси»;

– Просмотр видеоролика «В гостях у истории»;

– Дидактические игры «Что нужно богатырю на службе и в бою», «Собери богатыря в поход», «Угадай, о ком говорю»;

– Создание альбома для аппликации из геометрических фигур;

– Изобразительная деятельность: сюжетная лепка «Богатыри-защитники славной русской земли», декоративное рисование «Подарок папе на день защитника отечества».

Способы :

– Организационный момент «Мы пока еще ребята!»;

– Отгадывание загадки о богатыре;

– Сюрпризный момент;

– Беседа о богатырях;

– Интерактивная игра «Собери доспехи богатыря»;

– Рассматривание образца аппликации;

– Схемы «Правила безопасности при работе с клеем»;

– Двигательная пауза «Встанем смирно, без движенья»;

– Схемы «Техника безопасности работы с ножницами»;

– Практическая часть;

– Пальчиковая гимнастика «Пальцы эти — все бойцы»;

– Рефлексия.

Материалы и оборудование: экран, проектор, клеенка для стола, цветной картон, цветная бумага, ножницы, кисточки для клея, подставки для ножниц и кисточек, клей, салфетки, банки для клея, коробочка для обрезков, костюм богатыря.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, какой праздник скоро будет отмечать вся наша страна (какой праздник мы отмечаем в феврале)? ( День Защитника Отечества )

Воспитатель: Ребята, что значит быть защитником?

( Защищать Родину, своих близких, слабых )

Воспитатель: Скажите, кто может быть защитником Отечества?

( Защитником Отечества, своей Родины может быть любой человек, который любит свою страну и готов ее защищать ).

Воспитатель: Да, правильно. Защитники есть в каждой семье — это папы, дедушки, старшие братья. Но главные защитники Отечества — военные: солдаты, моряки, пограничники, летчики, танкисты — мужчины, которые служат в нашей Российской армии или когда-то служили в ней.Они защищают нас, наш народ, нашу Родину от врагов, охраняют мир. Ребята, как вы думаете, каким нужно быть, чтобы защищать нашу родину? (Сильными, смелыми, отважными). Да, правильно. А еще нужно быть находчивым, внимательным, уметь принимать важные решения. Русские воины всегда отличались ловкостью, смелостью, находчивостью, выдержкой и не раз защищали нашу Родину и народ от врагов. А вы знаете, как в давние-давние времена называлась наша страна? ( Русь ) Правильно! Когда на Русь нападали враги, на ее защиту вставали смелые, сильные, мужественные защитники. Как вы думаете, кто они? Не догадываетесь? Тогда попробуйте отгадать:

Силен как вольный ветер,

Могуч как ураган,

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град,

Спасает бедных, и детей,

И стариков, и матерей! ( Богатырь )

Воспитатель: Каких богатырей вы знаете?

( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович )

Сюрпризный момент. Появляется богатырь Илья Муромец.

Илья Муромец: Здравствуйте, добрые молодцы и красны девицы. Услышал я, что речь ведете обо мне. Решил зайти к вам в гости и послушать, что вы знаете о защитниках русской земли.

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о богатырях? ( Они были сильными, могучими, много тренировались )

Илья Муромец: Мы, богатыри, защищали Русь от врагов. А знаете ли вы в чем ходили богатыри?

Воспитатель: Предлагаю интерактивную игру «Собери доспехи богатыря». Поиграем? А собрать доспехи нам помогут загадки:

– Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут? ( Кольчуга )

– Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом? ( Шлем )

– Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? ( Плащ )

– Оружие-это не просто, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же меч… ( Меч )

– Чтоб грудь защищать от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… ( Щит )

Воспитатель: Вот как выглядели богатыри.

Илья Муромец: Да, вижу, знаете вы, какими были и как выглядели богатыри. Мы — богатыри, всегда много тренировались. А тренируются ли ваши воины?

Воспитатель: Конечно, тренируются. Ребята, покажем, как наши воины делают зарядку?

Двигательная пауза «Встанем смирно, без движенья»

Под музыкальное сопровождение дети выполняют движения по тексту

Мы пока еще ребята,

А шагаем, как солдаты!

Будем в армии служить,

Будем Родину хранить.

Встанем смирно, без движенья,

Начинаем упражненье:

Руки вверх подняли — раз!

Выше носа, выше глаз.

Упражнение второе-

Положение рук иное.

Будем делать повороты,

Выполнять с большой охотой.

Ну а третье упражнение-

Руки к плечам — круговые движенья.

Их сгибаем без труда,

Чтобы сила богатырская была.

На одной ноге постой — ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую к груди,

Да смотри, не упади!

А теперь постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

Илья Муромец: Вижу, ваши воины тоже много тренируются. А какие доспехи носят ваши солдаты?

Воспитатель: Наши солдаты служат в армии и носят специальную военную форму.

Илья Муромец: Хотелось бы посмотреть на ваших солдат и вашу армию.

Воспитатель: Покажем, ребята? Предлагаю сделать армию солдат из геометрических фигур. ( Показывает детям образец ) Согласны?

Рассматривание образца аппликации.

Воспитатель и дети подходят к общему столу для того, чтобы рассмотреть образец аппликации.

Воспитатель: Какая это аппликация плоскостная или объемная? ( Объемная .)

