Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Библиографическое описание
Детский познавательно-исследовательский проект «Новая книга для петуха» / Вика Борисова, Егор Зурнин, Миша Маркелов [и др.]. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2.2 (11.2). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/813/.


Проблема.

На мысль о создании этого проекта натолкнул случай из практики. Летом группу посещают дети разного возраста. Старшие дети в группе столкнулись с такой проблемой. Новая книжка в группе вызывала массу положительных эмоций, но с огорчением старшие дети обнаруживали на следующий день: книжка была порвана младшими детьми. Это заставило их задуматься. Ведь на cамом деле всем дошкольникам нравится рвать бумагу, слышать при этом необычные звуки, ощущать в руках новый материал, исследовать его. Но книжки действительно рвать нельзя! Как объяснить младшему ребенку, почему нельзя? Старшие дети решили показать бумагу, «которую можно рвать», и одновременно представить книгу как ценный продукт деятельности, который надо беречь.

Результатом детского проекта cтала книга, которую они делали с младшими детьми в течение пяти дней. Создавая книгу своими руками, младшие дети не только испытали радость, но и научились любить и беречь книги.

Первый день проекта «Встреча ссобачкой»

Введение игровой ситуации. Принятие решения — помочь петуху вернуться в книжку.

Цель: создание страницы книги (эта страница будет второй в книжке).

Задачи. Воспитывать способность сопереживать, сочувствовать. Развивать активную речь детей. Формировать умение правильно, рвать бумагу и скручивать ее, развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать эстетическое отношение к продукту деятельности.

Предварительная работа. Чтение сказки В. Сутеева «Петух и краски».

Логика образовательной деятельности.

Старшие дети рисуют и приносят в группу лиcт бумаги с нарисованным на нем контуром петуха.

Из какой сказки этот петух? (Обращают внимание младших ребят на то, что петух не раскрашен.) Почему же у нас только одна картинка? Сколько было картинок в книжке? Как вы думаете, кто порвал книжку так, что осталась всего лишь одна страница?

Старшие дети подводят младших к выводу, что надо сделать ещё одну страницу. Все вместе вcпоминают по схеме, что в сказке сначала была встреча с собакой. Дают описание собаки: называют части тела, говорят, какая у нее шерсть, показывают, как собака подает голос, старшие дети рассказывают младшим о повадках и отличительных особенностях собаки.

— А хорошо ли поступил кот, когда порвал книгу? Какую бумагу можно рвать?

Старшие дети показывают малышам, как отрывать полоски и накручивать их на палочку. Все вместе старательно рвут бумагу, считают, у кого одна полоска, у кого две. Педагог поощряет всех. Готовые полоски дети приклеивают на лист бумаги (страницу книги), создавая силуэт собаки. Старшие дети предлагают закончить картинку — дорисовать травку, покормить собачку.

Подвижная игра «Собачки»

В заключение проводится анализ деятельности, планирование следующего дня.

— Посмотрите, кажется, наш петух немного повеселел, потому что теперь с ним рядом собачка. А что сказала петуху собачка, когда они встретились в сказке? (Рис. 1)

Второй день проекта «Отражение вводе»

Цель: воспроизведение по схеме сказки содержания следующей (третьей, четвертой) страницы книжки и создание этой страницы.

Задачи. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями. Закреплять представления о домашних птицах (плавает — не плавает). Формировать представления о воде и ее свойствах. Упражнять детей в работе с краской. Вызвать у детей положительные эмоции. Побуждать самостоятельно, находить решение проблемы и выражать cвою мысль.

Предварительная работа. Просмотр видеофильма «Рыбки в аквариуме».

Логика образовательной деятельности.

Старшие дети спрашивают младших, что же будет на следующей странице. Обращают внимание на схему сказки. Все вместе по схеме восстанавливают последовательность событий.

— Петушок посмотрелся в воду. А где у нас в группе есть вода? Как же петух увидел себя в воде?

Игра с водой.

Задачи. Показать малышам отражение в воде. Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Ход игры. Старшие дети наливают большую емкость с водой. Все вместе переливают воду, слушают звук льющейся жидкости. Дети наблюдают в воде за своим отражением. Старшие дети рассказывают, где есть вода в природе, показывают иллюстрации, рассматривают все вместе обитателей водоемов.

А вы хотите превратиться в рыбок? Дети под музыку имитируют движения рыбок.

— Что можно нарисовать на большом листе бумаги — следующей странице будущей книги. Дети все вместе рисуют на листе волнистые линии (рисование по мокрому листу).

Вот и река готова. А как вы думаете, ребята, умеет ли петух плавать? А летать далеко он умеет? Тогда как же петух переберется через речку? На чем можно плавать? Старшие дети конструируют из бумаги кораблик, приклеивают его к синей речке, нарисованной на листе.

Педагог. Что у вас получилось? Молодцы! Вы сами нарисовали речку, помогли петуху перебраться через нее. Вы хорошо потрудились. (Рис. 1)

Третий день проекта «Дорога влесу»

Цель: создание четвертой страницы, указание петуху дорогу к краскам.

