Некоторые аспекты преподавания предмета «Природоведение» в 6–9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида в Бурятии
Автор: Чердонова Вероника Александровна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)
Дата публикации: 29.09.2013
Статья просмотрена: 157 раз
Библиографическое описание:
Чердонова, В. А. Некоторые аспекты преподавания предмета «Природоведение» в 6–9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида в Бурятии / В. А. Чердонова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 107-108. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4211/ (дата обращения: 16.12.2024).
Данная статья отражает некоторые аспекты преподавания курса «Природоведение» в коррекционных классах (6–9 кл.) школ для слепых и слабовидящих детей. В частности, рассматривается актуальность увеличения в рабочей программе педагогов часов для проведения лабораторных и практических работ, экскурсий в природу, экскурсий в музеи природы.
Ключевые слова: природоведение, коррекционные классы, экскурсии в природу, практические работы, школы IIIи IV вида.
В ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида обучается 101 учащийся, среди них с сочетанными диагнозами (III и IV вид с F 70, F 83) – порядка 26 % детей.
Детям с первичными и вторичными нарушениями в развитии III и IV вида с F 70 осуществляется преподавание предмета «Природоведение» в специальных коррекционных классах (с 6 по 9 класс) по авторским рабочим программам, сочетающих в себе решение не только общеобразовательных и воспитательных задач, но и коррекционный компонент- предупреждение и исправление первичных и вторичных нарушений в развитии у обучающихся с нарушениями зрения; развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации обучающихся в обществе. Учитываются также и индивидуальные аспекты обучения учеников — диагноз, сохранность умственной деятельности, наличие познавательных интересов, сформированность учебной мотивации и др.
Природоведение (естествознание) как учебный предмет в коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III и IV вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс).
В соответствии с образовательными программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений III, IV, VII, VIII видов, разрабатываемых на базе основных общеобразовательных программ,основными задачами преподавания природоведения в коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида являются:
- Донесение до учащихся знаний об элементах неживой природы (воздухе, воде, полезных ископаемых, почве) и живой природы (строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
- Формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
- Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
- Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома;
- Привитие навыков способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Преподавание предмета «Природоведение» в данных классах осложняется слабовидением и слепотой учащихся. Нарушение зрения у учащихся затрудняет процесс знакомства с природой, порождает трудности при изучении природоведения [1, с.15].
При проблемах со зрением, слепой или слабовидящий ребенок при восприятии предметов или явлений внешнего мира использует сохранные виды чувствительности: осязание, слух, остаточное зрение, обоняние, суставно-мышечное чувство.
Поскольку восприятие предметов и явлений живой и неживой природы у незрячих и слабовидящих школьников основано на деятельности сохранных анализаторов, значительно уступающих нормальному зрению по скорости и степени точности, то при формировании представлений могут возникать неточности, фрагментарность и ошибочность по сравнению с реально существующими предметами и процессами. Поэтому у детей с нарушениями зрения более обедненные, по сравнению со зрячими сверстниками, представления о природе [2, с.7].
Для формировании правильного представления о природных объектах и явлениях в программу введены дополнительные часы для проведения лабораторных и практических работ, экскурсий во все времена года, с выездом в места с естественными биогеоценозами и экосистемами, а также запланированы походы учащихся в местный музей Природы, где дети могут тактильно ощутить представителей флоры и фауны Бурятии.
Проведение экскурсий вприроду трудно переоценить для учащихся III-IV вида. На уроках-экскурсиях мы выявляем причинно-следственные связи по всем пройденным разделам курса «Природоведение» (в зависимости от класса): отдельные виды флоры и фауны; многообразие тел, веществ и явлений природы; строение живой клетки (на примере разрушения оболочки клеток под влиянием низких температур осенью-увядание растительности, разрушение хлорофилла, появление ксантофилла и др.); среды обитания организмов (на примере дождевого червя и среды его обитания);экосистемы леса, степи и гор; изменения в природе, вызванные деятельностью человека (антропогенное влияние на окружающую среду и ее загрязнение-мусором, пожарами, рубками леса и перевыпасом скота); важнейшие экологические проблемы Бурятии и пути их решения (задымленность, загазованность, сточные воды и очистные сооружения, усыхание леса в результате многочисленных пожаров, нерегулируемая рубка леса и ее последствия- эрозии почвы, опустынивание и др.); основные характеристики погоды.
При проведении экскурсий в этнографический музей и музей природы Республики Бурятии происходит активное распознавание биологических объектов по характерным, доступным для сохранной чувствительности признакам. Экспозиции музея природы насчитывают более 2000 экспонатов, многие из которых для наших учеников открыты к тактильной демонстрации. Экспозиции знакомят с особенностями природы Бурятии, раскрывают проблемы взаимодействия человека и природы. В живом уголке этнографического музея содержатся типичные представители животного мира Забайкалья — медведь, волк, олень, косуля, сарлык, верблюд.
В ходе экскурсий дети развивают наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё.
Перед проведением экскурсий учащимся предлагаются для просмотра тематические мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы с целью систематизации и обобщения знаний о природе.
