В данной работе представлен опыт работы и определены наиболее эффективные педагогические условия по формированию знаний о животных у детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций. Участники: педагоги и дети дошкольного возраста.
Ключевые слова: знания о животных, дошкольники.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве. Многообразие форм живой природы, имеющееся повсюду, составляют непосредственное окружение ребенка с самого его рождения. Оно воздействует на его чувства, ум, воображение. Непосредственные наблюдения в природе, общение с взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач имеют огромное значение для ребенка в первые семь лет его жизни и являются важным условием накопления разнообразных представлений о животном мире.
Мы воспитатели не только знакомим ребят с животными, но и учим относиться к ним бережно и внимательно, формируем ответственность. При ознакомлении детей с животным миром решаются три задачи: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе.
В программе воспитания и обучения детей в детском саду под ред. М. А. Васильевой выделено содержание представлений детей о многообразии животного мира, что представлено в таблице 1 [5, стр. 25].
Таблица 1
Содержание работы по программе ВасильевойМ.А.
Возрастная группа |
Содержание работы |
I младшая группа |
Знакомим с домашними животными — кошкой, собакой, коровой; учим узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака с щенками и т. д.). Знакомим детей с характерными особенностями животных, учим различать и называть части тела (у собаки есть голова, туловище, хвост, лапы). |
II младшая группа |
Знакомим детей с дикими животными: зайцем, лисой, медведем; учим узнавать по внешнему виду. Знакомим с основными потребностями животных, для существования жизни (тепло, свет, вода, пища). |
Средняя группа |
Учим узнавать и называть 1–2 представителей класса пресмыкающихся (например, ящерица и черепаха), показывать особенности среды обитания животных в природе (звери — на земле, червяки — в земле и т. д.), закреплять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка), формируем желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ними. |
Старшая группа |
Знакомим с некоторыми особенностями жизни диких животных: где живут, чем питаются, как добывают пищу. Учим детей сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха летают, кузнечик прыгает). |
Особенности формирования знаний детей о животных:
– Накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах животных наиболее характерных особенностях их строения и поведения;
– Формируются обобщенные представления о животных, усваиваются слова-термины, накапливаются знания о новых животных;
– Образуются общие представления в практической деятельности, в процессе которой ребенок учится группировать на основе сходства;
– Формируются общие представления, осуществляющиеся по законам мышления дошкольника, ведущую роль при этом выполняет наглядный образ животного, в котором отражены его морфологические и функциональные (поведенческие) признаки [1, стр. 56].
Поэтому, работа по ознакомлению дошкольников с животным миром проводится по трем направлениям:
– внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения и т. д.);
– среда обитания животного и характер его приспособления к условиям жизни;
– приносимая животным польза для человека.
Дети не умеют внимательно, долго наблюдать за животным, делать относительно него какие — либо выводы, обращают внимание больше на яркие, бросающиеся в глаза особенности отдельно взятого животного. Часто дети имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни.
К 5–6 годам у детей формируется понимание связи между живым организмом и средой обитания. На конкретных примерах старшие дошкольники пытаются связать характер поведения животных с наличием у них соответствующих органов и с особенностями среды их обитания. Одними понятиями (рыбы, птицы, звери, грызуны, хищники) дети владеют свободно, а другие (земноводные, пресмыкающиеся, насекомые) либо не знают совсем, либо имеют о них смутное представление.
Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают такие дидактические игры, как:
– Предметные. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.). Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести — «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» и т. д. Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
– Настольно-печатные. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Лото», «Животные севера» и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры лучше использовать в работе с небольшой подгруппой детей.
– Словесные. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.
– Дидактические игры. Используются на занятиях по экологическому образованию, начиная с младшей группы. На данном возрастном этапе дидактические игры используются в первую очередь в целях закрепления знаний, полученных детьми в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, а также организованных занятий по ознакомлению с миром природы [4, стр. 36].
У детей нашей группы знания о животном мире не достаточно четкие и, поэтому, мы используем беседы, разнообразные игры, рассматриваем иллюстрации, предлагаем интеллектуальные вопросы и задания. Также проводим с детьми мозговой штурм, в ходе которого, дети самостоятельно пытаются найти ответы на вопросы: Почему ты любишь животных? Это домашнее или дикое животное? Где они обитают? Чем питаются? Как добывают себе пищу? Иногда, дошкольникам предлагается пофантазировать, что было бы, если бы в природе не было зайчиков?
При проведении беседы с детьми мы используем большой арсенал наглядных пособий с изображением животных и художественное слово, мультимедийные презентации, предлагаем настольные игры, посещаем библиотеку, читаем и рассматриваем энциклопедии.
Результаты нашей работы показали, что со временем, представления дошкольников о животном мире становятся более систематизированы и конкретизированы, увеличивается объем знаний и представлений у детей о животном мире.
Таким образом, на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Однако, взрослые, воспитывающие ребенка, обязательно должны сами обладать экологической культурой, понимать общие для всех людей проблемы и беспокоиться по поводу их решения. Только тогда у маленького ребенка будут формироваться первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры и ему откроется прекрасный мир природы.
Литература:
- Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада/Под ред. Н. Ф. Виноградовой — М.: Просвещение, 1988
- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в дет. саду: Сценарий занятий — М.: ТЦ Сфера, 2004
- Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства / С. Н. Николаева. Общение с природой начинается я с детства — Пермь: 1992
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие — М: «Академия», 2005.
- http://www.pedlib.ru/Books/3/0495/3_0495–168/shtml/
- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой — М.: Мозаика — Синтез, 2006
- Ушакова О. Д. Загадки, считалки и скороговорки: Словарик школьника — СПб.: Литера, 2007
- Федотова А. М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста: Межвузовский сборник научных трудов — Пермь: ПГПИ, 1990.