Технология формирования представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.

Дата публикации: 05.06.2018

Статья просмотрена: 1034 раза

Библиографическое описание:

Силаева, О. М. Технология формирования представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / О. М. Силаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 28-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3421/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статье рассмотрены понятия педагогической технологии, обоснована необходимость использования различных форм, методов, средств при формировании представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста; предлагается технология по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Ключевые слова: животное, дети младшего дошкольного возраста, педагогическая технология, формирование представлений, игровая деятельность.

Для разработки технологии по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности нужно понять, что же такое педагогическая технология.

В современной дошкольной педагогике термин «педагогическая технология», по мнению М. В. Крухлет рассматривается как компонент педагогической системы, способ конструирования воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого дидактических условиях дошкольной образовательной организации (далее ДОО) в целях решения задач дошкольного образования [6, с.19].

Современные технологии экологического образования детей дошкольного возраста, отмечает О. М. Газина, подразумевают применения комплекса методов и форм организации экологически ориентированной деятельности в природе [1, с.127].

Педагогическая технология, по мнению С. Н. Николаевой, это система методических мероприятий воспитательно-образовательного процесса, которая спланирована, на весь учебный год и представлена в подробном описании, что позволяет многократно воспроизводить ее разными педагогами и в разных условиях образовательного пространства [5, с.251].

Опираясь на понятие педагогической технологии С. Н. Николаевой, можно судить о том, что технология по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, должна включать в себя работу со всеми субъектами образовательного процесса дошкольной организации, а именно с детьми, родителями, педагогами, а также работу по созданию и улучшению развивающей предметно-пространственной среды группы ДОО.

В работе с детьми по формированию представлений о животных в игровой деятельности необходимо использовать разные виды игр. Т. А. Серябрякова отмечает, что для успешного осуществления игровой деятельности, необходимо, чтобы вовремя экологических занятий с детьми использовались все виды игр дошкольников — как с готовым содержанием, правилами, так и требующие творческих подходов [7, с.116].

В технологии по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в работе с детьми используются разные формы работы, так как современные технологии экологического образования детей дошкольного возраста, подразумевают применения комплекса методов и форм организации экологически ориентированной деятельности в природе. Приоритетными в эколого-педагогической работе являются наглядные и практические методы, включающие наблюдения, труд в природе, игры, рассматривание картин и иллюстраций и др. Учитывая тот факт, что ведущая роль отводится наблюдению, которое считается основным методом экологического образования детей, в работу с детьми включаются наблюдения за животными (рыбкой, синицей, кошкой, щенком, божьей коровкой и др.).

При проведении наблюдений за животными с малышами необходимо соблюдать следующие условия: наблюдения должны быть недлительными, вызывать эмоционально-положительную реакцию детей, их интерес к животному, желание общаться с ним. Вопросы, задаваемые во время непосредственного наблюдения, должны быть направлены на уточнение и обогащение представлений детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки). Малышам предлагаются конкретные, четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточняют их представления о названии животного (кто это?), его проявлениях (что делает?) и внешнем виде (какое оно?). Учитывая особенности возраста, иногда задаются наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. После наблюдений, для закрепления знаний о животных можно провести подвижную игру природоведческого содержания («Спящий пес», «Кот и птички», «Мышки и кот» и др.).

В технологию по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста нужно обязательно включать труд в природе. С. А. Козлова отмечает, что труд в природе богат материалом для воспитания в ребенке таких важных качеств как сочувствие, сопереживание, желание помочь и др. [4, с.28]. Уход за животными осуществляется регулярно, вместе с воспитателем дети ежедневно подкармливают птиц на участке ДОО и кормят рыбок в зооуголке, находящемся в холле ДОО.

Включение различных видов игр в деятельность детей является важным компонентом технологии по формированию представлений о животных. При проведении подвижных игр используются различные атрибуты: мягкие игрушки, маски, шапочки, изображающие животных. Подвижные игры проводят на занятиях по физкультуре, на музыкальных занятиях, на прогулке, в группе.

Особое место занимают дидактические игры, которые проводят на занятиях и в свободной деятельности детей. При проведении дидактических игр учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка. Во время проведения дидактических игр обязательно задают вопросы детям: «А что ест зайчик (собачка, кошка, корова, курочка и т. д.)?» «А где живет собачка (кошка, курочка и т. д.)?».

Настольно-печатные игры, такие как «Зоологическое лото», «Чей малыш?», «Чей дом?», «Покорми животное», «Кто летит?», «Кто ползет?», «Кто прыгает?», «Что есть у животных?» и другие используют для закрепления пройденного материала в свободной деятельности детей. Привлекая детей к игре, учитывают интересы каждого ребенка.

