Детский познавательно-исследовательский проект «Новая книга для петуха» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Детский познавательно-исследовательский проект «Новая книга для петуха» / Вика Борисова, Егор Зурнин, Миша Маркелов [и др.]. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2.2 (11.2). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/813/ (дата обращения: 16.12.2024).



Проблема.

На мысль о создании этого проекта натолкнул случай из практики. Летом группу посещают дети разного возраста. Старшие дети в группе столкнулись с такой проблемой. Новая книжка в группе вызывала массу положительных эмоций, но с огорчением старшие дети обнаруживали на следующий день: книжка была порвана младшими детьми. Это заставило их задуматься. Ведь на cамом деле всем дошкольникам нравится рвать бумагу, слышать при этом необычные звуки, ощущать в руках новый материал, исследовать его. Но книжки действительно рвать нельзя! Как объяснить младшему ребенку, почему нельзя? Старшие дети решили показать бумагу, «которую можно рвать», и одновременно представить книгу как ценный продукт деятельности, который надо беречь.

Результатом детского проекта cтала книга, которую они делали с младшими детьми в течение пяти дней. Создавая книгу своими руками, младшие дети не только испытали радость, но и научились любить и беречь книги.

Первый день проекта «Встреча ссобачкой»

Введение игровой ситуации. Принятие решения — помочь петуху вернуться в книжку.

Цель: создание страницы книги (эта страница будет второй в книжке).

Задачи. Воспитывать способность сопереживать, сочувствовать. Развивать активную речь детей. Формировать умение правильно, рвать бумагу и скручивать ее, развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать эстетическое отношение к продукту деятельности.

Предварительная работа. Чтение сказки В. Сутеева «Петух и краски».

Логика образовательной деятельности.

Старшие дети рисуют и приносят в группу лиcт бумаги с нарисованным на нем контуром петуха.

Из какой сказки этот петух? (Обращают внимание младших ребят на то, что петух не раскрашен.) Почему же у нас только одна картинка? Сколько было картинок в книжке? Как вы думаете, кто порвал книжку так, что осталась всего лишь одна страница?

Старшие дети подводят младших к выводу, что надо сделать ещё одну страницу. Все вместе вcпоминают по схеме, что в сказке сначала была встреча с собакой. Дают описание собаки: называют части тела, говорят, какая у нее шерсть, показывают, как собака подает голос, старшие дети рассказывают младшим о повадках и отличительных особенностях собаки.

— А хорошо ли поступил кот, когда порвал книгу? Какую бумагу можно рвать?

Старшие дети показывают малышам, как отрывать полоски и накручивать их на палочку. Все вместе старательно рвут бумагу, считают, у кого одна полоска, у кого две. Педагог поощряет всех. Готовые полоски дети приклеивают на лист бумаги (страницу книги), создавая силуэт собаки. Старшие дети предлагают закончить картинку — дорисовать травку, покормить собачку.

Подвижная игра «Собачки»

В заключение проводится анализ деятельности, планирование следующего дня.

— Посмотрите, кажется, наш петух немного повеселел, потому что теперь с ним рядом собачка. А что сказала петуху собачка, когда они встретились в сказке? (Рис. 1)

Второй день проекта «Отражение вводе»

Цель: воспроизведение по схеме сказки содержания следующей (третьей, четвертой) страницы книжки и создание этой страницы.

Задачи. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями. Закреплять представления о домашних птицах (плавает — не плавает). Формировать представления о воде и ее свойствах. Упражнять детей в работе с краской. Вызвать у детей положительные эмоции. Побуждать самостоятельно, находить решение проблемы и выражать cвою мысль.

Предварительная работа. Просмотр видеофильма «Рыбки в аквариуме».

Логика образовательной деятельности.

Старшие дети спрашивают младших, что же будет на следующей странице. Обращают внимание на схему сказки. Все вместе по схеме восстанавливают последовательность событий.

