В статье отражены основные организационные основы учебного процесса в контексте реализации современных педагогических технологий и методик обучения в процессе подготовки к единому государственному экзамену.
Ключевые слова:учебный процесс, психические явления, развивающее обучение, умственные способности, мотив, единый государственный экзамен.
Психическая природа определяет деятельность и способности учащихся, основным средством диагностики которых на сегодняшний день является единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ). Однако действия в учебном процессе, которые порождают знания, необходимо определенным образом организовать, чтобы управлять ими и получить достойный образовательный результат. Поэтому учебная деятельность школьника должна быть осознанной, целенаправленной и активной, связанной с достижением поставленных задач. Успешное выполнение той или иной учебной деятельности определяется способностью учащегося. Умственные способности развивают интеллект школьника, влияют на его обучаемость и эффективность учебной деятельности. Способность тесно связана с понятием «одаренность». Одаренность помимо способности к сосредоточенному вниманию и быстроте мыслительного процесса, отличается также энергичной любознательностью и особой настроенностью на умственную работу.
Психические явления могут быть побуждением к действию. В этом случае они становятся мотивомкак определенной потребностью. Однако в качестве мотива выступает не сама потребность, но предмет потребности, предполагающий осуществление будущего. То есть, мотив связан с опредмеченной потребностью, причем мотивационный предмет может быть как вещественным, так и идеальным. В итоге мотив определяет устойчивость и направление поведения индивида, обеспечивает достижение цели. Наиболее важными мотивами с педагогической точки зрения можно считать потребности учащегося в познании, самоактуализации, любви и другие эстетические потребности.
С процессом деятельности тесно связано общение. При этом общение в психолого-педагогическом смысле представляется в виде контактов между учащимися, которые порождаются потребностью в совместной деятельности. В общении ни один из партнеров не может рассматриваться в качестве объекта, но каждый является активным субъектом этого процесса. В общении имеет место максимальное проявление субъективной сущности ученика. Процесс общения может приобретать относительную самостоятельность. Поэтому учитель должен знать правила и обладать техникой общения.
Обобщая сказанное необходимо выделить следующие принципы обучения, в процессе подготовки к ЕГЭ. Объектом воздействия педагога является учащийся, имеющий индивидуальные психологические особенности восприятия и осмысления знаний и умений. Поэтому концептуальную основу учебно-воспитательного процесса составляет принцип личностно-ориентированного обучения. Здесь главная цель в максимальном выявлении и грамотном «окультуривании» индивидуального опыта школьника для достижения им высокого образовательного результата на этапе ЕГЭ.
Личностно-ориентированное обучение тесно связано с проблемой развития учащегося. Необходимо, чтобы школьники не только обучались, но также развивали человеческие качества — ум, волю, позитивные чувства, честь, совесть. В современной дидактике в качестве базового принято положение психолога Л. С. Выготского о том, что обучение обязано опираться на достигнутый уровень развития. При этом обучение должно быть нацелено на «зону ближайшего развития», где возникают внутренние процессы психических новообразований. Развивающее обучение (авторы принципа — В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин) осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ученик сознательно ставит цели и задачи, творчески их достигает. Основа такой технологии — решение учебных задач. В дальнейшем идея развивающего обучения была дополнена концепцией саморазвивающего обучения (автор технологии — Г. К. Селевко). Здесь обучение выражается не только в удовлетворении познавательных потребностей, но в самоутверждении и самоактуализации школьника в контексте самосовершенствования личности.
Для обоснования процесса развивающего обучения важнейшим является принцип единства сознания и деятельности (сформулирован А. Н. Леонтьевым и С. П. Рубинштейном). Он состоит в том, что любые природные задатки, имеющиеся у человека с рождения, получают развитие лишь в процессе деятельности. При этом продуктивность мышления наиболее ярко проявляется при решении учеником различных проблем. Поэтому проблемность является важной и неотъемлемой чертой познания. Психологический принцип единства сознания и деятельности в дидактике реализуется в единстве содержательной и процессуальной сторон обучения.
Указанные принципы послужили основой для разработки и реализации психологических моделей учебно-воспитательного процесса при подготовке к ЕГЭ — активизирующей, формирующей и развивающей. Основная цель активизирующей модели — повысить уровень познавательной деятельности учащихся. Основное средство здесь — проблемный подход. Формирующая модель — это поэтапное обучение умственным действиям с помощью определенных правил. Цель развивающей модели — создание с помощью организационных форм обучения особых условий, способствующих развитию личности школьника.
Литература:
1. Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков// Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.
2. Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.
3. Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.
4. Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.
5. Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.
6. Матусевич, М. С. Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте / М. С. Матусевич, В. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 795–797. С. 227–229.
7. Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
8. Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.
9. Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.
10. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.
11. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.
12. Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.
13. Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.
14. Сухоруков, В. Д. Метометодика в контексте дидактических традиций и новаций / В. Д. Сухоруков // Вестник Герценовского университета. 2007. № 7. С. 48–51.
15. Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.
16. Ткачук, В. А. Взаимосвязь психофизиологических особенностей профессиональной деятельности летного состава и его статокинетической устойчивости / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). с. 373–375.
17. Ткачук, В.А. влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на структуру внутриличностных конфликтов студентов гуманитарного ВУЗа / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). с. 1036–1038.
18. Ткачук, В. А. Связь характера ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62).