Воспитатель: Почему вы так думаете? ( Потому, что некоторые детали возвышаются над основой и не полностью приклеиваются )

Воспитатель: Какие детали объемные? ( Туловище, головной убор, сапоги )

Воспитатель: Как вы думаете, что нам понадобится, чтобы сделать такого солдата? ( Цветной картон, цветная бумага, ножницы, кисточки для клея, подставки для ножниц и кисточек, клей, салфетки, банки для клея, коробочка для обрезков )

Воспитатель: Все эти материалы находятся на вашем рабочем месте. Из каких геометрических фигур состоит изображение солдата? ( Из круга, цилиндра, полосок ) Как вырезать из квадрата круг? ( Плавно закругляя, срезаем углы, тогда из квадрата получим круг ) Правильно, молодцы. Мы будем работать с ножницами, значит, нужно вспомнить правила работы с ножницами. Какие правила вы знаете? ( Ответы )

Техника безопасности работы с ножницами

На интерактивной доске «Техника безопасности работы с ножницами»

  1. Ножницы класть кольцами к себе;
  2. Следить за движением лезвий во время резания;
  3. Не оставлять ножницы раскрытыми;
  4. Передавать ножницы кольцами вперед;
  5. Не махать ножницами, не подносить к лицу;
  6. Использовать по назначению;
  7. Хранить ножницы всегда в определенном месте.

Воспитатель: Атеперь вспомним правила обращения с клеем и кистью.

Правила безопасности при работе с клеем.

На интерактивной доске «Правила безопасности при работе с клеем»

  1. С клеем обращайтесь осторожностью;
  2. Наносим клей на поверхность изделия только кистью;
  3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно в глаза;
  4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды;

Воспитатель: Думаю, теперь мы готовы и можем пройти на свои рабочие места.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Но прежде, чем начать работу, предлагаю подготовить наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика: « Пальцы эти — все бойцы»

Пальцы эти — все бойцы,

Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак

Удалые молодцы.

Два больших и крепких малых

Приподнять два больших пальцев, другие крепко прижать к столу

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца — храбреца!

Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу

Два сметливых молодца!

Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу

Два героя безымянных,

Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца — коротышки,

Приподнять мизинцы

Очень славные мальчишки!

Хлопнуть ладонями по столу

Один, два, три, четыре, пять —

Поочередно считают пальцы

Будем молодцев считать.

Пальцы встали дружно в ряд —

Показывают ладони и разводят пальцы в сторону

Десять крепеньких солдат.

Хлопают в ладоши

Практическая часть.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у вас на столах лежит лист картона желтого цвета. Это будет фоном для наших работ.

Туловище. Для туловища используем прямоугольник 14x10 см зеленого цвета. Скручиваем прямоугольник, чтобы получился цилиндр и по краям склеиваем. Картон желтого цвета кладем вертикально и в центр приклеиваем цилиндр.

Голова. Для головы используем квадрат 6x6 см бежевого цвета, плавно закругляя срезаем углы и получаем круг. Круг приклеиваем к верхней части цилиндра.

Руки и ноги. Для рук и ног используемые широкие полоски 8x3 см бежевого цвета. Режем на две одинаковые узкие полоски. Приклеиваем к цилиндру.

Головной убор. Для головного убора используем квадрат 6x6 см зеленого цвета, сгибаем его пополам, так чтобы все стороны и углы соприкасались. Затем, рисуем простым карандашом силуэт круга, но не весь, а только его половину. Берем ножницы и вырезаем по контуру. Половина круга намазываем клеем и приклеиваем на круг.

Сапоги. Для обуви используем два прямоугольника 6x4 см черного цвета, сгибаем его пополам, так чтобы все стороны и углы соприкасались. Затем, рисуем простым карандашом силуэт овала, но не весь, а только его половину. Берем ножницы и вырезаем по контуру. Половина овала намазываем клеем и приклеиваем к полоскам.

Дети выполняют аппликацию.

Воспитатель: Какие замечательные солдаты у вас получились! Настоящая армия!

Рефлексия.

Воспитатель: Предлагаю организовать выставку наших работ. Вам нравятся ваши работы? Посмотрите на лица нашей армии , какие они? Трудно вам было выполнить работу? Что было выполнить сложно? Что было сделать легко? ( Ответы детей ) Молодцы! Все справились!

Воспитатель: Посмотри, Илья Муромец, какая армия солдат у нас получилась! Ребята, расскажите из чего состоит военная форма наших солдат. ( Ответы детей )

Илья Муромец: Теперь я многое знаю о вашей армии, её форме, знаю, что ваши воины тоже много тренируются, как и мы, богатыри, и всегда готовы защитить свою Родину, свой народ от врагов. Благодарю вас, ребята. Мне с вами было очень интересно. Но пора возвращаться. До новых встреч, друзья!

Литература:

  1. Зеленова, Н.Г., Осипова, Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. — М., 2007.
  2. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2019.
  3. Леонова, Н. Н. Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  4. Новикова, И. В. Объемная аппликация в детском саду. — Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.
  5. Шорыгина, Т. А. Наша Родина Россия. — М.: ТЦ Сфера, 2013.

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Подарок маме» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-творческому развитию в старшей группе «Телемост с Дедом Морозом»

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации (художественно-эстетическому развитию) на тему «Люблю березку русскую»

Конспект игровой образовательной ситуации по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе «Петушок» на тему «Помидор»

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Маленький росток» (посадка фасоли)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Ах, карнавал, удивительный бал!»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей дошкольного возраста в нетрадиционной технике пластилинография «Огонь» с элементами игры

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной компенсирующей группе по развитию элементарных математических представлений по теме «Поможем Буратино»

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Подарок маме» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-творческому развитию в старшей группе «Телемост с Дедом Морозом»

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации (художественно-эстетическому развитию) на тему «Люблю березку русскую»

Конспект игровой образовательной ситуации по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе «Петушок» на тему «Помидор»

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Маленький росток» (посадка фасоли)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Ах, карнавал, удивительный бал!»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей дошкольного возраста в нетрадиционной технике пластилинография «Огонь» с элементами игры

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной компенсирующей группе по развитию элементарных математических представлений по теме «Поможем Буратино»

Задать вопрос