Задачи. Развивать мелкую моторику рук, самостоятельность, инициативность в создании образа. Продолжать знакомить детей со свойствами песка, обогащать их тактильный опыт. Вызвать желание экспериментировать с ним.

Логика образовательной деятельности.

Все вместе рассматривают предыдущие, уже сделанные страницы.

Давайте, вспомним, к кому пошел петух? Где проходила дорога к краскам? Помните, как мы рисовали дорожки? На чем мы их рисовали? (На песке.) Наш петух знает дорогу к краскам?

Старшие дети ставят на столы подносы с песком (по одному на двоих детей). Младшие дети пальчиками рисуют на песке дорожки. Спрашивают младших, кого петух встретил в лесу?

Подвижная игра «Петушки и лиса»

Задачи. Развивать внимание, умение двигаться не спеша, замирать по команде.

— Вот так шел наш петушок по лесу. Что же будет у нас на второй странице? Дети дают ответы, при затруднении обращаются к схеме. Стук в дверь. Приходит почтальон (старший ребенок), приносит посылку от Зайчика — Любознайчика. Дети открывают посылку и находят там пластилин и природный материал.

— На что похожи сухие листики? Из чего можно сделать деревья?

Все дети лепят деревья (рельефные изображения), приклеивают сухие листочки, старшие помогают младшим детям расположить работы на странице, подрисовать травку. Рисуют в лесу дорожки (рисование карандашами линий).

Педагог. Посмотрите, как вы постарались! Уже получилась новая страница. Завтра наш петух дойдет по дорожке к краскам. Интересно, какой будет следующая страница книжки? (Дети фантазируют, высказывают своё мнение). Сегодня вы все были такими дружными, и все вместе создали вот какой густой и нарядный лес! (Рис. 2)

Рис. 1. Первая и вторая страницы книги Рис. 2. Третья и четвертая страницы книги

Четвертый день проекта «Знакомство скрасками»

Цель. Создание первой страницы книги.

Задачи. Развивать мелкую моторику рук, импровизацию и инициативность в театральной деятельности. Формировать умение сочетать разные виды изобразительной деятельности, изображать фигуру из частей, наклеивать готовые формы на большой силуэт. Продолжать знакомить детей с основной цветовой палитрой. Поддерживать радостное настроение в процессе работы.

Логика образовательной деятельности.

Старшие дети заинтересовывают младших детей просмотром книги.

— Вот, ребята, сказка уже приближается к концу, осталось сделать совсем немного, а петух у нас так, и не раскрашен. (Показывают лист с изображением петуха.) Что должно быть на следующей странице? Пришел петух в лес, пошел по дорожке и… Что надо сделать, чтобы перышки у петушка стали цветными? А кто же нам поможет это сделать?

Сюрпризный момент: появляется Красная краска. Другой старший ребенок выступает в роли петуха. Происходит встреча персонажей сказки.

Краска дает младшим детям баночки с красками. Дети благодарят Красную краску за подарки.

— Вспомните, каким цветом надо покрасить петуху хвост.

Игра «Кружок» (закрепление знаний о цвете)

Пока малыши играли, раскрашенные ими перышки просохли.

Краска. Наши пёрышки высохли? Что мы дальше будем делать?

Дети приклеивают пёрышки петуху. Рассматривают петуха, благодарят Красную краску. Она хвалит ребят, прощается и уходит.

Педагог. Наш петух стал нарядным, веселым, но ему хочется, наверное, увидеть своих друзей на птичьем дворе. Завтра с новыми силами примемся за работу. Но сегодня петушок еще повеселится с нами. Дети танцуют под веселую музыку. (Рис. 3)

Пятый день проекта «Новая книга» (Итоговый)

Цель. Изготовление коллажа «Птичий двор». Создание последней страницы книги.

Задачи. Воспитывать бережное отношение к книге. Закреплять представления детей о домашних птицах и их детенышах. Продолжать знакомить детей с техникой составления коллажа. Закрепить понятия «один — много». Вызвать эмоциональный отклик на результат коллективного труда.

Логика образовательной деятельности.

Дети просматривают все вместе страницы книги, которые они уже сделали. Отмечают, как красиво ребята рисуют, аккуратно работают с клеем.

— Вот почти и готова наша книга для петуха. Посмотрите, какой у вас получился красивый петух. Он вам хочет сказать спасибо за такие нарядные перышки. Старшие дети предлагают младшим показать, как двигаются домашние птицы. Дети все вместе выбирают картинки с изображением домашних птиц и животных. Все вместе составляют коллаж.

Педагог. Посмотрите! Сколько птиц и животных на птичьем дворе! Кто это? Показывает наклеенные на последнюю страницу книги картинки домашних птиц и животных. (Рис. 4)

Заключительный этап: сшивание страниц.

Педагог. Наш петушок стал веселым, потому что вы ему помогли — придумали для него новую книжку. Петух благодарит вас и просит, чтобы вы, ребятки, берегли книги, смотрели картинки аккуратно. Теперь вы знаете, как надо потрудиться, чтобы сделать книгу. А наша книга будет первой на полке в музее «Книги».

Рис. 3 Обложка Рис. 4 Коллаж «Птичий двор»

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный