Коррекционно-развивающая программа развития отношения к природе непрагматической модальности младших школьников с легкой степенью умственной отсталости | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (39) июнь 2022 г.

Дата публикации: 22.05.2022

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Соргина, Ж. С. Коррекционно-развивающая программа развития отношения к природе непрагматической модальности младших школьников с легкой степенью умственной отсталости / Ж. С. Соргина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 3 (39). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/225/7370/ (дата обращения: 23.11.2024).



В статье представлена программа развития отношения к природе младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством эколого-психологических тренинговых упражнений.

Ключевые слова: методы идентификации и эмпатии, отношение к природе непрагматической модальности.

Исследование отношения к природе младших школьников и интеллектуальными нарушениями показало доминирования прагматической модальности [1, с. 105]. Школьники рассматривают природу с позиции пользы для человека. Они плохо понимают законы развития мира природы, боятся взаимодействовать с природными объектами.

Чтобы школьник с нарушениями интеллекта научился понимать природу, видеть ее красоту, уметь взаимодействовать с миром природы, необходима целенаправленная педагогическая деятельность. Экологическое воспитание должно строиться на основе системно-деятельностного подхода, с использованием современных образовательных технологий.

Коррекционно-развивающая программа развития отношения к природе школьников с интеллектуальными нарушениями разработана на основе экологических упражнений А. Т. Зверева, А. В. Волохова [2, с. 87], а также психологических тренингов С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин [4, с. 36]. В основе программы лежат методы, которые способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы школьника: метод экологической идентификации и эмпатии.

Целью программы является развитие отношения к природе непрагматической модальности младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством экологических игр, тренинговых упражнений.

В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

  1. Развивать у младших школьников с умственной отсталостью сочувствие и сопереживание объектам природы, чувства сопричастности с ними
  2. Развивать у обучающихся психологическую и технологическую готовность к взаимодействию с природой.
  3. Способствовать расширению экологического и индивидуального пространства, способности видеть экологически неблагополучные участки природы.

Программа осуществляется в три этапа:

  1. Ориентировочный.
  2. Формирующий.
  3. Заключительный.

Ориентировочный этап направлен на сплочение группы и создание благоприятной психологической обстановки в ней, и включает одно занятие.

Второй этап программы направлен на развитие взаимоотношения человека с природой и состоит из девяти занятий.

Заключительный этап направлен на эмоциональную рефлексию и выявление отношения школьников к занятиям. Он состоит из одного занятия.

Продолжительность каждого занятия 30–35 минут. Они проводятся один раз в неделю и включают: разминку, с ритуалом приветствия и постановкой цели; основную часть, где реализуется цель; заключительную часть, для снятия эмоционального напряжения и подведения итогов занятия.

Содержание программы

Ориентировочный этап

Цель: мотивировать детей на совместную работу.

Занятие 1

Игра «Давайте познакомимся» (если дети знакомы, игра «Приветствие»).

Дети садятся в круг. Каждый ребенок называет свое имя и характеризует себя одним прилагательным (например: Сережа — веселый).

Игра «Ассоциативный ряд»

Детям предлагается продолжить предложение «Природа — это…».

Игра позволяет выявить установки детей в отношении к природе.

Игра «Если бы я был птицей».

Детям предлагается представить себя каким–либо живым существом (можно взять соответствующую картинку) и рассказать о себе. Игра способствует развитию воображения и идентификации с объектами природы.

Формирующий этап

Цель: развивать у школьников чувство сопричастности с объектами живой природы, готовности к взаимодействию с миром природы.

Занятие 2

  1. Разминка 5 мин. Игра «Живое — неживое»

Участники игры встают в круг, ведущий — в центр круга. Ведущий называет разные объекты природы (живые и неживые) и кидает мячик по очереди каждому участнику. Если ведущий назвал живой объект природы — мяч необходимо поймать, если — не живой, то мяч ловить не нужно. Ведущий периодически называет человека — как объекта живой природы.

  1. Основная часть, 20 мин. Игра «Что общего?»

Детям предлагаются картинки с животными: мышь, лягушка, пиявка, комар, паук, червяк, слон, волк. Необходимо ответить на вопросы:

  1. Что общего у тебя со всеми животными?
  2. Что умеют делать некоторые животные, чего не умеешь ты?
  3. Чему из этого ты еще можешь научиться?
  4. С кем из животных у тебя больше общего, а с кем больше различий?
  1. Заключительная часть, 5 мин. Игра «Необычное прощание».

Необходимо представить себя каким-либо животным и попрощаться друг с другом (например: представить себя кошкой и попрощаться по-кошачьи).

Занятие 3

  1. Разминка 5 мин. Игра «Жмурки».

Одному из игроков — ведущему, завязывают глаза. Другие игроки, изображая голосом птиц и зверей, бегают вокруг него. Задача ведущего — поймать кого-нибудь из игроков. Когда ему это удается, то пойманный занимает место ведущего, а ведущий его место.

  1. Основная часть, 20 мин. Упражнение «Внуки Карла Линнея».

Участники добавляют к названию животных или растений, которые воспринимаются людьми часто отрицательно, положительное прилагательное (например: паук старательный, чертополох рыцарский),. Это способствует развитию эмпатии и воображения.

  1. Заключительная часть, 5 мин. Игра на релаксацию «Маленький зверек».

Необходимо закрыть глаза и представить, что держишь пушистого котенка (или взять в руки мягкую игрушку). Он засыпает. Почувствовать, как он дышит ровно, медленно, и дышать в такт с ним.

Занятие 4

  1. Разминка, 5 мин. Игра «Кустики — деревья».

Ведущий говорит слово «кустики», все участники должны присесть, на слово «деревья» — все встают. В ходе игру ведущий может путать игроков: говорит слово «деревья», сам при этом приседает.

  1. Основная часть, 25 мин. Упражнение «Если бы я был деревом».

Детям предлагается слушать текст и представлять себя деревом, передать свои ощущения в мимике, движениях.

Если бы я был деревом,

Мои ноги бы росли и росли

Все глубже и глубже в землю.

Эти длинные-длинные ноги были бы так хороши.

Они держали бы меня на месте, когда дует ветер.

Они росли бы все глубже и глубже

И искали бы мне воду, что бы пить,

Но самое лучшее — мне не нужны были бы ботинки…

  1. Заключительная часть, 5 мин. Игра «Я рисую себя деревом».

Детям предлагается нарисовать себя, но только в виде дерева. Рассказать о своем дереве.

Занятие 5

  1. Разминка, 5 мин. Игра «Топ-хлоп».

Ведущий называет природные объекты и предметы сделанные руками человека. Если ведущий называет объекты природы — дети хлопают в ладоши, если предметы сделанные руками человека — топают ногами.

  1. Основная часть, 20 мин. Упражнение «Исследователи природы».

Каждому ребенку предлагается несколько чашечек, в которых находится разнообразный природный материал: листья, кора дерева, семена растений, песок, перышки, рыбья чешуя и др. Дети должны исследовать природный материал: рассмотреть, пощупать, понюхать, вспомнить где его можно встретить в природе.

  1. Заключительная часть. 5 мин. Игра «Три животных».

Необходимо записать трех животных и охарактеризовать каждого одним прилагательным (например: змея — мудрая).

Шуточная интерпретация: первое животное — каким бы ты хотел быть, второе — каким тебя видят другие, третье — какой ты на самом деле.

Занятие 6

  1. Разминка, 5 мин. Игра «Ураган».

Все участники сидят в кругу. Когда ведущий называет отличительный атрибут, все, у кого он есть, меняются местами. Если ведущий говорит слово «ураган» — меняются местами все.

  1. Основная часть, 25 мин. Упражнение «Старые вещи».

