Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Бравые солдаты!» (объемная аппликация из геометрических фигур)
Авторы: Ярош Марина Васильевна, Маурина Светлана Юрьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 01.12.2021
Статья просмотрена: 68 раз
Библиографическое описание:
Ярош, М. В. Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Бравые солдаты!» (объемная аппликация из геометрических фигур) / М. В. Ярош, С. Ю. Маурина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6877/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: освоение доступных способов и приемов вырезания в аппликации при создании изображений из геометрических фигур.
Задачи:
– способствовать обогащению представлений детей о героическом прошлом русского народа великих богатырях-защитниках земли русской;
– способствовать развитию умений выполнять аппликативный образ солдата способами и приемами вырезания из геометрических фигур;
– способствовать закреплению навыков изобразительной деятельности;
– способствовать развитию связной речи, мышления, воображения.
Словарная работа: Русь, защитники, богатыри, кольчуга, шлем, плащ, меч, щит.
Предварительная работа:
– Чтение сказок и былин о богатырях;
– Беседа о прошлом нашей страны;
– Разучивание физкультминуток «Будем мир мы защищать!», «Пусть всегда будет мир!»;
– Разучивание пальчиковых гимнастик «Здравствуй солнце золотое!», «Город чудный»;
– Рассматривание карты нашей страны;
– Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри»;
– Заучивание стихотворений о Родине, богатырях;
– Знакомство с пословицами и поговорками о героизме русских воинов, о любви к своей Родине;
– Просмотр детской интерактивной энциклопедии «Как жили на Руси»;
– Просмотр видеоролика «В гостях у истории»;
– Дидактические игры «Что нужно богатырю на службе и в бою», «Собери богатыря в поход», «Угадай, о ком говорю»;
– Создание альбома для аппликации из геометрических фигур;
– Изобразительная деятельность: сюжетная лепка «Богатыри-защитники славной русской земли», декоративное рисование «Подарок папе на день защитника отечества».
Способы :
– Организационный момент «Мы пока еще ребята!»;
– Отгадывание загадки о богатыре;
– Сюрпризный момент;
– Беседа о богатырях;
– Интерактивная игра «Собери доспехи богатыря»;
– Рассматривание образца аппликации;
– Схемы «Правила безопасности при работе с клеем»;
– Двигательная пауза «Встанем смирно, без движенья»;
– Схемы «Техника безопасности работы с ножницами»;
– Практическая часть;
– Пальчиковая гимнастика «Пальцы эти — все бойцы»;
– Рефлексия.
Материалы и оборудование: экран, проектор, клеенка для стола, цветной картон, цветная бумага, ножницы, кисточки для клея, подставки для ножниц и кисточек, клей, салфетки, банки для клея, коробочка для обрезков, костюм богатыря.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, какой праздник скоро будет отмечать вся наша страна (какой праздник мы отмечаем в феврале)? ( День Защитника Отечества )
Воспитатель: Ребята, что значит быть защитником?
( Защищать Родину, своих близких, слабых )
Воспитатель: Скажите, кто может быть защитником Отечества?
( Защитником Отечества, своей Родины может быть любой человек, который любит свою страну и готов ее защищать ).
Воспитатель: Да, правильно. Защитники есть в каждой семье — это папы, дедушки, старшие братья. Но главные защитники Отечества — военные: солдаты, моряки, пограничники, летчики, танкисты — мужчины, которые служат в нашей Российской армии или когда-то служили в ней.Они защищают нас, наш народ, нашу Родину от врагов, охраняют мир. Ребята, как вы думаете, каким нужно быть, чтобы защищать нашу родину? (Сильными, смелыми, отважными). Да, правильно. А еще нужно быть находчивым, внимательным, уметь принимать важные решения. Русские воины всегда отличались ловкостью, смелостью, находчивостью, выдержкой и не раз защищали нашу Родину и народ от врагов. А вы знаете, как в давние-давние времена называлась наша страна? ( Русь ) Правильно! Когда на Русь нападали враги, на ее защиту вставали смелые, сильные, мужественные защитники. Как вы думаете, кто они? Не догадываетесь? Тогда попробуйте отгадать:
Силен как вольный ветер,
Могуч как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град,
Спасает бедных, и детей,
И стариков, и матерей! ( Богатырь )
Воспитатель: Каких богатырей вы знаете?
( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович )
Сюрпризный момент. Появляется богатырь Илья Муромец.
Илья Муромец: Здравствуйте, добрые молодцы и красны девицы. Услышал я, что речь ведете обо мне. Решил зайти к вам в гости и послушать, что вы знаете о защитниках русской земли.
Воспитатель: Ребята, что вы знаете о богатырях? ( Они были сильными, могучими, много тренировались )
Илья Муромец: Мы, богатыри, защищали Русь от врагов. А знаете ли вы в чем ходили богатыри?
Воспитатель: Предлагаю интерактивную игру «Собери доспехи богатыря». Поиграем? А собрать доспехи нам помогут загадки:
– Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут? ( Кольчуга )
– Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом? ( Шлем )
– Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? ( Плащ )
– Оружие-это не просто, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же меч… ( Меч )
– Чтоб грудь защищать от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… ( Щит )
Воспитатель: Вот как выглядели богатыри.
Илья Муромец: Да, вижу, знаете вы, какими были и как выглядели богатыри. Мы — богатыри, всегда много тренировались. А тренируются ли ваши воины?
Воспитатель: Конечно, тренируются. Ребята, покажем, как наши воины делают зарядку?
Двигательная пауза «Встанем смирно, без движенья»
Под музыкальное сопровождение дети выполняют движения по тексту
Мы пока еще ребята,
А шагаем, как солдаты!
Будем в армии служить,
Будем Родину хранить.
Встанем смирно, без движенья,
Начинаем упражненье:
Руки вверх подняли — раз!
Выше носа, выше глаз.
Упражнение второе-
Положение рук иное.
Будем делать повороты,
Выполнять с большой охотой.
Ну а третье упражнение-
Руки к плечам — круговые движенья.
Их сгибаем без труда,
Чтобы сила богатырская была.
На одной ноге постой — ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую к груди,
Да смотри, не упади!
А теперь постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
Илья Муромец: Вижу, ваши воины тоже много тренируются. А какие доспехи носят ваши солдаты?
Воспитатель: Наши солдаты служат в армии и носят специальную военную форму.
Илья Муромец: Хотелось бы посмотреть на ваших солдат и вашу армию.
Воспитатель: Покажем, ребята? Предлагаю сделать армию солдат из геометрических фигур. ( Показывает детям образец ) Согласны?
Рассматривание образца аппликации.
Воспитатель и дети подходят к общему столу для того, чтобы рассмотреть образец аппликации.
Воспитатель: Какая это аппликация плоскостная или объемная? ( Объемная .)
Воспитатель: Почему вы так думаете? ( Потому, что некоторые детали возвышаются над основой и не полностью приклеиваются )
Воспитатель: Какие детали объемные? ( Туловище, головной убор, сапоги )
Воспитатель: Как вы думаете, что нам понадобится, чтобы сделать такого солдата? ( Цветной картон, цветная бумага, ножницы, кисточки для клея, подставки для ножниц и кисточек, клей, салфетки, банки для клея, коробочка для обрезков )
Воспитатель: Все эти материалы находятся на вашем рабочем месте. Из каких геометрических фигур состоит изображение солдата? ( Из круга, цилиндра, полосок ) Как вырезать из квадрата круг? ( Плавно закругляя, срезаем углы, тогда из квадрата получим круг ) Правильно, молодцы. Мы будем работать с ножницами, значит, нужно вспомнить правила работы с ножницами. Какие правила вы знаете? ( Ответы )
Техника безопасности работы с ножницами
На интерактивной доске «Техника безопасности работы с ножницами»
- Ножницы класть кольцами к себе;
- Следить за движением лезвий во время резания;
- Не оставлять ножницы раскрытыми;
- Передавать ножницы кольцами вперед;
- Не махать ножницами, не подносить к лицу;
- Использовать по назначению;
- Хранить ножницы всегда в определенном месте.