— Петушок посмотрелся в воду. А где у нас в группе есть вода? Как же петух увидел себя в воде?

Игра с водой.

Задачи. Показать малышам отражение в воде. Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Ход игры. Старшие дети наливают большую емкость с водой. Все вместе переливают воду, слушают звук льющейся жидкости. Дети наблюдают в воде за своим отражением. Старшие дети рассказывают, где есть вода в природе, показывают иллюстрации, рассматривают все вместе обитателей водоемов.

А вы хотите превратиться в рыбок? Дети под музыку имитируют движения рыбок.

— Что можно нарисовать на большом листе бумаги — следующей странице будущей книги. Дети все вместе рисуют на листе волнистые линии (рисование по мокрому листу).

Вот и река готова. А как вы думаете, ребята, умеет ли петух плавать? А летать далеко он умеет? Тогда как же петух переберется через речку? На чем можно плавать? Старшие дети конструируют из бумаги кораблик, приклеивают его к синей речке, нарисованной на листе.

Педагог. Что у вас получилось? Молодцы! Вы сами нарисовали речку, помогли петуху перебраться через нее. Вы хорошо потрудились. (Рис. 1)

Третий день проекта «Дорога влесу»

Цель: создание четвертой страницы, указание петуху дорогу к краскам.

Задачи. Развивать мелкую моторику рук, самостоятельность, инициативность в создании образа. Продолжать знакомить детей со свойствами песка, обогащать их тактильный опыт. Вызвать желание экспериментировать с ним.

Логика образовательной деятельности.

Все вместе рассматривают предыдущие, уже сделанные страницы.

Давайте, вспомним, к кому пошел петух? Где проходила дорога к краскам? Помните, как мы рисовали дорожки? На чем мы их рисовали? (На песке.) Наш петух знает дорогу к краскам?

Старшие дети ставят на столы подносы с песком (по одному на двоих детей). Младшие дети пальчиками рисуют на песке дорожки. Спрашивают младших, кого петух встретил в лесу?

Подвижная игра «Петушки и лиса»

Задачи. Развивать внимание, умение двигаться не спеша, замирать по команде.

— Вот так шел наш петушок по лесу. Что же будет у нас на второй странице? Дети дают ответы, при затруднении обращаются к схеме. Стук в дверь. Приходит почтальон (старший ребенок), приносит посылку от Зайчика — Любознайчика. Дети открывают посылку и находят там пластилин и природный материал.

— На что похожи сухие листики? Из чего можно сделать деревья?

Все дети лепят деревья (рельефные изображения), приклеивают сухие листочки, старшие помогают младшим детям расположить работы на странице, подрисовать травку. Рисуют в лесу дорожки (рисование карандашами линий).

Педагог. Посмотрите, как вы постарались! Уже получилась новая страница. Завтра наш петух дойдет по дорожке к краскам. Интересно, какой будет следующая страница книжки? (Дети фантазируют, высказывают своё мнение). Сегодня вы все были такими дружными, и все вместе создали вот какой густой и нарядный лес! (Рис. 2)

Рис. 1. Первая и вторая страницы книги Рис. 2. Третья и четвертая страницы книги

Четвертый день проекта «Знакомство скрасками»

Цель. Создание первой страницы книги.

Задачи. Развивать мелкую моторику рук, импровизацию и инициативность в театральной деятельности. Формировать умение сочетать разные виды изобразительной деятельности, изображать фигуру из частей, наклеивать готовые формы на большой силуэт. Продолжать знакомить детей с основной цветовой палитрой. Поддерживать радостное настроение в процессе работы.

Логика образовательной деятельности.

Старшие дети заинтересовывают младших детей просмотром книги.

— Вот, ребята, сказка уже приближается к концу, осталось сделать совсем немного, а петух у нас так, и не раскрашен. (Показывают лист с изображением петуха.) Что должно быть на следующей странице? Пришел петух в лес, пошел по дорожке и… Что надо сделать, чтобы перышки у петушка стали цветными? А кто же нам поможет это сделать?

