Тенденции изменений целевых ориентиров обучения математике в общеобразовательной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 29.12.2018

Статья просмотрена: 582 раза

Библиографическое описание:

Демидова, М. В. Тенденции изменений целевых ориентиров обучения математике в общеобразовательной школе / М. В. Демидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55267/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: математическое образование, математическое мышление, универсальные учебные действия, процесс обучения математике, интеллектуальная готовность обучающихся, воспитание культуры личности, планируемые результаты обучения.

Современный взгляд на цели и содержание школьного курса математики во многом определяется процессом становления дисциплины, — такого мнения придерживается ряд учёных (Б. В. Гнеденко [2], В. В. Давыдов [3], О. Б. Епишева [4], А. Н. Колмогоров [5], Г. И. Саранцев [8], Р. С. Черкасов [11], В. В. Фирсов [10]). Анализ трудов, посвященных истории формирования математических дисциплин как школьных предметов: математика, алгебра и геометрия, позволяет сделать вывод о неоднократном смещении акцентов в отношении содержания и целей обучения данным дисциплинам. Так, В. В. Фирсов отмечал: «Педагогам предстояло в первую очередь договориться о едином понимании целей обучения предмету…; скорее актуален вопрос о том, насколько эти цели отвечают нашему сегодняшнему пониманию того, какой мы хотим видеть российскую школу» [10,с.10].

Рассмотрим ретроспективный анализ изменения целей обучения математическим дисциплинам. Стоит отметить, что наряду с изменениями целевых составляющих, неизменным остаются только цели формирования логического и математического мышления. В 70-х годах XX в. приоритетной целью стала выработка твёрдых оперативных навыков. Помимо данной цели, в 1975 г. А. Н. Колмогоров выделил следующие: «воспитание воображения и интуиции, позволяющих решать сложные задачи, может быть и без умения полностью аргументировать найденный путь решения» [5,с.9] и «воспитание отчётливого логического мышления и способности воспринимать сознательно новые и отвлечённые понятия» [5,с.9]. В 80-х годах на основании Базисной программы по математике, к выработке навыков учёные добавили цели формирования знаний и умений (ЗУН), а также сместили акцент на повышение прикладной и практической направленности курса математических дисциплин. Позднее цели обучения были классифицированы наобразовательные, воспитательные и развивающие, образовывая в своей совокупности триединую цель обучения математике. Изменение целевого ориентира учёные связывают с расширением функций обучения математике как учебному предмету. Так, Г. И. Саранцев выделял одиннадцать функций, куда помимо, образовательной, воспитательной и развивающей, вошли ещё эвристическая, прогностическая, эстетическая, контрольно-оценочная, информационная, корректирующая, интегрирующая и гуманистическая. При этом образовательную функцию обучения математике автор связывает «со становлением ученика как субъекта активности, приобщением его к творческой деятельности, развивающую — с приращением психических процессов, развитием личностных качеств ученика» [8,с.28]

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования от 5 марта 2004 года сместил ориентиры с образовательных, воспитательных и развивающих целей, приоритетом стало интеллектуальное развитие учеников ступени основного общего образования, овладение ими системой математических знаний и умений, воспитание культуры личности.

На сегодняшний день, согласно действующего ФГОС ООО, цели обучения математике как учебной дисциплине нашли своё отражение в планируемых результатах: предметных, метапредметных, личностных. В процессе освоения предметного содержания «обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях» [9, с. 14].

Концепция развития математического образования в России ориентирует на «формирование готовности учащихся к применению математики в других областях; формирование интеллектуальной готовности школьников и студентов к обучению» [7].

Целевые ориентиры математического образования в период с 1970 г. по настоящее время в обобщённом виде представим в следующей таблице.

Таблица 1

Целевые ориентиры математического образования впериод с 1970г. по настоящее время

1975г.

А. Н. Колмогоров

-выработка твёрдых оперативных навыков;

—воспитание воображения и интуиции, позволяющих решать сложные задачи, может быть и без умения полностью аргументировать найденный путь решения;

—воспитание отчётливого логического мышления и способности воспринимать сознательно новые и отвлечённые понятия.

1980-е г.

Р. С. Черкасов

-овладение школьниками определенным объемом математических знаний, умений и навыков;

—формирование в процессе обучения предмету научного мировоззрения, высоких моральных качеств учащихся, развития их интеллектуальных сил и способностей, готовности к труду.

В. В. Фирсов

-развитие творческих способностей учащихся через прочный фундамент знаний, умений и навыков;

—формирование научно-материалистического мировоззрения, политехнических умений.

1997г.

О. Б. Епишева

-передача учащимся определенной системы математических знаний, умений и навыков — основ математической науки, необходимых для общего образования, для его продолжения в высшей школе, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни;

—помощь учащимся в овладении математическими идеями и методами познания реальной действительности, необходимых для продолжения изучения математики в любой системе непрерывного образования и будущей профессиональной деятельности;

—выработка у учащихся умений решать основные типы математических задач и применять теорию в различных конкретных ситуациях;

—формирование у учащихся на материале учебного предмета математики способов учебно-познавательной деятельности (технологии обучения);

—знакомство учащихся с элементами гуманитарного знания, связанного с математикой.

2004г.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования

-овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

—интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

—формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

—воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

2010г.

ФГОС ООО

В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся:

—развивают логическое и математическое мышление;

—получают представление о математических моделях;

—овладевают математическими рассуждениями;

—учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты;

—овладевают умениями решения учебных задач;

—развивают математическую интуицию;

—получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.

2013г.

Концепция развития математического образования в России

-формирование готовности учащихся к применению математики в других областях;

—формирование интеллектуальной готовности школьников и студентов к обучению.

Достижение планируемых результатов возможно посредством формирования универсальных учебных действий при обучении математике.

Боженкова Л. Л. в своих исследованиях выделяет связи между достижением развивающей цели и формированием познавательных УУД, «воспитательные цели обучения включаются в личностные и коммуникативные УУД», «развитие устной и письменной математической и родной речи связано с коммуникативными УУД», лишь регулятивные УУД представляют собой отдельный класс умственной деятельности [1,с.33]. Развивающая цель обучения, по мнению В. В. Давыдова, достигается за счёт формирования у обучающихся теоретического мышления, ориентированного не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношений между ними, установление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения при изучении какой-либо дисциплины [3,с.198].

Г. С. Ковалева, О. Б. Логинова выделяют из структуры планируемых результатов целевые установки обучения математике в основной школе: «формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предмета» [6,с.6].

Проецируя эти цели на универсальные учебные действия, можно сделать вывод о необходимости вычленения в их составе той части, которая лежит в поле этой проекции.

Литература:

  1. Боженкова, Л. И., Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре [Текст] / Л. И. Боженкова — М.: Лаборатория знаний, 2016. — 33 с.
  2. Гнеденко, Б. В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. [Текст] / Б. В. Гнеденко.- М.: Просвещение, 1982. — С.144.
  3. Давыдов В. В. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения. [Текст] / В. В. Давыдов. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  4. Епишева О. Б. Епишева, О. Б. Общая методика преподавания математики в средней школе. [Текст] Курс лекций, уч. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов. / О. Б. Епишева. — Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1997.
  5. История математического образования в СССР / [под.ред. И. З. Штокало, А. Н. Боголюбов, А. Н. Колмогоров и др.]. — Киев: Наукова думка, 1975. — 384 с.
  6. Планируемые результаты начального общего образования / [под.ред. Г. С. Ковалёва, О. Б. Логинова]. — Москва: Просвещение, 2009. — 120 с.
  7. Концепция развития математического образования в Российской Федерации: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декаб. 2013 г. № 2506 — р // Российская газете. — 2013. — 27 декабря.
  8. Саранцев, Г. И. Методология методики обучения математике. [Текст] / Г. И. Саранцев. — Саранск: Красный Октябрь, 2001. — 28 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с.
  10. Фирсов, В. В. Единая и разнообразная. [Текст] / В. В. Фирсов. — М.: Советская педагогика, 1989, № 2.
  11. Черкасов, Р.С, Столяр А. А. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. / Р. С. Черкасов // Москва: Просвещение — 1985. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): математическое образование, математик, математическое мышление, воспитание культуры личности, общее образование, умение, формирование, государственный образовательный стандарт, математическая интуиция, отчетливое логическое мышление.


Ключевые слова

математическое образование, универсальные учебные действия, процесс обучения математике, математическое мышление, интеллектуальная готовность обучающихся, воспитание культуры личности, планируемые результаты обучения

Похожие статьи

Оптимальные системы занятий иностранного языка

В данной статье идет речь о оптимальных систем занятий иностранного языка и ее процессы обучения.

Педагогические технологии в профессиональной работе педагога дошкольного учреждения

В статье рассмотрены особенности внедрения педагогических технологий в среду ДОУ.

Развитие креативного мышления на уроках гуманитарного цикла: история, обществознание, литература, русский язык, иностранный язык

Рассматривается дивергентное мышление как умение обучающихся отступать от стандартных идей, правил и шаблонов при изучении предметов гуманитарного цикла. Научная новизна исследования обоснована разработкой и реализацией Модели развития креативного мы...

Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Формирование мотивационной сферы обучающихся в образовательном процессе

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Роль самостоятельного образования в формировании преподавательской компетентности у студентов

В данной статье автор обсуждает вопросы самостоятельного образования в формировании будущих преподавательской компетентности у студентов.

Похожие статьи

Оптимальные системы занятий иностранного языка

В данной статье идет речь о оптимальных систем занятий иностранного языка и ее процессы обучения.

Педагогические технологии в профессиональной работе педагога дошкольного учреждения

В статье рассмотрены особенности внедрения педагогических технологий в среду ДОУ.

Развитие креативного мышления на уроках гуманитарного цикла: история, обществознание, литература, русский язык, иностранный язык

Рассматривается дивергентное мышление как умение обучающихся отступать от стандартных идей, правил и шаблонов при изучении предметов гуманитарного цикла. Научная новизна исследования обоснована разработкой и реализацией Модели развития креативного мы...

Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Формирование мотивационной сферы обучающихся в образовательном процессе

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Роль самостоятельного образования в формировании преподавательской компетентности у студентов

В данной статье автор обсуждает вопросы самостоятельного образования в формировании будущих преподавательской компетентности у студентов.

Задать вопрос