Воспитатель: Атеперь вспомним правила обращения с клеем и кистью.
Правила безопасности при работе с клеем.
На интерактивной доске «Правила безопасности при работе с клеем»
- С клеем обращайтесь осторожностью;
- Наносим клей на поверхность изделия только кистью;
- Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно в глаза;
- При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды;
Воспитатель: Думаю, теперь мы готовы и можем пройти на свои рабочие места.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Но прежде, чем начать работу, предлагаю подготовить наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика: « Пальцы эти — все бойцы»
Пальцы эти — все бойцы, |
Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак |
Удалые молодцы. Два больших и крепких малых |
Приподнять два больших пальцев, другие крепко прижать к столу |
И солдат в боях бывалых. Два гвардейца — храбреца! |
Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу |
Два сметливых молодца! |
Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу |
Два героя безымянных, |
Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу |
Но в работе очень рьяных! Два мизинца — коротышки, |
Приподнять мизинцы |
Очень славные мальчишки! |
Хлопнуть ладонями по столу |
Один, два, три, четыре, пять — |
Поочередно считают пальцы |
Будем молодцев считать. Пальцы встали дружно в ряд — |
Показывают ладони и разводят пальцы в сторону |
Десять крепеньких солдат. |
Хлопают в ладоши |
Практическая часть.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, у вас на столах лежит лист картона желтого цвета. Это будет фоном для наших работ.
Туловище. Для туловища используем прямоугольник 14x10 см зеленого цвета. Скручиваем прямоугольник, чтобы получился цилиндр и по краям склеиваем. Картон желтого цвета кладем вертикально и в центр приклеиваем цилиндр.
Голова. Для головы используем квадрат 6x6 см бежевого цвета, плавно закругляя срезаем углы и получаем круг. Круг приклеиваем к верхней части цилиндра.
Руки и ноги. Для рук и ног используемые широкие полоски 8x3 см бежевого цвета. Режем на две одинаковые узкие полоски. Приклеиваем к цилиндру.
Головной убор. Для головного убора используем квадрат 6x6 см зеленого цвета, сгибаем его пополам, так чтобы все стороны и углы соприкасались. Затем, рисуем простым карандашом силуэт круга, но не весь, а только его половину. Берем ножницы и вырезаем по контуру. Половина круга намазываем клеем и приклеиваем на круг.
Сапоги. Для обуви используем два прямоугольника 6x4 см черного цвета, сгибаем его пополам, так чтобы все стороны и углы соприкасались. Затем, рисуем простым карандашом силуэт овала, но не весь, а только его половину. Берем ножницы и вырезаем по контуру. Половина овала намазываем клеем и приклеиваем к полоскам.
Дети выполняют аппликацию.
Воспитатель: Какие замечательные солдаты у вас получились! Настоящая армия!
Рефлексия.
Воспитатель: Предлагаю организовать выставку наших работ. Вам нравятся ваши работы? Посмотрите на лица нашей армии , какие они? Трудно вам было выполнить работу? Что было выполнить сложно? Что было сделать легко? ( Ответы детей ) Молодцы! Все справились!
Воспитатель: Посмотри, Илья Муромец, какая армия солдат у нас получилась! Ребята, расскажите из чего состоит военная форма наших солдат. ( Ответы детей )
Илья Муромец: Теперь я многое знаю о вашей армии, её форме, знаю, что ваши воины тоже много тренируются, как и мы, богатыри, и всегда готовы защитить свою Родину, свой народ от врагов. Благодарю вас, ребята. Мне с вами было очень интересно. Но пора возвращаться. До новых встреч, друзья!
Литература:
- Зеленова, Н.Г., Осипова, Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. — М., 2007.
- Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2019.
- Леонова, Н. Н. Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
- Новикова, И. В. Объемная аппликация в детском саду. — Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.
- Шорыгина, Т. А. Наша Родина Россия. — М.: ТЦ Сфера, 2013.