Сюрпризный момент: появляется Красная краска. Другой старший ребенок выступает в роли петуха. Происходит встреча персонажей сказки.

Краска дает младшим детям баночки с красками. Дети благодарят Красную краску за подарки.

— Вспомните, каким цветом надо покрасить петуху хвост.

Игра «Кружок» (закрепление знаний о цвете)

Пока малыши играли, раскрашенные ими перышки просохли.

Краска. Наши пёрышки высохли? Что мы дальше будем делать?

Дети приклеивают пёрышки петуху. Рассматривают петуха, благодарят Красную краску. Она хвалит ребят, прощается и уходит.

Педагог. Наш петух стал нарядным, веселым, но ему хочется, наверное, увидеть своих друзей на птичьем дворе. Завтра с новыми силами примемся за работу. Но сегодня петушок еще повеселится с нами. Дети танцуют под веселую музыку. (Рис. 3)

Пятый день проекта «Новая книга» (Итоговый)

Цель. Изготовление коллажа «Птичий двор». Создание последней страницы книги.

Задачи. Воспитывать бережное отношение к книге. Закреплять представления детей о домашних птицах и их детенышах. Продолжать знакомить детей с техникой составления коллажа. Закрепить понятия «один — много». Вызвать эмоциональный отклик на результат коллективного труда.

Логика образовательной деятельности.

Дети просматривают все вместе страницы книги, которые они уже сделали. Отмечают, как красиво ребята рисуют, аккуратно работают с клеем.

— Вот почти и готова наша книга для петуха. Посмотрите, какой у вас получился красивый петух. Он вам хочет сказать спасибо за такие нарядные перышки. Старшие дети предлагают младшим показать, как двигаются домашние птицы. Дети все вместе выбирают картинки с изображением домашних птиц и животных. Все вместе составляют коллаж.

Педагог. Посмотрите! Сколько птиц и животных на птичьем дворе! Кто это? Показывает наклеенные на последнюю страницу книги картинки домашних птиц и животных. (Рис. 4)

Заключительный этап: сшивание страниц.

Педагог. Наш петушок стал веселым, потому что вы ему помогли — придумали для него новую книжку. Петух благодарит вас и просит, чтобы вы, ребятки, берегли книги, смотрели картинки аккуратно. Теперь вы знаете, как надо потрудиться, чтобы сделать книгу. А наша книга будет первой на полке в музее «Книги».

Рис. 3 Обложка Рис. 4 Коллаж «Птичий двор»

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, петух, образовательная деятельность, страница книги, книга, страница, Красная краска, лист бумаги, вод, день.


Похожие статьи

Школьный проект «Информационно-познавательное поле «Экспресс-Календарь»

Творчески-познавательный проект для детей подготовительной группы «Берёза — символ нашей Родины — России»

Творческий педагогический проект «Арт-студия «Волшебные кисточки»

Коллективный познавательно-творческий проект по развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста «Придумаем сказку про цифры»

Музыкально-тематическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Рождественские колядки»

Общешкольный информационно-творческий новогодний проект «Олимпийские приключения Нового года»

Исследовательско-творческий проект «Волшебная песочница»

Квест-игра для детей средней группы «В мире природы»

Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности «Островок добра»

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Весна пришла»

Похожие статьи

Школьный проект «Информационно-познавательное поле «Экспресс-Календарь»

Творчески-познавательный проект для детей подготовительной группы «Берёза — символ нашей Родины — России»

Творческий педагогический проект «Арт-студия «Волшебные кисточки»

Коллективный познавательно-творческий проект по развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста «Придумаем сказку про цифры»

Музыкально-тематическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Рождественские колядки»

Общешкольный информационно-творческий новогодний проект «Олимпийские приключения Нового года»

Исследовательско-творческий проект «Волшебная песочница»

Квест-игра для детей средней группы «В мире природы»

Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности «Островок добра»

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Весна пришла»

Задать вопрос