Имитационные игры, («Курочка и цыплята», «Зайчата», «Бельчата», «Медвежата», «Ежата» и др.) используются для формирования представлений о животных и для закрепления пройденного материала. При проведении игр воспитатель подкрепляет слова имитационными движениями. Эти игры вызывают у детей положительные эмоции.

В технологию по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности нужно обязательно включать занятия с использованием игровых обучающих ситуаций (долее ИОС) с игрушками аналогами (рыбка, кошка и т. д.). С помощью таких игрушек демонстрируются возможные действия с предметом и действия с живым существом, т. е. воспитатель показывает различия в формах действия с живыми и неживыми объектами. Также используются ИОС с литературным персонажем. Можно использовать литературный персонаж «Колобка», он выполняет роль ничего не знающего наивного простака.

В ходе ИОС дети рассматривают разных животных. Например, рассматривая рыбок в аквариуме воспитатель задает вопросы: «Какое тело у рыб? Где у рыбы голова, хвост? Какие они? Где у рыбок спина, брюшко?» Детям предлагаются игрушечные рыбки, воспитатель просит рассмотреть их, обвести пальцем по контуру, затем уточняет: «Голова у рыбок впереди, хвост сзади, плавники находятся на спине, хвосте, брюшке. Спина сверху, брюшко снизу. На голове есть рот, глаза, жабры». Воспитатель спрашивает: «Чем рыбка-игрушка отличается от рыбок в аквариуме?». Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть с игрушечными рыбками. Дети с удовольствием играют с рыбками, строят им аквариумы из строительного материала.

В работе с художественной литературой используют рассказы, стихи, сказки, загадки о животных. Художественное слово применяют на занятиях, при наблюдениях, в досуге, в играх. Так, например, читают детям такие произведения о животных как: «Купание медвежат» В. Бианки; «Три котенка» В. Сутеев; «Еж», «Лиса», «Петушки» А. Н. Толстой; «Котята» Н. Павлова; «Капустная белянка» К. Ушинский, «Кто на себе свой дом носит» Г. Ганейзер; «Ёж» Г. Скребицкий, «Лосенок и лосиха», «Лиса и мышь», «Лиса и ёж» Н. Сладков, «Белкин мухомор» И. Сладков, «Медвежья семья» И. Соколов-Микитов, «Детки в клетке» С.Я Маршак и другие.

В продуктивной деятельности дети занимаются лепкой, аппликацией, рисованием. На занятиях по лепке дети могут слепить: колбаску для кошки, морковку для зайца, зернышки для курочки и др. На занятиях по аппликации дети могут сделать из готовых форм: цыпленка, зайца, рыбок, будку для собаки, скворечник для птички и др. На занятиях по рисованию дети изображают цыпленка, рыбку, мисочку с молоком для кошки, заборчик для курочки с цыплятами, малинку для мишки и др.

Следующим компонентом технологии в работе с детьми является проведение экологического досуга. Например, экологический досуг «Зима в лесу» поможет детям расширить представления о животных. В ходе экологического досуга можно решить следующие задачи: закрепить знания детей о диких животных (лиса, заяц, медведь, белка и др.), о некоторых особенностях их жизни в зимний период; воспитать доброжелательное отношение к животному миру. В досуг необходимо включить игры природоведческого содержания.

В технологию по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста нужно обязательно включать работу с семьей воспитанников. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) указывается, что для успешной реализации программы должны быть соблюдены психолого-педагогические условия. Одним из условий является поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность [8, с.18].

Взаимодействие семьи и ДОО, по мнению В. А. Зебзеевой предполагает активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе, в формах экологического воспитания, которые практикуются в ДОО [2, с.279]. Работа с родителями, отмечает С. А. Козлова должна включать в себя разнообразные формы: беседы, консультации, родительские собрания, семинары-практикумы, приобщение родителей к педагогической литературе [4, с.372.].

Е. И. Золотова указывает на то, что педагог должен: познакомить родителей с содержанием и методами формирования представлений у детей разного возраста о животных. Для этого проводятся родительские собрания, открытые занятия, и др.; показывать родителям особенности ознакомления дошкольников с животными в домашних условиях. Воспитатель проводит консультации, беседы. Специальное место в уголке для родителей отводится тематической рубрике. Здесь можно разместить, информацию о сезонной жизни животных, возможных способах оказания им помощи в разное время года; давать практические советы по уходу за животными, их содержанию дома, организации живого уголка; повышать экологическую культуру родителей. Это могут быть лекции, выставки художественной и научно-популярной литературы, специальные выпуски стенгазеты [3, с.7].

В работе с родителями важным компонентом является родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста бережного отношения к животным», которое поможет родителям повысить уровень экологической компетентности; покажет важность роли семьи в воспитании у детей любви к животным. Индивидуальные консультации, беседы окажут помощь родителям при выборе досуга с детьми, художественной литературы, игр по формированию представлений о животных.