Детям предлагается различный утиль (старые вещи, коробки, пакеты, флаконы, пластиковые бутылки). Необходимо исследовать один из предметов, определить, где он исследовался раньше, из какого материала сделан, где может быть применен в дальнейшем.

  1. Заключителная часть, 5 мин. Игра «Мой башмак»

Рассмотреть свой ботинок, представить, что он мог бы рассказать о своей жизни.

Заключительный этап

Занятие 7

Цель: выразить свое отношение к знаниям и ощущениям полученным на занятиях.

Упражнение «Передай тепло». Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и передают тепло рук легким последовательным нажатием на ладонь соседа.

Беседа по вопросам:

  1. Что я узнал нового на занятиях?
  2. Что хочу пожелать себе и всем в группе.

Результатом реализации программы можно считать повышение экологической культуры школьников: проявление сочувствия и сопереживания объектам природы; наличие готовности к взаимодействию с природой и способности видеть экологически неблагополучные участки природы; желание принимать личное участие в посильной природоохранной деятельности.

Литература:

  1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А., Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону, 1996. — 305с.
  2. Зверев И. Д., Экология в школьном обучении. Новый аспект образования.- М., 1980.
  3. Ясвин В. А., Мир природы в мире игр. Опыт формирования отношения к природе. –М., 1998.

Ключевые слова

методы идентификации и эмпатии, отношение к природе непрагматической модальности

Похожие статьи

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии

В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

Формирование эмоционально-чувственной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика алекситимии у детей с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению факторов риска возникновения алекситимии у детей с задержкой психического развития, а также изменениям эмоционально-волевой сферы у выборки испытуемых посредством проведения проектной деятельности.

Коррекция аутодеструктивного поведения подростков посредством арт-терапии

В современном обществе интенсивно продолжает распространяться аутодеструктивное поведение среди подросткового возраста. Аутодеструктивное поведение является одним из компенсаторных защитных механизмов адаптации и стабилизации личности, возможностью п...

Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с расстройством аутистического спектра

В данной статье автором рассматривается специфика формирования пространственно-временной ориентации у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Особое внимание уделяется построению и содержанию коррекционной работы.

Описание опыта работы «Занимательные занятия аппликаций из нетрадиционных материалов как средство развития творческих способностей детей с задержкой психического развития дошкольного возраста»

В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; основы диагностики творческих способностей; описывается опыт работы с дошкольниками с задержкой психического ...

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по формированию пространственно-временных представлений.

Коррекционно-развивающее обучение на уроках географии в школе-интернате для детей с умственной отсталостью

В статье описываются методы коррекционно-развивающего обучения, апробированные в процессе многолетней практической работы с детьми.

Похожие статьи

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии

В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

Формирование эмоционально-чувственной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика алекситимии у детей с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению факторов риска возникновения алекситимии у детей с задержкой психического развития, а также изменениям эмоционально-волевой сферы у выборки испытуемых посредством проведения проектной деятельности.

Коррекция аутодеструктивного поведения подростков посредством арт-терапии

В современном обществе интенсивно продолжает распространяться аутодеструктивное поведение среди подросткового возраста. Аутодеструктивное поведение является одним из компенсаторных защитных механизмов адаптации и стабилизации личности, возможностью п...

Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с расстройством аутистического спектра

В данной статье автором рассматривается специфика формирования пространственно-временной ориентации у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Особое внимание уделяется построению и содержанию коррекционной работы.

Описание опыта работы «Занимательные занятия аппликаций из нетрадиционных материалов как средство развития творческих способностей детей с задержкой психического развития дошкольного возраста»

В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; основы диагностики творческих способностей; описывается опыт работы с дошкольниками с задержкой психического ...

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по формированию пространственно-временных представлений.

Коррекционно-развивающее обучение на уроках географии в школе-интернате для детей с умственной отсталостью

В статье описываются методы коррекционно-развивающего обучения, апробированные в процессе многолетней практической работы с детьми.

Задать вопрос