Приемы наглядного моделирования на уроках как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями
Автор: Печенкина Ирина Александровна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (37) февраль 2022 г.
Дата публикации: 06.01.2022
Статья просмотрена: 100 раз
Библиографическое описание:
Печенкина, И. А. Приемы наглядного моделирования на уроках как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями / И. А. Печенкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/6978/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье автор описываетприемы наглядного моделирования в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова: коллаж, наглядное моделирование, дети с интеллектуальными нарушениями.
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
Поскольку большинство психических функций имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем, то формирование такого рода взаимодействий у детей с интеллектуальной недостаточностью не только замедлено, но и происходит иначе, чем у нормально развивающихся сверстников. У таких детей страдает интеллект, мышление, воля, эмоции, моторика, речь, внимание, память и восприятие. Словарный запас отличается бедностью, фразы элементарные и построены неграмотно. Память и внимание ослаблены [2, с. 177].
Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного стандарта.
От того, какая будет организация урока зависит эффективность и последующих частей урока.
Учитывая трудную переключаемость детей с ОВЗ с одного вида деятельности на другой, во время оргмомента необходимо снять излишнюю возбудимость и переключить внимание ребенка на учителя. Один из приемов, которые можно использовать на начальном этапе урока, это рассказ какого-нибудь интересного факта. Например: «Ребята, а вы знаете почему в море вода соленая, а рыба в ней нет?». Ребята сразу же переключили свое внимание на учителя. «А потому, что в жабрах рыб присутствуют специфические клетки, в которых содержатся редкие белки, которые выводят соль наружу. Процесс выведения при этом требует от рыбы определенных затрат энергии (ведь перенос происходит в сторону моря, где вода более соленая). Таким образом морские рыбы принудительно выводят из организма избыток соли, сами оставаясь при этом несолеными». Такие интересные факты можно включать не только в начале, но и в другие части урока, когда учитель заметил ослабление внимания учащихся. Особенно эффективно, когда учитель неожиданно задает вопрос, например «Как плавают кальмары и осьминоги?» и отвечает на вопрос «Кальмары — отличные пловцы: они могут развивать скорость до 37 км/ч. Осьминоги могут парить в воде и передвигаться по дну, используя гибкие щупальца. А кальмары, спасаясь от врагов, могут выскакивать из воды. Высота прыжков доходит до 12 м» [1, с. 54]. Внимание детей в этот момент на учителе. Дальше можно продолжать урок.
Я с детьми ОВЗ на уроках часто использую коллажи, так как наглядный материал усваивается лучше, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и в дальнейшем воспроизводить её.
Коллажи позволяют закреплять пройденный материал, развивают фотографическую память ребенка, расширяют словарный запас, образное восприятие, дети учатся связно говорить, рассказывать, развивается умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Проиллюстрируем это на рисунках.
Рис. 1. Коллаж «Дельфин»
Учитель: Что общего у кита и у дельфина?
Дети: Это морские животные.
Аналогичным путём устанавливаются другие ассоциативные связи.
Корабль — дельфины хорошо плавают.
Очки — у дельфинов острое зрение.
Радиоприёмник — у дельфинов хороший слух.
Летучая мышь — дельфины хорошо ориентируются в пространстве.
Книга — дельфины очень умные животные.
Попугай — дельфины умеют разговаривать, но их язык нам не понятен.
Рыба — дельфины питаются рыбой.
Молоко — самки дельфинов кормят своих детёнышей молоком.
Дети — дельфины очень любят детей.
Мяч и обруч — дельфины выступают в дельфинариях
Примерный рассказ
Дельфины — это морские животные. Они умеют очень хорошо плавать. У дельфинов острое зрение, хороший слух и они отлично ориентируются в пространстве, можно сказать, что дельфины буквально видят окружающий мир через звуки и видят его куда лучше, чем остальные существа!
Дельфины — умные животные, они способны решать задачи, с которыми другие животные не справляются. Они умеют разговаривать, но их язык нам не понятен. Дельфины питаются рыбой. Самка кормит своих детёнышей молоком. Дельфины любят детей, выступают на представлениях в дельфинариях. Они умеют играть с мячом и обручем.
Рис. 2. Коллаж «Бобры»
Примерный рассказ
Бобры — дикие животные, обитают в лесу. У бобров густой мех и острые зубы. Хвост бобров похож на весло, а на задних лапах у них перепонки. Бобры живут около рек и умеют хорошо плавать под водой. Питаются бобры веточками и молодыми побегами деревьев, кустов. Бобриха кормит бобрят молоком. Бобры — хорошие строители. Они строят на реках плотины. Живут бобры в хатках. Вход в хатку всегда находится под водой.
Рис. 3. Коллаж «аФРИКА»
Примерный рассказ ребенка про материк Африка
(Африка — самый жаркий материк. Там находится самая большая пустыня Сахара. Ее называют «королевой пустынь». А верблюды — это «корабли пустыни». Еще в пустыне бывают зеленые уголки, которые называются оазисы. На материке Африка есть джунгли. Там живут обезьяны. Еще на материке Африка живут бегемоты, носороги, крокодилы, слоны и самое высокое животное жираф). Рассказ составлен совсем небольшой, но связный, что уже является большим достижением для ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Результаты использования коллажей
При использовании коллажей у детей:
— увеличивается круг знаний об окружающем мире;
— появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
— словарный запас выходит на более высокий уровень;
— дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Все это способствует развитию у детей универсальных учебных действий.
Приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Литература:
- Занимательная энциклопедия «Отчего и почему». — М.: Росмэн, 2018
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин. — М.: Издательский центр «Академия», 2001
Похожие статьи
Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада
В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.
Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями
В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.
Использование ИКТ при работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития на занятиях по формированию элементарных математических представлений в коррекционной группе
В статье автор показывает практический опыт использования специально разработанных компьютерных презентаций в работе с детьми с ЗПР на коррекционных занятиях.
Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи
В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике. Анализируются игровые приемы и методы работы с детьми с речевыми нарушениями. Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в ...
Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями развития
В статье представлены упражнения, которые направлены на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями.
Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР
В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии
В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...
Похожие статьи
Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада
В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.
Применение метода наглядного моделирования и схематизации в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи и их родителями
В статье авторы описывают применение методов наглядного моделирования и схематизации в коррекционной педагогике в условиях дошкольного обучения.
Использование ИКТ при работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития на занятиях по формированию элементарных математических представлений в коррекционной группе
В статье автор показывает практический опыт использования специально разработанных компьютерных презентаций в работе с детьми с ЗПР на коррекционных занятиях.
Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи
В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике. Анализируются игровые приемы и методы работы с детьми с речевыми нарушениями. Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в ...
Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями развития
В статье представлены упражнения, которые направлены на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями.
Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР
В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии
В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...