Проведение практических работ с учащимися коррекционных классов позволяет получить новые знания о живой и неживой природе гораздо быстрее, увлекательнее и легче. Дети, с помощью практических работ, быстро запоминают новый материал, с удовольствием отвечают на поставленные вопросы, что существенно экономит время на этапе объяснения нового материала и на последующем уроке во время повторения материала. Как показал опыт, учащиеся с успехом применяют полученные во время практической работы знания и в ходе контрольно-измерительных работ. Так, проведенная в 6 коррекционном классе контрольная работа по теме «Вода» была выполнена блестяще: учащиеся все справились с заданиями, что говорит о необходимости дальнейшего широкого применения практических работ в курсе «Природоведение» для 6–9 коррекционных классов.
Таким образом, преподавание на высоком уровне курса «Природоведение» в коррекционных классах школы III-IV вида невозможно без увеличения числа экскурсий и практических работ в рабочей программе. Это, в целом, социализирует и адаптирует детей в обществе; дает возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление, речь и зрительный анализатор.
Литература:
1. Куколевская, Г. И. Рекомендации учителю по методике организации и проведения уроков природоведения/Г. И Куколевская. — М: Дрофа, 2006.
2. Тупоногов Б. К. Проведение экскурсий по биологии со слепыми и слабовидящими учащимися. Учебно-методическое пособие, 1989.
Ключевые слова
природоведение, коррекционные классы, экскурсии в природу, практические работы, школы III и IV вида., школы III и IV видаПохожие статьи
Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного словаря у детей с ОНР III уровня
Рассмотрены трудности в формировании глагольного словаря у детей с ОНР III уровня. Автором предложены методика обследования, технология и программа по устранению данных затруднений. Материалы можно внедрить в коррекционно-образовательный процесс чере...
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
О разработке элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации» для старших школьников
В данной статье говорится о значимости элективных курсов в профильном обучении, приводятся особенности разработки межпредметного элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации». Данная тема является актуальной на сегодняшний день, та...
Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах
В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общео...
Внеклассная деятельность учащихся по технологии в 7 классах при изучении раздела «Кулинария»
Статья посвящена вопросам организации внеклассной деятельности по технологии при изучении раздела «Кулинария» с учетом введения новых школьных образовательных стандартов и их требований к организации учебно-воспитательной деятельности учеников.
Определение резервов адаптации обучающихся 10-х профильных классов МБНОУ «Лицей № 4» в условиях профильного обучения методом кардиоритмографической программы «ORTO EXPERT»
В статье рассматриваются результаты мониторинга адаптивных резервов организма обучающихся 10-х профильных классов МБНОУ «Лицей № 4» в условиях профильного обучения, проведенного в 2009-2010, 2010-2011 и 2011-2012 учебных годах.
Проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов»
В статье анализируются проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров на младших курсах Тюменского государственного строительного университета по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов» и предл...
Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии
Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...
Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы
Значимость курса «Окружающий мир» как основы для изучения географии в старших классах неоспорима. Такому сложному курсу, как география (единственная дисциплина, знакомящая обучающихся с природой, населением и хозяйством России и других стран, изучающ...
Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»
В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...
Похожие статьи
Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного словаря у детей с ОНР III уровня
Рассмотрены трудности в формировании глагольного словаря у детей с ОНР III уровня. Автором предложены методика обследования, технология и программа по устранению данных затруднений. Материалы можно внедрить в коррекционно-образовательный процесс чере...
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
О разработке элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации» для старших школьников
В данной статье говорится о значимости элективных курсов в профильном обучении, приводятся особенности разработки межпредметного элективного курса «Теория принятия решений и методы оптимизации». Данная тема является актуальной на сегодняшний день, та...
Игровые приемы на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» в 5–6-х классах
В статье обоснована необходимость применения в работе с современными школьниками различных игровых упражнений и приемов по развитию связной речи. Обозначены образовательные и практические цели изучения раздела «Лексика» в пятых и шестых классах общео...
Внеклассная деятельность учащихся по технологии в 7 классах при изучении раздела «Кулинария»
Статья посвящена вопросам организации внеклассной деятельности по технологии при изучении раздела «Кулинария» с учетом введения новых школьных образовательных стандартов и их требований к организации учебно-воспитательной деятельности учеников.
Определение резервов адаптации обучающихся 10-х профильных классов МБНОУ «Лицей № 4» в условиях профильного обучения методом кардиоритмографической программы «ORTO EXPERT»
В статье рассматриваются результаты мониторинга адаптивных резервов организма обучающихся 10-х профильных классов МБНОУ «Лицей № 4» в условиях профильного обучения, проведенного в 2009-2010, 2010-2011 и 2011-2012 учебных годах.
Проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов»
В статье анализируются проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров на младших курсах Тюменского государственного строительного университета по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов» и предл...
Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии
Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...
Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы
Значимость курса «Окружающий мир» как основы для изучения географии в старших классах неоспорима. Такому сложному курсу, как география (единственная дисциплина, знакомящая обучающихся с природой, населением и хозяйством России и других стран, изучающ...
Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»
В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...