В технологию по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности нужно обязательно включать работу с педагогами. О. М. Газина отмечает, что процесс формирования представлений о животных включает в себя повышение квалификации педагогов (оказание им методической помощи, углубление методических знаний, совершенствование практических умений, подбор педагогической литературы для самообразования, оформление дидактических пособий) [1, с.163].

Участие в педсовете на тему: «Использование различных игр в экологическом образовании младших дошкольников» поможет педагогам вспомнить виды игр и их роль, в экологическом образовании детей; методы и формы экологического образования детей.

Мастер-класс по обмену опыта на тему: «Руководство разными видами игр в работе с младшими дошкольниками» поможет педагогам вспомнить об особенностях руководства дидактической, сюжетно-ролевой и подвижной игрой младших дошкольников. Педагоги смогут продемонстрировать разные игры природоведческого содержания: подвижные игры («Лохматый пес», «Воробушки и кот», «Кот и мыши», «У медведя во бору»); имитационные игры («Зайчата», «Бельчата», «Медвежата», «Ежата»); дидактические игры «Дикие и домашние животные», «Помоги малышу найти маму», «Покорми животное» и др.).

В технологию по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности входит работа по созданию и улучшению развивающей предметно — пространственной среды группы ДОО, при этом нужно учитывать ФГОС ДО, в котором в разделе требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования указано, что РППС должна быть содержательно — насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной [8, с.21–23].

Воспитателями проводится работа по усовершенствованию РППС группы. В зоне познавательного развития подбирается наглядный материал: плакаты («Птичий двор», «Дикие животные», «Домашние животные», «Зимующие и перелетные птицы»), картинки из серии: «Животные и их детеныши», «Рыбы», «Животные жарких стран», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Лесные жители», «Насекомые», фотографии различных животных.

В игровой зоне, подбираются игрушки — животные (наборы диких и домашних животных, набор животных жарких стран), настольно-печатные игры по ознакомлению детей с животным миром («Зоолото», игры из серии: «Действия животных»: «Кто летает?», «Кто ползает?», «Кто плавает?» пазлы и др.); подбирается художественная литература о животных (Б. Житков: «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался», С. Я.Маршак: «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»), и др.), в театральном уголке подбираются наборы для театра по сказкам «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух» и др. Содержательная и насыщенная среда группы будет способствовать расширению представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста.

Таким образом, технология по формированию представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, включающая в себя разнообразные методические мероприятия воспитательно — образовательного процесса, применяемая в ДОО поможет расширить представления о животных у детей младшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Газина, О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Учебно — методическое пособие / О. М. Газина, В. Г. Фокина. — М.: Прометей, 2013. — 254 с.
  2. Зебзеева, В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно — методическое пособие / В. А. Зебзеева. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 288 с.
  3. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — 2-е изд., перераб. — Электронный ресурс:http://www.twirpx.com/file/490834/ (дата обращения: 25.03.17).
  4. Козлова С. А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. А. Козлова. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 144 с.
  5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
  6. Соломенникова, О. А. К вопросу об использовании педагогических технологий в профессиональной деятельности воспитателя ДОУ / О. А. Соломенникова // сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» — 2012.
  7. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. А. Серебрякова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 208 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, — 2014. — 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): формирование представлений, животное, младший дошкольный возраст, ребенок, игровая деятельность, игра, педагогическая технология, работа, экологическое образование детей, рыбка.

Похожие статьи

Развитие гендерных представлений у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются основы развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности развития гендерных представлений у младших дошкольников в процессе игровой деятельности. Развитие гендерных представлений у детей ...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Психолого-педагогические условия организации самостоятельной игры у младших дошкольников

В статье автор выделяет условия поддержки самостоятельной игры детей младшего дошкольного возраста, а также выявляет представления современных воспитателей об уровне игры детей, особенности созданной развивающей предметно-пространственной среды, а та...

Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерал...

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...

Похожие статьи

Развитие гендерных представлений у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются основы развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности развития гендерных представлений у младших дошкольников в процессе игровой деятельности. Развитие гендерных представлений у детей ...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Психолого-педагогические условия организации самостоятельной игры у младших дошкольников

В статье автор выделяет условия поддержки самостоятельной игры детей младшего дошкольного возраста, а также выявляет представления современных воспитателей об уровне игры детей, особенности созданной развивающей предметно-пространственной среды, а та...

Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерал...

Педагогические условия организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природными материалами

Статья посвящена изучению педагогических условий организации сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста через игры с природными материалами. Акцентируется внимание на важности сенсорного развития в дошкольном возрасте и роли природных ...

Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...

Задать вопрос